Урок обществознания: «Наша Родина - Россия»

Данный урок проводится в 5 классе.Разработан он с элементами ФГОС.Имеет цели: после урока учащиеся смогут - объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»; - показать на карте территорию России; - продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы; - сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма. В конце урока возвращаемся к целям,и если учащиеся могут их воспроизвести значит урок прошёл успешно. Результаты изучения данной темы...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

БОУ ОО ДПО (ПК) С

«Орловский институт усовершенствования учителей»





Итоговая работа слушателя курсов: « Актуальные проблемы преподавания истории, обществознания в условиях модернизации образования»



Урок обществознания в 5 классе

по теме:

«Наша Родина - Россия»

Выполнил: учитель обществознания и экономики

Полякова Татьяна Васильевна

МБОУ Жудерская СОШ

Хотынецкого района





2014

Урок 22

Урок обществознания. 5 класс

Тема: «Наша Родина - Россия».

Цели: после урока учащиеся смогут

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.

Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.

Ресурсы:

- учебник обществознания 5 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова

-Рабочая тетрадь по обществознанию 5 класс под редакцией Л.Ф. Ивановой, Я.В. Хотеенкова

- тексты стихотворений: Россия - Моя Родина! (Е. Кисляков), « Россия - Родина Моя» (Д. Пенцов)

- распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

- распечатка текста на парту: «Юные патриоты»

- политическая карта России

- игровые элементы для игры «Собери пословицы»

Технологическая карта урока.

этапы

методы и приемы обучения

время

1 этап. Мотивация

Анализ стихотворений «Россия - Моя Родина», «Россия - Родина Моя»

Вопросы классу:

-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

- А что для вас значит Родина?

не более

3-х мин.


2 этап.

Целеполагание

- сообщение целей урока

1 мин.

3 этап.

Исследование информации .

План.

1.Российская Федерация.

2. Русский язык - государственный.

3.Что значит быть патриотом.

1 мин.

3.1.

1. Чтение и анализ текста: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

Вопросы классу:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

Запись в тетради: определение слова «родина»

2.Объяснение учителя о государственном устройстве нашей страны, и работа с политической картой РФ.

Записи в тетради.

-В каком субъекте РФ живём мы?

- Столица России?

Запись в тетради: определение слова «федерация»




10 мин.






5 мин

3.2.

Работа с текстом учебника( комментированное чтение).

Беседа с обучающимися о значении государственного языка; обсуждение пословиц о русском языке

5-6 мин.

3.3

Чтение и анализ текста : «Юные патриоты»

Вопросы:

В чём проявилась у героев любовь к Родине?

А каких героев знаете вы?

Работа с текстом учебника( комментированное чтение).

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

Запись в тетради: определение слова «патриот»

Выводы





10мин.


4.Интерактивное упражнение.

Практикум.

4.1 Игра «Собери пословицы»

4.2Подобрать слова с корнем «род», близкими по значению к слову - родина. Записать в тетрадь.

5 мин.

2 мин.

5этап. Оценивание.

Выставление оценок

6 этап

Домашнее задание.

Домашнее задание.п.11, задания в рабочей тетради № 1,4,8

.

1-2 мин.


План урока:

1.Российская Федерация.

2. Русский язык - государственный.

3.Что значит быть патриотом.

ХОД УРОКА.

1. МОТИВАЦИЯ (не более 3 мин.)

Работа со стихотворениями: Учителю рекомендуется организовать прослушивание стихотворений о Родине и попросит обучающихся ответь на вопросы:

Россия - Моя Родина!
Россия - Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!
Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
Люблю я стройные, высокие берёзки -
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!
А если вдруг когда-нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!
Е. Кисляков

Россия - Родина моя.
Россия - Родина моя,
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше.
Российский снег, он словно пух
Ложится прямо на ресницы.
Россия без зимы - ничто
И жаль, что улетают птицы.
Зимой неслышен соловей,
Ах, как поет он ночью летом!
И нет нигде таких берез.
Березы... Вся Россия в этом.

Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог не мало.
Россия - Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу, я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Росийский дух поднять смогу,
Чтоб гордость за него
досталась нашим детям.

Д. Пенцов

Вопросы классу:

-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

- А что для вас значит Родина?

Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.

- Определите тему сегодняшнего урока.

Учитель конкретизирует тему урока.

2 этап. Объявите ученикам цели урока.

После урока вы сможете

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма

Сообщите учащимся критерии оценивания их работы на уроке.

3 этап. Исследование информации.

3.1..Российская Федерация.

Работа с текстом.

Учителю предлагается организовать работу с текстом.

Вопросы классу:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.

РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.

Рассказ учителя: Когда-то наша страна называлась РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. А сейчас официальное название нашей страны - Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.

Учитель: Посмотрите на современную карту Росси (стр.94-95)Какая она разноцветная. Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав РФ, т. е её субъекты. У каждого субъекта равные права с другими: иметь свою территорию, герб, флаг, органы власти. Россия граничит с шестнадцатью странами. Никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. Россия - единое многонациональное де­мократическое государство. Ее населяют более 160 национальностей, народностей и этнических групп Задание:

-Покажите наиболее крупные города

-В каком субъекте РФ живём мы?

- Столица России?

Запишите определение слова «федерация»: государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования(штаты, земли, а в России- области, края, республики)

3.2. Русский язык - государственный

Учитель предлагает прочесть текст на стр.93 учебника «Русский язык - государственный».

Обратить внимание на то, что официальное использование русского языка в государственном делопроизводстве, т.е на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами., обязательное изучение русского языка в школах РФ., русский язык является ещё и языком межнационального общения.

Давайте познакомимся с пословицами о русском языке:

  1. Язык - стяг, дружину водит.

  2. Не пройми копьём, пройми языком.

  3. От приветливых слов язык не отсохнет.

Учитель: Какой мы можем с вами сделать вывод? (ответы детей).

А теперь ответим на вопрос № 4 на стр.98 из рубрики « Проверим себя»

3.3 Что значит быть патриотом.

Чтение и анализ текста : «Юные патриоты»

Юные патриоты.

Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах.

В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было 17,другому 10 лет).

Старший, Александр Николаевич (1795 - 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года - золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 - 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии.

Младший, Николай Николаевич (1801 - 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова.

Проблемные вопросы:

В чём проявилась у героев любовь к Родине?

А каких героев знаете вы?

Работа с текстом учебника( комментированное чтение).

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?

Запись в тетради: определение слова «патриот»

Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)

Учитель: В чрезвычайных ситуациях дети нередко ведут себя, как взрослые.

4.Интерактивное упражнение.

Практикум

Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.

4.1 Игра «Собери пословицы»


  1. Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением. Для этого соедините соответствующие цифры и буквы.

  2. Объясните, как вы понимаете.


1

Всякому мила

А

а чужая - мачеха

2

Родная сторона - мать,

Б

кто умеет домом жить

3

На чужой сторонушке

В

в чужом - ворона

4

Чужбина - калина,

Г

там сгодился

5

В родном краю сокол,

Д

а дом люби по старине

6

Тому не о чем тужить,

Е

своя сторона

7

Ищи добра на стороне

Ж

родина - малина

8

Где родился

З

рад своей воронушке

4.2. Учитель может предложить учащимся подобрать слова с корнем «род», близкими по значению к слову - родина. Запишите в тетради.

5этап. Оценивание. Учитель имеет возможность оценить индивидуальные ответы учеников

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

критерии оценки

Имя

Имя

Имя

1

Степень аргументированности

2

Логичность

3

Грамотное использование понятий, терминов


6. Домашнее задание.п.11,задания в рабочей тетради № 1,4,8






















































Приложение.1

Россия - Моя Родина!
Россия - Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!
Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
Люблю я стройные, высокие берёзки -
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!
А если вдруг когда-нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!
Е. Кисляков

Россия - Родина моя.
Россия - Родина моя,
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше.
Российский снег, он словно пух
Ложится прямо на ресницы.
Россия без зимы - ничто
И жаль, что улетают птицы.
Зимой неслышен соловей,
Ах, как поет он ночью летом!
И нет нигде таких берез.
Березы... Вся Россия в этом.
Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог не мало.
Россия - Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу, я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Росийский дух поднять смогу,
Чтоб гордость за него
досталась нашим детям.

Д. Пенцов

Приложение.2

Вопросы классу:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.













Приложение 3

Юные патриоты.

Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах.

В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было 17,другому 10 лет).

Старший, Александр Николаевич (1795 - 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года - золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 - 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии.

Младший, Николай Николаевич (1801 - 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова.

Проблемные вопросы:

В чём проявилась у героев любовь к Родине?

А каких героев знаете вы?










Приложение 4

Практикум

Игра «Собери пословицы»

1.Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением. Для этого соедините соответствующие цифры и буквы.

2.Объясните, как вы понимаете данные пословицы..


1

Всякому мила

А

а чужая - мачеха

2

Родная сторона - мать,

Б

кто умеет домом жить

3

На чужой сторонушке

В

в чужом - ворона

4

Чужбина - калина,

Г

там сгодился

5

В родном краю сокол,

Д

а дом люби по старине

6

Тому не о чем тужить,

Е

своя сторона

7

Ищи добра на стороне

Ж

родина - малина

8

Где родился

З

рад своей воронушке



© 2010-2022