Обществознание
- План урока по обществознанию на тему Современные подходы к пониманию права (11 класс) Данная разработка будет полезна учителям, работающим по дистанционной форме обучения с учащимися с особыми образовательными потребностями. Дидактическая цель урока - познакомить ученика с историей создания права. Создаются условия для формирования формирования целостной правовой культуры гражданина страны, самореализации ученика как субъекта правовой культуры. Методическая идея урока - организация самостоятельной работы учащегося через осмысление текста учебника. Работа на уроке осуществляе...
- Программа элективного курса Основы бизнеса и предпринимательстваПрограмма элективного курса составлена на основе авторской программы Основы бизнеса и предпринимательства, программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, автор – И. В. Липсис( Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. М.: 2008. Издательство Вита-Пресс).Цель преподавания: формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их ...
- Рабочая программа факультатива «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 10–11 класс» ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых. Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: Общество, Человек, Познание, Социальные отношения, Политика, Право, Духовная жизнь общества...
- Мораль и нравственностьТест по теме Мораль и нравственность 11 класс (Обществознание)15 вопросов с ответами, 3 вопроса развернуты.Приме:1. Нормы морали охраняются:1) государством 3) церковью2) обществом 4) политическими партиями2. Нормы морали оценивают:1) поступки людей 3) намерения2) мотивы 4) все перечисленное3. Способность личности к моральному самоконтролю называется:1) совестью 3) талантом2) убеждением 4) эмоцией4. Мораль – это1) система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкцион...
- Социально-педагогического сопровождения студентов СПО при изучении дисциплин «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Современному обществу нужны специалисты, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в способности и готовности их к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самоопределение и самореализацию. В тоже время, как показывает практика, выпускники колледжа сталк...
- КИМ по обществознанию для студентов СПО по профессии ПАРИКМАХЕРКомплекс контрольно-измерительных материалов для студентов 2 курса среднего профессионального образования 1 года обучения предмета Обществознание включает в себя:тестовые задания по учебной дисциплине Обществознание предназначены для студентов 2 курса для контроля степени усвоения студентами учебного материала за 1-й семестр. Изучаемый период включает материал по разделам: Общество, Человек, Экономическая сфера общества. Тест дается в форме текстов с пропусками. Предлагаемые тестовые з...
- Тесты по теме Конституционное право как отрасль российского права Данные тесты составлены по теме Конституционное право как отрасль российского права по курсу Обществознание (1 курс). Тесты простые и включает такие вопросы, как субъекты конституционно-правовых отношений, количество субъектов РФ, ветви власти, глава государства, , законодательный орган, государственный язык,избирательное право и т.д.
- Методическая разработка внеклассного мероприятия по общественно-правовым дисциплинам для 9-11 классов на темуПравовая атака Я знаю немного, но то, что я знаю, – знаю в совершенстве. (Абу аль-Фарадж) Задачи:1. Проверка знаний из области права2. Развитие познавательных интересов учащихся3. Воспитание правосознания и законопослушания Форма: игроваяОформление: транспарант Правовая атака, государственные символы Республики Казахстан, интерактивная доска.Оборудование: Конституция Республики Казахстан, выставка ...
- Урок по обществознанию Правовые основы предпринимательской деятельности (11 класс)Урок проводится в 11 классе. К данному уроку прилагается презентация и выдержки из Гражданского Кодекса РФ. Учащиеся работают с выдержками из Гражданского Кодекса РФ и заполняют таблицу. После этого работают в парах, составляют памятку для начинающего предпринимателя Как открыть свое дело?
- Урок - деловая игра по обществознанию Избирательная кампания (11 класс)Урок - деловая игра по обществознанию Избирательная кампания состоит из 6 туров. Учащиеся класса делятся на команды. Каждая команда - это политическая партия, которая должна предложить свою избирательную программу и выполнить задания всех туров. В конце урока проводится голосование с использованием бюллетеней для голосования.
- Программа деятельности клуба «Мы в мире экономики» 11 класс Разработанная мною Программа клуба по экономике Мы в мире экономике для учащихся 11 класса. Ее можно использовать во внеурочной клубной деятельности. Программа представляет комплекс знаний по экономике, необходимый современному гражданину России. Учащиеся расширят общие представления о роли экономики, истории развития денежной системы в России, истории развития рыночных отношений. Особое место отводится изучению мировой экономики. Примерная программа ориентирована на изучение экон...
- Методическая разработка: Профилактика конфликтов в педагогическом взаимодействииКонфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и учителя перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаи...
- Краткий курс лекций по основам экономики В сфере познаний человеческого общества одним из важных звеньев является экономическая наука. В наиболее общем, методологическом плане ее задачи схожи с целями любой другой науки: систематизация элементов познания действительности; определение причинно-следственных и функциональных зависимостей между данными элементами; выявление закономерностей, законов и тенденций в экономической реальности; разработка системы рекомендаций для экономического поведения индивидуума, фирмы и госуда...
- «Проблемно - ориентированный анализ воспитательной деятельности»В связи с расслоением общества появилось много дезадаптированных подростков, которые, как правило, имеют низкую мотивацию к обучению, большие пробелы в знаниях. Эти подростки из малообеспеченных, социально неблагополучных семей, они вынуждены работать или подрабатывать. Многие из них имеют вредные привычки, антиобщественное поведение, многие совершили правонарушения и уголовно наказуемые деяния. Почти все они остаются внестен обычных общеобразовательных школ. С 1996 года школа взяла на себя функ...
- Проверочный тест по обществознанию для 11 классаПроверочный тест для 11 класса по теме: Социальная структура общества .тесты предназначены для проверки знании учащихся 11 класса профильного уровня .Работа состоит из шестнадцати задании выполненных в формате егэ , 15 задании относиться к части А, одно задание к части В. В конце задании есть правильные ответы.
- Опыт педагога по организации самостоятельной работыОпыт организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы на уроках общественных дисциплин, представленный педагогом описывает формы самостоятельной работы и наиболее эффективное их применение в рамках преподавания курса обществознания. В связи с тем, что обществознание в техникуме студентам технического профиля преподаётся как базовая учебная дисциплина, курс включает в себя и раздел экономики, и раздел права.С введением ФГОС СПО нового поколения значение самостоятельной работы студент...
- Памятка Как научиться писать эссе по обществознаниюЗатруднения для учащихся часто вызывает написание эссе по обществознанию. Для выработки умения формулировать проблему, доказательно излагать свои мысли, приводя точные аргументы, делать выводы ученику необходимо выстроить работу сообразно данной памятке. Данная памятка научит работе по правильному написанию эссе, позволит ученику практиковаться в написании эссе по разделам обществознания. Большим подспорьем данная памятка будет в работе учителя, позволяя поэтапно выстроить работу с учащимися п...
- Ашық сабақ. Экономика пәні бойыншаКүні: 03.12.2013жыл.Тақырыбы: Өндірісті ұйымдастырудың жалпы түрлері, өндіріс және нарық. Общие типы организации производства. Товар и его свойства. Common types of organization of production. Production and market..Тобы: БСО-111, ШТ-111, ДТ-111Сабақтың мақсаты: Үш тілде оқыту негізінде оқушылардың коммуникативтік дағдыларын дамыта отырып, ақпараттық кеңістігіне ену мүмкіндіктерін кеңейту, бәскеге қабілеттілігін арттыру.Білімділік: Студенттерге Өндірісті ұйымдастырудың жалпы түрлері, өндіріс жән...
- Конспект учебного занятия по дисциплине философия на тему: Философия и национальное самосознание. Русская философияВ рамках учебного занятия: Философия и национальное самосознание. Русская философия (45 минут), работая с лекционным материалом, обучающиеся овладеют не только философскими знаниями, но и обретут понимание становления русской философии, а также навыки размышлений и рассуждений в жизненных ситуациях, которые позволят им в дальнейшем осуществлять правильный выбор в соответствии с обстановкой.
- Тесты по обществознанию1.Пояснительная запискаМетодические материалы в виде тестовых контрольных заданий для проведения письменного экзамена по обществознанию по результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО для профессий и специальностей технического и социально – экономического профиля разработаны на основании:-федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию базового уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;-методических рекомендаций ФИРО Министерства образования и науки РФ О подготовке к проведению экзамена по обществознанию в образовательных учреждениях НПО/СПО;- примерной программы учебной дисциплины обществознание для профессий НПО и специальностей СПО (рекомендованной департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.);-рабочей программы учебной дисциплины Обществознание ГАОУ СПО ВПТТ, реализуемой в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО для профессий и специальностей технического и социально – экономического профиля.Комплект экзаменационных материалов в виде тестов включает: тридцать вариантов заданий для обучающихся. Методические материалы для проведения зачета с использованием тестовых контрольных заданий состоят из двух частей: обязательной, включающей задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых достаточно для получения отметки 3 (удовлетворительно), и дополнительной части с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет повысить отметку до 4 или 5. . 2.Перечень элементов содержанияПеречень элементов содержания составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по обществознанию и Требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Перечень элементов содержания по всем разделам учебного курса обществознания включает в себя элементы содержания по программе среднего общего образования (базовый уровень) и необходимые элементы содержания за учебный курс обществознания основной общеобразовательной школы. 3.Перечень требований к уровню подготовки обучающихся.В результате освоения учебной дисциплины обществознание обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО и НПОследующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:1.Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.2.Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)3.Знать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений4. Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов5.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество6.Осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития4.Инструкция для обучающихсяНа выполнение письменной экзаменационной работы по обществознанию дается 1 час 10 минут.Экзаменационная работа состоит из 2-х частей: обязательной и дополнительной.Обязательная часть содержат задания минимально обязательного уровня, а дополнительная часть - более сложные задания.При выполнении большинства заданий обязательной и дополнительной части требуется указать правильный ответ. Правильное выполнение заданий оценивается баллами.Правильное выполнение любого задания обязательной части оценивается 1 баллом, правильное выполнение каждого задания дополнительной части — тремя баллами. Баллы указываются в скобках около номера задания.Если приводится неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.Постарайтесь правильно выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.Перед началом работы внимательно изучите критерии оценивания и обратите внимание, что начинать работу следует с заданий обязательной части. И только после того, как Вы наберете необходимое количество баллов для удовлетворительной оценки, можете переходить к заданиям дополнительной части, чтобы повысить оценку до четырех или пяти.Желаем успехов!Критерии оценки выполнения работы Оценка Число баллов, необходимое для получения оценки 3 (удовлетворительно) 8-14 4 (хорошо) 15-20 (не менее одного задания дополнительнойчасти) 5(отлично) 21-30(не менее двух заданий из дополнительной)части) 5. Контрольные задания.Тема 1. ОбществоТест 1. Что такое обществоЧасть 11.Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется 1)государством2)обществом 3)цивилизацией4)племенем 2.Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются 1)общественными2)цивилизационными 3)экономическими4)политическими 3.Какое положение из названных не относится к общественным отношениям?1)взаимодействие двух людей2)отношение между странами3)взаимоотношения между гражданином Российской Федерации и районным судом4)украшение новогодней елки4.Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?1)центром этого понятия является человек2)существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам3)основывается на определенном способе производства4)включает способы взаимодействия людей5.Что из названного не относится к понятию социальный институт 1)армия2)семья 3)школа4)дружба Часть 21.Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественного развития, называется .2.Карл Маркс писал: Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме людей. Какую обязательную составную часть понятия общества тем самым он подчеркивает?Ответ: .3.Множество связанных между собой элементов, представляющие собой определенное целостное образование, называется .4.Отметьте признаки, относящиеся к понятию социальная группа. Запишите цифры, под которыми они указаны.1)устойчивая совокупность людей2)выполняет конкретные общественные функции3)строится на основе определенных идеальных норм и правил поведения4)не имеет определенных стандартов поведенияОтвет: .5.Отметьте признаки, характерные для всех видов социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.1)представляют собой правила поведения общего характера2)обладает той или иной степенью обязательности3)их исполнение обеспечивается и охраняется государством4)направлены на упорядочение общественных отношенийОтвет: .Тест 2. Общество как сложная динамичная системаЧасть 11.Способность социальной системы включать новые части, новые общественные образования, явления и процессы в единое целое – это способность к 1)социализации2)интеграции 3)эксплуатации4)диверсификации 2.Процесс приспособления организма к окружающей среде называется 1)адаптацией2)кооперацией 3)интеграцией4)детерминизмом 3.Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течении длительного времени, называются 1)цивилизацией2)формацией 3)традицией4)моралью 4.Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется 1)институциализацией2)кооперацией 3)консолидацией4)деноминацией 5.Основным элементом общества является 1)государство2)социальная группа 3)политическая система4)человек Часть 21.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие социальные нормы.Дозволение, мораль, социум, запрет, традиции, право.Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.Ответ: .2.Вставьте пропущенное понятие: Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества, называются .3.Найдите в приведенном ниже списке понятия, характеризующие основные виды человеческой деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1)игра2)воспитание3)труд 4)общение5)учение6)мышление Ответ: .4.Найди в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к политическим институтам общества. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1)семья2)государство3)партии 4)банки5)профессиональные союзы6)церковь Ответ: .Тема 2. ЧеловекТест 3. Природа человекаЧасть 11.Человек является продуктом эволюций1)духовной и биологической2)биологической и социальной3)биологической и культурной4)биологической и социально-культурной2.Высказывание Мыслью, следовательно, существую принадлежит 1)Р. Декарту2)Б. Спинозе 3)Ж.Ж. Руссо4)Д. Локку 3.Смысл жизни человека с нравственными исканиями связывала1)философия Возрождения2)немецкая классическая философия3)философия марксизма4)философия гедонизма4.Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека называется 1)эволюцией2)гендерологией 3)генезисом4)антропогенезом 5.Труд был объявлен решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное в трудах 1)Ч. Дарвина2)Ф. Энгельса 3)Аристотеля4)Гегеля Часть 21.В определение человека, данное словарем С.И. Ожегова, вставьте пропущенные слова. Живое существо, обладающее даром и речи, способностью создавать и пользоваться ими в процессе общественного труда.2.Установите соответствие между терминами и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ А) мышление 1) индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности Б) способности 2) совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и социальные обстоятельства В) индивид 3) высшая степень человеческого познания Г) темперамент 4) отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ: А Б В Г 3.Закончите фразу: Источником активности личности являются многообразные личные и общественные .Ответ: 4.Иммануил Кант характеризует такое явление следующим образом. Во-первых, это способность создавать то, чего нет в природе, чему нельзя научиться, то есть главным признаком является его оригинальность. Во-вторых, произведения этого человека должны являться образцовыми, а не быть бессмыслицей, хоть и оригинальной. В-третьих, такой человек не может объяснить, как он создает свои произведения, его творчество носит во многом бессознательный характер. Как называют такого человека?Ответ: 5.Их делят на несколько видов: природные (связанные с врожденными задатками), общие интеллектуальные (развитая память, точность ручных движений и т.д.) и специальные (музыкальные, спортивные и прочие). О каких свойствах человека идет речь?Ответ: Тест 4. Человек как духовное существоЧасть 11.Высший уровень отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий человеку как социальному существу, называется 1)сознанием2)мировоззрением 3)психикой4)мыслью 2.Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации, называется1)сознанием2)направленностью личности3)мировоззрением4)психикой3.Неосознанная, неустойчивая потребность личности в чем-либо 1)стремление2)желание 3)влечение4)идеал 4.Осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному 1)стремление2)желание 3)влечение4)идеал 5.Специфическая форма проявления познавательной потребности, побуждающая к познанию окружающей действительности, называется 1)интересом2)желанием 3)влечением4)идеалом Часть 21.Вставьте пропущенное понятие: - это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.Ответ: 2.Установите соответствие между видами чувств и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИДЫ ЧУВСТВ СОДЕРЖАНИЕ А) нравственные 1) любопытство, сомнение, любознательность Б) эстетические 2) любовь, дружба, патриотизм В) интеллектуальные 3) восторг, радость, отвращение, тоска Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ: А Б В 3.Установите соответствие между типами мировоззрения и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ А) теоцентризм 1) считает природу основой всего сущего Б) природоцентризм 2) отдает приоритет во всем сущем Богу В) антропоцентризм 3) отдает приоритет обществу Г) социоцентризм 4) отдает приоритет знаниям Д) наукоцентризм 5) ставит в центр всего сущего человека Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ: А Б В Г Д 4.Расположите в иерархической последовательности от низшему к высшему следующие ценности (по одной из существующих классификаций).1)ценности чувства жизни (здоровья и болезни, радость и печаль, мужество и страх и т.д.)2)ценности чувственного восприятия (удовольствие и пр.)3)моральные ценности (добро и зло, долг, жалость к ближнему и пр.)4)духовные ценности (прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т.д.)Ответ: 5.Определите типы мировоззрения.1) мировоззрение связанное с верой в сверхъестественные силы, в потусторонний мир2) мировоззрение формируется в основном в процессе овладения наукамиТест 5. Деятельность – способ существования людейЧасть 11.Какой из признаков деятельности характерен и для животного и для человека?1)носит продуктивный, творческий, созидательный характер2)деятельность связана с предметами материальной и духовной культуры и преобразует сам организм, его способности, потребности, условия жизни3)формируется и развивается в обучении и воспитании4)инстинктивно приспосабливает организм к окружающей среде2.Верно ли следующее высказывание: Деятельность, в отличии от поведения, всегда целенаправленна, активна, организованна, систематична, нацелена на создание определенного продукта?1)верно2)неверно3)верно отчасти4)указанные признаки всегда характерны для поведения3.Что из перечисленного не входит в понятие деятельность? 1)мотив2)цель 3)темперамент4)средства 4.То, на что направлена деятельность, называется 1)субъектом2)объектом 3)результатом4)поведением 5.Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность, называется 1)целью2)задачей 3)средством4)мотивом Часть 21.Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ А) идеал 1) особая сфера человеческой деятельности Б) алгоритм 2) то, что наиболее свято, дорого В) ценности 3) движение от высшего к низшему Г) менталитет 4) совершенство Д) политика 5) определенная последовательность действий Е) регресс 6) образ мышления, характерный для человека или социальной группы Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ: А Б В Г Д Е 2.Установите соответствие между темпераментом и его характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ТЕМПЕРАМЕНТ ХАРАКТЕРИСТИКА А) сангвиник 1) несдержанность в проявлении чувств, подвижность, возбудимость, быстрота реакции; устойчивость стремления и интересов, настойчивость, общительность Б) холерик 2) эмоциональность; работоспособность, выдержка, устойчивое внимание, малая общительность В) меланхолик 3) быстрые движения, гибкость ума, быстрый темп речи Г) флегматик 4) высокая чувствительность, обидчивость, робость, плаксивость, неуверенность в себе; малоподвижность, необщительность Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ: А Б В Г 3.Вставьте пропущенное слово: Развиваясь, человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемыми путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит в уме, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а используют для этого их образы. Внутренняя планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется.Ответ: 4.Какие из перечисленных типов потребностей американский психолог А. Маслоу относит к вторичным (приобретенным) потребностям? Запишите цифры, под которыми они указаны.1)духовные2)физиологические3)экзистенциальные4)социальные5)престижныеОтвет: 5.Вставьте пропущенное слово: Согласно классической теории бихевиоризма (от англ.словаbehavior – поведение) основным механизмом мотивации является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой; иначе говоря, человек начинает проявлять активность, только когда у него существует некоторая физиологическая ; после же того, как удовлетворена, соответствующая активность прекращается.Ответ: Тест 6. Познание и знаниеЧасть 11.Продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого окружающего мира, называется 1)деятельностью2)сознанием 3)знанием4)познанием 2.Обусловленная законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности называется 1)деятельностью2)сознанием 3)знанием4)познанием 3.К психическим процессам, позволяющим через созерцание познавать объективный мир, не относится 1)ощущение2)восприятие 3)представление4)адаптация 4.Чувственным отображением объективной реальности является 1)ощущение2)восприятие 3)представление4)адаптация 5.Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется 1)ощущением2)представлением 3)восприятием4)мышлением Часть 21.Вставьте пропущенное слово: Слово в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету (Р.Декарт).2.Вставьте пропущенное словосочетание: - средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы и т.п..3.Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования.1)Сбор материала2)Выработка гипотезы исследования3)Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и пр.)4)Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)5)Поиск и предложение возможных вариантов решения6)Анализ и обобщение полученных данныхОтвет: 4.Вставьте пропущенное слово: Причина коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который всё представляет себе по своему собственному масштабу, а не по масштабу Вселенной и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью, которое, отражая лучи каких-нибудь предметов, еще и примешивает к ним свою собственную природу (Ф. Бэкон).5.Установите соответствие между типами идолов (призраков) сознания и их описанием согласно классификации Фрэнсиса Бэкона: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ТИПЫ ИДОЛОВ СОЗНАНИЯ ОПИСАНИЕ А) призраки рода 1) эти призраки обусловлены индивидуальными особенностями и склонностями людей: кто-то обращает внимание на конкретные вещи, а кто-то склонен к обобщениям и т.д. Б) призраки пещеры 2) эти призраки порождаются неправильным употреблением слов и имен; люди иногда дают названия несуществующим вещам и по поводу этих вещей создают целые теории В) призраки рынка 3) это внушенные предрассудки, суеверия, ложные теории Г) призраки театра 4) эти призраки коренятся в самой природе человека, которому свойственно примешивать к природе вещей свою собственную природу Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ: А Б В Г Тест 7. Человек в системе социальных связейЧасть 11.Эмоциональное отношение к собственному образу, к своим достоинствам и недостаткам, к своим поступкам называется 1)поведением2)самооценкой 3)самообладанием4)самолюбием 2.Когда начинается самопознание?1)с рождения2)с появления осознанной речи3)с момента поступления в образовательное учреждение4)с момента получения паспорта (удостоверения личности)3.Способность анализировать свое внутреннее состояние называется 1)рефлексией2)самостоятельностью 3)интуицией4)интроспекцией 4.Способность человека принимать решения и делать выводы без посторонней помощи называется 1)рефлексией2)самостоятельностью 3)интуицией4)интроспекцией 5.Что из перечисленного используется человеком при самопознании?1)сравнение с другими2)то, как человек воспринимается окружающими3)рефлексия4)все вышеперечисленноеЧасть 21.Кому принадлежат эти строки?Я знаю, как на мед садятся мухи,Я знаю смерть, что рыщет, все губя,Я знаю книги, истины и слухи,Я знаю все, но только не себя.2.Вставьте пропущенное слово: - это удача в достижении чего-либо, общественное признание.3.Вставьте пропущенное словосочетание: представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.4.Соотнесите установки человека на самого себя. А) реально Я 1) каким человеку хотелось бы быть Б) социальное Я 2) каким себя представляет человек на данный момент В) идеальное Я 3) как, по мнению человека, его представляют другие люди Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ: А Б В 5.Вставьте пропущенное слово: , включающее восприятие самого себя, самооценку, самоисповедь, открывает путь к самореализации – проявлению своего Я в деятельности.Тема 3. Духовная культураТест 8. Культурная и духовная жизнь обществаЧасть 1 Продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей объективного мира, называется 1)знанием2)навыком 3)фантазией4)умением Под духовно-теоретической деятельностью понимается 1)производство (создание) духовных ценностей (духовных благ)2)сохранение, воспроизведение, распределение, потребление созданных духовных ценностей3)производство (создание) материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей4)приобретение знаний и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром Под духовно-практической деятельностью понимается 1)производство (создание) духовных ценностей (духовных благ)2)сохранение, воспроизведение, распределение, потребление созданных духовных ценностей3)производство (создание) материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей4)приобретение знаний и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром Духовное и материальное производство 1)связаны друг с другом2)могут существовать отдельно друг от друга3)духовное производство может существовать отдельно от материального, а материальное производство не может существовать отдельно от духовного производства4)материальное производство может существовать отдельно от духовного, а духовное производство не может существовать отдельно от материального производства Результатом профессиональной деятельности в духовном производстве не является 1)Сказка о золотом петушке А.С. Пушкина2)Опера Золотой петушок .Н.А. Римского-Корсакова3)русская народная сказка Колобок4)декорация Ивана Билибина к опере Н.А. Римского-Корсакова Золотой петушокЧасть 2 Вставьте пропущенное слово: Духовное производство – это деятельность людей по созданию духовных . Закончите высказывание Д. Дидро: Люди перестают мыслить, когда перестают . Закончите высказывание Н. Бердяева: Ценности определяют наше . Установите соответствие между основными фазами творческого процесса и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФАЗЫ СОДЕРЖАНИЕ А) подготовка 1) сознательная работа по развитию идеи Б) созревание 2) сознательная деятельность, являющаяся предпосылкой создания новой идеи В) вдохновение (инсайт) 3) бессознательная работа над проблемой, вынашивание идеи Г) окончательное оформление и проверка идеи 4) рождение идеи, ее переход из бессознательного в сознательную фазу Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ: А Б В Г В каком нормативном правовом акте закреплено положение: Каждый обязан заботиться о сохранение исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры? Ответ: Тест 9. Наука. ОбразованиеЧасть 11.Какому понятию из названных было дано такое определение: Наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений? 1)практике2)науке 3)искусству4)труду 2.Какое из определений не принадлежит к определению науки1)область человеческой деятельности, вырабатывающей объективное знание о мире2)наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений3)система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире4)форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.3.Уровень познания, который имеет дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений, называется1)теоретическим познанием2)эмпирическим познанием3)интеллектуальным познанием4)экспериментальным познанием4.Экспериментальное естествознание возникло 1)в X в.2)в XV в. 3)в XVII в.4)в XIX в. 5.Эмпирические знания не могут быть получены путем1)наблюдений2)эксперимента3)опыта4)математического моделированияЧасть 2 Вставьте пропущенные слова: Наблюдения чистого, лишенного компонента, просто не существует. Все наблюдения, особенно экспериментальные, выполнены в свете той или иной (К. Поппер) Вставьте пропущенное слово: Под я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течении всего времени дают научному сообществу модель постановки и их решений (Т. Кун). Установите соответствие между научными парадигмами и их авторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ АВТОРЫ А) геоцентрическая модель мира 1) А. Эйнштейн Б) механика 2) К. Линней В) классификация растений 3) Ч. Дарвин Г) эволюционная теория 4) И. Ньютон Д) теория относительности 5) Клавдия Птолемей Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ: А Б В Г Д Вставьте словосочетание: Развитие науки есть последовательный переход от одной парадигмы к другой через (Т. Кун). Какое слово пропущено? Сила науки в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные , без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность. Тест 10. Мораль. РелигияЧасть 1 Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства. 1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения4) оба суждения не верны Мораль не выполняет такую социальную функцию, как 1)регуляторная2)правоохранительная 3)ценностно-ориентационная4)социализирующая Источниками какого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд и Коран? 1)научное мировоззрение2)религиозное мировоззрение3)обыденное мировоззрение4)официальная доктрина Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется 1)верой2)долгом 3)убеждением4)совестью Выберите верное утверждение. 1)убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения2)убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения3)убеждения присущи только человеку с обыденным типом мировоззрения4)убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззренияЧасть 21.Вставьте пропущенное слово: - практическая философия, прикладная наука. Изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным).2.Вставьте пропущенное слово: Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий называется моральным .3.Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст
- Круглый стол по теме: Интеграция детей инвалидов в общество 11 классРазработка занятия с учащимися одиннадцатых классов в форме круглого стола по теме: Интеграция детей-инвалидов в общество. Цель занятия:обсуждение проблемы интеграции в общество детей – инвалидов; формирование толерантного отношения . Давайте задумаемся Что делает человека инвалидом?. Обсуждение двух точек зрения: первая – люди являются инвалидами из – за того. Что у них есть определенные нарушения, т.е. они не могут видеть, слышать, двигаться… ; вторая – именно общество делает инвалидам...
- Адам және қоғам пәнінен 11 сыныпқа арналған сабақ жоспарларыАдам және қоғам, 11 сыныпСабақтың тақырыбы: Өндірістік қатынастарСабақтың мақсаты: Өндірістік қатынастарға түсңнңк беру, өмірлік дкңгейлердің экономикалық жағдайға тәуелділігін сипаттауСабақтың түрі: араласСабақтың барысы: I. Ұйымдастырушылық кезең II. Үй тапсырмасын тексеру1) Экономикалық тәуелсізділік деген не?2) Экономикалық тәуелсізділікке қол жеткізуде ұлттық валютаның атұаратын рөлі қандай? III. Жаңа материалды меңгеру материалдықИгілік материалдық емесӨмірлік деңгей – еңбек жағдайы мен ...
- Парламентский час Парламентский час представляет собой обобщающий урок по темеИзбирательное право в 11 классе, А также возможно использовать конспект для внеклассного мероприятия. Парламентский час проходит в форме круглого стола с приглашенными депутатами Городской думы. Учащиеся показывают свои знания по этой теме и приобщаются к демократическим ценностям правового государтства.
- Беседа: «2 февраля – Сталинградская битва»1. Уточнить и расширить знания обучащихся о городе –герое (Сталинграде), Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.2. Развивать интерес к истории Отечества, наблюдательность, любознательность.3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.2 февраля наша страна отмечает 70-летие Сталинградской битвы. Кто слышал о городе Сталинграде? Это современный Волгоград. В этот день в 1943 году прозвучали последние залпы одной из важнейших битв Великой Отечествен...
- Элективный курс в 11 классе ГражданинРабочая программа составлена на основе Программы элективного курса Гражданин Лаптевой О.В. (пособие: История и обществознание. 9 -11 классы. Технологии гражданского образования: социальное проектирование, интерактивные игры / авт. - сост. Н.Ю.Бухарева. – Волгоград: Учитель, 2009) Цель программы: создание условий для социальной адаптации обучающихся через развитие коммуникативных компетенций и реализацию социально-практической деятельности, направленной на воспитание гражданина и патриота с...
- Тематическое планирование по обществознанию в 11 классе (под ред. Л. Н. БоголюбоваТематическое планирование по обществознанию в 11 классе (под ред. Л.Н. Боголюбова) Формы контроля для уроков: работа по карточкам, устный ответ или сообщение, фронтальный опрос и тестирование Дата Тема урока Ча сы Контроль и обратная связь Знания Умения и навыки Качества личности Глава 1. Человек и Экономика (21 час) Экономика: наука и хозяйство 1 Работа с текстом учебника, обществоведческими источн., экономическими понятиями, статистическими данными, экономические задачи и графики, работа со схемами и таблицами Знать понятия экономики как науки и как хозяйственной системы Умение давать аналитический анализ экономическим процессам общества, использовать при этом свой жизненный опыт, навык работать с информационными технологиями, умение строить перспективу, предполагать гипотезу Ответственность Логика суждений Наблюдательность Умение слушать Культура речи и письма Внимательность Самостоятельность Самоконтроль Аккуратность Экономический рост и развитие 1 Знать понятия экономический рост, его факторы, интенсивный и экстенсивный рост, сущность экономического цикла Рыночные отношения в экономике 2 Знать варианты организации экономической жизни, сущность рынка и его роль в экономической жизни Фирмы в экономике 2 Знать понятие фирма, факторы производства, его издержки и налоги на производство Правовые основы бизнеса 2 Знать понятие, сущность и правовую базу предпринимательства, его формы и способы начать свое дело Слагаемые успеха в бизнесе 2 Знать источники финансирования бизнеса, основные принципы менеджмента, и основы маркетинга Практикум №1 1 Работа с обществоведческими источниками и задачами, обсуждение дискуссионных вопросов Повторение материала учебника, пройденного в 1-й главе Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Контрольная работа №1 1 Экономика и государство 1 Работа с материалом учебника, дополнительными источниками информации, экономическими понятиями, статистическими данными, экономические задачи и графики, работа со схемами и таблицами, творческие и индивидуальные задания и проекты Знать экономические функции государства, инструменты регулирования экономики, сущность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики Навык анализа и систематизации материала источников, делать выводы на основе источников, составлять простой и сложный планы, находить положительные и отрицательные моменты события или деятельности вести дискуссию, выступать с сообщениями, культурно вести дискуссию Логика суждений Наблюдательность Самостоятельность Внимательность Образность мышления Опора на личный опыт Воспитанность Аккуратность Финансы в экономике 2 Знать понятие финансы, банковская система, функции центрального банка, инфляция, ее виды, причины и последствия Занятость и безработица 1 Знать понятие рынка труда, его основные рычаги, причины и виды безработицы Мировая экономика 2 Знать сущность понятия мировой экономики, международная торговля, глобальные проблемы экономики Человек и экономика 1 Знать сущность рационального поведения потребителя и производителя Практикум №2 1 Работа с обществоведческими источниками и задачами, обсуждение дискуссионных вопросов Повторение материала учебника, пройденного в 1-й главе Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Контрольная работа №2 1 Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (17 часов) Свобода в деятельности человека 2 Эвристическая беседа, оценка дискуссионных вопросов, рассуждений, спорных мыслей, творческое задание с учетом личного опыта учащихся, работа с понятийным аппаратом Знать взаимосвязь свободы и ответственности, сущность понятия свободное общество Умение работать с обществоведческими понятиями, вести дискуссию, моделировать, прогнозировать, извлекать информацию практически необходимую для жизни Образное мышление Ответственность Логика суждений Наблюдательность Образное мышление Культура речи и письма Самостоятельность Самоконтроль Общественное сознание 2 Знать сущность, структуру и особенности общественного сознания, понятия общественная психология и идеология Политическое сознание 2 Знать сущность обыденного и теоретического сознания, современные полит. идеологии Политическое поведение 2 Знать о многообразии полит. поведения, полит. терроризм, знать варианты политического поведения Практикум №3 1 Работа с обществоведческими источниками и задачами, обсуждение дискуссионных вопросов Повторение материала учебника, пройденного во 2-й главе Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Контрольная работа №3 1 Политическая элита и политическое лидерство 2 Работа с обществоведческим источником, схемами, таблицами, эвристическая беседа с уклоном на личный жизненный опыт учащихся, работа с понятийным материалом Знать сущность понятия политическая элита и полит. лидерство; знать о роли полит. лидера, типы лидерства Умение работать с обществоведческими источниками, выделять и анализировать глобальные проблемы современности, предъявлять аудитории свои подготовленные материалы, умения анализировать правовой документ, навык вести исследовательскую работу Работоспособность Ответственность Внимательность Аккуратность Наблюдательность Уважение к чужой культуре Толерантность Демографическая ситуация в РФ 2 Иметь представление об основных тенденциях развития семьи в России, проблеме неполной семьи, а также о демографической ситуации в РФ Религиозные объединения и организации 1 Знать сущность понятия религиозные объединения, права религиозных организаций, а также знать о проблеме поддержания межрелигиозного мира Практикум №4 1 Работа с обществоведческими источниками и задачами, обсуждение дискуссионных вопросов Повторение материала учебника, пройденного во 2-й главе Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Контрольная работа №4 1 Глава 3. Человек и Закон (21 час) Современные подходы к пониманию права 2 Работа с обществоведческим источником, схемами, таблицами, эвристическая беседа, работа с понятийным материалом, статистическими данными и графиками Знать об основных подходах к праву: нормативный, естественный, позитивный; знать о законотворческом процессе в РФ Умения вести дискуссию, рассуждать, давать личностную оценку, навык поиска дополнительной информации, умение выступать с сообщениями, навык публичного выступления, конспектировать преподаваемую информацию, навык работы с обществоведческими источниками Патриотизм Культура речи и письма Внимательность Интерес к предмету Самоконтроль Ответственность Самостоятельность Работоспособность Я – гражданин РФ 2 Знать сущность и особенности гражданства РФ, права и обязанности гражданина и налогоплательщика РФ Экологическое право 2 Знать общую характеристику экологического права, а также способы защиты экологических прав и виды экологических правонарушений Гражданское право 2 Знать особенности гражданских правоотношений, функц-ние имущественных прав и личных неимущественных прав Семейное право 2 Знать о правовой связи членов семьи, особенностях вступления и расторжения брака, права родителей и супругов, детей Практикум №5 1 Работа с обществоведческими источниками и задачами, обсуждение дискуссионных вопросов Повторение материала учебника, пройденного в 3-й главе Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Контрольная работа №5 1 Трудовые правоотношения 2 Эвристическая беседа с уклоном на личный жизненный опыт учащихся, работа с рисунками, иллюстрациями. индивидуальные задания, творческая работа Знать основные субъекты трудового права, порядок приема на работу, иметь представление о профессиональном образовании Умения разыгрывать ролевые ситуации рассуждать и решать жизненные проблемные вопросы с использованием теоретических правовых знаний, использовать жизненные ситуации и жизненный опыт жизни семьи, умения моделировать ситуации, работать с правовым источником Патриотизм Наблюдательность Образное мышление Логика суждений Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Аккуратность Процессуальное право 6 Знать сущность процессуального права, основные принципы и участников гражданского процесса, арбитражного процесса; знать основных участников и принципы уголовного процесса, сущность административной юрисдикции, конституционного судопроизводства Международная защита прав человека 2 Роль ООН в защите прав человека, европейская система защиты прав и свобод человека, проблема смертной казни, международные преступления Взгляд в будущее 1 Знать об основных угрозах обществу и человеку, возможные альтернативные пути развития Практикум №6 1 Работа с обществоведческими источниками и задачами, обсуждение дискуссионных вопросов Повторение материала учебника, пройденного в 3-й главе Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Контрольная работа №6. Анализ ошибок 2 Итого:68 часов (резерв 4 часа)
- Урок обществознания по теме Конституция РФУрок по обществознанию Тема: Конституция РФ Цели: совершенствование правовой грамотности учащихся, как гарантии социальной активности на всех уровнях самоуправления; осознание учащимися гражданской ответственности за формирование демократического государства; воспитание гражданственности через обращение к духовно – культурному наследию России; воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в поликультурной и многонациональной стране. Оборудование: плакаты с государс...
- Обучающий материалЗемля — важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами и являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения всех отраслей народного хозяйства.Земля, как базовый фактор, выступает в пяти ипостасях: земля территория как мира в целом, так и каждой страны в отдельности; земля - пространственный базис как для человечества в целом, так и любого жителя планеты в отдельности; земля – главное и незаменимое средство производства биологической продукции, как основы самой жизни; земля – источник, кладовая важнейших ресурсов жизнеобеспечения: воды, леса, полезных ископаемых; земля – важнейший природный экологический ресурс, ее ландшафты формируют и поддерживают в постоянном режиме внешнюю окружающую среду жизни [9].Российская Федерация имеет большие земельные ресурсы. Общая их площадь составляет 1709,8 млн. га, На 1 января 2005 года площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составила 220,7 млн. га или 12,9 % всего земельного фонда страны. На долю несельскохозяйственных угодий приходилось 1489,1 млн. га, или 87,1 %. В структуре сельскохозяйственных угодий площадь пашни составила 122,1 млн. га, залежи - 4,8 млн. га, многолетних насаждений - 1,8 млн. га, сенокосов - 24,0 млн. га, пастбищ - 68,0 млн. га. [25].Низкие показатели сельскохозяйственной освоенности и распаханности земель объясняются неблагоприятными природными и климатическими условиями большей части территории страны. Более 80 % ее находится в зоне рискованного земледелия В условиях ликвидации монополии государственной собственности на землю, становления многообразия форм собственности, платности землепользования резко возрастает роль управления земельными ресурсами - организующей деятельности компетентных органов исполнительной власти разных уровней по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений.Управление земельными ресурсами обеспечивает реализацию прав на землю названных субъектов, рациональное использование и охрану земель, обеспечивает выявление нарушений земельного законодательства, предусматривает меры ответственности за ненадлежащее использование земель.И, как одна из сторон управленческой деятельности органов исполнительной власти, управление земельными ресурсами содержит следующие функции управления (или направления управления):- ведение государственного земельного кадастра;- землеустройство;- ведение государственного мониторинга земель;- контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель;- государственная кадастровая оценка земель (как экономическое направление управления земельными ресурсами).В приведенной системе управления земельными ресурсами, несмотря на взаимообусловливающий характер ее направлений, тесную их связь между собой, ведущая роль должна быть отведена землеустройству [5].Федеральный закон О землеустройстве дает такое определение: землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон [26].Землеустройство способствует наведению порядка в использовании земли. Оно создает территориальную основу для осуществления комплекса организационно-экономических, агротехнических и мелиоративных мероприятий по повышению плодородия почвы, наиболее эффективному использованию земли и высокопроизводительной сельскохозяйственной техники, рациональной организации производства сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности [2].Землеустройство в широком понимании определяет весь ход земельных преобразований, а его роль как системы организационных, технических, информационных и других мер по управлению земельными ресурсами возросла в той же мере, насколько кардинально изменились земельные отношения: расширение круга их участников, приватизация земли, формирование земельного рынка, развитие экономических регуляторов землепользования.Между тем, землеустройство имеет и сугубо конкретное содержание, носящее ярко выраженный производственно-хозяйственный характер, и является средством хозяйственного приспособления земли к реальной ситуации в экономике. Именно землеустройство позволяет организовать рациональное использование земель и обеспечить эффективную организацию и территориальное размещение производства, главным образом, сельскохозяйственного [2].Задачи землеустройства — охрана государственной собственности на землю, общественных земель и других земель независимо от форм собственности, от расхищения и расточительного использования.Цель землеустройства — организация рационального использования и охраны земель, приведение организации территории и производства в соответствие с существующими земельными отношениями.К землеустройству отнесены также почвенные, геоботанические, топографические, мелиоративные и другие специальные обследования и изыскания, выполняемые для разработки проектов, схем и мероприятий, направленных на улучшение и более эффективное использование земель, защиту почв от эрозии, охрану земель и других природных ресурсов.В настоящее время перед землеустройством стоят следующие задачи: - реализация земельной политики государства путем экономическим и экологически обоснованного распределения земель по формам собственности и субъектам права на землю, создание социальных фондов земель, формирования рациональной системы землепользования, обеспечение социальной справедливости преобразований и гарантий конституционных прав на землю; - осуществление мероприятий по перспективному распределению земель по организации рационального использования всех категорий земель; - проектирование и закрепление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, закрепление на местности черты городов и других поселений; - образование новых и упорядочение существующих земельных участков, оформление планов их границ и закрепление границ земельных участков на местности; - подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю; - получение информации о количественном и качественном состоянии земель, об их использовании и оценке качества, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного и иных кадастров, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель; - разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению и плодородия почв; - рекультивация нарушенных земель, землевание малопродуктивных угодий, защита земель от эрозии, опустынивания, подтопления и предотвращение других негативных явлений в состоянии земель; проведение внутрихозяйственной организации территорий землепользований с созданием пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование объекта землеустройства [3].Необходимость учета природных свойств территории (климата, почв, рельефа местности, условий увлажнения и др.) для целей сельского хозяйства и землеустройства была осознана аграрной наукой на самых ранних этапах ее становления.За последние 30 лет при природоохранной организации территории землеустройство приобрело явно адаптивный характер, который выражался в приспособлении к территории, т. е. такой организации использования земель и системы хозяйства, которые наилучшим образом учитывали природные свойства землепользования, и приспособление территории путем целенаправленного изменения производительных и территориальных свойств земель за счет рекультивации, землевания, консервации, мелиорации, проведения культуртехнических и других землеустроительных мероприятий по созданию наилучших организационно-территориальных условий для ведения сельскохозяйственного производства.В дальнейшем на основании исследований, проведенных учеными ряда высших учебных заведений, академических научно-исследовательских учреждений и производственных организаций, при землеустройстве было использовано два подхода: эколого-ландшафтный и агроэкологический.Первый подход учитывает ландшафтную дифференциацию территории с выделением эколого-ландшафтных зон (типов, подтипов, видов) и предполагает устройство территории по определенным частям агроландшафта (местностям, урочищам, подурочищам, фациям). Землеустроительное проектирование на ландшафтной основе — начинают с эколого-ландшафтного микрозонирования территории сельскохозяйственного предприятия, которое осуществляют в ходе подготовительных работ при составлении проекта землеустройства, и заканчивают формированием экологически однородных участков, к которым привязывают систему хозяйства, земледелия, природоохранные мероприятия. Дополнительно проектируют организационно-территориальные мероприятия, повышающие экологическую устойчивость (стабильность) территории: микрозаповедники, миграционные коридоры, зоны рекреации и др.Агроэкологический подход — изучение агроэкологических особенностей территории (агроэкологических факторов и режимов) по отношению к отдельным видам или группам сельскохозяйственных растений и выделение агроэкологически однотипных территорий (типов, классов, комплексов, видов) в качестве базиса для конструирования агроценозов, т. е. для землеустройства.Итогом землеустроительного проектирования при этом является выделение первичных агроэкологически однородных участков (агроэкотопов) как физической основы, организационно-территориального каркаса для привязки системы ведения хозяйства, установления состава, площадей и трансформации угодий, размещения севооборотов, их полей, рабочих участков, устройства территории садов, виноградников, сенокосов, пастбищ и др. [11].Землеустройство позволяет создать устойчивые и высокопродуктивные агроландшафты, максимально приближенные к природным. Эго достигается путем установления рационального соотношения площадей между пашней, пастбищами, лесами и водными пространствами применительно к конкретной территории, создавая тем самым рациональное, сбалансированное землепользование. При формировании землепользовании следует максимально учитывать целостность природно-территориальных комплексов различного ранга - от фаций и ландшафтных полос на уровне крестьянских, фермерских хозяйств, до урочищ и т.д. для крупных хозяйствующих образований. Например, защита земель от эрозии эффективна в том случае, когда противоэрозионная организация территорий охватывает целый водосборный бассейн или овражно-балочной системы. В случае размещения в водосборном бассейне множества мелких землепользовании, необходима кооперации или создание более крупных по площади и эффективных в экономическом и экологическом плане землепользовании [17].Землеустройство должно быть главным инструментом государства в осуществлении любых земельных преобразований так как:- землеустройство служит главным механизмом образования землевладения (землепользования) любого хозяйства независимо от форм собственности, т.е. без проведения землеустройства, составления проекта, его рассмотрения, согласования, утверждения, отвода земли в натуре, выдачи документа, удостоверяющего право землевладения (землепользования), нельзя начать производство сельскохозяйственной продукции. Следовательно, землеустройство является основным условием организации хозяйства; - землеустройство способствует взаимному приспособлению производства и территории, или, другими словами, осуществляется территориальная организация производства, в процессе которой с учетом местоположения земель, климата, плодородия почв и других факторов обосновывается специализация хозяйства и в соответствии с этим организуется его территория. Поэтому эффективность землеустройства отражается на производстве (экономике) сельскохозяйственных предприятий. В процессе землеустройства решают вопросы охраны и повышения плодородия почв и рационального устройства территории; - землеустройство создает оптимальные (для данного уровня развития производительных сил и производственных отношений) организационно-территориальные условия землевладения и землепользования, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности (акционерные общества, товарищества, новые кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и должно быть под контролем государства [6].Государственное регулирование проведения землеустройства позволит обеспечить: - формирование и реализацию модели долгосрочного развития экономики страны, базирующейся на повышении эффективности использования земельно-ресурсного потенциала; - существенное увеличение доходов от использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности; - усиление роли государства в планировании и организации рационального использования земель и их охраны, а также в регулировании устойчивого воспроизводства плодородия почв и ресурсов в сельской местности, включая создание эффективной системы земельного контроля; - создание социально справедливых и экономически выгодных условий перераспределения и использования земельной собственности, в т. ч. формирование земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в коллективно-долевой и общей совместной собственности и в фонде перераспределения; - повышение эффективности в сфере оборота земель [6].Основные направления землеустроительной деятельности в России включают: - разработку федеральных и региональных прогнозов, программ использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства с учетом градостроительных, экологических, экономических и иных особенностей территории; - межевание с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных образований, границ участков владельцев земли по единой государственной системе и их техническое оформление; - составление новых проектов землеустройства, упорядочение существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель; - определение границ земельных участков, установление границ и отвод земельных участков в натуре (на местности), оформление планов (чертежей) границ, подготовку документов для удостоверения прав на земельные участки; - разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель; - разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозий, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, засоления, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и повышению плодородия почв; - обоснование размещения и установления границ особо охраняемых территорий; - закрепление и изменение на местности городской черты, поселковой черты и черты сельских поселений; - проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследований и изыскательских работ; - разработку землеустроительной документации, связанной с ресурсной оценкой, использованием и охраной земель, сохранением и развитием исторически сложившейся хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп; - составление карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов; - инвентаризацию земель, систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению площадей.Основное внимание в настоящее время уделяется выполнению следующих работ: - подготовка материалов для оформления документов, удостоверяющих право на землю (в том числе для собственников земельных долей); - оказание помощи сельскохозяйственным предприятиям в их реорганизации (реформировании), включая разработку проектов землеустройства, обеспечивающих экономически и экологически обоснованное формирование новых землепользовании. - обеспечение всех сельскохозяйственных предприятий кадастровыми картами, на которых отражены количественные и качественные показатели каждого участка сельхозугодий; - анализ использования земельного фонда с целью определения возможности предоставления земель гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства и иных целей; - подготовка материалов, связанных с установлением ограничений в использовании земель и обременении их правами иных лиц.Приоритетными направлениями землеустроительной деятельности являются: - научное обеспечение и прогнозирование последствий намечаемых земельных преобразований; - обоснование и реализация единой государственной политики в планировании и организации рационального использования и охраны всех категорий земель независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности земельных участков; - обеспечение целевого использования земель, сохранение ценных земель в сельскохозяйственном производстве; - формирование и размещение экологически и экономически обоснованных, компактных и рациональных по площади землевладений и землепользовании; - создание территориальных условий для эффективного функционирования производственных организаций и предприятий; - разработка комплекса мер по улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель; - межевание земель с установлением (восстановлением) и закреплением (обозначением) в натуре (на местности) административно-территориальных и территориально-производственных границ в единой государственной системе; - изготовление документов, удостоверяющих право на землю [7].Порядок проведения землеустройства (состав действий и последовательность их осуществления) устанавливает государство, и он включает следующие стадии: - подготовительные работы; - проектно-изыскательские работы; - составление, обсуждение и утверждение проекта землеустройства; - экспертизу проекта (преобразования природы), экспертизу экологическую; - перенесение проекта в натуру (на местность); - изготовление, размножение и выдачу землепользователю (при межхозяйственном землеустройстве — землепользователям) землеустроительных документов; - авторский надзор за осуществлением землеустройства.В сложном процессе землеустройства большое место отводится геодезическим работам. Для землеустроительных мероприятий используют планы, карты и профили, полученные в результате выполнения геодезических работ. При составлении землеустроительных проектов широко используют геодезические приборы и методы. Наконец, используя геодезические методы, переносят на местность границы спроектированных объектов землеустройства (участки, поля и другие объекты). Таким образом, землеустроительные мероприятия начинают и завершают геодезическими работами.Все виды землеустроительных работ: образование, реорганизацию и упорядочение землепользовании, выявление новых земель для освоения и изменения угодий, внутрихозяйственное землеустройство всех сельскохозяйственных предприятий, а также выполнение для этих целей изыскательских, обследовательских, съемочных и других работ — проводят проектные институты по землеустройству (гипроземы), землеустроительные экспедиции или филиалы в областях (краях) и землеустроители районных управлений сельского хозяйства [4].Система мероприятий по землеустройству должна включать основные направления: - реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере использования земель и их охраны; - совершенствование распределения земель и улучшению организации их рационального использования; - обеспечение охраны земель; - установление ограничений и обременений прав на землю [5].По задачам, содержанию и методам проведения землеустройство подразделяют на два основных вида — межхозяйственное и внутрихозяйственное.Межхозяйственное землеустройство проводят с целью регулирования и укрепления земельных отношений и организации рационального использования земли путем правильного ее распределения между отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями и учреждениями.В результате государственный земельный фонд распределяют между землепользователями, образуя землепользования, устанавливают хозяйственно правильные границы каждого из них.Внутрихозяйственное землеустройство создает территориальную основу для наведения порядка на земле, подъема культуры земледелия и продуктивности сельскохозяйственных угодий, полного и правильного использования каждого гектара земли, высокопроизводительного применения техники и рациональной организации производства сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности. Его проводят на всех землях, закрепленных за сельскохозяйственным предприятием (пашня, залежь, пастбища, сенокос, многолетние насаждения, орошаемые, осушенные и другие земли) [4].Одним из важнейших требований, предъявляемых к землеустройству, является создание организационно-территориальных условий для получения высоких устойчивых урожаев. В этих целях при проведении землеустроительных работ должны учитываться не только экономические условия хозяйствующего субъекта, но и природно-климатические и почвенно-мелиоративные факторы [17].Внутрихозяйственное землеустройство проводят в границах отдельных сельскохозяйственных предприятий, где земля выступает в качестве главного средства производства, в целях наиболее эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.На основе почвенно-климатических, агроландшафтных, ландшафтно-экологических и экономических особенностей каждого хозяйства устанавливают число и размеры производственных подразделений с введением или корректировкой севооборотов и организацией сельскохозяйственных угодий, а также с учетом размещения дорожной сети, населенных пунктов и производственных центров.При этом разрабатывают мероприятия по защите почв от эрозии и других негативных последствий.Внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий проводят в единой технологической связи со схемами землеустройства района.Внутрихозяйственное землеустройство — это социально-экономический процесс организации рационального использования и охраны земель и связанных с ним средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях, включающий систему мероприятий по организации производства и территории, осуществляемый на основе проекта.Проект внутрихозяйственного землеустройства представляет собой совокупность документов (расчетов, чертежей) по организации рационального использования и охране земель и связанных с ней средств производства в конкретном сельскохозяйственном производстве.Состав и содержание проекта внутрихозяйственного землеустройства определяются природными и социально-экономическими условиями, формами землевладения и землепользования, степенью устроенности территории и освоения ранее разработанных проектных решений.Проекты внутрихозяйственного землеустройства совместно с руководителями и специалистами хозяйства разрабатывает группа специалистов Гипрозема или землеустроительной экспедиции в составе инженера-землеустроителя, агронома, экономиста, агролесомелиоратора, гидротехника и др.Проект внутрихозяйственного землеустройства состоит из графической части (проектный план и план землепользования, чертеж полевого обследования, карта предшественников сельскохозяйственных культур) и текстовой части (задание на составление проекта, объяснительная записка к проекту с экономическими обоснованиями, расчетами, таблицами и другими материалами; протоколы рассмотрения и утверждения проекта и др.).Одновременно составляют план осуществления проекта, в котором указывают сроки и последовательность выполнения намеченных мероприятий, определяют затраты средств, труда с учетом возможностей хозяйства.Внутрихозяйственное землеустройство проводят при организации хозяйства, изменении его специализации, разделении или слиянии хозяйств, несоответствии существующей организации территории хозяйства с перспективами его развития и государственных планов закупок сельскохозяйственной продукции.Внутрихозяйственное землеустройство проводят на основе заданий на составление проекта. Задание на составление проекта разрабатывают руководители и специалисты хозяйства с участием работников Гипрозема или землеустроительных экспедиций (филиалов) [3].Как отмечают некоторые авторы, в современном землеустройстве выделяются следующие проблемы: - совершенствование земельного законодательства в условиях увеличивающегося спроса на землю и изменения форм собственности; - поиск путей использования земельных ресурсов в условиях их ограниченности и роста спроса на них; - совершенствование методики оценки земель в условиях усложнения форм использования земель и увеличения спроса на землю; - особенности устройства земель в условиях многообразия форм собственности и хозяйствования и динамичного изменения числа, размеров и размещения землепользований (владений); - устройство земель сельских поселений в условиях увеличения спроса на землю, формирование новых хозяйственных центров и увеличения размеров личных подсобных хозяйств; - оптимизация сельского расселения в условиях существенного изменения системы землепользования, форм собственности и хозяйствования [6].Для решения этих вопросов в настоящее время проводятся следующие мероприятия:- разработка концепции совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения;- внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота земель сельскохозяйственного назначения;- установление критериев, определяющих использование земель не по целевому назначению;- разработка порядка и методов проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения, включая методику составления проектов комплексного землеустройства;- землеустроительное обеспечение приоритетных национальных проектов, а также Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.;- определение видов и содержания документов, устанавливающих разрешенное использование земель сельскохозяйственного назначения (зонирование межселенных территорий);- упорядочение рынка оказания землеустроительных услуг с целью снижения сроков и стоимости выполнения землеустроительных работ [6].Таким образом, на современном этапе землеустройство является социально-экономический процессом и системой мероприятий по организации использования и охране земли, организации и регулированию землевладений, землепользовании и специальных фондов земель, устройству территорий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов.Общей целью землеустройства является получение определённого экономического результата. Содержание землеустройства в настоящее время определяется способом общественного производства, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, соответствующих земельных отношений, обусловленных формами собственности на землю и другие средства производства [23].
- Программа по курсу: Подготовка старшеклассников к семейной жизни. 11 классТема моей программы – это Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Выбирая тему, я увидела проблему в том, что у старшеклассников искаженное представление о семье, что старшеклассники попадают в различные проблемные ситуации, именно из-за недостаточной информации о семье, о ее традициях, функциях. И я, считаю, что данную проблему следует изучать, так как с каждым годом в нашей стране преобладают неполные семьи, а также внебрачные и гражданские. Еще в начале 90-х годов сохранялась ориентац...
- Методическая разработка внеклассного мероприятия по обществознанию в 11 классе по теме «Искусство жить в семье»Методическая разработка внеклассного мероприятия по обществознанию в 11 классе по теме Искусство жить в семье Цели урока: 1.Формировать у учащихся ценности семейного очага.2.Развивать качества, необходимые для дружной жизни в браке.3.Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей, развитию коммуникативных способностей учащихся успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая её.4.Способствовать усвоению учащимися роли семьи в обществе. 5.Развивать навыки работы с те...