Психологические аспекты подростковой наркомании

                  Некоторые родители наркоманов считают, что их ребёнок стал употреблять наркотики  под влиянием сверстников или торговцев наркотиками. Однако дети говорят, что они стали употреблять наркотики от скуки, чтобы почувствовать себя взрослым, показать свою независимость, принадлежать к определённой группе и выглядеть круто...  Счастливый, занятый, востребованный, успешный подросток, скорее всего, никогда не будет пробовать наркотики. Но, согласно статистике, таких  «счастливчиков» сейчас не более 10%, ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ









Синицын Н.В.





Преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ Лицей № 8 г.Майкопа












г. Майкоп








































Содержание



1. Вступление.

2. Причины подростковой наркомании.

3. Признаки наркомании у подростков.

4. Рекомендации родителям и педагогам.

5. Литература.








Вступление

Наркомания и токсикомания - болезни, которые возникают в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство приятного психического состояния. Они характеризуются отравлением нервной системы и патологическим пристрастием к этому отравлению.

Между этими заболеваниями существует юридическое различие: вещества, вызывающие токсикоманию, законодательно не включены в список наркотиков.

Много тысяч лет назад люди обратили внимание на то, что некоторые вещества обладают особым действием на человека - вызывают галлюцинации, успокоение, снимают болезненные ощущения, улучшают сон, формируют состояние душевного комфорта, удовольствия, эмоционального подъёма. Употребление этих веществ чаще всего было связано с религиозными мистериями.

Если в прошлые века их использовали довольно редко, то в наше время наркомания и токсикомания распространились широко и главным образом - в крупных городах.

Со вкусом наркотиков знакомы по очень приблизительным данным: 7% школьников, 15% учащихся колледжей, 14% студентов.

Однако следует иметь виду, что фактически употребляют наркотики втрое больше людей, чем состоят на учёте.

Среди подростков, находящихся на принудительном лечении, более 3% стали употреблять наркотики в 10 лет, 16% в 12 лет. Многочисленными исследованиями установлено, что самый вероятный возраст, в котором может развиться наркомания 14 лет; именно в это время половина обследуемых впервые попробовала наркотики. Причин несколько. Одна из них - особенности наркотического действия на организм психотропного вещества во время первых приёмов. После употребления наркотика на протяжении нескольких часов наблюдается состояние эйфории.

Все стороны эйфории наиболее сильно проявляются у подростков. Чем старше человек, тем слабее, скуднее переживаемое им ощущение эйфории, вызванное наркотизацией. И в самом деле, кто из нас слышал от пожилого человека, которому после операции некоторое время вводили наркотик, восторженные рассказы о том, какие невероятные ощущения он испытал? Наоборот, известно, как тяжело многие переносят наркоз.

В том, что в среде подростков нашла себе благоприятную почву наркомания, мы видим несколько причин, назовём их опасностями.

Причины подростковой наркомании.

Первая опасность. Подросток, ещё не окрепший духовно, не сдерживаемый социальными факторами, особенно подвержен искушению «опробовать» наркотик, опасности которого он пока не понимает.

Повышенная подвижность, иногда доходящая до неуравновешенности и неуправляемости, присущая психике подростка, отсутствие жизненного опыта и самостоятельности в оценке окружающего, конформизм /«стадное чувство»/, подражательство и любопытство, присущий возрасту экспериментаторский дух, негативизм к запретам и увещеваниям взрослых, стремление выделиться в любом качестве, стать заметным среди себе подобных, отсутствие чётких жизненных критериев самоутверждения, неискушённость и наивность, неустойчивость к дурным влияниям, отсутствие социально полезных интересов и увлечений, бездуховность, неблагополучие в семье, безнадзорность, педагогическая запущенность - вот те факторы, которые делают подростка лёгкой добычей преступника - торговца наркотиком.

Опасность вторая - отрицательные лидеры и групповое подражательное поведение. В каждой группе молодых людей обязательно есть один или несколько человек с определёнными дефектами психики. Из - за малого жизненного опыта сверстников эти молодые люди до поры до времени не получают правильной оценки, и к ним не принимается должных воспитательных, медицинских и правовых мер. Как правило, такие дефекты личности в психиатрии называют акцентуациями характера, в более выраженных случаях - психопатиями.

Психопаты труднее здоровых подростков приспосабливаются к окружающим условиям, им плохо даётся учёба, ниже продуктивность в труде, они часто лишены возможности получать удовольствие от спорта, туризма, различных видов искусства. Эти подростки обычно имеют сложности в уже начинающихся отношениях с противоположным полом. Из - за хронических конфликтов с родителями и воспитателями, соседями и милицией такой подросток подсознательно чувствует свою ущербность и стремится её компенсировать всеми доступными ему способами, возвысится в собственных глазах через призму отношения группы. Для него характерна повышенная активность среди сверстников во всех делах, лежащих по ту сторону грани дозволенности и одобрения со стороны взрослых, типичны демонстративность поведения, желание стать своеобразным законодателем мод и вкусов, ориентировать группу не на общепринятые, а доступные только его нездоровой психике « ценности» и образ жизни. В зависимости от степени психической неполноценности формируется заместительное антисоциальное поведение. Сложности в отношениях и непризнанность у противоположного пола компенсируются развязностью, цинизмом, показной сексуальной расторможенностью; робость и нерешительность - ухарством, бравадой, повышенной агрессивностью, хулиганскими поступками; отсутствие авторитета у взрослых из - за отставания в учёбе и труде, плохой дисциплины - наглостью, хамством, нигилизмом; неспособность понимать искусство - напускной искушённостью и фальшивой компетентностью в современной поп - музыке и танцах, вызывающей и доходящей до нелепости экстравагантностью одежды и причёски, особой вычурностью манер и стиля общения; бедность речи - жаргоном и нарочито частым, как правило, неуместным употреблением бранных слов и оборотов.

Зачастую, не получая должного авторитета и признания у сверстников, такие ребята окружают себя ещё более молодыми, наивными и физически слабыми подростками. Тогда решающим аргументом в споре за самоутверждение в группе обычно становится кулак.

Деятельность такой группы чаще просто ориентирована на пустое, бесцельное времяпрепровождение, «прожигание жизни», поиски развлечений, не отличающихся разнообразием. Это демонстрация крикливых /т.н. прикольных/ одеяний и кривляние друг перед другом на дискотеках, в клубах, пустая болтовня, хвастовство и позёрство в общении во дворах, скверах, парках, высиживание бесконечных часов в кафе, сексуальные игры, своего рода тренировки, переходящие в ранние беспорядочные половые связи, курение, неумеренное употребление пива и крепких алкогольных напитков. Неизбежными спутниками такого образа жизни становятся хроническая скука и внутренняя пустота. Отрицательные лидеры молодёжных групп становятся первыми жертвами распространителей и торговцев наркотиками, тёмных личностей, нередко дефектных, но более искушённых и старших по возрасту, слоняющихся возле школ и училищ, дискотек и клубов, мест сбора молодёжных групп во дворах и скверах. В подворотнях, подъездах, за углом, на школьных дискотеках совершаются мелкие сделки, выдаются поштучно сигареты, граммы анаши, модного нынче «спайса», молотого мака, таблетки, пакетики «чеки» наркоты.

Сначала любопытство, стремление чем - то выделиться из среды себе подобных, подражание «дворовому кумиру», а впоследствии желание разнообразить монотонность развлечений, развеять хроническую скуку, заполнить внутреннюю пустоту самым коротким и лёгким путём делают подростка потребителем наркотика.

Опасность третья - давление группы на индивида. Работает закон - кто не с нами, тот против нас. Патологические личности, составляющие ядро подростковых и молодёжных неформальных групп общения, взаимодействуют между собой, образуя своеобразные сети. Нездоровое ядро каждой отдельной группы и вся сеть в целом оказывают сильнейшее психологическое воздействие, иной раз подкрепляемое отнюдь не безосновательной угрозой физической расправы, на периферию группы, которую составляет основная масса здоровых ребят.

Рядом с нами, со взрослыми, существует невидимый, как обратная сторона Луны, огромный, тревожный мир подростков и юных с ярким накалом страстей и драматичностью жизненных коллизий, собственными законами и ритуалами, особенным разговорным языком, стилем общения и одежды, своими лидерами и аутсайдерами. Подростки ревниво охраняют свой мир от вторжения взрослых. Почему?

Причина в возрастных особенностях физиологии и психологии подростка, в противоречивости его социального статуса. С одной стороны, он на иждивении родителей, которые являются основным источником удовлетворения его материальных потребностей, причём степень этого удовлетворения /в рамках материального положения семьи/ прямо связана с послушанием подростка, выполнением родительских требований. С другой стороны, родители и учителя - главный тормоз в самоутверждении, в удовлетворении новых, «недетских» потребностей, в первую очередь прямо или косвенно связанных с межполовыми взаимоотношениями. Не менее важный и определяющий фактор в поведении подростка - жажда признания его как равноправного члена сообщества людей. Жажда уважения и независимости, права на высказывание собственных суждений, не прерываемое авторитарным, менторским замечанием родителя или педагога.

По понятным причинам, в силу наивности и незрелости суждений, а главное, материальной и социальной зависимости, подросток не может найти удовлетворения этих жгучих потребностей среди взрослых. Поэтому возник и реально существует невидимый взрослым мир неформального общения подростков. Здесь происходит первая проба сил и возможностей, через отношение группы формируются самооценка и самоутверждение, здесь получают первый опыт общения с противоположным полом, приобщаются ко всему запретному и порицаемому старшими.

Согласно выводам социальной и возрастной психологии неформальное общение в группе очень важно для дальнейшего нормального развития психики подростка. Стремление к групповому общению - своего рода жёсткий природный инстинкт. Даже самые послушные и примерные дети на определённом возрастном отрезке проходят через джунгли неформального общения в группе сверстников, что в той или иной степени отражается на их языке, стиле одежды и поведения, вкусах и интересах, мировоззрении в целом, своеобразии характера.

Чтобы сохранить баланс между взаимоисключающими требованиями родителей и воспитателей с одной стороны и группы сверстников - с другой, подросток вынужден надевать маску «двуликого Януса». Послушный и исполнительный, невинный ребёнок в семье и школе совершенно противоположный по качествам в среде сверстников. Вот почему часто не видят истоков опасных явлений, ростков надвигающейся беды.

Большинство подростков испытали на себе и хорошо знают силу давления психологического пресса группы сверстников. Не имеющему мужества и самостоятельности взрослого человека, чтобы противостоять группе, и лишённому возможности избежать контакта с группой, которая вездесуща, буквально повсюду: на школьной перемене и уроке, во дворе собственного дома, на дискотеке - окружает его, подростку не остаётся ничего другого, как приспосабливаться к ней, хотя бы внешне перенимать стиль поведения, разговорного жаргона /олбанский язык/, это в лучшем случае, в худшем - совершать вместе с группой уголовно наказуемые проступки, употреблять алкоголь и даже наркотики.

Быть если не лидером, то, во всяком случае средним, своим, как правило, стремятся все. Большинству юных хорошо известно, как страшно оказаться не признанным группой, белой вороной, изгоем и аутсайдером.

Ещё страшнее физической расправы расправа психологическая, постоянные унижения и оскорбления, презрительное отношение, пренебрежение сверстников противоположного пола. Для легкоранимой, снедаемой противоречиями и комплексами неполноценности души подростка непризнание среди сверстников является самой тяжёлой психической травмой, переживается как глубокая личная трагедия, перед которой на второй план отступают успеваемость в школе, взаимоотношения с родителями, другие жизненные сложности и проблемы. Подчас невротизированный группой до крайней степени отчаяния подросток готов на всё, на самые рискованные и противоестественные его сути поступки.

Опасность четвёртая. К сожалению, в нашей культуре процветают моды и причуды, пропагандирующие самые шокирующие ценности. В мозг современных детей проникают исключительно изощрёнными и неявными способами идеи о том «хорошем», что связано алкоголем, табаком и наркотиками. Наши дети могут видеть, как телеперсонажи живут в богатстве и роскоши на деньги от продажи наркотиков, в интернете могут наткнуться на сайты, где агитируют за легализацию марихуаны, видеть своих любимых кинозвёзд курящими в недавно вышедших на экраны фильмах или слушать песни с описанием восторга от секса в состоянии наркотического опьянения. В наше время возникла мода на наркотики, без них никто не может считать себя, по мнению молодёжи, крутым.

Более того: наркотики формируют молодёжные субкультуры, попасть куда мечтает немало ребят: рокеры, хиппи, панки, рейверы, растаманы и др. Философия и мировоззрение этих культур - совместное употребление наркотиков. Вполне официально существуют понятия «кислотная молодёжь», «кислотная музыка» и т.д.

Вдуматься: ведётся необъявленная война против молодёжи, против нас с вами.

Вот так и происходит первое знакомство хороших ребят из благополучных семей с одурманивающим действием наркотиков. Желание выглядеть своим любой ценой, опасение прослыть маменькиным сынком, трусом, потерять престиж и статус в группе, стремление казаться взрослее и искушённее, раскованнее и самостоятельнее в глазах любимой девушки толкают подростка на первые затяжки «спайса», сигарет с марихуаной, проглатывание первых таблеток. Страх оторваться от группы сильнее свойственного детям страха перед уколами.

И вот родители случайно обнаруживают в кармане ещё вчера сверхдобродетельного сына шприц… Тяжёлая семейная трагедия, которая затянется на годы, началась.

Неумолимая статистика утверждает: один потребитель наркотиков в течение одного года вовлекает ещё восемнадцать.

Признаки подростковой наркомании.

Определить, принимает ли подросток наркотики, нелегко, но можно. Перемены видны уже в первые недели, пока ещё не возникла наркотическая зависимость. В это время родители могут сами спасти своего ребёнка.

Вот некоторые признаки:

-агрессивное взвинченное состояние или резкое изменение в поведении: он избегает родителей, по телефону отвечает украдкой и односложно, старые друзья ему неинтересны, старые занятия, включая школу - тоже;

- одежда его может быть неряшливой, рукава закрывают кисти рук, в дырках. Как правило, все наркоманы предпочитают чёрный цвет, спортивные костюмы чёрного цвета, традиционные костюмы, куртки - предпочтение усреднённому стилю и чёрному цвету. Самый частый стиль «строгий адик» - классический чёрный с белыми полосками костюм Адидас, такие же кроссовки и кепка. Наркоманы, применяющие препараты конопли - растаманы- носят одежду, в элементах которой обязательны сочетания жёлтого, зелёного и красного цветов;

-среди вещей подростка появляются баночки, склянки, шприцы, таблетки;

-могут появиться татуировки и рисунки на руках, отмечаются факты воровства денег и вещей;

-чрезмерная весёлость, покраснение лица, необычайный аппетит - вероятные признаки употребления анаши или гашиша;

-в разговоре подросток начинает употреблять непонятные или не к месту слова, входящие в сленг наркоманов (напр. метро, центряк, банка, цикла и т.д.)

-в помещении, где курили «весёлые» сигареты, стоит сладковатый, очень характерный запах;

-узкие зрачки, вялость, отрешённость, нежелание идти на контакт -« Оставьте меня в покое!» - признаки употребления наркотиков опийной группы;

-если ребёнок «смотрит мультик» с помощью бензина, ацетона и т.д. (вдыхает), можно уловить запах от одежды и волос

-расширенные зрачки могут быть следствием употребления кокаина или крэка, от них также снижается аппетит и ухудшается сон;

-от кокаина, крэка, марихуаны ухудшается память, подросток с трудом сосредотачивается;

-налитые кровью глаза, «зверский аппетит», из рук не выпускает бутылку с водой - сухость во рту - результат употребления марихуаны.

-увлечение музыкой Боба Марли (в стиле регги) и его учением (растфарианство) - употребление подростком марихуаны.

Рекомендации для родителей и педагогов

Надо иметь в виду, что многие признаки можно заметить только на первых порах, потом организм приспосабливается и начинает разрушаться всерьёз, внешние признаки может заметить только специалист.

Наркологи серьёзно предостерегают родителей и педагогов от ошибки нападать на подростка с упрёками и жёсткими мерами при разоблачении. Нужен доверительный разговор. И самый лучший путь - сразу обратиться к специалисту, как только вы что-то заподозрили. Тем более, что любой из перечисленных признаков может означать что-то другое и ввести вас в заблуждение, особенно, если вы достаточно удалены от ребёнка. А при вашей бурной реакции подросток может окончательно замкнуться и вместо союзника увидит в вас врага.

Ваша цель - не уличить, заставить, а помочь подростку самому понять весь ужас его положения и захотеть бороться. И если он или она болезненно реагируют на малейшее ваше вторжение в «мои личные дела» - идите на приём без него. А лучше - позвоните по анонимному телефону доверия /например: 492-93-27/. Там вас квалифицированно научат, что делать.

Врачам можно доверять или нет, но это лучше, чем довериться ходу событий и ничего не делать: события с наркотиками уносят всегда только в одну сторону. Сильный и молодой человек, ставший наркоманом, «сгорает» за несколько лет: для большинства 35 лет - закат жизни.











Литература

1. Энциклопедия экстремальных ситуаций. А. Гостюшин. М. «Зеркало» 1996 г.

2. Школа выживания. Авт. коллектив. Руков. С. Самыгин. Ростов/Д. «Феникс» 1996 г.

3. Основы гигиены и санитарии. Д.Колесов. Р. Маш. М. «Просвещение» 1989 г.

4. ОБЖ для 9 кл. Авт. Коллектив под руков. С. Вангородского. М. «Дрофа» 2000 г.

5. gala. med. ru;

5. heroinstop.ru.

6. Энциклопедия безопасности. В. Пономарёв. Донецк. «Сталкер» 1997 г.

9

© 2010-2022