Рабочая программа по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»





УТВЕРЖДАЮ


директор ГБПОУ МО ПППЭТ

______________ Е.И. Волкова


«_________» _______________ 20







РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Специальность 260807 Технология продукции общественного питания

(Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы)







г. Павловский Посад

2014 г


Рабочая программа дисциплины Обществознание по специальности 260807 Технология продукции общественного питания разработана на основе примерной программы по дисциплине Обществознание, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» «10» апреля 2008 г.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово - Посадский промышленно-экономический техникум»

Разработчики:

Васильева О.А.

преподаватель обществознания и права

Косова И.А.

Преподаватель истории и обществознания



Рассмотрена цикловой методической комиссией

общих социально-гуманитарных дисциплин

Председатель _____________ Косова И.А.

Протокол № 1 от «29» августа 2014г.






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15









1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

___________________________ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ___________________

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины может быть использована для изучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Обществознание» относится к циклу общеобразовательных дисциплин и изучается на базовом уровне.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» студент должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


  • максимальной учебной нагрузки 169 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки 117 часов;

  • самостоятельной работы 52 часа


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

169

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


Лекционные занятия

74

практические занятия

39

контрольные работы

4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа (всего)

52

В том числе:


Домашняя работа

52

Итоговая аттестация в форме

Дифференцированного зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1


2

3

4

Раздел 1.


НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ.

18

1

Социальные науки. Специфика объекта их изучения.

Обществознание как наука, система общественных наук. Предмет и методы изучения.



Человек, индивид, личность.

Природное и общественное в человеке. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Человек - существо духовное.


Деятельность и мышление. Виды деятельности.

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение. Процесс мышления. Особенности научного мышления


Потребности, способности и интересы.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Роль потребностей, интересов и способностей в человеческой деятельности.


Социализация личности.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.


Понятие истины, ее критерии.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии.


Виды человеческих знаний. Мировоззрение.

Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.


Свобода как условие самореализации личности.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.


Многообразие мира общения.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания.


Межличностные конфликты

Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.


Общество как сложная динамическая система.

Представление об обществе как сложной динамичной системе.

Современное российское общество. Функции общества.


Подсистемы и элементы общества.

Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.


Основные институты общества, их функции.

Основные институты общества, их функции, структура и значение.


Общество и природа.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.


Многовариантность общественного развития.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).


Процессы глобализации.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления.


Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.


Лекционные занятия:

темы раздела

12

Практическая работа:

  • Составление тематического кроссворда по теме «Многообразие мира общения. Межличностные конфликты»

5

Контрольная работа:

по темам раздела

1

Самостоятельная работа:

  • Систематический анализ конспектов, учебной и специальной литературы

  • Подготовка докладов по теме «Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества»

  • Поиск специальной литературы и иллюстраций для подготовки и последующей защиты докладов и рефератов

  • Поиск значений понятий предмета для составления тематического кроссворда в специальной литературе и Интернете

8

Раздел 2.

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА


12

Понятие о культуре.

Понятие «культура» в широком и узком смысле. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Этикет.


2

Виды культур

Культура народная, массовая и элитарная Культурное мировоззрение. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.


Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.



Роль образования в жизни современного человека и общества.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Государственные гарантии в получении образования.


Система образования в РФ.

Звенья российского образования. Роль образования в жизни современного человека и общества. Профессиональное образование.


Духовная жизнь человека и общества.

Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.


Цивилизация.

Понятие цивилизаций, классификация.


Основные принципы и нормы морали.

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.


Религия как феномен культуры

Религия как феномен культуры. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.


Мировые религии

Мировые религии. Религия и церковь в современном мире.


Искусство и его роль в жизни людей.

Искусство и его роль в жизни людей.


Виды искусств.

Виды искусств. Творчество, его проявления.


Лекционные занятия:

  • темы раздела

7


Практические занятия:

  • Систематический анализ конспектов, учебной и специальной литературы

  • Выполнение на уроке самостоятельной работы с использованием карточек с разноуровневыми заданиями по теме «Система образования в РФ»

5


Контрольная работа:

0

Самостоятельная работа:

  • Систематический анализ конспектов, учебной и специальной литературы

  • Поиск специальной литературы и иллюстраций для подготовки и последующей защиты докладов и рефератов по теме «Религия как феномен культуры. Мировые религии»

  • Поиск в Интернете Закона обо образовании РФ для анализа некоторых аспектов.

  • Поиск значений терминов предмета в специальной литературе и Интернете

  • Поиск в Интернете или специальной литературе Закона об образовании в РФ

8

Раздел 3


ЭКОНОМИКА

21

2

Экономика как наука и хозяйство

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен.



Типы экономических систем.

Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения


Основные рыночные структуры.

Виды рыночных структур. Рынок одного товара. Рыночное равновесие. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал


Закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения. Значение конкуренции. Признаки совершенной и несовершенной конкуренции.


Функции государства в экономике.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг.


Понятие ВВП и его структура

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.


Налоговая система

Основы налоговой политики государства. Виды налогов в Российской Федерации. Кого относят к налогоплательщикам. Подоходный налог. Права и обязанности налогоплательщика.


Налоговые правонарушения

Виды налоговых правонарушений. Ответственность за отказ от уплаты налогов.


Основы денежной политики государства.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.


Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Антиинфляционные меры.


Формы собственности.

Понятие собственности. Виды собственности. Правовая защита собственности. Формы собственности. Интеллектуальная собственность.


Предпринимательство.

Что такое предпринимательство. Развитие бизнеса в России. Правовые основы предпринимательства. Понятие маркетинга. Основные принципы маркетинга.


Банки

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.


Ценные бумаги

Ценная бумага. Виды ценных бумаг. Акции. Облигации. Дорожные чеки.


Рынок труда.

Рынок труда, его характерные черты. Проблема занятости населения.


Понятие безработицы, ее причины.

Понятие безработицы, ее причины. Уровень безработицы в России и в других странах. Показатели экономических последствий безработицы.


Заработная плата.


Понятие заработной платы. Виды зарплаты. Среднемесячный уровень зарплаты в РФ.


Защита прав потребителя

Закон о защите прав потребителей, его основные черты. Отдел по защите прав потребителей.


Бюджетная система России

Характерные черты бюджетной системы в России.


Россия в мировой экономике.

Основные направления государственной политики в области международной торговли.


Лекционные занятия:

  • Темы раздела

11

Практические занятия:

  • Систематический анализ конспектов, учебной и специальной литературы

  • Выполнение заданий контрольной работы

  • Составление тематических кроссвордов по теме «Основы налоговой политики в государстве

9

Контрольная работа:

  • По темам раздела

1

Самостоятельная работа:

  • Систематический анализ конспектов, учебной и специальной литературы для успешной сдачи к.р.

  • Подготовка докладов по теме «Особенности современной экономики России, ее экономические институты» и др.

  • Поиск специальной литературы и иллюстраций для подготовки и последующей защиты докладов

  • Поиск значений терминов предмета в специальной литературе и Интернете

  • Поиск статей Конституции РФ об экономической политике государства

  • Поиск особых положений в Налоговом Кодексе РФ

8

Раздел 4


СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


19

2

Социальные отношения.

Социальные отношения Социальные процессы в современном российском обществе.



Понятие о социальных общностях и группах.

Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная страта. Большие и малые социальные группы. Виды социальных групп.


Социальная роль. Социальный статус

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.


Социальная мобильность.

Социальная мобильность и её виды. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. Переход из страты в страту.



Социальный престиж.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности


Социальные нормы и санкции.

Виды социальных норм и санкций.


Социальный контроль

Социальный контроль. Его методология.



Девиантное поведение, его формы, проявления

Девиантное поведение, его формы, проявления. Негативные последствия девиантного поведения.


Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Опасность наркомании, алкоголизма.


Социальный конфликт.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Формы протекания социальных конфликтов.


Пути разрешения социальных конфликтов.

Пути разрешения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте.


Особенности социальной стратификации в современной России.

Особенности социальной стратификации в современной России.


Молодежь как социальная группа.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.


Этнические общности.

Этнические общности


Этносоциальные конфликты, пути разрешения

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.


Конституционные принципы национальной политики в РФ.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.


Семья как малая социальная группа.

Семья как малая социальная группа. Виды семей.


Современная демографическая ситуация в РФ

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Уровень рождаемости и смертности в РФ.


Лекционные занятия:

  • Темы раздела

13

Практические занятия:

  • Составление тематического кроссворда по теме «Опасность наркомании, алкоголизма»

  • Нахождение в тексте Конституции РФ специальных статей, касающихся национальной политики

  • Творческое задание - составление генеалогического древа древа

5


Контрольная работа:

  • По темам раздела

1

Самостоятельная работа:

  • Поиск специальной литературы и иллюстраций для подготовки и последующей защиты докладов

  • Поиск значений терминов предмета в специальной литературе и Интернете

  • Поиск статей Конституции РФ о национальной политики государства

  • Поиск личных данных (ФИО, год рождения - год смерти) родственников для составления генеалогического древа

8

Раздел 5.


ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

25

2

Политика как общественное явление. Понятие власти.

Политика как общественное явление. Политика и общество. Понятие власти. Типы общественной власти. Власть и общество.



Политическая система, ее внутренняя структура

Политическая система, ее внутренняя структура.Понятие политической культуры личности и общества, российская политико-правовая культура, уровень ее развития.


Политические институты.

Политические институты. Их классификация, функции и задачи.


Полномочия и функции Президента РФ.

Институт Президентства РФ, функции и полномочия Президента в России.


Государство как политический институт.

Государство как политический институт. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.


Внутренние и внешние функции государства

Перечень внутренних и внешних функций государства.


Формы государства

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.


Типология политических режимов

Типология политических режимов. Характерные черты политических режимов.


Тоталитаризм и авторитаризм

Определения тоталитаризма и авторитаризма, их особенности.


Демократия, ее основные ценности и признаки.

Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций


Становление демократического государства в современной России

Особенности демократии в современных обществах, в том числе и в российском.


Правовое государство, понятие и признаки.

Правовое государство, понятие и признаки. Правовое государство в РФ.


Конституция РФ 1993 г.

Определение Конституции. Значение и роль Конституции РФ. Преамбула и перечень категорий статей Конституции РФ


Политический статус личности.

Личность и государство. Политический статус личности.


Политическое участие и его типы.

Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.


Политическое лидерство.

Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.


Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.


Гражданское общество и государство.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.


Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность.


Политические партии и движения, их классификация.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.


Партийная система в современной России.

Основные политические партии России, членство. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.


Политический плюрализм.

Понятие политического плюрализма, диапазон российских политических партий и общественных движений.


Избирательная кампания в РФ.

Избирательная кампания в РФ, её основные этапы.


Роль СМИ в политической жизни общества.

Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.



Лекционные занятия:

  • Темы раздела

16

Практические занятия:

  • Выполнение на уроке самостоятельной работы с использованием карточек с разноуровневыми заданиями по теме «Отличительные черты выборов в демократическом обществе»

  • Анализ преамбулы Конституции РФ

8

Контрольная работа:

  • По темам раздела

1

Самостоятельная работа:

  • Поиск специальной литературы и иллюстраций для подготовки и последующей защиты докладов и рефератов по теме «Демократия, ее основные ценности и признаки».

  • Поиск текста преамбулы Конституции РФ

  • Поиск информации в СМИ по теме «Современные политические партии РФ».

10

Раздел 6


ПРАВО

22


Право в системе социальных норм.

Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.



Система права: основные институты, отрасли права.

Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.



Правовая культура и правосознание

Понятие правовой культуры. Правовая культура россиян. Понятие правосознания, характерные черты.



Правовые и моральные нормы.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.



Правовые отношения и их структура.

Правовые отношения и их структура. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.



Гражданская правоспособность и дееспособность

Понятие правоспособности и дееспособности, возрастные и иные градации.



Дееспособность несовершеннолетних.

Какова дееспособность несовершеннолетних.



Правомерное и противоправное поведение.

Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.



Юридическая ответственность и ее задачи.

Юриспруденция как общественная наука. Юридическая ответственность и ее задачи.



Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ

Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.



Конституционное право как отрасль российского права

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации.



Система государственных органов РФ.

Система российской прокуратуры, её права и обязанности.



Правоохранительные органы РФ.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.



Понятие гражданства в РФ.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. «Принцип крови» и «принцип почвы».



Основные конституционные права и обязанности граждан в РФ

Основные конституционные права и обязанности граждан в России. право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.



Гражданское право и гражданские правоотношения.

Гражданское право и гражданские правоотношения. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности



Трудовое право.

Понятие трудового права. Трудовой Кодекс РФ. Работник и работодатель.



Административное право.

Понятие административного права. Административный Кодекс РФ. Система административных правонарушений



Уголовное право.

Понятие уголовного права. Уголовный Кодекс РФ. Система уголовных правонарушений.



Семейное право.

Понятие семейного права. Семейный Кодекс РФ. Брачный институт.



Международное право.

Система международного права. Международно-правовые акты.




Лекционные занятия:

  • Темы раздела

15



Практические занятия:

  • Составление образцов трудового и брачного договоров

7



Контрольная работа:

По темам раздела

0



Самостоятельная работа:

  • Поиск составления примерных образцов трудового и брачного договоров в РФ

  • Подготовка докладов по теме «Правомерное и противоправное поведение»

  • Поиск и анализ информации, необходимой для подготовки докладов

10


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Оборудование учебного кабинета:

  • Учебники по предмету «Обществознание»

  • Рабочие тетради по предмету «Обществознание»

  • Информационные стенды по предмету «Обществознание»

  • Портреты знаменитых мировых и российских личностей

  • Схемы, таблицы по предмету «Обществознание»

  • Сборник тестирований и экономических задач по предмету «Обществознание» и пр.

Технические средства обучения:

  • Аудиовизуальные средства обучения

- диски с документальными фильмами


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  • «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб.для студ.учрежд. сред.проф.образования∕А.Г. Важенин. - 10-е изд.перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2014

  • А.Ф. Никитин «Обществознание Базовый уровень10, 11 класс. М.: Дрофа, 2013.

Дополнительные источники:

  • Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2002.

  • Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. - М., 2008.

  • Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2003.

  • Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч. - М., 2007.

  • Яковлев А.И. Основы правоведения. - М., 2006.

  • Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2012

Нормативные правовые акты

  • Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2005.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

  • Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 -ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

  • Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

  • Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.


  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» студенты должны:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;




Тестирования.

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

Индивидуальные задания.

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

Творческие работы по социальным вопросам дисциплины.

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

Контрольные работы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Индивидуальные задания.

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Исследовательские проекты.


  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Выполнение практических заданий

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Исследовательские проекты.


  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Исследовательские проекты

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Творческие работы по социальным вопросам дисциплины

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Творческие работы по социальным вопросам дисциплины

5

© 2010-2022