Примерный план при написании эссе

Примерный план при написании эссе можно предложить общий примерный план:   1) Как вы понимаете данное высказывание? Что, по вашему мнению, хотел сказать автор? Для начала полезно попытаться пересказать мысль автора своими слова.   2)  Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Что вы сами думаете по этому поводу?   3) Что по данной проблеме говорит наука (учебник «Обществознание»)? Какое определение можно дать, какие термины могут быть приведены по высказыванию (или какие термины и определения ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Примерный план при написании эссе можно предложить общий примерный план:

1) Как вы понимаете данное высказывание? Что, по вашему мнению, хотел сказать автор? Для начала полезно попытаться пересказать мысль автора своими слова.

2) Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Что вы сами думаете по этому поводу?

3) Что по данной проблеме говорит наука (учебник «Обществознание»)? Какое определение можно дать, какие термины могут быть приведены по высказыванию (или какие термины и определения помогают теоретически обосновать вашу точку зрения)? При этом следует соотнести между собой выбранное вами высказывание и название науки и использовать понятийный аппарат именно данной науки.

4) Какие аргументы (в виде исторических фактов, современных процессов, конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших близких и т. д.) доказывают правоту вашей точки зрения?

Конечно, данный план имеет приблизительный характер и для красоты изложения вы можете поменять его, однако, желательно, чтобы в эссе присутствовали все компоненты плана. При этом на высшую оценку (4 балла) Ваша работа может претендовать, если Вы не ограничиваетесь только одним термином или только одним фактом для аргументации своей точки зрения.

Помните, что именно эссе позволяет экспертам судить о глубине усвоения вами обществоведческих знаний, именно в этом задании эксперт видит вас как личность. Поэтому наряду с обязательным соблюдением перечисленных выше требований попробуйте придать своему эссе оригинальность, некоторую «изюминку», которая невольно вызовет у эксперта симпатию к вам и заставит его выделить из всех именно вашу работу

ПОЗНАКОМИМСЯ С ОБРАЗЦАМИ:

КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ЭССЕ

ФИЛОСОФИЯ

«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.»

(А. Пьерон)

Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.

В учебнике обшествознания подчеркиваются различия между понятиями «индивид» и «личность». Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид- это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения - это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова - неповторимой личностью, индивидуальностью.

В качестве аргументов можно привести известный пример детей -«Маугли». Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий,

при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п. Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

(В.Г. Белинский)

Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущность.

Белинский В.Г. в своем выражении очень точно и ёмко охарактеризовал двойственную природу человека. Во-первых, человек есть порождение природы, является цепью эволюции, таким же организмом, как и всё, что нас окружает. По биологическим признакам человек ничем не отличается от животного. Во-вторых, он есть порождение общества. Этот момент более сложен. Ясно только то, что благодаря общественному развитию человек стал человеком. Человек без общества ничто, недаром в древности изгнание из общества являлось самим страшным наказанием. Очень много в современном мире примеров синдрома «маугли», когда воспитание ребенок получил от животного и поэтому ведет себя как он, а не как человек, что говорит лишь о том, что социальное в человеке не заложено генетически, а дается обществом. Так же подтверждает это и роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Без знаний, которые накопило общество, Робинзону Крузо было бы тяжело выжить. А может и невозможно. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. Именно благодаря обществу человек как существо биологическое смог стать человеком, таким, какой он есть. Тело человеку дает природа, а разум и душу - общество.

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».

(Ж.-Ж. Руссо)

Я думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека, отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно согласна.

Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности. Известно, что деятельность - это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. Любой из нас - и мудрец, и шалун - в процессе деятельности познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, духовные продукты, а также

формирует самого себя (свою волю, характер, способности). Таким образом, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит, значит, играет.

Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки

- матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное

- в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.

Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они станут мудрецами.





КУЛЬТУРОЛОГИЯ

«Культура - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».

(Ф. Ницше)

Я глубоко не согласен с данным высказыванием немецкого философа XIX века Ф. Ницше. Данное высказывание принижает значение культуры для человечества. По Ницше инстинктивное, бессознательное в человеке занимает большую часть, а культура - это что-то поверхностное, ведь кожуру яблока легко разрушит!, даже булавкой. Так что же такое культура? В самом широком значении культура - это все виды материальной и духовной преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Т. е. культура - это все, что создано человечеством - от примитивного каменного топора до симфоний Шнитке. По известному выражению, культура есть мера человеческого в человеке. Т.е. без культуры человек ~ просто животное, относящееся к роду Homo sapiens. Культура биологически не наследуется, а передается из поколения в поколение с помощью определенных знаковых систем (языка, письменности и т. д.), а также путем обучения и подражания. Культура глубоко пронизывает все сферы жизни человека, что никак не согласовывается с функцией тоненькой яблочной кожуры. Давайте в качестве доказательства представим себе, что произойдет, если в одно непрекрасное утро исчезнут все проявления культуры: вы проснетесь на сырой земле голым и даже не сможете возмутиться, т. к. членораздельная речь тоже исчезнет, завтракать вам придется корешками растений, и неизвестно, догадаетесь ли вы взять палку-опалку, ведь трудовые навыки тоже исчезнут. О том, что это не фантастика свидетельствуют, примеры детей - «маугли», ведь культура передается в процессе воспитания и социализации. В одном можно согласиться с Ницше - культура сдерживает наши животные инстинкты, но это все-таки не кожура, а вся структура, костяк нашей цивилизации.

Мои ученики следуют предложенному алгоритму мыслительных операций, перед написанием эссе, заключающемуся в следующем:

а) вдумчиво вчитайтесь в предложенное высказывание (осознание мысли);

б) определите как можно точнее раздел, темы обществоведческого курса, раскрываемые данным высказыванием;

в) сформулируйте собственную позицию по данной проблеме (согласитесь или не согласитесь с предложенной точкой зрения) при этом обязательно постарайтесь ответить на вопрос "почему?";

в) подберите понятия и термины из курса обществознания, необходимые для раскрытия проблемы;

г) найдите примеры (исторические, литературные, научные, бытовые и т.п.), которые помогут убедительно аргументировать вашу собственную позицию;

д) логически, целостно, творчески выполните задание.

Для облегчения анализа предложенных в методичке работ используются следующие обозначения:

а) используемые обществоведческие понятия подчеркнуты линией;

б) приведенные примеры выделены курсивом.

Итак, перед вами две работы на одну тему к параграфу "Трудовая деятельность". Оба автора соглашаются с мнением древнегреческого баснописца Эзопа, используют одни и те же понятия, но собственную точку зрения излагают индивидуально, приводя различные факты и аргументы.

"Истинное сокровище для людей - умение трудиться".

Эзоп, древнегреческий баснописец

Я полностью согласна с мнением древнегреческого баснописца Эзопа о том, что "истинное сокровище для людей - умение трудиться". Труд играет огромную и, несомненно, очень важную роль в жизни человека. Конечно, у многих из нас труд в первую очередь ассоциируется с материальным производством, и это, по сути, правильно. Трудовая деятельность направлена на создание материальных благ и услуг, необходимых для жизни людей. Ведь невозможно представить существование современного человека без пищи, одежды, жилья, лекарств, а также всевозможных услуг - от транспортных до услуг парикмахера. В этом заключается одна сторона важности для людей умения трудиться.

Однако, есть и другая сторона трудовой деятельности - влияние на внутренний мир человека, формирование личности. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют не только руки, но и голова человека. Трудовая деятельность облагораживает человека, способствует развитию в нем нравственных качеств. Широко известно выражение о том, что "труд сделал из обезьяны человека". Именно способностью к осознанному труду отличается человек от других представителей животного мира. Трудовая деятельность - важнейшее поле самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека. Именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. Это и есть другая сторона важности людей умения трудиться.

Труд, безусловно, необходим в жизни любого человека. А.П.Чехов писал: "без труда не может быть чистой и радостной жизни". Многие люди просто не мыслят свое существование без трудовой деятельности. Известно много случаев, когда люди, потеряв в результате какого- либо происшествия руки, ноги или зрение, приспосабливались к новой жизни и, несмотря на свою "ущербность", продолжали работать, потому что труд для них - истинное сокровище. В одном из рассказов В.А.Солоухина повествуется о том, как сельский старик, сидя на крыльце и увидев путников, идущих на покос, взял свою старую косу и отправился с ними: "Может, последний разочек…" косцы хотели поставить его впереди, но он решительно отказался и встал сзади. На некоторое время они забыли о нем, как вдруг услышали, что старик шаркает косой чуть ли не по самым их пяткам. Со счастливым криком: "Могу! Могу!" он обогнал сначала одного мужика, затем второго, а через мгновение настиг и третьего. "Он остановился, тяжело дыша, глаза его горели живо и радостно. Схватив горсть травы, старик вытер ею морщинистое лицо, и стало не понятно, отчего так мокры его щеки: от пота, от росы, или от слез свершившейся радости". Автор задумывается о том, что же такое таится в работе земледельца, что и самая тяжелая она, и не самая благодарная, но привораживает к себе человека так, что и на ладан дыша, он берет косу, которой кошивал в молодости, и идет, и косит, да еще и плачет от радостиА все дело в том, что люди "старой закалки", привыкшие работать с детства, не могут жить без труда, и потому даже в глубокой старости им хочется работать. Если это у них получается, они испытывают настоящий душевный подъем. Просто умение трудиться для них - не только способ получения средств существования, а истинное сокровище.

Дыкина Дарья, ученица 10 б класса.

"Истинное сокровище для людей - умение трудиться".

ЭЗОП, древнегреческий баснописец

Я согласен с высказыванием Эзопа о том, что для человека умение трудиться является одним из важнейших умений, настоящим сокровищем. Труд - это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. Роль труда в жизни человека очень велика, особенно труда в материальном производстве. Осуществляя трудовую деятельность, люди создают материальные блага, без которых жизнь невозможна - это пища, лекарства, одежда. Как гласит народная пословица: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Без труда нельзя собрать даже дикорастущие плоды и ягоды, ведь в готовом виде природа даёт нам лишь очень немногое. Но не будем

забывать и нематериальное производство. Труд по созданию духовных ценностей также очень важен - это труд писателей, художников, учёных. Я считаю, что Эзоп чрезвычайно точно охарактеризовал важность умения трудиться ёмким словом "сокровище". С давних времён на Руси существовали народные умельцы, передававшие своё мастерство из поколения в поколение. Всем известен Левша из Тулы, подковавший блоху. В наше время, к сожалению, древние профессии уходят в прошлое, теряют свой смысл, забываются. Но они также очень важны для общества, и их необходимо хранить, как сокровище.

Трудовая деятельность - это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются его способности, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. А. П. Чехов писал: "Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни". Это ещё одно доказательство важности труда. Но в наше время важен не просто труд, а умелый труд, и здесь важнейшими характеристиками умения трудиться выступают профессионализм и квалификация работника. Профессионализм - это результат обучения и опыта работы. Каждый из нас хочет приобретать качественные продукты и пользоваться услугами профессионалов. Умение трудиться, то есть высокая квалификация работника помогает ему легче найти хорошую работу. Рассматривая важность настоящего умения трудиться, мы сталкиваемся с такими понятиями, как производительность труда, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина, исполнительность и связанная с ней инициатива. Эти понятия присущи профессиональному работнику, они характеризуют его умение трудиться, как настоящее "сокровище".

Таким образом, я разделяю точку зрения Эзопа о том, что именно умение трудиться, а не бездумный труд, имеет огромное значение в жизни людей.

Козодеров Олег, ученик 10б класса.

Следующие две работы на одну тему с выполнением обязательных условий: использование текста обращения президента РФ к Федеральному собранию (2006); опора только на исторические факты изученного периода. Особенностью предложенных работ является то, что позиция авторов не совпадает, однако при этом они используют одни и те же источники. Тема эссе учащимся была предложена учителем по окончании изучения главы "Социально-политическая деятельность и развитие общества". Основные вопросы: исторический процесс и общественный прогресс.

"Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, давно прошедшим"

Исторический процесс - непрерывная цепь событий, из которых последующие определяются предыдущими. Каждый народ имеет свою историю. Почему же, имея примерно одинаковую стартовую площадку, на определенном историческом этапе развития, через некоторое время одни государства, народы оказываются экономически более развитыми, другие - более отсталыми? Как получилось, что наша страна на годы и даже десятилетия в области использования технологического оборудования отстала от передовых, развитых стран? Об этом же на прошлой неделе говорил наш президент в своем ежегодном послании парламенту: "К сожалению, большая часть технологического оборудования, используемая сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия". Уровень жизни людей определяется уровнем экономического развития страны. Одним из важнейших критериев развитой экономики является степень использования высоких технологий в производстве: промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, в быту. Результатом ручного труда могут быть очень качественные вещи, но производительность такого труда очень низкая, а продукт - дорогой, такими изделиями не возможно насытить потребительский рынок. Использование вычислительных машин, автоматизированных систем производства, электронных, лазерных, космических, генно-инженерных технологий и др. требуют развития самих производительных сил, определяют высокие темпы экономического прогресса, в конечном итоге - достижение высокого материального и духовного уровня жизни. Главный двигатель прогресса - демократическое государство, в котором присутствуют конкурентная борьба, открытый потребительский рынок.

Из истории нашей страны мы знаем, что, начиная со времен Петра Великого, правители тратили немало усилий на продвижение экономических инноваций. Возможно, именно поэтому на рубеже 19-20 веков Россия была одной из самых экономически развитых стран Европы. Революционный переворот, Первая и Вторая Мировые войны, гражданская война разрушали экономику страны. Тоталитарный режим сдерживал темпы прогресса, т.к. значительная часть ученых подвергалась репрессиям, передовые научные направления (генетика, кибернетика) были объявлены "лженауками", "железный занавес" препятствовал притоку прогрессивных идей, развитая бюрократическая машина и отсутствие конкуренции препятствовали внедрению передовых научных изобретений. Когда же страна встала на путь демократических перемен, на потребительский рынок начался приток относительно дешевых, качественных импортных товаров и услуг. Отечественный производитель оказался неконкурентоспособным. Наша страна переживала экономический кризис, корни которого уходят в "день вчерашний". Процесс выхода из него уже начался и мы его свидетели. В нашей школе появился прекрасный компьютерный класс, в политехническом университете готовят специалистов, способных развивать высоко технологичные производства, многие предприятия нашей области освоили выпуск нового технологического оборудования (завод "Пусковых двигателей", завод "Свободный сокол" и др.) или внедрили современные линии оборудования для выпуска продукции ("Хладокомбинат", Лебедянский завод по производству соков и т.д.). Большие перспективы обещает открытие "Свободной экономической зоны". Однако ни в нашей области, ни в стране в целом достаточных темпов прогресса не наблюдается. Предложения В.В. Путина - "сделать серьезный шаг к стимулированию инвестиций в производствен-ную инфраструктуру и в развитие инноваций; … поднимать такие высокотехнологичные сферы, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение..". С ним нельзя не согласиться, ведь вложение средств в развитие наукоёмких технологий и поддержка отечественного производителя, - те средства, которые помогли когда-то Петру 1 вывести отсталую дореформенную Россию на лидирующие позиции мировой экономики.

Ходякова Александра, ученица 10б класса.

"Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, с давно прошедшим"

Я считаю, что данное высказывание не подразумевает в себе того, что из прошлого надо брать уроки, скорее оно говорит, что всё в мире идёт своим чередом, всё есть единое целое. Я не оспариваю того, что на ошибках учатся, что из прошлого надо брать уроки, как положительных, так и отрицательных действий, нет. Просто данное предложение не подразумевает этого. Из одного события вытекает последующее, связанное с предыдущим, неразрывно связанное, это понятно всем и каждый может вспомнить своё последнее действие и идущие за ним последствия. На этом жизненном принципе основывались в своей политике многие государственные деятели, такие как Пётр I, Наполеон I, Гай Юлий Цезарь, Отто фон Бисмарк. Вот и нынешний президент России В. В. Путин указывает на то, что новый политический курс страны будет тесно взаимосвязан с предыдущими действиями и реформами, законами, постановлениями, указами, и т. д. Вот одно из его высказываний по этому поводу: "В Послании 2003 года были впервые сформулированы задачи удвоения валового внутреннего продукта на десять лет. Нетрудно посчитать: чтобы добиться этого результата, наша экономика должна ежегодно прирастать на 7 с небольшим процентов. Казалось бы, мы в целом справляемся с этой задачей, и за последние три года среднегодовой экономический рост как раз составил около 7 процентов. Однако хотел бы подчеркнуть, что если мы не устраним некоторые проблемы, если мы не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки". Эта цитата, отражающая положение дел в экономической сфере, как нельзя лучше показывает то, что новый экономический курс России вытекает из предложенной в 2003 году программы действий по улучшению экономики страны, лишь только с несколькими новыми добавлениями, из которых, возможно, года через два, также вытекут новые добавки к экономической политике. Теперь перейдём к одной из главных составляющих политической сферы, к армии. И ещё одна цитата обращения президента: "В период с 1996 по 2000 годы не было заложено ни одного корабля, а на вооружение было принято всего 40 образцов военной техники. Войска проводили учения на картах, только на картах, флот был прикован к берегу авиация - к аэродрому. И в 1999 году, когда возникла необходимость противостоять масштабной агрессии международного терроризма на Северном Кавказе, проблемы армии обнажились до боли". Здесь тоже чётко видны предыдущее действие и последующая проблема, это очевидно. И такая же ситуация во многих других проблемах, рассмотренных президентом РФ. Таких как внешняя политика: взаимоотношения России и ЕС, России и КНР, России и США. Однако в Послании президента было и обращение к урокам прошлых лет, цитирую: "Главный урок истории Великой Отечественной войны - это необходимость поддержания боеготовности Вооружённых Сил", но это не меняет моей позиции относительно данного высказывания. Таким образом, понять сегодняшний день без вчерашнего не представляется возможным, и на то есть огромное множество примеров, как из древней истории, так и из истории нынешней.

Мазаев Виталий, ученик 10 б класса.

Глубокие знания по различным предметам учебного плана помогут вам решить проблему аргументации своей позиции, как это, например, показано в следующих работах (глава учебника - "Познавательная деятельность"). Автор следующей работы явно увлекается естественно-математическими науками.

"Истина - это заблуждение, которое длилось веками"

Карл Берне

Я согласен с высказыванием Карла Берне, о том, что истина - это заблуждние, которое длилось веками. Под истиной понимают правильное, то есть достоверное знание. Достоверность и правильность знаний подтверждается по-разному. Эмпирики критерием истины считают факты, основанные на чувственном восприятии мира (зрение, слух, осязание, обоняние). Но они не редко вводят нас в заблуждение. Например, ложка в прозрачном стакане воды изгибается, то же происходит с прямым деревянным стержнем. Это приводит к ложному выводу о том, что предметы в воде изгибаются. Рационалисты критерием истины считают разум, теоретическое обоснование знания по законам логики из общих неопровержимых утверждений. Например, геометрия Евклида и геометрия Лобачевского. И та, и другая основывается на логичных доказательств, основывающихся на определенных аксиомах, но это две совершенно разные геометрии. Наиболее универсальным критерием считают практику, но не каждое знание можно под

твердить практикой, в основном это зависит от уровня развития технических средств исследования, то есть, по сути, от развития человечества. А так как на развитие нужно время, то можно считать, что зависит и от времени.

Так, например, не возможно сейчас построить устройство, которое можно разогнать до такой высокой скорости (почти скорость света), что мы смогли бы на практике увидеть действие закона о свойствах времени и пространства, выведенные Альбертом Эйнштейном. То есть мы не можем утверждать, что это знание есть абсолютная истина или заблуждение. Но так как это подтверждают теории, единичные опыты, то общественность приняло это знание за истину без доказательства, но ведь это может быть и заблуждением. Или другой пример, мнение существовавшие вплоть до XVII - начала XIX веков (когда был построен микроскоп и открыты микроорганизмы и доказано что они вызывают болезни: болезнь вызывают злые духи, вселившиеся в человека, или насылает прогневившийся Бог. Все это считалось истиной, создавались теории изгнания духов, которые иногда помогал. Существовали теории о том, какую именно болезнь насылал определенный святой (например, св. Антоний насылал болезнь Антониев огонь - проказу). На протяжении столетий за отсутствием методов исследования заблуждение считалось истиной.

Поэтому я и считаю, что зачастую истина оказывается заблуждением длящееся столетиями.

Ролдугин Дмитрий, ученик 10б класса.

Примеры эссе

8.1. - Философия

"Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека"

(А. Пьерон).

Не могу не согласиться с Анри Пьероном, утверждавшим, что человеческий детеныш в момент рождения является кандидатом в человека, но еще не человеком. В современном обществознании структура человеческой личности рассматривается с трех сторон: биологической, социальной, психической. С биологической точки зрения человек уже в момент рождения становится членом человеческого рода. Но в данном случае один из основоположников французской экспериментальной психологии имел в виду социальную и психическую стороны в природе человека.

В курсе обществознания подчеркиваются различия между понятиями «индивид» и «личность». Оба понятия характеризуют человека. Но если индивид - это конкретный, отдельно взятый представитель человеческого рода, то личность - это человеческий индивид, приобретший социально значимые черты и способности, усвоивший идеалы и ценности цивилизации в процессе социализации.

С философской точки зрения, еще более значимым отличием человека является его сознание, как способность высшей нервной системы адекватно отражать окружающий мир. Рациональное, абстрактное мышление, позволяющее приобретать новое знание на основе имеющегося, также формируется только в обществе и тесно связано с развитием речи, как средства общения людей.

Типичным примером, иллюстрирующим значение социальной среды для формирования личности, являются случаи нахождения так называемых детей - «маугли». Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не умела говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше животным, чем полноценным человеком. В то же время, внимание близких и специальные методики развития позволяют больным детям, например, с синдромом дауна, стать полноценными членами общества.

Таким образом, А. Пьерон прав: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он полноценной личностью. А это зависит и от него самого, и от каждого члена человеческого общества.

С8.2-социальная психология «Семья является первичным лоном человеческой культуры»

(И. Ильин).

Русский философ Иван Ильин придавал большое значение семье как важнейшему социальному институту, являющемуся истоком человеческой культуры. Я полностью согласна с высказыванием Ивана Александровича. Действительно, среди всех элементов общества семья является наиболее древним и стабильным.

Семья прошла через многие испытания, выдержав разлуки войн и революционные отрицания семьи и брака как отживших свое проявлений прошлого быта. По-моему, прочность семьи обусловлена не только кровным родством, но прежде всего, любовью к близким. Семьи, в которых нет желания жить ради любимого человека, рано или поздно рушатся.

Именно семья является первичным и наиважнейшим агентом социализации личности. Ребенок первоначально на бессознательном уровне копирует поведение и реакции родителей, их манеру обращаться друг к другу. Если родители любят и ценят друг друга, если они проявляют уважение к дедушке и бабушке своих детей, то и дети вырастают благодарными людьми. Именно в семье формируется культура поведения, в семье человек получает первоначальное представление об обществе, о профессии своих родителей, о взаимоотношениях между людьми и многое другое. Отсутствие же внимания со стороны близких может привести к самым неблагоприятным последствиям.

У наших соседей по лестничной площадке постоянно устраивались попойки, взрослые часто выясняли отношения на кулаках. Их дети росли и постепенно втягивались в конфликты между родителями. Они рано начали пить, связались с дурной кампанией и теперь оба сына сидят в тюрьме. К счастью, в нашей семье все наоборот. Мои родители любят друг друга. По очереди ездим в деревню к родителям папы и мамы, летом помогаем дедушкам и бабушкам на огороде, ухаживаем за домашними животными. Я бы хотела, чтобы такой же дружной была и лично моя семья.

Образно говоря, семья - это те ворота, через которые человек входит в большую жизнь. От социальной зрелости семьи, от психологической атмосферы в ней зависит, в каком направлении зашагает по жизни молодая личность.

C8.3 - экономика «Торговля не разорила еще ни одного народа»

(Б. Франклин).

Американский ученый и политик Бенджамин Франклин хотел подчеркнуть ту пользу, которую приносит торговля для экономического процветания общества. Я думаю, что с этим стоит согласиться.

Меновой обмен как форма распределении произведенных продуктов труда, стала развиваться еще в глубокой древности. Со временем люди поняли необходимость введения эквивалента. С этого момента и можно говорить собственно о торговле. Универсальным товаром служили меха, металлические прутья, как во времена «илиады» и «одиссеи», раковины и пр. Позднее стали использовать куски и слитки драгоценных металлов, деньги.

Сегодня торговля - это наиболее распространенная форма обмена, в котором право собственности на благо (товар, услугу) переходит от одного к другому при посредничестве денег. Торговля может служить объединяющим фактором экономического и социально-политического развития страны. Торговля поистине объединяла Русь. По сухопутным дорогам, по рекам тянулись купеческие караваны. В Новгород шли возы с зерном из Приднепровья; из Волыни везли соль; с севера на юг - меха, рыбу. В другие страны русские купцы везли кожу, воск, льняное полотно для парусов, изделия из серебра и кости. Из других стран поступали ткани, оружие, драгоценности. В 17 в. Развитие торговли привело к складыванию всероссийского рынка как системы всеобщих экономических связей. Торговля связала все русские земли в единый экономический комплекс и ускорила складывание русской нации.

Сегодня, в условиях глобализации, торговля все больше приобретает мировые масштабы. Рынком, как сферой взаимодействия денег, товаров, услуг, трудовых ресурсов, становится весь мир. Развитая торговля является показателем успешного и стабильного экономического развития страны в целом. Я считаю, что наша торговля носит однобокий характер. Мы в основном продаем природные ресурсы: нефть, газ, древесину, морепродукты. Было бы выгоднее продавать не только углеводороды, но и готовые товары, в том числе высокотехнологичные. В таком направлении и надо развивать экономику.

Итак, я согласен с мнением выдающегося американского политика о роли торговля. Пора это осознать и нашим политикам.

С8.4. - социология «Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

(И.Шерр).

Как следует понимать слова известного немецкого публициста и общественного деятеля 18 В. Иоганна Шерра? Шерр говорит, что неравенство является таким же хорошим законом природы, как и всякий другой закон природы. Я согласен с позицией писателя. Глупо отрицать объективные законы природы. Их нужно познавать и учитывать в жизни. Но какое отношение имеет данное высказывание к обществу?

Прежде всего, следует вспомнить о том, что природа является естественной средой обитания человека как биологического существа. Люди рождаются, наследуя многие признаки своих родителей. Одни от рождения обладают быстротой ума, другие более рассудительны, одни сильны физически, другие выносливее и т.д. Физические и психические черты индивидуальности становятся естественной основой своеобразной социализации личности. Стремясь адаптироваться в обществе, приспособиться к нему, каждый человек использует свои природные данные. Силач становится спортсменом, сообразительный - менеджером, рассудительный - философом.

Природные данные являются предпосылкой того, какой социальный статус, скорее всего, займет тот или иной человек. Но биологические задатки - лишь основа развития социально значимых черт личности. Разовьются задатки в способности или нет, зависит также от воспитания, агентов социализации, макросоциальной среды формирования личности. В зрелом возрасте важное значение приобретает самовоспитание, как осознанное воздействие человека на самого себя, борьба со своими недостатками. Так, Александр Суворов в детстве был хилым мальчиком, но желая стать военным, он стал закаливаться, занимался физическими упражнениями и добился, чтобы его приняли в армию. Небольшой рост многих амбициозных людей подталкивает в стремлении проявить себя в чем-то другом. Ведь недаром на эстраде столько небольших артистов, ставших «большими» и «крупными».

Я считаю, что нельзя путать природное неравенство и неравенство социальное. Даже природные недостатки могут стать предпосылкой для успешной реализации человека в обществе.

С8.5. - политология «Демократия - это право делать неправильный выбор».

(Дж. Патрик)

Американский журналист и политический деятель Дж. Патрик, автор книги «Смерть запада» характеризует демократию как право свободного выбора, пусть даже иногда ошибочного. Я, пожалуй, соглашусь с позицией цитируемого, хотя он указывает не на достоинства демократии, а один из ее недостатков. Действительно, демократия, как и любая другая политическая система, не лишена недостатков. Еще английский поэт Оскар Уайльд заметил: «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа». Но лучшего политического режима, чем демократия, люди пока не придумали.

Демократия, как политический режим, то есть система отношений между государством и гражданским обществом, характеризуется в первую очередь тем, что источником власти в ней рассматривается народ. И он имеет право на ошибку. Люди по разным причинам (под воздействием средств массовой информации, под влиянием харизмы политического лидера) могут ошибиться в выборе. Но они сами и расплачиваются за свое заблуждение.

На мой взгляд, американцы ошиблись, выбрав президентом Джорджа Буша-младшего. Он втянул США в войну в Ираке, при нем в стране начался финансовый кризис. В ноябре 2008 года американцы выбрали молодого и амбициозного претендента от демократической партии Барака Обаму. Впервые в истории США президентом стал темнокожий гражданин. С ним американцы связывают надежды на исправление ошибок, допущенных предшественником.

Избиратели России, пользуясь правом прямого, равного, тайного голосования на демократических выборах, избрали президентом молодого, но уже опытного политика Дмитрия Медведева. Он, как и Владимир Путин, представляют новое поколение российских политиков. Сплоченные в команду единомышленников, они намерены сделать нашу страну процветающей и комфортной для простых граждан.

Я считаю, что демократия - подлинная форма проявления политического народовластия. Она предполагает, что каждый гражданин несет ответственность за свой выбор, и потому каждый должен ориентироваться в политике, быть активным участником общественной жизни страны.

С8.6. - правоведение

«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить»

(Д.Гарфилд)

Высказывание Джеймса Абрахама Гарфилда, американского политика и президента США, жившего в 19 веке, продолжает сохранять актуальность и сегодня. Закон, как нормативно-правововй акт, не может иметь высшей юридической силы, если за ним не стоит сила государства. С мнением Гарфилда я полностью согласен.

Законы регулируют наиболее важные общественные отношения, и нарушение законов недопустимо. Именно поэтому законы обладают высшей юридической силой. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме законодательного органа. Еще римские юристы говорили: «суров закон, но закон», - подчеркивая, что если закон принят, его следует обязательно выполнять. Однако сам по себе закон не выполняется. Общество - сложный организм, состоящий не только из законопослушных людей. Вот почему государство является единственным политическим институтом, обладающим правом легитимного, то есть законного насилия. Если кто-то не желает соблюдать законы, его к этому принуждают силы государственной власти.

Слабость государства проявляется в его неспособности настоять на соблюдении законов. Так иногда было в годы перестройки, когда вспыхнул сепаратистский мятеж в Чеченской республике. Его спровоцировала либеральная политика центра по отношению к субъектам федерации. Только государственная воля, проявленная президентом Владимиром Путиным позволила прекратить военные действия. Проявление силы иногда выступает необходимостью и во внешней политике. Так, благодаря силе российской армии, действовавшей в рамках норм международного права, был предотвращен геноцид южноосетинского народа, Абхазия и Южная Осетия стали субъектами международного права.

Если в отдельные кризисные периоды развития общества, как, например, в военное время или в условиях экономического кризиса, закон ущемляет чьи-то интересы, он не перестает быть обязательным для исполнения правовым документом. Демократическое государство действует в интересах всего общества и оно должно защищать и общество и себя, как механизм управления, всеми законными средствами.


© 2010-2022