Оптимизация государственных услуг в РФ

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оптимизация оказания государственных и муниципальных услуг как механизма реализации исполнительной власти


Шаулов Виталий Юрьевич,

Струкова Елена Сергеевна

ФГБОУ ВПО АГПУ

г. Армавр


Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы оптимизации оказания государственных и муниципальных услуг. Проанализированы характерные особенности административной реформы в Российской Федерации. Выявлена необходимость оценки административной реформы путём проведения комплексного анализа всех составляющих и внесённых изменений в российское правовое поле. На основе проведённого исследования авторами предлагается рассмотреть роль досудебных процедур обжалования решений должностных лиц и властных структур.

Ключевые слова: санкции, экономическая деятельность, государственное управление, многофункциональный центр, государственные и муниципальные услуги.

Одним из важнейших вопросов современного российского административного права является вопрос реформирования права как системы норм и правил, отвечающей за комфортное нахождение граждан и юридических лиц в границах юрисдикции этого права. Сложно говорить о благоприятной экономической обстановке, если на субъекты предпринимательской деятельности будет оказываться мощное давление государственных и муниципальных контролирующих органов. Примечательно, что Президент РФ В.Путин поставил чёткую задачу на начальном этапе реформы - ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, сократить функции госорганов. С другой стороны данная отрасль права должна совместить и реально необходимые, а главное эффективные, меры административного воздействия, регулирующие общественные отношения в сфере управленческой деятельности[1]. В данном случае мы имеем ввиду, что одним из ключевых факторов успешного экономического развития нашей страны является качественное государственное управление.

Концептуальная идея преобразования государственного аппарата и формирования новой системы исполнительной власти впервые на государственном уровне нашла свое отражение в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1997 г. «Порядок во власти - порядок в стране», но на практике она не получила своего развития и была отложена в силу ряда объективных причин.

В 2003 году Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию дал понять, что необходимость реформы назрела и её необходимо начать в ближайшее время. Для проведения необходимых преобразований Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» были определены приоритетные направления административной реформы и дано поручение Правительству сформировать комиссию по проведению административной реформы. С этого момента началась сложная и кропотливая работа по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти, оптимизации и информатизации их работы. По сути, началась новая история качества и доступности государственных услуг[2] .

Сегодня мы можем видеть, в шаговой доступности, многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг, которые сейчас называются «Мои документы». Одним из основных приоритетов работы этих центров является предоставление государственной или муниципальной услуги в режиме «одного окна». Таких центров в России по состоянию на 22 октября 2014 года на территории страны создано 1 353. Значение показателя охвата населения центрами и офисами государственных и муниципальных услуг составило 47,95% при плановом значении на 2014 год - 40%, что говорит о расширении сети предоставления услуг населению.

Можно говорить, что идёт серьёзная оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг, которая по-нашему мнению выведет на качественно новый уровень взаимодействия государства и общества. Сюда же можно отнести и создание единого реестра предоставления государственных и муниципальных услуг, который находясь в открытом доступе будет способствовать повышению правового сознания граждан [3].

Тем не менее, до сих пор приоритетными направлениями административного реформирования России остаются следующие задачи:

•снижение избыточного государственного регулирования;

•повышение качества государственных услуг;

•повышение эффективности органов власти;

•повышение информационной открытости.

Не менее важно понять, что ещё отсутствует единое представление о доступности и качестве государственных и муниципальных услуг. Можно говорить о том, что граждане слабо представляют себе какая из предоставляемых услуг государственная, а какая нет, какие услуги в целом оказывает государство и местное самоуправление. Необходимо бороться с так называемым, правовым нигилизмом.

Также ключевую роль могут сыграть досудебные процедуры обжалования решений должностных лиц и властных структур. Это в какой-то мере будет способствовать внесудебному разрешению конфликтных ситуаций между государством и гражданином.[4]

Активная стадия реформирования системы закупок для государственных и муниципальных нужд, унитарных и бюджетных предприятий показывает те коллизии, которые на данном этапе реформирования можно (и нужно) устранять. Можно с уверенностью сказать о том, что государство очень внимательно относится к процессам, протекающим в бюджетной и административно-управленческой сфере.

Для оценки административной реформы необходим комплексный анализ всех составляющих и внесённых изменений в российское правовое поле. Оценить, как и каким образом, данные изменения воздействуют на различные сферы жизни общества. Здесь требуется серьёзная и слаженная работа юристов, экономистов, социологов и других специалистов. Надо полагать, что даже не столько специалистов, находящихся в административно-управленческой структуре, а сколько специалистов вне данной сферы. Это важно для объективной оценки реформы, и поиска слабых её сторон (если такие будут иметь место).

Сегодня, как никогда раньше, перед государством стоит важнейшая задача по формированию механизмов реализации полномочий исполнительной власти. Причём эффективной реализации данных полномочий. В том числе надо учесть и давление на российскую государственность со стороны западных «друзей»: их санкционную и русофобскую позицию[5]. Государственный аппарат должен единой системой мобильно реагировать на все процессы, происходящие на современной геополитической арене. Только совершенствование административно-правовых институтов общества, развития гражданской активности, позиционирование и суверенность российских интересов помогут Российской Федерации занимать лидирующие позиции в мире.

Список литературы

[1] Монография "Административная реформа в России. Научно-практическое пособие" (под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой) ИНФРА-М, 2006

[2]Портал Административной реформы в Российской Федерации о совершенствовании государственного управления: ar.gov.ru3

[3] Российская газета выпуск № 5921от 26.10.2012 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074 г. «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

[4] Стахов А.И. Административное право России. Учебник для бакалавров. Юрайт. 2014.

[5] Алехин А.П., Кармолицкий А.А.Зерцало-Административное право России: Учебник М • 2013 год

© 2010-2022