- Преподавателю
- Обществознание
- Программа кружка Правовой клуб
Программа кружка Правовой клуб
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Садреева О.В. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа дополнительного образования правового клуба «Фемида»
Пояснительная записка
правового клуба «Фемида»
МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г.Казани
на 2015-16 учебный год и 2016-17 учебный год
учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Садреевой Ольги Викторовны
Данная программа способствует формированию человека- гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, это определяет ее социально- педагогическую направленность.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что углубленное изучение теоретического курса права, его расширенный практический курс по всем направлениям - исследовательскому, лекционному, консультативному способствует формированию знаний, умений и навыков учащихся школы по праву.
Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества.
Концепция модернизации российского образования, принятая Правительством РФ, показала, что общество и государство предъявляют новые социальные требования к системе российского образования. Правовое воспитание подростков способствует успешной социализации их в обществе и углублению знаний по праву, развитие профессиональных качеств будущих юристов.
Целью кружка является правовое просвещение школьников, формирование активной жизненной позиции у молодежи, профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних, обеспечение неформального общения и организация свободного обмена мнениями и информацией между членами кружка, а также с другими заинтересованными лицами по широкому кругу вопросов.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
способствовать овладению учащимися теоретическими и практическими умениями в области права;
содействовать повышению правовой культуры школьников;
обеспечить условия для развития профессиональных качеств начинающих юристов;
создавать условия для осуществления членами кружка своей деятельности в школе
воспитывать гражданственность и любовь к Родине, уважение к правам и свободам человека,
формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав человека.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса образовательного учреждения. Главной особенностью программы является практическая направленность и реализация ее через различные формы занятий.
Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 14-15 лет.
Сроки реализации образовательной программы - 2 года обучения.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы подростков:
Наполняемость группы- 15 человек.
Продолжительность занятий: 2 раза в неделю (4 часа).
Прогнозируемый результат и способы определения их результативности.
По окончании учащийся должен знать:
-содержание прав и свобод человека и гражданина,
-понятие и принципы правосудия,
-органы и способы правовой защиты прав человека
Учащийся должен уметь:
характеризовать:
-организацию и деятельность органов государственной власти,
-порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно- правовых споров,
- порядок заключения и расторжения трудовых договоров,
- формы социальной зашиты и социального обеспечения.
Уметь:
- анализировать правовые документы;
- применять на практике правовые знания, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
- называть основные права граждан, объяснять их смысл и содержание;
- определять свой правовой статус, определяя права и ответственность;
- анализировать жизненные случаи с точки зрения правовых норм;
- создавать и защищать свой проект.
Календарно- тематический план на 2 года (288 занятий)
№
п\п
Кол-во
часов
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
1-й год
Дата проведения
(по плану)
Проведено
(фактически)
1
2
Вводное занятие. Инструктаж. Знакомство с программой и деятельностью клуба.
2
2
Право. Норма права. Источники права.
3
2
Как и почему возникает право.
4
2
Государство и право.
5
2
Гражданин и государство (права и обязанности гражданина).
6
2
Понятие правонарушения и преступления.
7
2
Причины совершения преступлений.
8
2
Лица, подлежащие уголовной ответственности.
9
2
Уголовная ответственность н/летних.
10
2
Административное правонарушение.
11
2
Административная ответственность.
12
2
Административное задержание.
13
2
Административное наказание.
14
2
Гражданское право.
15
2
Принципы гражданского права.
16
2
Гражданство.
17
2
Основы семейного права.
18
2
Основы Трудового права.
19
2
Правоохранительные органы.
20
2
Прокуратура.
21
2
Полиция.
22
2
Судебная власть и судебная система РФ.
23
2
Понятие и виды государственных органов.
Принцип разделения властей.
24
2
Президент РФ.
25
2
Федеральное собрание РФ.
26
2
Правительство РФ.
27
2
Конституция РФ - основной закон страны.
28
2
Символы государства (герб, флаг, гимн).
29
2
Круглый стол «Правовой статус ребёнка».
30
2
Право на образование.
31
2
Права абитуриентов.
32
2
Здоровье и право.
33
2
Права пациента.
34
2
Нарушение прав потребителя.
35
2
Правила пользования общественным транспортом.
36
2
Права водителей автотранспорта.
37
2
Права призывников.
38
2
Судебный процесс.
39
2
Юридические профессии.
40
2
Игра «Встать! Суд идёт».
41
2
Составление юридических документов.
42
2
Конвенция ООН о правах ребёнка.
43
2
Игра «Подросток в мире вредных привычек.
44
2
Круглый стол «Я - гражданин России».
45
2
Здоровый образ жизни.
46
2
Вредным привычкам скажем «Нет!»
47
2
Влияние молодёжных группировок. Неформалы.
48
2
Природа наркотизма.
49
2
Профилактика вредных привычек.
50
2
Круглый стол «Кто виноват? Что делать?»
51
2
Игра - обсуждение «Эпидемия».
52
2
Меры наказания для подростков.
53
2
Игра - «Умей сказать «нет».
54
2
Речевая игра «Мы - будущие избиратели».
55
2
«Нет» дороге в ад.
56
2
Театральная игра «В гостях у Шерлока Холмса».
57
2
Насилие и закон.
58
2
Закон и правопорядок.
59
2
Как не быть жертвой преступления.
60
2
Природа человека.
61
2
Потребности и возможности.
62
2
Личность и образование.
63
2
Защита Родины - долг и обязанность гражданина.
64
2
Гражданская позиция.
65
2
Взаимоотношения людей в коллективе.
66
2
Разрешение межличностных конфликтов.
67
2
Оценка своих способностей и возможностей.
68
2
Диспут «Как поступить?»
69
2
Игра «Преступить закон- это…»
70
2
Круглый стол «Профилактика летних преступлений»
71
2
Диспут «Опасности жизни»
72
2
Итоговая игра «Знаешь ли ты закон?»
№
п\п
Кол-во
часов
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
2-й год
Дата проведения
(по плану)
Проведено
(фактически)
1
2
Вводное занятие. Инструктаж.
2
2
Право на образование.
3
2
Организация работы школы
4
2
Образовательный процесс в школе
5
2
Платные образовательные услуги
6
2
Права абитуриентов
7
2
ЕГЭ и подросток
8
2
Поступление в негосударственные вузы
9
2
Кредит на образование
10
2
Основы оказания медицинской помощи в РФ
11
2
Платная и бесплатная медицина
12
2
Права пациента
13
2
Врачебная тайна
14
2
Возмещение ущерба от некачественной мед. помощи
15
2
Медицинское страхование
16
2
Противоправный секс. ВИЧ.
17
2
Наркотики. Алкоголь
18
2
Право собственности на жилье
19
2
Приватизация
20
2
Договор найма
21
2
Обязанности собственника
22
2
Плата за квартиру и коммунальные услуги
23
2
Выселение
24
2
Жилищные права несовершеннолетних
25
2
Проживание в общежитие
26
2
Право на информацию
27
2
Право на безопасность и качество
28
2
Нарушения прав потребителей
29
2
Как отстоять свои права
30
2
Права потребителей в службе быта
31
2
Правила пользования общественным транспортом
32
2
Права пассажиров
33
2
Обязанности пассажиров
34
2
Практикум «Как действовать»
35
2
Деловая игра
36
2
Приобретение и регистрация автомобиля
37
2
Документы водителя
38
2
Страхование автогражданской ответственности
39
2
ДТП. Ответственность за нарушения ПДД
40
2
Военная служба
41
2
Ответственность за нарушение воинской службы
42
2
Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу
43
2
Альтернативная гражданская служба
44
2
Проверка документов и досмотр
45
2
Деловая игра
46
2
Вызов в милицию и допрос
47
2
Практикум «Как защитить себя»
48
2
Задержание гражданина милиционером
49
2
Уголовно-процессуальное задержание
50
2
Жестокое обращение со стороны милиции
51
2
Как действовать?
52
2
Обращение в суд
53
2
Подача иска
54
2
Порядок судопроизводства
55
2
Игра «Встать! Суд идет!»
56
2
Профессия-судья
57
2
Профессия- адвокат
58
2
Профессия -прокурор
59
2
Профессия -нотариус
60
2
Профессия -следователь
61
2
Профессия Частный детектив. Юрисконсульт
62
2
Сотрудники милиции
63
2
Криминалисты
64
2
Договор, его составление
65
2
Доверенность, ее составление
66
2
Завещание, составление его
67
2
Жалоба. Заявление в милицию. Составление.
68
2
Судебный иск, его составление
69
2
Игра «Мы-будущие юристы»
70
2
Заседание клуба «Мы и закон»
71
2
Круглый стол «Защитим свои права»
72
2
Итоговое занятие правового клуба
Библиографический список:
Литература для учителя:
Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл. Разработки организационно- деятельностных игр/ В.В. Гордеева Волгоград « Учитель», 2007г.стр.207
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в7-9 кл. « Подросток и закон»/ Н.Ф. Дик Ростов-на- Дону
« Феникс» 2006г. стр.315
Смирнов В.А. « Детский правовой клуб: технология создания и развития» Методическое пособие / В.А.Смирнов. Кострома « Авантитум» 2006г.
Кашанина Т.В. Российское право. Учебник для вузов./ Т.В. Кашанина А.В. Кашанин Вита- Пресс,2007г.
Журналы «Право в школе» 2011-2015гг.
Литература для учащегося:
Конституция РФ 1993г.- 52 стр.
Конвенция о правах ребенка -М. 2009г.
Всеобщая декларация прав человека и гражданина -М.2009г.
ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях- М. « Кодекс» 2015г
Трудовой Кодекс РФ -М. « Кодекс» 2015г.
Гражданский кодекс РФ - М. « Кодекс» 2015г.
Уголовный кодекс Российской Федерации - М. « Норма»,2008г.- 302стр.
Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации - М. « Норма»,2008г.
Ветров Н.И Уголовное право учебник для ВУЗов/ Н.И.Ветров.-М. Юриспруденция 2007г
Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник для ВУЗов./В.В. Лазарев М. 2004
Кашанина Т.В. Основы права 10-11 класс./ Т.В. Кашанина А.В. Кашанин Вита- Пресс,2007г.
Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь/ А.Ф. Никитин Дрофа.2007г