Статья на тему Проблемы гражданского воспитания на уроках истории и обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы гражданского воспитания на уроках истории и обществознания

Многие нормы исчезают или получают новую интерпретацию. Так, исчезла важнейшая в недавнем прошлом норма полной преданности интересам государства. На первое место выдвинулись личный успех, карьера, деньги, свобода личности. Идея ориентации личности на реализацию частных интересов оказывается в центре педагогических и социологических процессов. Личности предоставляется большая свобода в выборе способов поведения и отношений.

Однако молодым людям не хватает опыта для того, чтобы использовать эти права на культурном уровне в интересах собственного развития. Или ещё предстоит научиться правильному обращению с представленными свободами.

С другой стороны, государство само не может в полной мере обеспечить установленные им свободы и права, а это неизбежно сказывается на моральном и психологическом состоянии молодых людей и зачастую освобождает их от моральной ответственности.

У многих из них нет ясных представлений об обязанностях перед обществом, нет чувства долга.

Ирония - типичная форма выражения старшеклассников отношения к нравственным ценностям.

В качестве государственной задачи намечена линия воспитания личности в духе свободы нравственного самоопределения. Реализация этого принципа может сопровождаться некоторым ослаблением значения моральных ценностей.

В этой связи остро встаёт проблема поиска средств придания индивидуальному поведению человека должной гражданской направленности.

Нельзя воспитывать, не имея определённой моральной и мировоззренческой позиции, не представляя, какую личность следует формировать. Предпосылки преемственности моральных норм и ценностей можно найти в самой исторически сложившейся воспитательной системе.

Основными моральными принципами являются добро и зло, дурно-хорошее, должное - не должное и т.д.

Отношение человека к другому человеку всегда оценивалось по критерию проявления добра и зла. Не может быть добрым человек, который убивает, крадёт, совершает насилие над другим человеком, проявляет жестокость по отношению к животным, разрушает экологические условия жизни.

«Добро» и «зло» рассматриваются как целеполагаемые деяния не только по отношению к человеку и обществу , но и к природе. Нанесение вреда в том и другом случае является безнравственным поступком, противоречащим общественным нормам и подлежащим осуждению.

Очень часто учёные спорят, какой из принципов - индивидуализм или коллективизм - оказывает наиболее эффективное влияние на воспитание нравственных качеств и формирование гражданственности личности.

Многие современные учёные приходят к отрицанию необходимости существования общих нравственных норм и признают ценности индивидуальных нравственных норм для регулирования поведения человека. В соответствии с их взглядами характер поступков и действий, моральный выбор определяют внутренний мир личности. Главным критерием оценки нравственного поведения человека выступает успех, и он же является целью жизни человека. Морально всё то ,что ведёт к успеху. Умелый выбор моральных норм и принципов - « инструменты» для осуществления индивидуальных целей и достижения успеха.

Фон жизнедеятельности человека составляет особенный мир - социальный. Он подвижный, динамичный, стоящий из действующих личностей, каждая из которых вовлекается в в реальное многообразие личностных отношений и конфликтов. Всё это побуждает личность чётко владеть нравственной ориентацией поведения и оценкой своих поступков.

Морально человек свободен выбирать, в каком направлении ему действовать, как действовать, каких норм придерживаться.

В условиях сложившейся ситуации школа должна решить задачу гражданского образования.

Нужно найти средства повлиять и на побуждения человека.

Личность способна реализовывать гражданское поведение при условии знания законов права и морали и отождествления себя с ними.

Знание законов и моральных норм - главный компонент гражданского образования. В любом обществе существует система законов, гласные и негласные предписания, запреты, показания и др., которые личности должны усвоить и соблюдать. Системы норм составляют важный компонент структуры нравственного сознания личности. Оно включает в себя знание норм морали, нравственные оценки и установки. Доведение их до ума и сердца ребёнка во многом определяет нравственность личности. Нормы программируют поведение, поскольку личность сознательно подчиняется им и применяет на практике.

Человек выбирает между различными типами поведения. Он может приспосабливаться к существующим нормам, сознательно их соблюдать, так же сознательно развивать. Что он изберёт, зависит, во-первых, от его индивидуальности, во-вторых, от его внутренней нормативной модели, в-третьих, от его нравственного сознания.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитывать деятельностного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Любое государство желает видеть молодое поколение достойными гражданами и патриотами своей Родины. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин» - « государство» и «человек» - «общество». Развивая гражданина, прежде всего, нужно видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Воспитание гражданского отношения к Отечеству воспитывается, например, посредством знакомства с Конвенцией о правах ребёнка, участия в деловой игре «Твои права и обязанности», в правовой неделе, Дне конституции, празднике « Символы Родины, области, района». Воспитание гражданского отношения к другому человеку происходит посредством знакомства с правилами поведения детей и подростков через ситуационные тренинги и т.д. Воспитание человека-гражданина будет более успешным, если учащиеся станут более компетентными в правовых вопросах, будут интересоваться историей Отечества, развивать морально-нравственные убеждения, активно участвовать в социально значимой деятельности.

Один из обязательных результатов гражданского и патриотического воспитания - социальная активность детей и подростков когда они свои знания, умения, ценностные ориентации применяют в социальной практике. Гражданственность формируется в процессе социального действия, позволяющего воспитанникам практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, выстраивать линию поведения, выражать отношение к обществу и самому себе. Ещё более важно наличие гражданственности в убеждениях самих педагогов, поскольку отношение во многом является источником для интерпретации окружающего мира детьми, особенно младшего возраста.

Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации - флага РФ, герба РФ, гимна РФ.

Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и правовое родство с далёкими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

В качестве эмблемы государственной власти используются условные изображения, рассчитанные на непосредственное эмоциональное восприятие, которому способствуют продуманное графическое, цветовое, пространственное (рельефный макет герба) решение условных изображений, музыкальное и словесное оформление текстовой символики ( гимн).

Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности.

Формирование у учащихся понимания сущности и значения государственной символики РФ, воспитание уважения к ним складывается на уроках, факультативных занятиях, во внеурочной работе, в системе дошкольного и дополнительного образования детей, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Педагогическая работа с государственной символикой основывается, прежде всего, на учёте возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучений детей и молодёжи. У младших школьников представления о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несёт большую смысловую нагрузку. Учитель обращает внимание детей на то, что государственная символика или её элементы постоянно нас окружают в повседневной жизни.

Сформировать правильное представление о символике помогают беседы на следующие темы : «О чём рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют гимн» и др.

На новом уровне работа с государственными символами продолжается на основной ступени образования в средней школе. В школе проводятся циклы бесед, посвящённых истории возникновения флага и герба Российской Федерации, флагов и гербов республик в составе Российской Федерации. Разбирается сам текст гимна, он заучивается наизусть.

Пониманию роли государственных символов России, их исторической преемственности способствует участие школьников в краеведческой деятельности. Региональных и местных краеведческих программах, туристско-краеведческом движении учащихся Российской Федерации «Отечество», Всероссийской акции «Я -гражданин России», работе музея школы. Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная, туристская и музейная работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, достойными людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Всё это даёт возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека. Изучение исторических, политических и других аспектов государственных символов России проходит в процессе учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В старшей школе необходимо сосредоточить своё внимание на актуализации во внеурочной работе знаний, умений и навыков, связанных с различными аспектами функционирования эмблем государственной власти: собственно-правовым, общественно-политическим, нравственным.

Раскрытию сущности государственных символов способствуют уроки истории, обществознания, права, факультативные, кружковые, клубные занятия и др. Беседы, конкурсы, викторины, тематически связанные с государственными символами России : «Главная песня нашей страны», «Почести Государственному флагу и гимну» и др. углубляют политический смысл, заложенный в государственных символах России.

Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов Российского государства требует расширения и углубления представлений старших школьников о гражданских обязанностях. В этом помогают беседы : «Основной закон нашей жизни», «Священная обязанность гражданина - чтить и беречь символы нашего государства», «Правила отношения к символам государства» и т.д.

Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании учащихся - неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений.

Патриотизм - неотъемлемая часть гражданского воспитания. В настоящее время, когда всё еще продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и упрочению российского общества и государства, патриотическое воспитание играет всё большую роль. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности, одно из главных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов.

Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детстве. В зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и всё более осознаётся. Особенно в процессе конкретных видов общественно полезной деятельности. Это чувство является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и здоровья. Особая роль в истории отводится воспитанию патриотизма. Благодаря свободному выбору ребёнка, опоре на его интерес, увлечённость учителя и ребёнка общим делом здесь создаются благоприятные условия для формирования гражданской позиции подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей АО защите интересов Родины. Патриотизм активизирует духовный потенциал ребёнка, поднимает уровень развития личности на более высокую ступень. Ценностные ориентации, связанные с патриотическими чувствами, обеспечивают активное деятельностное вхождение детей в жизнь общества.

Нет ни одного универсального рецепта , как воспитать ребёнка - в будущем настоящего гражданина, который будет любить свою Родину, где он родился, где корни его народа, который будет бороться за её возрождение. Реформирование общества в наши дни сориентировало людей, болеющих за будущее страны, искать новые пути воспитания нового поколения, которые базируются на общечеловеческих ценностях : вечное стремление человека к добру, красоте, истине, справедливости, самосовершенствованию. Особое место отводится чувству любви к родному очагу, к своему Отечеству. Отечество -это единственное уникальное для каждого человека : Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.



© 2010-2022