- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания: «Наша Родина - Россия»
Урок обществознания: «Наша Родина - Россия»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полякова Т.В. |
Дата | 08.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
12
БОУ ОО ДПО (ПК) С
«Орловский институт усовершенствования учителей»
Итоговая работа слушателя курсов: « Актуальные проблемы преподавания истории, обществознания в условиях модернизации образования»
Урок обществознания в 5 классе
по теме:
«Наша Родина - Россия»
Выполнил: учитель обществознания и экономики
Полякова Татьяна Васильевна
МБОУ Жудерская СОШ
Хотынецкого района
2014
Урок 22
Урок обществознания. 5 класс
Тема: «Наша Родина - Россия».
Цели: после урока учащиеся смогут
- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;
- показать на карте территорию России;
- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;
- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.
Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.
Ресурсы:
- учебник обществознания 5 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова
-Рабочая тетрадь по обществознанию 5 класс под редакцией Л.Ф. Ивановой, Я.В. Хотеенкова
- тексты стихотворений: Россия - Моя Родина! (Е. Кисляков), « Россия - Родина Моя» (Д. Пенцов)
- распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»
- распечатка текста на парту: «Юные патриоты»
- политическая карта России
- игровые элементы для игры «Собери пословицы»
Технологическая карта урока.
этапы
методы и приемы обучения
время
1 этап. Мотивация
Анализ стихотворений «Россия - Моя Родина», «Россия - Родина Моя»
Вопросы классу:
-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?
- А что для вас значит Родина?
не более
3-х мин.
2 этап.
Целеполагание
- сообщение целей урока
1 мин.
3 этап.
Исследование информации .
План.
1.Российская Федерация.
2. Русский язык - государственный.
3.Что значит быть патриотом.
1 мин.
3.1.
1. Чтение и анализ текста: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»
Вопросы классу:
- Что такое «Родина»?
- Почему человек тоскует по Родине?
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)
Запись в тетради: определение слова «родина»
2.Объяснение учителя о государственном устройстве нашей страны, и работа с политической картой РФ.
Записи в тетради.
-В каком субъекте РФ живём мы?
- Столица России?
Запись в тетради: определение слова «федерация»
10 мин.
5 мин
3.2.
Работа с текстом учебника( комментированное чтение).
Беседа с обучающимися о значении государственного языка; обсуждение пословиц о русском языке
5-6 мин.
3.3
Чтение и анализ текста : «Юные патриоты»
Вопросы:
В чём проявилась у героев любовь к Родине?
А каких героев знаете вы?
Работа с текстом учебника( комментированное чтение).
Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»
Вопросы:
-К чему призывает этот плакат?
-Почему такой призыв звучит от имени Родины?
Запись в тетради: определение слова «патриот»
Выводы
10мин.
4.Интерактивное упражнение.
Практикум.
4.1 Игра «Собери пословицы»
4.2Подобрать слова с корнем «род», близкими по значению к слову - родина. Записать в тетрадь.
5 мин.
2 мин.
5этап. Оценивание.
Выставление оценок
6 этап
Домашнее задание.
Домашнее задание.п.11, задания в рабочей тетради № 1,4,8
.
1-2 мин.
План урока:
1.Российская Федерация.
2. Русский язык - государственный.
3.Что значит быть патриотом.
ХОД УРОКА.
1. МОТИВАЦИЯ (не более 3 мин.)
Работа со стихотворениями: Учителю рекомендуется организовать прослушивание стихотворений о Родине и попросит обучающихся ответь на вопросы:
Россия - Моя Родина!
Россия - Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!
Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
Люблю я стройные, высокие берёзки -
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!
А если вдруг когда-нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!
Е. Кисляков
Россия - Родина моя.
Россия - Родина моя,
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше.
Российский снег, он словно пух
Ложится прямо на ресницы.
Россия без зимы - ничто
И жаль, что улетают птицы.
Зимой неслышен соловей,
Ах, как поет он ночью летом!
И нет нигде таких берез.
Березы... Вся Россия в этом.
Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог не мало.
Россия - Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу, я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Росийский дух поднять смогу,
Чтоб гордость за него
досталась нашим детям.
Д. Пенцов
Вопросы классу:
-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?
- А что для вас значит Родина?
Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.
- Определите тему сегодняшнего урока.
Учитель конкретизирует тему урока.
2 этап. Объявите ученикам цели урока.
После урока вы сможете
- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;
- показать на карте территорию России;
- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;
- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма
Сообщите учащимся критерии оценивания их работы на уроке.
3 этап. Исследование информации.
3.1..Российская Федерация.
Работа с текстом.
Учителю предлагается организовать работу с текстом.
Вопросы классу:
- Что такое «Родина»?
- Почему человек тоскует по Родине?
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)
рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:
Наше отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.
Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.
РОДИНА-1.Отечество, родная страна.
2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.
Рассказ учителя: Когда-то наша страна называлась РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. А сейчас официальное название нашей страны - Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.
Учитель: Посмотрите на современную карту Росси (стр.94-95)Какая она разноцветная. Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав РФ, т. е её субъекты. У каждого субъекта равные права с другими: иметь свою территорию, герб, флаг, органы власти. Россия граничит с шестнадцатью странами. Никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 160 национальностей, народностей и этнических групп Задание:
-Покажите наиболее крупные города
-В каком субъекте РФ живём мы?
- Столица России?
Запишите определение слова «федерация»: государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования(штаты, земли, а в России- области, края, республики)
3.2. Русский язык - государственный
Учитель предлагает прочесть текст на стр.93 учебника «Русский язык - государственный».
Обратить внимание на то, что официальное использование русского языка в государственном делопроизводстве, т.е на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами., обязательное изучение русского языка в школах РФ., русский язык является ещё и языком межнационального общения.
Давайте познакомимся с пословицами о русском языке:
-
Язык - стяг, дружину водит.
-
Не пройми копьём, пройми языком.
-
От приветливых слов язык не отсохнет.
Учитель: Какой мы можем с вами сделать вывод? (ответы детей).
А теперь ответим на вопрос № 4 на стр.98 из рубрики « Проверим себя»
3.3 Что значит быть патриотом.
Чтение и анализ текста : «Юные патриоты»
Юные патриоты.
Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах.
В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было 17,другому 10 лет).
Старший, Александр Николаевич (1795 - 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года - золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 - 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии.
Младший, Николай Николаевич (1801 - 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова.
Проблемные вопросы:
В чём проявилась у героев любовь к Родине?
А каких героев знаете вы?
Работа с текстом учебника( комментированное чтение).
Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»
Вопросы:
-К чему призывает этот плакат?
-Почему такой призыв звучит от имени Родины?
- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?
Запись в тетради: определение слова «патриот»
Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)
Учитель: В чрезвычайных ситуациях дети нередко ведут себя, как взрослые.
4.Интерактивное упражнение.
Практикум
Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.
4.1 Игра «Собери пословицы»
-
Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением. Для этого соедините соответствующие цифры и буквы.
-
Объясните, как вы понимаете.
1
Всякому мила
А
а чужая - мачеха
2
Родная сторона - мать,
Б
кто умеет домом жить
3
На чужой сторонушке
В
в чужом - ворона
4
Чужбина - калина,
Г
там сгодился
5
В родном краю сокол,
Д
а дом люби по старине
6
Тому не о чем тужить,
Е
своя сторона
7
Ищи добра на стороне
Ж
родина - малина
8
Где родился
З
рад своей воронушке
4.2. Учитель может предложить учащимся подобрать слова с корнем «род», близкими по значению к слову - родина. Запишите в тетради.
5этап. Оценивание. Учитель имеет возможность оценить индивидуальные ответы учеников
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
критерии оценки
Имя
Имя
Имя
1
Степень аргументированности
2
Логичность
3
Грамотное использование понятий, терминов
6. Домашнее задание.п.11,задания в рабочей тетради № 1,4,8
Приложение.1
Россия - Моя Родина!
Россия - Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!
Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
Люблю я стройные, высокие берёзки -
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!
А если вдруг когда-нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!
Е. Кисляков
Россия - Родина моя.
Россия - Родина моя,
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше.
Российский снег, он словно пух
Ложится прямо на ресницы.
Россия без зимы - ничто
И жаль, что улетают птицы.
Зимой неслышен соловей,
Ах, как поет он ночью летом!
И нет нигде таких берез.
Березы... Вся Россия в этом.
Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог не мало.
Россия - Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу, я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Росийский дух поднять смогу,
Чтоб гордость за него
досталась нашим детям.
Д. Пенцов
Приложение.2
Вопросы классу:
- Что такое «Родина»?
- Почему человек тоскует по Родине?
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)
рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:
Наше отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.
Приложение 3
Юные патриоты.
Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах.
В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было 17,другому 10 лет).
Старший, Александр Николаевич (1795 - 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года - золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 - 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии.
Младший, Николай Николаевич (1801 - 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова.
Проблемные вопросы:
В чём проявилась у героев любовь к Родине?
А каких героев знаете вы?
Приложение 4
Практикум
Игра «Собери пословицы»
1.Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением. Для этого соедините соответствующие цифры и буквы.
2.Объясните, как вы понимаете данные пословицы..
1
Всякому мила
А
а чужая - мачеха
2
Родная сторона - мать,
Б
кто умеет домом жить
3
На чужой сторонушке
В
в чужом - ворона
4
Чужбина - калина,
Г
там сгодился
5
В родном краю сокол,
Д
а дом люби по старине
6
Тому не о чем тужить,
Е
своя сторона
7
Ищи добра на стороне
Ж
родина - малина
8
Где родился
З
рад своей воронушке