Эссе Моя педагогическая философия

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Моя педагогическая философия»


Успешный учитель - это ученик своих учеников

Есть только одна подлипнет ценность - это связь человека с человеком.

А. Экзюпери.

Что для каждого из нас значит наша профессия? Что является для нас источником вдохновения? Ответить очень сложно…

Во-первых, дети. Как стать тем учителем, которого действительно ждут. Ждут дети, родители, школа.

Во -вторых, опыт и энтузиазм коллег. Соприкосновение друг с другом, позитивное общение помогают возникновению интересных идей, мыслей для творческой педагогической деятельности.

В-третьих, самопознание и саморазвитие потребность в положительных изменениях, стремление лучше понять себя, свои возможности и достижения в профессиональной деятельности

Ежедневная школьная жизнь похожа на огромный сверкающий шар, какие обычно вешают под куполом цирка. Те грани, на которые попадает свет, - ярко сверкают, а те, которые оказываются в тени, на мгновение исчезают из поля зрения. Насколько ярко будут сверкать все грани этого шара, во многом зависит от учителя, от его мастерства, от умения заинтересовать своим предметом и выстроить отношения с учениками.

Есть школы, которые предлагают ученику встретиться с заранее сформулированной и описанной суммой знаний. И больше того - предлагают эти знания усвоить. И всё-таки главным результатом, и главной целью школы остаётся вовсе не то, что она «даёт» эти знания, а то, что она даёт ученику возможность каким-то образом к этим знаниям отнестись.

Так что объективно школьные знания - это не самоцель, а лишь повод для развития у ученика способности мыслить, способности чувствовать, способности вести диалог с другими мнениями. И если школа понимает это, то, на мой взгляд, она хорошая школа. Ведь образованный человек - это вовсе не тот человек, кто хорошо помнит школьную программу, т.е. хорошо удерживает в памяти то, чему его учили в школе. Образованный человек - это человек, который, усваивая школьную программу, развивает в себе способность быть собой, способность обнаруживать в мире свою предметность. И в мире природы, и в мире окружающих его отношений, и в мире культуры. И чем в большей степени развита у него эта способность, тем в большей степени он сам оказывается интересен для других людей, а, значит, тем более он оказывается успешен в жизни.

Учение ценно только тогда, когда оно есть любовь. Как собственный страстный порыв к другому, не похожему на тебя. А если учение не любовь, оно фальшь и неправда.

Современный урок - это урок сотворчества, совместного мышления, партнёрства, урок свободы, где всякий может и должен высказать себя, не подстраиваясь под кого-то. Это, наконец, урок приобщения к своему духовному «я» другого и приобщение себя самого к духовному «я» других; шаги навстречу, союз равных и разных.

У каждого урока - свой ученик! Но чтобы найти «одного», притом «яркого» и всякий раз «разного», надо видеть и знать каждого, а не двух-трёх в общей массе.

Можно ли изменить учебную ситуацию таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным, заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания?

Да, если педагог может учить общаясь, а, не поучая, и сам учится. А главными помощниками в этом увлекательнейшем процессе оказываются дети.

Учитель, как и муза, очень часто из рук ученика берёт «свирель» и показывает, как надо «играть». Но сначала на «свирели» должен «поиграть» сам ученик, то есть выполнить одно задание, другое, третье... Учителю очень важно взять «свирель» в тот момент, когда что-то начинает получаться. Взять для того, чтобы дать образец ученику для развития его творческих сил, самобытности. Чем определить меру знаний, формы, стратегию урока? Инициативой ученика. Что, как и сколько нужно ему, никто не знает лучше его самого.

В то же время сам педагог должен обладать «талантом» ученичества. Чему же может научить взрослого человека, профессионала ученик, ребёнок?

О, очень многому. Дети поддерживают в педагоге оптимистическое отношение к жизни заинтересованность окружающим миром, иронию и самоиронию, не дают угаснуть доброжелательности, терпению, стремлению к Истине и Красоте. Задавая неудобные или неожиданные вопросы, они стимулируют к самоанализу, интеллектуальному, профессиональному росту. И ещё учат взрослого играть, занимать игровую позицию во многих педагогических ситуациях, совершенствовать технологию, стиль своей деятельности.

Каждый педагог сам определяет, чему учиться у детей и надо ли ему это. Для учителя быть учеником совсем не значит быть ведомым. Для детей авторитетен учитель не только с принципами, осознающий свои задачи и цели, но и гибкий, умеющий идти на компромисс. Педагог, который старается понять других, задумывается о том, прав ли он. Врожденную человеку способность адаптировать «под себя» то, с чем он имеет дело, реализует так, чтобы ученикам было с ним психологически комфортно. То есть строит отношения «воспитатель - воспитанник», «учитель - учащийся» так, как это нужно детям.

Думается, нельзя не согласиться с мнением Симона Соловейчика: «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится, у которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно - потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его».

Сизова

Надежда

Фёдоровна

Томская обл. п. Берегаево








3

© 2010-2022