Рабочая программа по обществознанию 5 кл

Изучение обществознания в основной школе призвано соз­дать условия для полноценного выполнения выпускником ти­пичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравствен­ной и правовой оценки конкретных поступков людей; реали­зации и защиты прав человека и гражданина, осознанного вы­полнения гражданских обязанностей; первичного анализа и ис­пользования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Учащиеся 5-го к...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №1



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/И.Е. Боровикова/

ФИО

Протокол заседания ШМО №1

От «__» августа 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ Бобровская СОШ №1

______________/Е.А. Бобылкина/

ФИО

«__» августа 2014г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Бобровская СОШ №1

______________/Л.В. Кравченко/

ФИО

Приказ №__от «__» сентября 2014г.



Рабочая программа

по обществознанию

для 5 классов

(базовый уровень)

на 2014 - 2015 учебный год





Составитель программы

учитель истории и обществознания

Анисимова Т.Г.

I. Пояснительная записка

Уровень рабочей программы - базовый

Классификация рабочей программы - типовая.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Учащиеся 5-го класса основной школы должны получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.

Цели изучения обществознания в основной школе:

• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.

Задачи курса:
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

II. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе проектов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной рабочей программы под редакцией Л. Н. Боголюбова(2011г.). Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем по обществознанию в соответствии с ФОГС, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 5класс» (под редакцией Л. Н. Боголюбова, рабочая тетрадь по обществознанию для 5-го класса. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем по обществознанию в соответствии с ФГОС основного общего образования, дает возможность подробнее изучать отдельные вопросы по разделам и темам курса. Вследствие чего не менее 10% занятий по обществознанию отводится на неурочные формы деятельности.

Поэтому изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • В направлении личностного развития:

-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.

  • В метапредметном направлении:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;


  • В предметном направлении:

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

III. Описание места учебного предмета обществознания

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение обществознания отводится:

Количество недельных часов - 1

Количество часов в год - 35

Количество контрольных работ - 2

Неурочных занятий - 8 (23%).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них - способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

V. Требования к результатам обучения и освоения предмета обществознания

Изучение обществознания в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  • В личностном направлении:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- необходимость поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

- стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

- признание равноправия народов, единства разнообразных культур;

- убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;

- осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

  • В метапредметном направлении:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата);

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога.

  • В предметном направлении

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;

- умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

- преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
- давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

- установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

VI. Содержание учебного предмета

Введение - 1 час

Предмет обществознание.

Глава I. Человек - 7 часов.

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое

существо. Отличие человека от животных наследственность.

Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления

подростка о будущем. Самостоятельность - показатель взрослости.

Глава II. Семья - 7 часов.

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды

семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей.

Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения

человека. Значимость здорового образа жизни.

Глава III. Школа - 6 часов.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени

школьного образования.

Образование и самообразование. Учеба - основной труд школьника. Учение вне стен

школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный

класс.

Глава IV. Труд - 5 часов.

Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная

плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в

искусстве.

Глава V. Родина - 8 часов.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации.

Многонациональное государство. Русский язык - государственный. Любовь к Родине. Что значит

быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники.

История государственных символов. Москва - столица России.

Гражданин - Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражд

Россия - многонациональное государство. Национальность человека. Народы России -

одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом

государства») - статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном

составе.

Итоговое повторение и контроль - 1 часа

Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона

человеческой жизни - труд. Родина».

К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» - тестирование.

Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий

VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

Количество недельных часов - 1

Количество часов в год - 35

Программа - автор: Боголюбов Л.Н.

Учебник: Обществознание

Количество контрольных работ (за год) - 2.


№ пункта

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Введение

1

Мотивация изучения обществознания: моя цель обучения. Анализ текста, алгоритм работы по учебнику.

2

Человек

7

Раскрытие на примерах целей и ценностей жизни. Высказывать мнение зачем человек рождается. Раскрытие на примерах значения самостоятельности. Прогнозирование деятельности: мы и будущее.

3

Семья

7

Осознание своей роли в семье. Исследование и оценка семейных ситуаций. Прогнозирование: почему государство заботится о семье. Описание личных обязанностей в ведении хозяйства. Оценивание своих увлечений.

4

Школа

6

Оценивание собственного умения учиться и возможности развиваться. Составление алгоритма действий при выполнении заданий. Усвоение различных форм самообразования. Составление памятки «Учись учиться». Оценивание собственного умения общаться с друзьями.

5

Труд

5

Самоанализ: моя любимая трудовая деятельность. Анализ пословиц по теме. Способность дать оценку труду мастеров. Осознание результатов учебы и творчества. Волевая саморегуляция.

6

Родина

8

Осознание причастности к своему Отечеству. Самоопределение - я гражданин России. Осознание причастности к своей малой Родине. Объяснение смысла понятия «Гражданин». Самоопределение: «Я представитель своей нации…»

7

Итоговое повторение

1

Смысл образования: что я возьму с собой в жизнь. Осознание результатов работы. Способность сделать выводы.


VIII. Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы основного (обязательного) содержания

Характеристика основных видов деятельности (УУД)

Вид контроля. Измерители

Дата

Примечание

Предметные

УУД

Личностные

1

Введение

Вводный

Каждый человек - часть общества,

Обществознание -сводный курс знаний об обществе.

Содержание учебника;

Главы, параграфы; самая важная и трудная информация.

Рубрики, разделы, вопросы

Цель - больше размышляй!

Знать: отличие нового предмета «Обществознание» от «Истории»

Уметь: анализировать тексты, алгоритмы работы по учебнику

П. Анализ текста, алгоритм работы по учебнику

Р. Составление плана «Введения».

К. Интеграция в группу сверстников, взаимодействие.

Мотивация изучения обществознания: моя цель обучения. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового материала.

Устный опрос.

Составление плана, оценка.

Беседа по вопросам.

2

Загадка

человека.

Изучение нового материала

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека

Человек - биологическое существо

Отличие человека от животных. Зачем человек рождается?

Знать: природу человека, его интересы и потребности

Уметь: характеризовать и подтверждать примерами биологическое и социальное в природе человека

П. Раскрытие на примерах цели и ценности жизни.

Р. Конкретизация биологических и социальных качеств человека.

К. работа в группах:

Высказать мнение- зачем человек рождается.

Осознание себя как части общества. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Задания в рабочей тетради.

Устный опрос

3

Загадка

человека.

Комбинированный

Что такое наследственность.

Наследственность - биологическая сущность человека.

Можно ли влиять на наследственность.

Человек - социальное существо.

Знать: социальные факторы становления личности конкретизировать их примерами

Уметь: оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями

П. Дискуссия: можно ли влиять на наследственность?

Р. Коррекция: как искоренить нежелательное.

К. Работа в группах при проведении дискуссии.

Самооценка: мои сильные и слабые стороны. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Начало создания портфолио.

Устный опрос.

Дискуссия.

4

Отрочество - особая пора жизни

Изучение нового материала

Отрочество. Подростковый возраст. Этапы подросткового периода

Особенности подросткового возраста

Самочувствие и деятельность подростка.

Знать: возрастные периоды жизни человека

Уметь: характеризовать основные возрастные периоды человека

П. Знакомство с понятием «Отрочество».

Р. Раскрытие на примерах значение самостоятельности.

К. Работа в группах по заданным вопросам.

Утверждение точки зрения: моя - роль в обществе. Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.

Раздаточный материал.

Устный опрос.

Письменные задания.

5

Отрочество - особая пора жизни.

Комбинированный

Размышления подростка о будущем.

Самостоятельность - показатель взрослости.

Всегда ли самостоятельность приносит пользу.

Знать: особенности подросткового возраста

Уметь: оценивать с нравственных позиций свое отношение к людям старшего и младшего возраста, а также сверстникам

П. Работа с текстом, отбор главного, составление плана

Р. Прогнозирование деятельности: мы и будущее

К. Работа в группах: учимся общаться

Самоопределение: я не маленький. Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к диагностике и самодиагностике.

Устный опрос.

Составление и оценка плана.

Написание эссе.

Составление памятки.

6

«Встреча представителей трех поколений»

Введение в проект

«Кто на кого похож»

Урок-встреча

Подростковый возраст - фундамент взрослой жизни.

Чем подросток отличается от взрослого.

Связь поколений - залог успеха.

Полезные воспоминания об отрочестве.

Знать: соотношение факторов «Надо же…»

Уметь: общаться в единстве со взрослыми

П. Знакомство с условиями жизни взрослых в прошлом

Р. Соотношение факторов:

«Надо же….»

К. Общение в единстве со взрослыми, заинтересованная беседа.

Осознание гордости за родителей. Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

Анализ общения со старшими.

Выявление активности.

Поощрение за вопросы.

7

Практикум по теме «Человек»

Подготовка проекта

«Кто на кого похож»

Повторительно-обобщ. урок

Инстинкты. Рефлексы. Природное, биологическое начало.

Наследственность и изменчивость

Задатки.

Знать: последствия недисциплинированности

Уметь: оценивать свою деятельность и других

П. Оценка своей деятельности и других.

Р.Прогнозирование: последствия недисциплинированности

К. Коллективная работа: логическая цепочка.

Самоопределение: «Кто я в этой жизни». Формирование познавательного интереса.

Субъективная оценка.

Оценка работы товарища.

Интегральная оценка.

8

Защита творческого проекта

«Кто на кого похож»

Урок-проект

Периоды жизни человека.

Общение.

Правила этикета, доброжелательность тактичность, терпение, толерантность, вежливость.

Социализация.

Знать: смысл понятия социализация

Уметь: размышлять о своем будущем

П. Работа над понятием - социализация.

Р. Отработка правил этикета.

К.Обыгрывание ситуаций в группах

Размышления о своем будущем. Формирование умения контролировать процесс и результат деятельности.

Устный опрос.

Тезисы.

Умение извлекать информацию.

Оценка за находчивость, артистизм.

9

Семья и семейные отношения

Изучение нового материала

Что такое семья.

Зачем люди создают семьи

Главные особенности семьи.

Предназначение семьи и брака.

Главные обязанности членов семьи.

Виды семей

Знать: семейные ценности, традиции и обычаи

Уметь: проявлять заботу о воспитании детей в семье

П. Усвоение понятий.

Работа с заданиями.

Р.Исследование и оценка семейных ситуаций

К.Работа в группах:

Точка зрения на значение семьи в обществе.

Осознание своей роли в семье. Формирование нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Устный опрос.

Письменные задания.

Записи в тетрадях.

10

Семья под защитой государства

Урок-встреча со специалистом

Семейный кодекс.

Охрана материнства, отцовства, детства.

Материальная поддержка государством семьи.

Почему государство заботится о семье.

Семейные ценности и нормы.

Знать: почему государство заботится о семье

Уметь: слушать специалиста соц. службы

П. Умение слушать специалиста соц. службы

Р.Прогнозирование: почему государство заботится о семье

К. Подготовка совместных ответов на заданные вопросы

Составить свой кодекс семейных отношений. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового материала.

Оценка творчества.

Устный опрос.

Оценка деятельности группы.

11

Семейное хозяйств.

Комбинированный

Потребности.

Семейные заботы.

Домашние обязанности.

Рачительность, бережливость, экономность.

Ресурсы семьи, их экономия

Обязанности подростка.

Знать: семейные роли и их исполнение

Уметь: сравнивать хозяйство горожан и селян

П.Семейные роли, их исполнение.

Р. Сравнение хозяйства горожан и селян.

К. Работа в группах:

Рациональность в хозяйстве.

Описание личных обязанностей в ведении хозяйства. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Поощрение.

Устный опрос.

Анализ сравнения.

Оценка проектов.

12

Свободное время.

Комбинированный

Что такое свободное время.

Активный отдых.

Занятия физкультурой и спортом.

Своими руками мастерим.

Телевизор и компьютер, мобильный телефон.

Увлечения человека,

Что такое хобби.

Знать: о видах увлечений человека

Уметь: анализировать характер увлечений

П. Подборка информации:

Увлечения человека

Р. Анализ характера увлечений.

К. организация анкетирования в классе.

Оценивание своих увлечений. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Устный опрос, анализ.

Выборочная проверка, поощрение и предупреждение.

13

Увлечение и возможности личного развития.

Введение в проект «Мое хобби»

Комбинированный

Что могут сделать умелые руки?

Коллекция - это интересно.

Чтение- с увлечением.

Что приобретает человек, занимаясь увлечением, любимой деятельностью.

Знать: что приобретает человек занимаясь увлечением

Уметь: анализировать ответы и высказывания

П. Беседа со школьным психологом, тестирование

Р. Анализ ответов, высказываний

К. Работа в группах по интересам, обмен информацией о коллекции

Самоопределение: что мне интересно, мое хобби. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.

Устный опрос.

Анализ тестирования.

Выставка работ.

14

Здоровый образ жизни.

Подготовка проекта «Мое хобби»

Урок-встреча с педиатром.

Режим, зарядка, правильное питание, одежда и здоровье, свежий воздух и вода- помощники организма.

Береги зрение.

Вредные привычки.

Знать: о значимости здорового образа жизни

Уметь: характеризовать значимость здорового образа жизни

П. Усвоение информации врача-педиатора.

Р. Коррекция: какие органы надо подлечить; что беспокоит.

К. Работа в группах: чем опасны вредные привычки.

Блицзадания

Смысл самосовершенствования: какое значение для меня играет здоровье. Формирование навыков организации анализа своей деятельности.

Письменные ответы.

Оценка способности слушать и задавать вопросы.

Выставление оценок за блиц.

15

Защита творческого проекта «Мое хобби»

Урок-проект

Что должен уметь каждый хозяин дома.

От увлечения- к профессии

Что значит распланировать свои знания?

«Портрет» рачительного хозяина.

Знать: что должен уметь каждый хозяин дома

Уметь: планировать генеральные уборки дома, квартиры

П. Слова-ассоциации к слову « хозяин». Термины (Получение информации)

Р. Планирование генеральной уборки дома, квартиры.

К. Работа в группах, составление «портрета» хозяина.

Мой хозяйский взгляд на квартиру, дом - предложения семье. Формирование умения контролировать процесс и результат деятельности.

Устный опрос.

Выполнение заданий.

Игра и поощрение.

16

Образование в жизни человека.

Изучение нового материала

Роль образования в жизни человека.

Значение образования для общества.

Ступени школьного образования.

Алгоритм действий.

Знать: что учеба - основной труд школьника

Уметь: составлять алгоритм действий при выполнении задания

П. Составление алгоритма действий при выполнении задания.

Р. Прогнозирование деятельности:

Что дает образование.

К. Работа в группах:

Синквейн с определенными словами.

Оценивание собственного умения учиться и возможности развиваться. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового материала.

Письменные ответы.

Оценивание выполнения заданий.

Оценивание работы групп.

17

Образование и самообразование.

Комбинированный

Учебные заведения.

Образование в жизни человека.

Учеба - основной труд школьника. Формы самообразования. Ступени образования.

Кто такой школьник.

Кого можно назвать хорошим учеником.

Чему учат в школе.

Знать: формы самообразования

Уметь: оценивать собственные умения учиться и возможности его развития

П. Усвоение различных форм самообразования

Р. Коррекция: что надо сделать для улучшения результата учебы

К. Работа в группах:

Элементы викторины.

Самооценка: можно ли назвать меня хорошим учеником. Формирование нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Предложения, замечания, поощрения.

Выполнение заданий.

Оценивание работы в группах.

18

Научная организация труда школьника.

Умение учиться.

Введение в проект

«Наш класс».

Урок-проект

Подготовка уроков.

Рабочее место.

Зачем нужен черновик.

Режим дня и самоподготовка.

Как развить умение учиться

Знать: что мешает учиться

Уметь: анализировать режим дня и самоподготовки

П.Составление памятки «Учись учиться».

Р.Анализ режима дня и самоподготовки.

К. Коллективное обсуждение проблемы: как развить умение учиться.

Выявление причин: что мне мешает учиться?

Формирование целевых установок учебной деятельности.

Письменные ответы.

Оценивание работы с текстом.

Устные ответы

19

Одноклассники, друзья, сверстники.

Введение в проект

«Наш класс».

Комбинированный

Товарищ; сверстник, друг.

Человеческие качества важные для дружбы.

Дружный класс.

Настоящий товарищ.

Из истории имен и фамилий.

Знать: отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями

Уметь: иллюстрировать значимость товарищеской поддержки

П. Причинно - следственный анализ соц.связей подростков

Р. Иллюстрация примерами значимости товарищеской поддержки.

К. Работа в группах над вопросами и заданиями.

Оценивание собственного умения общаться с друзьями. Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.

Самооценка.

Устный опрос.

Поощрения, рекомендации.

20

Практикум по теме «Школа».

Подготовка проекта «Наш класс»

Повторительно-обобщ.урок

«Презентация «История нашей школы».

Презентация. «О нас и нашем классе».

Сравнение школы и ее деятельности в прошлом и настоящем

Знать: специфику современного образования

Уметь: анализировать учебный процесс

П. Специфика современного образования в понимании подростков.

Р.Сильные и слабые стороны, анализ учебного процесса.

К. Представление презентаций.

Выделение нравственного аспекта при анализе презентаций. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.

Анализ представленного материала, оценивание ответов, действий, предложений

21

Защита творческого проекта «Наш класс»

Урок-проект

Учимся дружно жить в классе.

Кодекс классной жизни.

Стихи и песни о дружбе.

Знать: кодекс классной жизни

Уметь: дружно жить в классе

П. Выполнение блиц-заданий.

Р. Тренинги

К. Работа в группах. Конкурс: Составить кодекс жизни 5 класса.

Эмоциональный аспект, участие в играх. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.

Поощрение за активность

Оценивание выполнения заданий.

Оценка деятельности групп.

22

Труд-основа жизни.

изучение нового материала

Содержание и сложность труда.

Каким бывает труд.

Что создается трудом.

Результаты труда

Заработная плата

Труд- условие благополучия

Благотворительность и меценатство.

Знать: содержание и сложность труда, его результаты

Уметь: характеризовать особенности труда

П. Усвоение понятий, терминов.

Р. Анализ пословиц по теме.

К. Групповое обсуждение и выработка правил организации трудовой деятельности.

Самоанализ: моя любимая трудовая деятельность. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового материала.

Устный опрос.

Оценка рассуждений.

Выявление группы-лидера.

23

Труд и творчество.

Комбинированный

Трудовая деятельность.

Ремесло

Признаки мастерства

Что такое творчество

Творчество в искусстве.

Что значит учиться творчеству? красота и творчество

Знать: признаки мастерства

Уметь: строить логическую цепь рассуждений о труде

П. Строят логическую цепь рассуждений

Р. Учитывают ориентиры действий

К. Раскрывают признаки мастерства (Работа в группах)

Понимание значения значений для будущей жизни. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Эссе.

Устные ответы.

Задания в рабочей тетради.

24

Наш город - родина поэта Д.И. Попова.

Введение в проект «Творчество в науке и искусстве»

Комбинированный

Урок, посвященный памяти поэта.

Знать: биографию поэта Д.И. Попова

Уметь: осознавать результаты учебы и творчества

П.Усвоение примеров практического опыта.

Р. Осознание результатов учебы и творчества.

К. Участие в коллективном обсуждении итогов встречи.

Способность дать оценку труду мастеров. Формирование устойчивой мотивации к обучению.

Поощрение внимательности

Устный опрос.

Оценка рассуждения учащихся.

25

Награда за труд - высокая награда Родины.

Подготовка проекта «Творчество в науке и искусстве»

Урок - практикум

Герои труда.

Орденоносцы.

Поощрение за труд.

Почетные граждане Боброва.

Новаторы. Рационализаторы.

Знать: почетных граждан Боброва

Уметь: производить самооценку

П. Осуществляют запоминание информации.

Р. Соотношение известного и неизвестного: надо же…

К. Участие в подведении итогов экскурсии, дополнение ответов друг друга.

Развитие способности к самооценке. Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.

Устные ответы.

Оценка рассуждений, наблюдательности

26

Защита проекта «Творчество в науке и искусстве»

Урок-проект

«Цена работника - его зарплата»

Люди творческих профессий

История поговорки

«Бить баклуши».

Проектирование «Творчество в науке и искусстве».

Знать: суть волевой саморегуляция

Уметь: осуществлять поиск информации о примерах творчества

П. Осуществляют поиск информации о примерах творчества.

Р. Волевая саморегуляция.

К. Групповая работа над проектами «Творчество».

Нацеливание на постоянную учебу и творчество. Формирование устойчивой мотивации к анализу, исследованию.

Задания в рабочей тетради.

Анализ работы в группах.

27

Наша

Родина-

Россия.

изучение нового материала

Российская Федерация Субъекты Федерации.

Российские регионы

Многонациональное государство.

Русский язык- государственный.

Что значит быть патриотом.

Знать: что значит быть патриотом

Уметь: объяснять смысл понятия «субъект РФ»

П. Выделение главного, систематизация знаний

Р. Оценка значимости Родины, русского языка, патриотизма.

К. Работа в группах, совместный поиск информации

Осознание причастности к своему отечеству. Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.

Записи в тетради,

устные ответы

28

Государственные символы России.

изучения нового материала

Герб, флаг, гимн. Государственные праздники.

История государственных символов.

Москва-столица России.

Воронеж - наш региональный областной центр

Знать: государственные символы России

Уметь: описывать основные государственные символы РФ

П. Умение структурирования знаний.

Р.Составление собственных материалов, презентация.

К. Использование дополнительных источников для подготовки сообщений.

Самоопределение - я гражданин России. Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к диагностике и самодиагностике.

Записи в рабочей тетради.

Оценивание презентаций, информационного материала

29

Наша малая Родина.

Комбинированный

Бобров.

Достопримечательности нашего города.

Герб и флаг - символы города.

Наш вклад в процветание города.

Знать: достопримечательности нашего города

Уметь: осознавать причастность к своей малой Родине

П. Анализ объекта.

Умение структурировать знания.

Р. Учет выделенных учителем ориентиров действия.

К.Подготовка презентаций о Боброве и их защита ( 3 группы)

Осознание причастности к своей малой Родине. Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.

Устный опрос

Письменные ответы.

Оценка работы в группах


30

Гражданин России.

изучение нового материала

Гражданин, гражданство

Права и обязанности граждан России.

Референдум.

Выборы. Управление государства.

Гражданин - Отечества достойный сын.

«Моя хата с краю».

Знать: права и обязанности граждан России

Уметь: объяснять смысл понятия «гражданин»

П. Объяснение смысла понятия «гражданин»

Р. Приводить примеры исполнения гражданского долга.

К. Работа в группах:

«Конституция РФ о правах и обязанностях граждан».

Самоопределение: я гражданин России. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового материала.

Устный опрос.

Задания в рабочей тетради.

31

Конвенция о правах ребенка

Комбинированный

Право на охрану здоровья.

Право на образование.

Право на жилище.

Право на особую заботу о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Знать: смысл образования школьника

Уметь: характеризовать права ребенка

П. Анализ документа, оценка значимости.

Р. Целеполагание:

«Оказывается…..»

К. Подготовка группами информации о правах ребенка.

Смысл образования школьника: роль Конвенции в этом деле. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Оценка работы групп

32

«Родина»

Введение в проект «Русский язык - язык межнационального общения»

Урок - практикум

Информация.

Урок работы с периодической печатью.

Средства массовой информации: печатные, аудиовизуальные, звуковые

Знать: о многонациональной культуре России

Уметь: характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные отличия

П. Обучение анализу, синтезу, установлению причинно - следственных связей.

Р.Принципы анализа- информации. Оценка.

К. Практическая работа «Как работать над газетой?».

Мотивация деятельности:

Зачем пользоваться СМИ. Формирование навыков организации анализа своей деятельности.

Записи в тетради

Анализ работы в группах

33

Мы -многонациональный народ.

Подготовка проекта

«Русский язык - язык межнационального общения»

Изучение нового материала

Народ, нация,

Россия - многонациональное государство.

Народы России. Многонациональная культура.

Межнациональные отношения.

Знать: о межнациональных отношениях

Уметь: показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей

П. умение характеризовать этнические и национальные различия.

Р.Соотношение фактов

«Оказывается…»

К.Работа в группах,- примеры толерантности и сотрудничества наций.

Самоопределение: «Я представитель своей нации…». Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.

Устный опрос

Задания в рабочих тетрадях

34

Защита исследовательского проекта

«Русский язык - язык межнационального общения»

Урок-проект

С чего начинается Родина.

Стихи о родном крае.

Красоты родного края (фото, рисунки, картины)

Национальная культура разных народов.

Знать: с чего начинается Родина

Уметь: оценивать, что для меня значит Родина

П. Использование Интернет ресурсов.

Р.Сравнение результатов, коррекция.

К. Работа групп: Наши выставки.

Нравственно-этическое оценивание:

«Что для меня значит Родина». Формирование устойчивой мотивации к анализу, исследованию.

Конкурс стихов. Оценивание творческих работ, сообщений

35

Итоговый урок по курсу.

Повторительно-обобщ.урок

Итоговое повторение.

Обобщение, систематизация знаний.

Выводы по разделам:

«Человек, «Семья», «Школа», «Труд», «Родина».

Важное, главное, необходимое по рассмотренным проблемам обществознания.

Напутственная статья будущему шестикласснику

Знать: смысл образования

Уметь: обобщать, систематизировать и делать вывод

П. Обобщение, систематизация способность сделать вывод.

Р. Оценка, осознание результатов работы.

К. Работа в группах составление плана статьи «Подведем итоги»

Смысл образования: что я возьму с собой в жизнь. Формирование умения контролировать процесс и результат деятельности.

Устный опрос

Тестирование.

Письменная работа

IX. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы

Методическое обеспечение программы:

- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2012.

- Рабочая тетрадь по обществознанию для 5 класса (Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф.) М.:Просвещение,2012-05-03

- Обществознание. поурочные разработки.5 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений \Л.Н. Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И. Городецкая и др.); под ред.Л.Ф. Ивановой; Рос.академ.наук,Рос.кадем.образования,М.: Просвещение,2011

Литература для учителя:

- Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно - ориентированные задания. Ростов - на - Дону: Легион, 2011.

- Поздеев А.В. Контрольно - измерительные материалы. Обществознание.ООО !ВАКО!, 2011.

- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011.

- Морозова С.А. Обществознание/Б.И.Каверин,П.И. Чижик.-М.,2007.

- Тишков В.А.Российский народ: кн.для учителя/ В.А.Тишков-М., 2010.

Литература для ученика:

- Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. - М., 2008.

- Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.

- Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.

- Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. - М., 2002.

- Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори- ной. - М" 2004.

- Балашов JI. Е. Практическая философия / JT. Е. Балашов. - М., 2001.

Интернет ресурсы:

- allend.ru/edu/social2htm- Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.

- fw.ru.- Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

- Ihtik.fib.ru/eneyel/index.html- Энциклопедии, словари, справочники.

- rsnet.ru/-Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

- alleng.ru/edu/social2.htm- Образовательные ресурсы Интернета-обществознание.


© 2010-2022