«Методика обучения написанию эссе по обществознанию в старшей школе »

Методическая разработка представляет собой систему работы по обучению навыкам  выполнения заданий №36 Единого государственного экзамена  по общестовзнанию. В работе рассмотрены вопросы методики выбора  высказывания, выделения проблемы и смысла высказывания, а также  подходы к практической и теоретической аргументации при написании мини сочинения. Затронуты также некоторые общетеоретические аспекты эссе, как жанра художественной публицистики.  Материал разработан  апробирован  на практике   в теч... Глава 1. Эссе как жанр художественной публицистики.  Теоретические аспекты…………………………………………………………………5 1.1  Характеристика видов  эссе.  1.2. Жанровые   особенности        эссе   по     обществознанию 1.3.  Структурные      особенности        обществоведческого эссе 1.4.   Содержательные и смысловые  аспекты   критериев  оценивания   эссе Глава 2. Методика формирования  навыков написания эссе……..9 2.1.  Методика  выбора высказывания для написания  эссе 2. 2. Методика  работы  с высказыванием   ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Калужской области

Отдел образования МО МР «Боровский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Балабаново»

Боровского района



Научно - методическая разработка на тему:

«Методика обучения написанию эссе по обществознанию в старшей школе »



Санниковой Людмилы Владимировны

учителя истории и обществознания














г. Балабаново

2015

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Эссе как жанр художественной публицистики. Теоретические аспекты…………………………………………………………………5

1.1 Характеристика видов эссе.

1.2. Жанровые особенности эссе по обществознанию

1.3. Структурные особенности обществоведческого эссе

1.4. Содержательные и смысловые аспекты критериев оценивания эссе

Глава 2. Методика формирования навыков написания эссе……..9

2.1. Методика выбора высказывания для написания эссе

2. 2. Методика работы с высказыванием с целью определения проблемы высказывания.

2.3. Варианты передачи смысла высказывания.

2.4. Отличительные особенности теоретических положений и фактической аргументации.

2.5. Способы подбора правильных теоретических положений и фактических аргументов.

2.6. Методика аргументации собственной позиции и построения заключительных положений эссе.

Глава 3. Мониторинг сформированности навыков написания эссе….14

Заключение ………………………………………………………….........15

Приложения …………………………………………………... …………16

Литература …………………………………………………………..........20



Введение.

Эссе - жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики и науки. В научной литературе можно встретить различные определения эссе и различные суждения об этом жанре. В настоящее время эссе стало частью одного из самых выбираемых выпускниками экзаменов за курс средней школы, экзамена по обществознанию. Статистика показывает, что немногим выпускникам удается написать эссе, максимально удовлетворяющее критериям, а ведь от успешного выполнения этого задания порой зависит и успешность всего экзамена в целом.
По итогам экзамена прошлых лет можно констатировать, что лишь каждый десятый выпускник получает по данному виду экзаменационного задания по обществознанию максимальный балл, 1 балл получает каждый третий, 2 балла каждый четвертый выпускник, 3 балла - каждый пятый, каждый шестой- 4 балла.

Каким же образом можно достичь более высоких результатов? Этим вопросом задаются педагоги, выпускники, родители, администрации образовательных организаций. Наибольшие трудности возникают при формулировке проблемы высказывания, подборе теоретической аргументации своей точки зрения и корректных примеров.

Умение грамотно, логично излагать свои мысли, аргументировать свою позицию - жизненно необходимая компетентность современного человека.

Безусловно, это зависит от общей культуры выпускника, уровня достижения им предметных и метапредметных результатов по всему комплексу общественно-научных дисциплин, психологического состояния. Моя педагогическая практика показывает, что результата можно достичь при наличии системы работы и учебной мотивации обучающихся. В тоже время мы всё чаще сталкиваемся с нежеланием обучающихся работать над собой в этом направлении, «клиповое мышление» не способствует осмысленному чтению и глубокому пониманию содержания прочитанного.

Хорошим мотивационным элементом может служить как раз достижение высокого результата на ЕГЭ по обществознанию.

Таким образом, возникшее противоречие определяет проблему изучения: каковы концептуальные основы формирования навыков написания эссе по обществознанию.

В качестве объекта изучения выступает эссе как одно из заданий повышенного уровня сложности в ЕГЭ.

Предметом изучения является формирование навыков работы с высказыванием, способствующих успешному написанию эссе по обществознанию.

Цель работы - разработать методику обучения написанию эссе на основе теоретико-методологических положений работы с учебными текстами и высказываниями, лежащих в основе образовательной практики школы.

Гипотеза изучения основана на том, что выпускники будут успешно справляться с написанием эссе по обществознанию в старшей школе если:

  • усвоили способы работы с художественными, научными и неадаптированными текстами в основной школе;

  • формирование навыков работы с высказыванием основано на активном включении обучающихся в групповую и индивидуальную работу на основе создания ситуации успеха;

  • созданы организационно-дидактические условия, способствую­щие усвоению способов работы с высказываниями и текстами;

  • определены критерии и способы диагностики, позволяющие адекватно оценить полученный результат.

  • Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты работы над эссе как жанром художественной публицистики.

  2. Разработать поэтапную методику написания эссе.

  3. Разработать методику критериального анализа готовых мини сочинений на уроках обществознания.

4. Провести диагностику сформированности навыков написания эссе, удовлетворяющего критериям.

В основу формирования системы работы по обучению написанию мини сочинения по обществознанию положен системно-деятельностный подход, включающий групповые и индивидуальные формы работы, как на уроке, так и на элективных курсах.

Глава 1. Эссе как жанр художественной публицистики. Теоретические аспекты.

Эссе от французского («essey») - опыт, набросок - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, который сочетает индивидуальную позицию автора с непринужденным, порой парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь [Энциклопедический словарь 1987: 1565].

Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета»

[Литературный энциклопедический словарь 1987: 516].

Кроме того, исследователи выделяют некоторые общие родовые свойства эссе:

  • ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим принципом эссе.

  • в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, объекта мысли, а не личности автора.

  • особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом.

  • наличие образности, экспрессивности - всего, что является выражением его художественности и публицистичности.

Основателем жанра в европейской традиции принято считать французского философа Мишеля Монтеня и его труд «Опыты», относящийся к 1580 году.

Исследователи выделяются художественно-критические, и философские эссе, объектом осмысления в них являются литературные или философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркими примерами философских эссе являются тексты Жан-Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии»). Эссе также допускает чередование полемичных высказываний, вопросов, рассуждений, зарисовок.

Форма эccе по обществознанию задаётся самим высказыванием автора. Через его анализ выпускник должен предложить свой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра должны быть направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читающего.

Эссе как вид учебного задания преследует художественно-эстетические и познавательно-практические цели, достижение которых способствует получению метапредметных результатов.

Экзаменационное эссе по обществознанию относится к одной из пяти содержательных линий курса, как то: «Политология», «Философия», «Социология и социальная психология», «Экономика», «Право». Темой эссе является одна из выбранных выпускником цитат. Цитаты принадлежат известным людям и относятся к перечисленным выше содержательным линиям.

К содержанию обществоведческого эссе предъявляются конкретные требования: оно должно восприниматься как единое целое, с ясно выраженной и понятной идеей, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия своей позиции, иметь четкую структуру, логичность изложения. Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения. Аргументация по заявленной проблеме должна быть убедительной.

Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции.

Указанные содержательные аспекты раскрываются последовательно по следующему алгоритму:

  1. Цитата

  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.

  3. Смысл высказывания.

  4. Собственная точка зрения.

  5. Аргументация на теоретическом уровне.

  6. Аргументы из социальной практики, истории, литературы, подтверждающие высказанные теоретические положения и главную мысль высказывания.

  7. Вывод (не должен совпадать с проблемой).

Авторами контрольно-измерительных материалов разработаны критерии оценивания эссе с учётом смысловой и содержательной компоненты.

Основной критерий (К1) предполагает точное раскрытие смысла высказывания. Он является таковым в силу того, что при неверном раскрытии смысла работа считается не выполненной.

Второй критерий (К2) требует раскрытия темы с опорой на соответствующие понятия, того раздела обществознания, к которому относится высказывание. Причем понятия должны раскрываться в контексте рассуждений, а не цитированием определений. Компоненты аргументации, выводы должны быть связаны непосредственно с раскрываемой темой.

Третий критерий (К3) определяет качество фактической аргументации. Здесь важно подобрать факты и примеры из различных источников: материалы учебных предметов (история, литература, биология, география и другие), факты личного социального опыта. Особо оговаривается наличие примеров из различных источников и не менее двух. Все факты должны соответствовать обосновываемому тезису.









Глава 2. Методика формирования навыков написания эссе.

Практическая работа по формированию навыков написания эссе проводилась в рамках элективного курса и включала теоретические ( 6 ч), практические занятия (12 ч) и контрольные работы (5ч).

Тематический план элективного курса по теме: « Пишем эссе»

Тема занятия

Вид

Кол-во часов

Контрольная

работа

1.

Как выбрать высказывание

Теоретическое

1

Практическое

2

1

2

Определяем проблему высказывания

Теоретическое

1

Практическое

2

1

3

Определение смысла высказывания

Теоретическое

1

Практическое

2

1

4

Особенности теоретической аргументации

Теоретическое

1

Практическое

2

1

5

Способы практической аргументации

Теоретическое

1

Практическое

2

1

6

Аргументация собственной позиции

Теоретическое

1

Практическое

2

7

Итоговая зачётная работа

2

2.1. Методика выбора высказывания для написания эссе

На первом занятии обучающимся предлагается памятка по выбору высказывания следующего содержания:

  1. Прочитайте все предложенные высказывания.

  2. Определите к какой базовой науке они относятся.

  3. Прочитывая высказывания второй раз, напишите несколько базовых понятий и терминов (не менее 5) к каждой из базовых наук.

  4. В каком из выбранных высказываний вам это удалось легко, вы почувствовали уверенность в том, что вам понятен его смысл и доступна аргументация?

На первом этапе обучающиеся работают самостоятельно, затем каждый озвучивает результат. Формируется общий список терминов и понятий к каждому высказыванию. Тематически высказывания охватывают все базовые науки на каждом занятии, поэтому одновременно происходит повторение терминов и понятий всего курса.

2. 2. Методика работы с высказыванием с целью определения проблемы высказывания

Второе занятие - это непосредственная работа с высказыванием по алгоритму для выделения проблемы:

1. Находим ключевые понятия в высказывании, подчеркнем их.

2. Ответим на вопрос, как связаны они в данном высказывании по смыслу?

3. К какой базовой науке относится эта связь?

4. О чём это высказывание?

  1. Что, по вашему мнению, хотел сказать автор об этом?

  2. Имейте в виду, что за частным мнением автора вы должны увидеть общий вопрос, на который он отвечает.

На данном этапе целесообразно организовать групповую работу, в процессе которой происходит согласование возможных смыслов и их коллективное обоснование. На теоретическом этапе работы учитель комментирует все позиции алгоритма.

Затем группы получают одно высказывание время для активного обсуждения в группе и записи тезисов ответов на поставленные вопросы.

Следующий этап - защита своих тезисов каждой группой и согласование общей позиции, сравнение с образцом. В качестве домашнего задания каждая группа получает отдельную цитату для определения смысла высказывания. Контрольная работа заключается в выполнении аналогичного задания на уроке или на занятии элективного курса.

2.4. Отличительные особенности теоретических положений и фактической аргументации

Целью следующего занятия должно быть объяснение отличий между теоретическими положениями и практической аргументацией. Теоретические положения в обществоведческом эссе, к какой бы из базовых наук не относилась цитата, должны опираться на термины и понятия данной науки. Очень важным является то, что данный вид аргументации не может выступать в виде определений, а должен быть включен в логическую цепочку рассуждений автора эссе. В качестве теоретических аргументов могут также выступать мнения ученых, общественных деятелей, мыслителей прошлого и современности.

Фактическая аргументация представляет собой примеры, подтверждающие высказанные теоретические положения. Чаще всего в качестве подобных аргументов обучающиеся используют сюжеты из жизни литературных героев, исторических личностей, сообщения средств массовой информации,

реже собственный социальный опыт. Первый вариант эссе рекомендуется писать на черновике, и, подобрав аргументы, проверить их адекватность и уместность, ответив на ряд вопросов, а именно: подтверждают ли аргументы высказанное мной мнение?, возможно ли их истолковать иначе?, не противоречат ли они тезису, который вы высказали?, насколько они убедительны и соответствуют теме?

2.5. Способы подбора правильных теоретических положений и фактических аргументов.

Подбор аргументов может опираться на утверждение собственного тезиса или на опровержение тезиса, приведенного в цитате. В качестве аргумента в процессе обучения написанию эссе использовали пословицы и поговорки, авторитетные мнения, литературные сюжеты и исторические факты.

В процессе работы удалось выработать некую «стратегию» подбора аргументов:

Сильными аргументами для эссе в большинстве случаев являются:

- суждения на основе точно установленных и документально подтвержденных фактов,

(это касается примеров, обращенных к историческим личностям, события и явлениям);

- статистические данные со ссылкой на источники;

- цитаты из законов, постановлений;

- мнения авторитетных людей (философов, государственных деятелей, ученых)

Слабыми аргументами традиционно признаются:

- выводы из сомнительных статистических данных (опрошено пять человек в ночном клубе)

-рассуждения с сознательно допущенной логической ошибкой;

- ссылки на неизвестные авторитеты («мой друг, специалист компьютерам, сказал»)

- надуманные аналогии (аналогия между игрой моральными нормами и вождением автомобиля);

- предположения, основанные на личном опыте.

Не следует приводить чрезмерно много аргументов. В критериях оценивания говорится о достаточности двух аргументов, но из разных источников.

2.6. Методика аргументации собственной позиции и построения заключительных положений эссе.

Заключительная часть работы предполагает подведение итогов и формулировки вывода. Он, безусловно, не должен совпадать с суждением и проблемой. Его функция - свести воедино идеи аргументов и подвести итог рассуждений.

Практическое занятие по данной теме предусматривает прочтение написанного мини-сочинения, подчеркивание аргументов и формулировку общего вывода.

Сформулировать вывод могут помочь фразы-клише:

Данная проблема столь многогранна, что дать однозначную оценку весьма сложно...
Проблема, поднятая автором, имеет ряд аспектов, я в своем сочинении попытался (лась) раскрыть лишь один из них.

Остальные остались за рамками моего сочинения.
Таким образом, можно сделать вывод...
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...

Глава 3. Мониторинг сформированности навыков написания эссе.

Контроль и проверка уровня сформированности навыков написания эссе может проводиться в несколько этапов:

  1. Контрольное занятие после каждого из 6 тематических учебных блоков.

  2. Итоговая зачётная работа (написание эссе).

Тематический блок

Содержание мониторинга

Особенности эссе по обществознанию

Анализ готового эссе с целью установления соответствия структуры критериальным требованиям

Определяем проблему высказывания

Тестирование: из перечня проблем для каждой из базовых наук подбираем проблему к предложенным высказываниям

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Определение смысла высказывания

Практическая работа с высказыванием с последующим взаимоконтролем. Перефразирование высказывания.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Особенности теоретической аргументации

(резюмирование) Анализ готовых эссе с целью определения качества аргументации. Написание своего эссе с акцентом на теоретическую аргументацию

Способы практической аргументации

(резюмирование) Анализ готовых эссе с целью определения качества аргументации. Написание своего эссе с акцентом на практическую аргументацию

Аргументация собственной позиции

Дискуссия по анализу авторских позиций в эссе.

Итоговая зачётная работа

Написание эссе, удовлетворяющего всем критериям


Результаты мониторинга сформированности навыков написания эссе по обществознанию



Год

2011-2012

2012-2013

Кол-во баллов

Кол-во человек

Кол-во человек

2

8

10

3

10

9

4

4

7

5

0

2

1

8

2

Заключение

Решая задачи современного общего образования, опытный педагог понимает ценность овладения обучающимися навыками анализа, смысловой интерпретации текстов, как учебных, так и литературно-художественных. Умение работать с готовым текстом- это первый шаг к написанию собственного мини сочинения.

Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение будучи всегда погружено в определенный социальный контекст должно быть активным, деятельностным. К числу задач, решаемых при работе над эссе относится умение анализировать информацию, обладать связной, грамотной речью.

В данной работе были:

  • изучены теоретические аспекты письменной экзаменационной работы в форме эссе;

  • разработана методика формирования навыков написания эссе по обществознанию, соответствующего критериям, на уроках и элективном курсе;

  • разработана методика развития умения выделять проблему, раскрывать смысл высказывания, аргументировать теоретическими положениями и примерами свои суждения;

  • разработана и проведена первичная диагностика сформированности навыков написания эссе по обществознанию

Хочется отметить, что данная работа, имела целью не только научить выпускников правильно писать мини сочинение, но закрепить желание и стремление вдумываться в прочитанное, дифференцировать получаемую информацию, что является частью их общей читательской компетенции

Предлагаемая в моей работе методика не только позволит овладеть навыками написания мини сочинения по обществознанию, но и может стать частью механизма формирования читательской компетенции, что особенно актуально в условиях введения стандартов нового поколения.



















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Философия

• Время и пространство и как формы бытия человечества

• Движение и развитие как способы существования общества и человека

• Соотношение сознательного и бессознательного в поведении человека

• Познаваемость мира

• Соотношение субъекта и объекта познания

• Истина и ее критерии.

• Уровни научного знания: эмпирический и теоретический

• • Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

• Соотношение материальной и духовной сторон жизни общества

•. Соотношение свободы и ответственности личности

• Многовариантность общественного развития.

• Общественный прогресс, его критерии

• Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

• Философское понимание морали.

• Роль народных масс и личности в истории.

Социология. Социальная психология

• Соотношение объективных и субъективных факторов в общественных процессах.

• Роль ценностей в жизни человека.

• Социальное неравенство и свобода.

• Прогресс и регресс в развитии общества.

• Дифференциация социальных ролей.

• Социальное познание: объект и субъект.

• Взаимодействие между социальными группами.

• Молодёжь как особая социальная группа.

• Особенности социализации поколений. Агенты социализации.

• Социальная мобильность: виды и содержание.

• Соотношение социальных статусов и социальных ролей.

• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

• Функции семьи, образцы семейного поведения.

• Социальная активность человека.

• Национальные особенности ценностных ориентаций

  • Менталитет и стереотипы поведения.

Политология

• Место и роль государства в политической системе общества.

• Общественные движения в политической системе общества.

• Типы отношения человека к политике.

• Политическое поведение и политическая деятельность.

• Соотношение целей и средств в политике.

• Легитимность и эффективность политической власти.

• Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

• Взаимная ответственность государства и личности.

• Политический плюрализм в демократическом обществе.

• Сущность политического процесса.

• Революция и реформа как виды политических преобразований.

• Функции и типы политического лидерства.

• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий

• Института права и его взаимодействие с другими социальными институтами.

Правоведение

• Право как регулятор общественных отношений.

• Социальная ценность функции права.

• Право и мораль: проблеме взаимодействия.

• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

• Государство и гражданское общество.

• Социальное государство: признаки и функции.

• Правовой нигилизм и пути его преодоления.

• Сущность юридической ответственности.

• Правовая культура обществ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примеры для работы с высказываниями

1. Цитата

«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».

(Ф. Аквинский)

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема сознательного регулирования поведения людей. Данная проблема актуальна в условиях современного общества, которое характеризуется усилением взаимозависимости и взаимосвязи между людьми.

3. Смысл высказывания

Фома Аквинский утверждает, что главным проявлением сознательности поведения человека является возможность определять свое поведение в соответствии с личным выбором. Он убежден, что лишь в случае свободного выбора индивид должен нести ответственность за свои действия. А социальные санкции лишь в этом случае имеют смысл и способны воздействовать на него.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Свобода. Ответственность в поведении человека. Способы регулирования поведения человека. Сознательное регулирование. Выбор и ответственность.
Пределы, в которых осуществляется выбор. Социальные санкции. Роль социальных санкций в формировании типа поведения индивида в обществе.

5. Примеры

1. Солдат, находящийся при исполнении обязанностей не несет ответственности за свои действия, если он исполняет приказ, так как у него нет свободы выбора.
2. Душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, в связи с этим УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает привлечение его к уголовной ответственности.

1. Цитата

«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования».

(Лао-Цзы)

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема степени легитимности государственной власти, характера взаимоотношений между гражданами и государством, авторитета власти. Проблема актуальна в условиях современных политических процессов.

3. Смысл высказывания

По мнению автора, степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависят, в том числе и от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Качества, присущие правителям - великим мудрецам.
Условия, при которых государственная власть не раздражает общество:
Государство должно выражать интересы всех слоёв общества. Реализует принцип социальной справедливости.
Преобладающим методом управления становится убеждение, а не принуждение.
Нравственный облик правителей, строгое соблюдение им закона. Патриотизм.

5. Примеры

1. В Швеции, Дании, Австрии в государственном управлении реализуются идеи социального партнерства. В основе его лежит согласие и взаимная ответственность бизнеса, власти и наемных работников.

В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми.
2. Противоположный пример - фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу общества, многочисленным жертвам и краху государства.










Источники и литература


  1. Большой энциклопедический словарь , Москва 1997:

  2. Литературный энциклопедический словарь, Москва

  3. Чернышева О.А. «Обществознание 10-11 класс. Задания высокого уровня сложности. УМК «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ». Легион 2009 г.

  4. «Единый государственный экзамен: Обществознание: Репетитор/Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Брандт М. Ю., Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Котова О. А., Лискова Т. Е. - М.: Просвещение, Эксмо, 2011.

5. «ЕГЭ 2013. Обществознание. Репетитор. - М.: Просвещение, Эксмо», 2013.

6. «ЕГЭ 2014. Обществознание. Репетитор. - М.: Просвещение, Эксмо», 2013.

7. [А. Ю. Лазебникова, Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт и др.]. «Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки /- М.: Просвещение, 2006. См. главу IV «Учимся писать эссе».

8. Зимин Ю. Сочинение - эссе по обществознанию: Первый опыт// История и обществознание для школьников. 2003.№ 3.

9. Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе на "отлично"?// Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 9.

10.Цитович Т. Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 7.

11. fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy

12. elar.urfu.ru/handle/10995/63






















© 2010-2022