Конспект Урока на тему: Социальная структура общества

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Цель:

Разъяснить ученикам сущность социальной структуры общества, показать особенности социальных статусов, социальных отношений и ролей в обществе, сформировать умения анализировать поведе­ние людей с точки зрения изученных социологических категорий, научить анализировать свой социальный статус и определять мане­ры своего поведения.

После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое социальный статус личности в обществе; со­циальная группа, социальные отношения;

- разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;

- уметь анализировать социальный образ, имидж личности;

- уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социаль­ной ролью.

План урока:

1. Социальная структура общества - знакомимся с понятием.

2. Социальный статус личности. Чем мы отличаемся друг от друга?

3. Что такое социальная роль?

Изучение нового материала целесообразно начать с погру­жения учеников в суть рассматриваемой проблемы. Учитель разъясняет сущность понятия «структура» и просит объяс­нить, что представляет собой структура обыкновенного кир­пичного дома? Ученики понимают, что все составляющие части дома взаимосвязаны между собой. Подобное происходит в об­ществе. Ребята зачитывают первый абзац параграфа и записы­вают в тетради собственное определение понятия «социальная стратификация».

Ученикам следует пояснить, что статус - это социальное положение человека в обществе, которое характеризуется:

- профессией;

- экономическим положением;

- политическими возможностями;

- демографическими свойствами.

Ребятам предлагается выполнить следующее задание (можно предложить коллективную или групповую работу):

1) Подумайте, чем различаются между собой примитивные общества и современные с точки зрения статусности (количества статусов)? Какой вывод можно сделать?

2) Можно ли утверждать, что структура общества определяет­ся общественным разделением труда? Почему? Поясните свои рассуждения. (Ученики должны понять, что в обществе один и тот же человек не может выполнять все функции: быть и врачом, и юристом, и водителем автобуса. В обществе необходима специ­ализация, но и важна кооперация, так как эти люди не могут жить друг без друга: юристу нужно лечиться, и он обращается к врачу, а врачу необходима юридическая консультация, и он пой­дет к юристу.)

В науке принято считать, что социологическое значение сло­ву «статус» придал в конце XIX в. английский историк Г.Д. Мейн.

3) Охарактеризуйте статус лиц по нижеприведенным от­рывкам:

Карточка 1.

«Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до н. э. Эту дату со­общают античные писатели. Это был известный римский политический деятель и полководец. Он родился в 12-й день месяца квинтилия, который впоследствии в его честь был переименован в июль. Он происходил из патрициан­ского рода Юлиев, древнего и знатного, но бедного.

Юлий Цезарь получил прекрасное образование, кото­рое в те времена заключалось в изучении греческого язы­ка, литературы, философии, истории и в овладении ора­торским искусством. Он быстро достиг выдающихся успехов в красноречии.

В 63 г. он стал верховным жрецом (понтификом). Будучи консулом, он смог вопреки упорному противодействию се­ната провести в жизнь два аграрных закона в пользу вете­ранов и неимущих граждан.

Как лидер партии популяров, он стремился заменить власть сената единоличной властью. Его имя стало отож­дествляться с понятием «император». Позднее все "рим­ские императоры сами принимали титул «цезарь» и при­сваивали ею своим сыновьям».

Источник: Федорова Е В. Люди императорского Рима. М., 1990; Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.

Карточка 2.

«Известный русский историк С. Ф. Платонов родился в семье типографского служащего 16 июня 1860 г. в Чер­нигове.

В городе на Неве он прошел путь от гимназист (1870-1879) и студента (1879-1882) до профессора академика - главы петербургской школы русских исто риков. Талант педагога-историка был замечен при дворе Платонов был приглашен преподавателем истории в цар скую семью. События 1917 г он воспринял как историче скую аномалию, вызванную войной, нищетой и разрухой Историк полагал, что установление власти большевиков явление временное. Его политические взгляды не остава лись неизменными. До революции Платонов придержи вался либеральных буржуазно-монархических позиций После 1917 г. его воззрения шли в направлении буржуаз­ной демократии».

Источники: Платонов С. Ф Лекции по русской истории. М., 1993.

4) Охарактеризуйте героев известных вам по литературе про­изведений с точки зрения их социального положения. Свои дово­ды подтвердите ссылками на источники.

5) Разъясните статус ваших родителей, знакомых.

6) Представьте собственный статусный портрет.

При выполнении предложенного выше задания можно вос­пользоваться следующей схемой:

территориальные статусы (горожанин, беженец, бомж...)

пол (женщина/мужчина)

возраст (ребенок, взрослый, пожилой)

раса (негроидная, европеоидная, монголоидная)

национальность

здоровье (инвалид, здоровый...)

профессия политические взгляды

религиозные взгляды

Для уяснения вопроса о социальной группе ребятам предлага­ется выделить любую группу людей по социально значимым критериям (доход, власть, образование, возраст, раса и т. д.).

Учитель после проведенного анализа выполненных выше за­даний обращает вниманрге на то, что люди, имеющие разный ста­тус, отличаются друг от друга в поведении, внешности. Для под­тверждения этой мысли ученикам предлагается обратиться к дополнительному тексту §17 «Одежда и статус» (с. 114). После прочтения отрывка статьи Д. Моррис ребята должны ответить на следующие вопросы:

1) Какие функции выполняет одежда в обществе?

2) Каким образом люди демонстрировали свои привилегии в обществе с помощью одежды?

3) Проанализируйте взаимосвязь одежды и статуса в совре­менном обществе. К каким выводам вы приходите? Приведите конкретные примеры.

4) Можно ли сказать, что в России сегодняшней демонстраци­онная функция одежды доминирует, а ее стиль регламентирует­ся очень жестко с позиции статусности?

Ребята должны усвоить, что статус требует от человека опре­деленного поведения. Социологи говорят о существовании ста­тусных прав и обязанностей.

Ребятам предлагается определить, какими правами и обязан­ностями наделены:

- учитель обществознания;

- родитель;

- президент страны;

- ученик.

Отождествление себя с чем-то или кем-то называется статус­ной идентификацией. Сокращение межстатусной дистанции на­зывается фамильярностью. В этом случае можно привести при­меры того, как ученик непочтительно разговаривает с учителем.

В понимании ребенка необходимо закрепить еще одно поня­тие - имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в со­ответствии со своим статусом (это определение дано в учебнике).

Завершение рассмотрения этой темы необходимо осущест­вить уяснением еще одного важного понятия - социальная роль. Так называют способ поведения человека в соответствии со статусом.

Ученикам предлагается выписать на листке бумаги полны: набор своих статусов и определить свой главный статус.

Ученикам можно предложить разыграть некоторые статусы показав особенности манеры поведения людей. Так ребята уточняют смысл социальных ролей в обществе. Например,

группа 1 показывает родителя;

группа 2 - директора школы;

группа 3 - чемпиона мира по боксу;

группа 4 - крупного предпринимателя.

Р. Мертон ввел в науку важное понятие - ролевой набор. Оно означает совокупность ролей, которые ассоциируются с одним статусом. Ребятам предлагается проанализировать ролевой на­бор ученика, крупного бизнесмена и пенсионера.

В конце урока закрепление изученного материала, вспомнить новые понятия и подвести итоги. (Социальная структура общества включает в себя совокупность статусов, полей, социальных групп.)

Д/з: § 17, вопросы и задания после темы. Выполнение задания №7 следует поручить 5 ребятам индивидуально. Каждый из них должен проанализировать любой роман или другое литературное произведение.

© 2010-2022