- Преподавателю
- Обществознание
- Одна из главных задач школы – сохранение здоровья обучающихся
Одна из главных задач школы – сохранение здоровья обучающихся
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Дубченко Т.А. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Одна из главных задач школы - сохранение здоровья обучающихся
Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто.
Сократ
Сегодня важным условием совершенствования образовательной деятельности в школе является сбережение и поддержание здоровья обучающихся, поэтому в настоящее время актуален здоровьесберегающий подход в обучении, который предполагает создание условий для нормального протекания учебной деятельности и сохранения здоровья учащихся.
Управляемость этим процессом в решительной мере зависит от разработки диагностического обеспечения учебного занятия с позиций сбережения здоровья.
В античные времена «диагностами» назывались люди, которые после боя подсчитывали убитых и раненых.
Сегодня данные о количестве больных детей действительно напоминают сводки с поля боя. В течение обучения происходит нарастание патологических поражённостей учащихся. Из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы заболевания, третья часть которых ограничивает выбор будущей профессии.
Эта проблема не обошла стороной и нашу Обуховскую школу. Если взять данные за последние три года состояния здоровья учащихся, то получится следующая картина:
-
2013
2014
2015
Состояние здоровья учащихся
- практически здоровы
- имеют отклонения в здоровье
54
38
62
36
77
33
Работа коллектива школы по здоровьесбережению дала положительные результаты: количество здоровых детей постепенно увеличивается.
Также, если посмотреть данные за последние три года по количеству учащихся, отнесенных к основной группе, то наблюдается позитивная динамика:
-
2013
2014
2015
Количество учащихся в школе
Количество учащихся, отнесенных к основной группе
92
78
98
85
110
93
Здоровьесберегающие технологии в школе - системно организованная деятельность, направленная на педагогов, других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательной деятельностью и пребыванием в школе.
Есть много факторов риска, негативно влияющих на здоровье детей:
-стрессовая педагогическая тактика;
-интенсификация учебного процесса;
-несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-нерациональная организация учебной деятельности;
-низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Воспитывая учащихся в духе здорового образа жизни, учитель ставит следующие задачи:
- формирование у ребят потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
-формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.
Для реализации целей и задач воспитания здорового образа жизни, работа осуществляется по следующим блокам:
- Этический. Содержание включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формируются такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, смерть и жизнь.
- Психологический. Содержание раскрывает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности.
- Правовой. Дети получают необходимые знания о правах и обязанностях человека в семье, формируются навыки правового поведения.
- Семьеведческий (реализация здорового образа жизни в семье).
- Медико-гигиенический. Содержание даёт основные знания о гигиене и профилактике болезней, формирует отношение к своему телу как к ценности, развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.
Большое значение в сохранении здоровья играет режим работы школы, занятия физкультурой и спортом, сбалансированное питание, и этому уделяется пристальное внимание. Предусмотрен ступенчатый режим обучения в 1 классе, расписание уроков, составленное с возрастающей нагрузкой к середине недели и с уменьшающей к концу недели, пятидневная учебная неделя для учащихся 1-6 классов.
Хронический дефицит двигательной активности учащихся тормозит их нормальное развитие, угрожает здоровью, поэтому помимо трех уроков физкультуры в неделю, работают секции: «Баскетбол», «Юный турист», организована внеурочная деятельность по следующим программам «Подвижные игры», «Физическая культура для учащихся 1-4 классов», проводятся физкультминутки, динамическая пауза в 1 классе, перед 1-м уроком - зарядка, в спортивно-массовые мероприятия вовлечены дети 1-9 классов. Спортивный зал занят практически каждый день с утра до вечера.
На остальных уроках организуются различные виды гимнастик. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность. Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика. Снимает утомление глаз и нервной системы, помогает сохранить зрение гимнастика для глаз. Тренажеры для проведения которой есть в каждом учебном кабинете.
Как дети относятся к сохранению зрения показали следующие данные: держат перед собой книгу на расстоянии 20см - 14уч. (16%), 25см - 24уч. (27%), 30см - 40 уч. (45%), 40см - 10уч. (12%); хорошо видят написанное на доске - 72уч. (82%), видят плохо - 16 уч. (18%). Из этих данных видно, что зрение у учащихся нашей школы хорошее.
Очень полезно и здорово, когда на уроках звучит музыка, особенно во время выполнения творческих заданий, что и делают учителя нашей школы на уроках технологии, изобразительного искусства и даже физической культуры. Всё это позволяет, как настроить детей на работу, так и отдохнуть.
На сохранение и укрепление здоровья положительно влияет сбалансированное питание. 100% учащихся постоянно питаются в школьной столовой. Результаты анкетирования учащихся 2-9 классов в количестве 88 человек по вопросу «Питание детей» показали следующее:
1. Горячие завтраки необходимы, так считают - 76уч. (86%)
2. Могут обходиться только бутербродами - 21 уч. (24%)
3. Присутствуют фрукты и овощи в питании у 72уч. (82%)
4. Всегда завтракают утром - 70 уч. (79%)
Отрицательно на сохранение здоровья учащихся влияют вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков.
20 января 2016 г. социальный педагог школы Головачко А.Я. проводила тестирование «Вредные привычки детей» среди 50 школьников и такая получилась картина:
1. Никогда не пробовали наркотические вещества - 50 уч. (100%)
2. Пробовали алкогольные напитки - 14 уч. (28%)
3. Пробовали алкогольные напитки повторно - 4 уч. (8%)
4. Пробовали впервые алкогольные напитки в возрасте 10-и лет - 4; 11 лет - 3; 13 лет - 6; 14 лет -1;
5. Впервые алкоголь попробовали дома - 8 уч.; с друзьями - 6 уч.
6. Пробовали курить - 12 уч. (24%)
7. Впервые пробовали курить в 8 лет - 2; в 10 лет - 3; в 12 лет - 7;
8. В настоящее время курят иногда - 1 уч. (2%); не курят - 49уч. (98%)
9. Способны сказать «НЕТ» людям, которые предлагают наркотики, алкоголь, сигарету - 48 уч. (96%); не способны - 2 (4%).
У наших учеников достаточно высокий уровень знаний о вредных воздействиях психоактивных веществ на организм человека. Наша задача: сформировать негативную установку на приём алкоголя, курения и наркотиков. Для этого классные руководители ежемесячно проводят уроки здоровья, такие как: «Попробуйте курить в темноте и перчатках», «Наркомания - сущность и последствия», «Всегда за ускользающей тенью», «Бросай курить - ты уже не маленький», «Крик о помощи» и другие.
В школе ежегодно проводится месячники «Мы - за ЗОЖ!», «Быть здоровым - это модно!».
Система работы по сохранению и укреплению здоровья школьников является основополагающей в организации и проведении внеклассной воспитательной работы по повышению двигательной активности школьников.
Цель данной работы - обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении.
Составной частью этой работы является внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа, которая включает в себя привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения вышеуказанной цели используются разнообразные формы внеклассной спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в нашей школе:
- работа спортивных секций;
- организация работы спортивного клуба;
- подвижные игры на местности;
- туристические однодневные походы;
- спортивные соревнования;
-школьная спартакиада;
-Дни здоровья;
- сдача норм «Готов к труду и обороне».
Команда наших девочек - призеров соревнований по мини-футболу
Ежегодно в школе среди учащихся и их родителей проводятся спортивные праздники и соревнования: Весёлые старты, «Ты, я, он, она - вместе дружная семья», «Папа, мама, я - спортивная семья», экскурсии к достопримечательностям нашего села, округа, области.
Важное место в формировании здорового образа жизни у детей является работа с родителями. Это, безусловно, формы активного отдыха вместе с детьми, также и беседы о влиянии природных факторов на здоровье человека, совместные спортивные мероприятия, в зимнее время - катание на санках и лыжах. прогулки и походы. Эти приятное для детей времяпровождение чередуется с практическими и теоретическими занятиями по формированию культуры здоровья. Дети знакомятся с примерами крепкого здоровья и долголетия из рассказов взрослых о своих достижениях и успехах, обмениваются впечатлениями, своими знаниями. Из этого всего можно извлечь большую пользу по вопросам, касающихся здоровья, и дети должны сделать вывод, что с юных лет важно беречь и укреплять здоровье, соблюдать режим дня, делать зарядку, преодолевать и не допускать у себя формирование вредных привычек: лени, курения, наркомании и др.
Одним из необходимых условий эффективности здоровьесберегающих технологий в школе является диагностика учащихся.
На основании исследования состояния здоровья 88 учащихся школы нами получены следующие данные:
На головные боли жалуются 22 ученика (25%); на боли в спине - 8уч. (9%); на боли в ногах - 8 уч. (9%); на боли в животе - 10 уч. (12%); на другое - 20 уч. (23%); ни на что не жалуются - 20 детей (23%). Усталость глаз бывает у 54 детей (61%), не бывает у 34 (39%).
Всегда делают утром зарядку - 24уч. (27%), делают зарядку иногда - 53 уч. (60%), не делают - 11 (13%).
Совершают часто прогулки на свежем воздухе - 65 уч. (74%), иногда - 23уч. (26%).
На вопрос о состоянии осанки учащихся мы получили следующие результаты: всегда сидят правильно за партой - 24уч. (27%), не всегда - 64уч. (73%), но стараются помнить о том, что надо следить за осанкой.
Посещение уроков физкультуры: с удовольствием занимаются на уроке 82 ученика (93%), относятся к урокам физкультуры без интереса - 6 уч. (7%)
Из этих данных следует, что и у нас в школе есть еще проблемы, которые предстоит решать.
Наша самая главная задача - сохранить здоровье своих учеников, ведь сохранить здоровье легче, чем потом его восстановить, а зачастую вернуть его невозможно.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский справедливо указал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Дубченко Т.А.
Директор МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа»
Старооскольского городского округа Белгородской области