Программа элективного курса «Обществознание. Подготовка к итоговой аттестации» (10-11 классы)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено на заседании
школьного МО учителей

обществоведческих дисциплин

от «12» мая 2015 г.

Протокол №___


Рассмотрено

муниципальным экспертным советом управления образования администрации Старооскольского городского округа

от «__» ___________ 2015 г.

Протокол № ___



Программа элективного курса

«Обществознание.

Подготовка к итоговой аттестации»

(10-11 классы)



Составитель программы:

Колесникова О.М.,

учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №21»










Старый Оскол, 2015

Пояснительная записка

Обществознание в школе - это интегрированный курс о человеке, его месте в обществе и взаимоотношениях с ним, о социуме как специфической системе, философии и политике, праве и экономике. Это единственный учебный предмет, целостно рассматривающий духовную и материальную культуру, ее роль в развитии человека и общества. Изучение обществознания способствует формированию мышления и важнейших компетенций. Экзамен по обществознанию является вступительным и профилирующим на экономические, юридические специальности, факультеты психологии, социологии, философии.

Программа элективного курса «Обществознание. Подготовка к итоговой аттестации» предназначена для теоретической и практической подготовки учащихся 10-11 классов к ГИА.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к итоговой аттестации. В программе элективного курса большое внимание уделяется практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Программа элективного курса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.

Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

При разработке программы перед составителями возникла сложная проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение экзаменационных заданий. Анализ ответов учащихся на экзамене позволил выделить следующие ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.

Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности.

Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Задачи:

- повторение курса обществознания;

- формирование умений и навыков решения тестовых заданий;

- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;

- формирование позитивного отношения к процедуре сдачи итогового экзамена по обществознанию.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей.

Программа элективного курса «Обществознание. Подготовка к итоговой аттестации» ориентирована на использование учебно-справочного пособия:

Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. - Москва: АСТ: Астрель, 2015. - 542 с.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать:

  • биосоциальную сущность человека;

  • основные этапы и факторы социализации личности;

  • место и роль человека в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • основные социальные институты и процессы;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Программа рассчитана на 69 часов (35 ч - в 10 классе, 34 ч - в 11 кл.) из расчета 1 час в неделю.

Распределение учебной нагрузки


п/п

Наименование раздела

Количество часов

теория

практика


10 класс



1

Раздел I. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

1

1

2

Раздел II. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

6

3

3

Раздел III. Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

6

5

4

Раздел IV. Содержательные линии «Экономика»:

ключевые понятия и трудные вопросы

6

5


Решение заданий части 1 и части 2 по пройденному материалу


2


11 класс



5

Раздел V. Содержательные линии «Социальные отношения»: ключевые понятия и трудные вопросы

4

3

6

Раздел VI. Содержательные линии «Политика»:

ключевые понятия и трудные вопросы

5

4

7

Раздел VII. Содержательные линии «Право»: ключевые понятия и трудные вопросы

8

4

8

Раздел VIII. Решение типовых вариантов КИМов

по обществознанию


6

Итого:

36 ч

33 ч


Содержание программы


10 класс - 35 часов


Раздел I. Введение. Единый государственный экзамен по

обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2 ч)

Стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах. Заполнение бланков.

Раздел II. Элементы обществоведческой подготовки,

проверяемые в рамках ЕГЭ (9 ч)

Анализ заданий части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности; на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

28-31 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

32 - задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

33 - задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

34 - задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

35 - задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

36 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

Раздел III. Содержательные линии «Человек и общество»:

ключевые понятия и трудные вопросы (11 ч)

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности.

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.


Раздел IV. Содержательные линии «Экономика»:

ключевые понятия и трудные вопросы (11 ч)

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Решение заданий части 1 и части 2 по пройденному материалу




11 класс - 34 часа


Раздел V. Содержательные линии «Социальные отношения»:

ключевые понятия и трудные вопросы (7 ч)

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Раздел VI. Содержательные линии «Политика»:

ключевые понятия и трудные вопросы (9 ч)

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.


Раздел VII. Содержательные линии «Право»:

ключевые понятия и трудные вопросы (12 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.

Раздел VIII. Решение типовых вариантов КИМов

по обществознанию (6 ч)

Календарно-тематическое планирование


ур.

Наименование раздела

Количество часов

теория

практика


10 класс




Раздел I. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

1 ч

1 ч

1

Особенности государственной аттестации по обществознанию

1


2

Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений


1


Раздел II. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

6 ч

3 ч

3

Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения

1


4

Общая характеристика заданий части 2

1


5

Особенности заданий 28-31

1


6

Специфика задания 32


1

7

Специфика задания 33

1


8

Специфика заданий 34

1


9

Специфика задания 35


1

10-11

Эссе как творческая работа выпускника

1

1


Раздел III. Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

6 ч

5 ч

12

Общество

1


13

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

1


14

Многообразие видов деятельности человека

1


15

Духовная сфера общества

1


16

Познание мира

1


17

Многообразие форм человеческого знания

1


18-19

Решение заданий части 1 по теме «Человек и общество»


2

20-21

Решение заданий 28-35 по теме «Человек и общество»


2

22

Написание эссе по теме «Человек и общество»


1


Раздел IV. Содержательные линии «Экономика»:

ключевые понятия и трудные вопросы

6 ч

5 ч

23

Экономика: наука и хозяйство

1


24

Экономические системы

1


25

Экономика производителя

1


26

Многообразие рынков

1


27

Рыночные отношения

1


28

Финансовые институты и банковская система

1


29-30

Решение заданий части 1 по теме «Экономика»


2

31-32

Решение заданий 28-35 по теме «Экономика»


2

33

Написание эссе по теме «Экономика»


1


Решение заданий части 1 и части 2 по пройденному материалу


2 ч

34

Решение заданий части 1


1

35

Решение заданий части 2


1


11 класс




Раздел V. Содержательные линии «Социальные отношения»: ключевые понятия и трудные вопросы

4 ч

3 ч

1

Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль

1


2

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность

1


3

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль

1


4

Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.

1


5

Решение заданий части 1 по теме «Социальные отношения»


1

6

Решение заданий 28-35 по теме «Социальные отношения»


1

7

Написание эссе по теме «Социальные отношения»


1


Раздел VI. Содержательные линии «Политика»:

ключевые понятия и трудные вопросы

5 ч

4 ч

8

Политическая система. Признаки, функции, формы государства.

1


9

Избирательные системы. Политические партии и движения.

1


10

Политическая идеология. Политический режим

1


11

Гражданское общество. Правовое государство

1


12

Человек в политической жизни

1


13

Решение заданий части 1 по теме «Политика»


1

14-15

Решение заданий 28-35 по теме «Политика»


2

16

Написание эссе по теме «Политика»


1


Раздел VII. Содержательные линии «Право»: ключевые понятия и трудные вопросы

8 ч

4 ч

17

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права

1


18

Юридическая ответственность и ее виды

1


19

Основные понятия и нормы государственного и административного права в Российской Федерации

1


20

Основные понятия и нормы гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации

1


21

Правовые основы брака и семьи

1


22

Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства

1


23

Правоохранительные органы

1


24

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура

1


25

Решение заданий части 1 по теме «Право»


1

26-27

Решение заданий 28-35 по теме «Право»


2

28

Написание эссе по теме «Право»


1

29-34

Раздел VIII. Решение типовых вариантов КИМов

по обществознанию


6 ч

Итого:

36 ч

33 ч


Список литературы


  1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - Москва: АСТ: Астрель, 2009. - 478 с.

  2. Баранов П.А. Обществознание полный экспресс-репетитор / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - Москва: Астрель, 2013. - 734 с.

  3. Королькова Е.С. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Политика. Право: подготовка к выполнению заданий А, В, С / Е.С. Королькова. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 158 с.

  4. Королькова Е.С. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Экономика. Социология: подготовка к выполнению заданий А, В, С / Е.С. Королькова. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 142 с.

  5. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 190 с.

  6. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 255 с.

  7. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 383 с.

  8. Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С / С.А. Маркин. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 160 с.

  9. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. 8-11 классы: учебно-методическое пособие / В.Г. Зарубин и др.; под ред. В.Г. Зарубина. - Ростов н/Д: Легион, 2011. - 464 с.

  10. Обществознание 2015: демо-версия, кодификатор, спецификатор

  11. Обществознание в схемах и таблицах / авт.-сост. Северинов К.М. - СПб. Тригон, 2010. - 96 с.

  12. Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности / авт.-сост. С.А. Фомина. - Волгоград: Учитель, 2014. - 207 с.

  13. Рутковская Е.Л. Обществознание. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие. / Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. - Москва: Интеллект-Центр, 2015. 168 с.

  14. Рутковская Е.Л. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебное пособие. / Е.Л. Рутковская, Т.В. Коваль. - Москва: Интеллект-Центр, 2015. - 136 с.

  15. Чернышова О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева. - Изд. 2- е, дополн. - Ростов н/Д: Легион, 2012. - 77 с.

  16. Открытый банк заданий по обществознанию (ФИПИ).

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • mon.ru.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  • fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений

  • school.edu.ru - российский общеобразовательный порталПрограмма элективного курса «Обществознание. Подготовка к итоговой аттестации» (10-11 классы)


© 2010-2022