Статья Роль конституции в РФ

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства

Роль Конституции Р.Ф. в формирование подрастающего поколения

В.В. Кондратинская, преподаватель


Духовный облик нашего народа, его важнейшие жизненные ценности формировались и утверждались на протяжении многих веков. Русским людям, российским гражданам издревле были присущи духовно-нравственные и патриотические ценности, отражавшие специфику формирования и развития нашего образа жизни, отечественной истории и культуры, миропонимания и веры. Со времен образования русского централизованного государства общественное сознание наших соотечественников отличалось:

  • беззаветной преданностью своему царю и Отечеству;

  • гордостью за принадлежность к великому народу;

  • почитанием национальных святынь и символов.

В формировании духовно-нравственного облика подрастающего поколения главное внимание уделялось «духу» (моральной силе) и «нравам» (общезначимым ценностям и общепринятым правилам поведения). Основополагающими добродетелями в российском обществе традиционно считались: преданность Отечеству, верность гражданскому и военному долгу, самоотверженность, мужество, храбрость, стойкость, взаимовыручка. Эти ценностные качества составляли основу воинской доблести, которая особенно ярко проявилась во время битв и сражений в защиту свободы и независимости нашей Родины.
Происходящие в настоящее время в Российской Федерации процессы преобразований в важнейших сферах жизни общества выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного государства, на деле обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их социальной и правовой защищенности.

Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления подростков РФ всего происходящего, развития активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства.

Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, высоких духовно-нравственных и патриотических ценностей. Среди, них особое значение имеют гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, государственность. И не мало значимость уважение к отечественной истории, культуре, к традициям нашего народа, социальная справедливость, самоотверженность. И сейчас главное национальная и конфессиональная терпимость, законность, правопорядок, мир, благополучие, коллективизм и другие.
Как известно, в 90-е годы вследствие обострения кризисных явлений во всех сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию граждан России. С началом перестроечных процессов в нашем обществе роль и значение духовно-нравственного и патриотического воспитания (как, впрочем, и воспитания вообще) потеряли былую актуальность, а деятельность, продолжавшая осуществляться в этом направлении, подверглась неуемной и деструктивной критике, в чем особенно преуспели средства массовой информации. Это в значительной мере способствовало дискредитации не только существовавшей тогда системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, огромного опыта в его организации и проведении, но и самой идеи формирования и развития духовно-нравственной личности гражданина и патриота.
Не секрет, что многие наши студенты имеют весьма приблизительное представление о Конституции. Поэтому такой вопрос: а что она значит для среднестатистического студента? Начнем с того, что в нашей Конституции закреплены права и свободы, которые присутствуют в конституциях демократических государств мира. В этом смысле наша Конституция не хуже других стран, поэтому, что одой треть статей посвящена правам человека. Это прекрасно, и я всегда акцентирую на этом внимание своих студентов. Что значит Конституция для среднестатистического студента? Наверное, прежде всего, это какая то гарантия. Я бы даже сказала, особая гарантия. Когда, не дай бог, что-то случается, каждый из нас начинает апеллировать к своим правам, которые ему даются Конституцией. И студент вспоминает Конституцию только тогда, когда это касается лично его прав.

Принято говорить, что у нас очень низкое правовое сознание. Что нужно делать в первую очередь, чтобы его сформировать?

Откуда берется правовое сознание? Оно воспитывается. Для этого необходимо заняться элементарным обучением подростков азам юриспруденции, азам той Конституции. Государство заботится, чтобы его подростки имели возможность бесплатно получать комментарии к Основному закону и тем законам, с которыми они непосредственно сталкиваются. Этому мы и обучаем на уроках « Основы права». Но часто слышу: « А зачем нам это надо?». И напрашивается другой вопрос. Если студенты сами не знают своих прав, не умеют пользоваться законами, и не хотят знать законы, которые их права защищают, то, может, они больше виноваты сами, что у них происходит в семье, в учебе, в отношениях друг с другом. А жить в обществе и быть свободным от общества, это просто невозможно. « А незнание закона не освобождает от ответственности». И на сегодня чего нам не хватает? Вот именно ответственности. Ответственности перед родителями, перед государством, перед друзьями, да, в конце концов, перед собой. Как собираются жить? Как и где работать? Какие цели ставить и как добиваться их? Не пора задуматься. И лучше раньше, чем поздно « Жизнь моя иль ты приснилась мне…».

У нас прекрасная Конституция. И очень важно, чтобы ее нормы в равной степени распространялись на всех: от рядового студента до президента.

Есть закон один для всех,

Он - единственный и главный,

В нем - удача и успех,

Нашей дорогой державы.











© 2010-2022