- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ, 10 класс
Рабочая программа по ОБЖ, 10 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернов С.Н. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы В. Н. Латчука (Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2007. - 106, [6] c.).
Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Реализация программы поможет также определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
усвоение и закрепление учащимися знаний:
-
об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
-
о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства,
-
об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,
-
о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,
-
об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,
-
об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,
-
о мерах профилактики наркомании,
-
о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны,
-
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности,
-
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
усвоение учащимися содержания:
-
основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму,
-
нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
усвоение учащимися знаний:
-
о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации,
-
о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,
-
о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации,
-
об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях,
-
о государственных и военных символах Российской Федерации;
-
формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;
развитие у учащихся:
-
личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта,
-
потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
-
потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,
-
физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
-
умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
-
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
-
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
-
умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
-
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
-
умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
-
умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
-
умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
-
умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.
II. Общая характеристика курса
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе.
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» содержания образования включает в себя 3 раздела:
-
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
-
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
-
Основы военной службы
III. Место предмета в учебном плане МБОУ Кордовской СОШ № 14
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 10-м классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 35 ч).
В рабочей программе самостоятельно распределены часы внутри каждого раздела на изучение тем в соответствии со сложностью изучаемого материала. В рабочей программе предусмотрено распределение проверочных и практических работ, которые проводятся в конце изучения каждого из разделов.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, экспресс-контроля, тестов, взаимоконтроля.
Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
-
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
-
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
-
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
-
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
-
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
-
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
-
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
-
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
-
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
-
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
-
умение оказать первую помощь пострадавшим;
-
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
-
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
VI. Содержание учебного предмета, курса
I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
1.1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об обороне", "О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
1.2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий
Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях
Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства защиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.
Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
2.2. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье
Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные последствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту
III. Основы военной службы
3.1. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.
Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
3.2. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.
3.3. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
VII. Содержание тем учебного предмета, курса
Раздел учебного предмета, курса, тема
Количество часов
Текущий и промежуточный контроль
Формы контроля
Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
13
6
7
ЧС природного, техногенного характера (тест)
ЧС криминогенного характера (тест)
Современные средства поражения (тест)
Организация защиты населения (тест)
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
Основы здорового образа жизни
10
3
7
Инфекционные заболевания (тест)
Основы здорового образа жизни (тест)
Основы военной службы
Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества
Боевые традиции Вооруженных сил России Символы воинской чести
11
5
3
3
Вооруженные силы РФ (тест)
Курс ОБЖ, 10 класс
Итоговая контрольная работа
VIII. График контроля знаний учащихся
№ п.п.
Тема
Форма контроля
Дата проведения
1
ЧС природного, техногенного характера
тест
16.09
2
ЧС криминогенного характера
тест
23.09
3
Современные средства поражения
тест
28.10
4
Организация защиты населения
тест
25.11
5
Инфекционные заболевания
тест
30.12
6
Основы здорового образа жизни
тест
24.02
7
Вооруженные силы РФ
тест
07.04
8
Курс ОБЖ, 10 класс
итоговая контрольная работа
19.05
IX. График практических работ
№ п.п.
Тема
Практические работы
Дата проведения
1
Вынужденное автономное существование
Ориентирование на местности
02.09
2
Оповещение и информирование населения в ЧС военного и мирного времени
Отработка навыков поведения учащихся при получении сигнала о ЧС
28.10
3
Средства индивидуальной защиты
Отработка навыков пользования противогазом ГП-5
18.11
X. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока
Раздел, тема урока
Виды деятельности
Календарные сроки
Фактические сроки
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях (13 ч).
1.1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения (6 ч)
1
Вынужденное автономное существование. ПР.
Характеризуют основные опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила поведения в них.
Называют способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях
02.09
2
Правила поведения в условиях ЧС природного, техногенного, социального характера
Характеризуют потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.
09.09
3
Ситуации криминогенного характера
Характеризуют правила поведения в криминогенных ситуациях.
Владеют элементарными способами самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера
16.09
4
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Характеризуют проступки и преступления за которые предусмотрена уголовная ответственность несовершеннолетних и виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
23.09
5
РСЧС, ее структура и задачи
Характеризуют предназначение, структуру и задачи РСЧС.
30.09
6
Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности
Характеризуют основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
07.10
1.2. Граждански оборона - составная часть обороноспособности страны (7 ч)
7
Гражданская оборона, основные поднятия и определения, задачи ГО
Характеризуют предназначение ГО, ее структуру и задачи.
14.10
8
Современные средства поражения
Характеризуют современные средства поражения и их поражающие факторы. Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
21.10
9
Оповещение и информирование населения в ЧС военного и мирного времени. ПР.
Характеризуют способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.
Действовать в чрезвычайных ситуациях
28.10
10
Организация индивидуальной защиты населения от ЧС мирного и военного времени
Характеризуют правила поведения в защитных сооружениях. Действуют в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты.
Называют виды защитных сооружений
11.11
11
Средства индивидуальной защиты. ПР.
Называют основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Владеют навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
18.11
12
Организация проведения аварийно- спасательных работ
Характеризуют организацию проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.
25.11
13
Организация ГО в образовательном учреждении
Характеризуют организацию ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Действуют согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»
02.12
Раздел 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)
2.1. Основы медицинский знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 ч)
14
Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки к военной службе и трудовой деятельности
Характеризуют основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него.
09.12
15
Инфекционные заболевания, их классификация
Называют основные принципы классификации инфекционных заболеваний.
16.12
16
Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Характеризуют основные принципы профилактики инфекционных заболеваний.
23.12
2.2. Основы здорового образа жизни (7 ч)
17
Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье
Характеризуют основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье.
30.12
18
Основные составляющие здорового образа жизни
Характеризуют основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
13.01
19
Биологические ритмы
20.01
20
Влияние биологических ритмов на работоспособность человека
27.01
21
Значение двигательной активности и закаливания организма
Характеризуют факторы, способствующие укреплению здоровья.
03.02
22
Вредные привычки, их влияние на здоровье
Приводят примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье.
10.02
23
Профилактика вредных привычек
Характеризуют меры профилактики вредных привычек.
17.02
Раздел 3. Основы военной службы (11 ч)
3.1. Вооруженные силы Российской Федерация - защитники нашего Отечества (5 ч)
24
История создания ВС России
Характеризуют этапы создания и развития Вооруженных сил России.
Владеют навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
24.02
25
Организационная структура ВС России
Характеризуют организационную структуру ВС РФ.
Владеют навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
03.03
26
Виды ВС, рода войск. История их создания и предназначение
Характеризуют состав и предназначение ВС РФ. Владеют навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе
10.03
27
Функции и основные задачи современных ВС РФ. Реформа ВС
Характеризуют функции и основные задачи современных Вооруженных сил, управление Вооруженными силами; реформу Вооруженных сил. Владеют навыкши осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
17.03
28
Другие войска, их состав и предназначение
Характеризуют состав и предназначение ВС РФ
Умеют оценивать уровень своей подготовленности к военной службе
31.03
3.2. Боевые традиции Вооруженных сил России (3 ч.)
29
Патриотизм и верность воинскому долгу-качества защитника Отечества
Характеризуют требования воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина
07.04
30
Памяти поколений - дни воинской славы России
Характеризуют дни воинской славы и формы увековечивания памяти. Отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.
14.04
31
Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности
Характеризуют дружбу и войсковое товарищество как основу боевой готовности частей и подразделений.
21.04
3.3. Символы воинской чести (3 ч)
32
Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы
Осуществляют осознанное самоопределение по отношению к военной
службе.
Характеризуют символы воинской чести
28.04
33
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
Отстаивают свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.
Характеризуют основные государственные награды
05.05
34
Ритуалы Вооруженных сия Российской Федерации
Характеризовать ритуалы ВС РФ.
Осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе
12.05
35
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса
19.05
XI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2007. - 106, [6] c.;
-
Основы безопасности жизнедеятельности. 10класс. Базовый уровеь : учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский; под ред. В.Н. латчука. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2014. - 255, [1] с.
-
Основы безопасности жизнедеятельности, 10-11кл,: Учебник для общеобразовательных учебных заведений /, И.К. Топоров. - М,: Просвещение, 1996.
-
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; под общ. Ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, - 2003.
-
Начальная военная подготовка: Справ. Пособие. / П.А. Гусак, А.М. Рогачев. - М.: Просвещение, 1987.
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья.: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. / Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова. - М.: Русское слово, 1995.
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья.: Учебное пособие для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ. / Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова. - М.: Русское слово, 1995.
-
Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. Пособие: Для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Академия, 1999.
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 кл.: метод. Пособие / А.Г. Муравьев, А.Н. Перевозчиков, С.П. Данченко и др.; под ред. А.Г. Муравьева. - М.: Дрофа, 2007.
Приложение 1
Итоговая контрольная работа
1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:
1. несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;
2. потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;
3. потеря части продуктов питания, потеря компаса.
2. Готовясь к походу, вам необходимо правильно подобрать одежду. Каким нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать:
1. одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в несколько слоев;
2. одежда должна быть из синтетических материалов;
3. одежда должна быть из однотонного или камуфлированного материала, чистой и сухой.
3. К преступлениям небольшой тяжести относятся:
1. неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает одного года лишения свободы;
2. умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы;
3. умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
4. Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной:
1. обеспечение безопасности;
2. выполнение целей и задач похода;
3. полное прохождение маршрута.
5. В солнечный полдень тень указывает направление на:
1. восток;
2. юг;
3. запад;
4. север,
6. Каким должно быть место разведения костра:
1. место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника;
2. место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега;
3. в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основа¬ние костра на 6 метров.
7. Каким из нижеперечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:
1. идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
2. идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;
3. воспользуетесь попутным транспортом.
8. Как следует себя вести, если есть с собой крупная сумма денег?
1. деньги окружающим надо показывать только при необходимости;
2. не считать деньги на виду у всех;
3. избегать мест большого скопления народа;
4. держаться подальше от рынков и любой толпы;
5. лучше держать деньги в наружных карманах, оттуда их легче достать при совершении покупки.
9.Как необходимо вести себя, если возникла необходимость выйти из дома в тёмное время суток?
1. двигаться по кратчайшему маршруту, чтобы быстрее преодолеть плохо освещённые и малолюдные места;
2. стараться избегать малолюдных и плохо освещённых мест;
3. на улицах держаться подальше от стен домов и подворотен;
4. держаться поближе к стенам домов.
10. Как следует отнестись к предложению незнакомого водителя подвести на машине?
1. согласиться и сесть в машину;
2. посоветоваться с друзьями;
3. согласиться, если водитель внушает доверие;
4. не принимать предложение.
11.Как следует вести себя, если показалось, что кто-то преследует?
1. остановиться и выяснить, что надо преследователю;
2. следует менять темп ходьбы;
3. перейти несколько раз на противоположную сторону улицы;
4. бежать к освещённому месту или к людям, которые могут помочь.
12. Где лучше занять место, зайдя в кафе или ресторан?
1. подальше от выхода, спиной к стене;
2. поближе к выходу, спиной к стене;
3. рядом со стойкой;
4. подальше от стойки;
5. в слабо освещённом углу, чтобы не заметили.
13.Как поступить, если необходимо поменять валюту?
1. менять валюту в любом месте по наиболее выгодному курсу;
2. менять валюту только в специально предназначенных для этого местах;
3. действовать по обстоятельствам;
4. посоветоваться с прохожими;
14. Как следует поступить, если предлагают принять участие в азартных играх?
1. согласиться, чтобы увеличить свой капитал;
2. посоветоваться с друзьями;
3. подумать и , если предлагающие вызывают доверие, рискнуть;
4. не следует принимать приглашение.
15. Как необходимо действовать, если подошёл к остановке пустой автобус (троллейбус, трамвай)?
1. не следует садиться;
2. следует сесть на заднее сидение;
3. следует сесть, где понравиться;
4. следует сесть поближе к водителю.
16. Где следует находиться в автобусе, если в нем нет свободных сидячих мест?
1. рядом с подножкой;
2. в проходе у выхода;
3. в центральном проходе;
4. там, где есть место;
17. Как необходимо обходить стоящий трамвай?
1. как удобно пешеходу;
2. сзади, как и автобус;
3. спереди;
4. как большинство других пешеходов;
5. сзади и спереди.
18. Как следует поступить, если посторонние люди предлагают выпить алкогольные напитки, пиво, лимонад?
1. поблагодарить и выпить,
2. поблагодарить и отказаться;
3. посоветоваться с родственниками;
4. выпить, если предлагающие внушают доверие.
19. Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним доходит незнакомец?
1. не следует обращать на постороннего внимания;
2. пропустить незнакомца вперёд;
3. под любым предлогом задержаться у подъезда;
4. войдя в подъезд побежать наверх.
20. Что необходимо принять человеку, если он всё-таки вошёл в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение?
1. не следует ничего предпринимать, вести себя как обычно;
2. заговорить с незнакомцем;
3. нажать кнопки «диспетчер» и «стоп», завязать разговор с диспетчером и ехать на свой этаж;
4. постоянно наблюдать за действиями незнакомца.
21. РСЧС создана с целью:
1. прогнозирования ЧС на территории РФ и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
2. объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3. первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.
22. Ядерное оружие - это:
1. высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);
2. оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
3. оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.
23. От каких поражающих факторов оружия массового поражения защищает убежище:
1. от всех поражающих факторов ядерного взрыва;
2. от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;
3. от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;
4. от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.
24. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается:
1. с началом объявления о мобилизации взрослого населения;
2. с момента объявления или введения Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;
3. с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
25. Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
1. ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс;
2. избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра, изменение состава атмосферного воздуха;
3. резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.
26. Бактериологическое оружие - это:
1. специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельско-хозяйственных культур;
2. специальное оружие, применяемое для массового поражения сельскохозяйственных животных и источников воды;
в) оружие массового поражения людей на определенной территории.
27. В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды? Выберите правильный ответ:
1. начальный период, период инфицирования, опасный период, пассивный период, заключительный период;
2. пред инкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период, выздоровление;
3. скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление.
28. Причинами переутомления являются:
1. продолжительный сон и продолжительный активный отдых;
2. неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка;
3. позднее пробуждение после сна, отказ от завтраков и прогулок.
29. Пассивный курильщик - это человек:
1. находящийся в одном помещении с курильщиком;
2. выкуривающий до двух сигарет в день;
3. выкуривающий одну сигарету натощак.
30. Признаками алкогольного отравления являются:
1. головокружение, тошнота и рвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального давления, возбуждение или депрессивное состояние;
2. пожелтение кожи, ухудшение слуха, отсутствие реакции зрачков на свет, улучшение аппетита, сни¬жение иммунитета;
3. отсутствие речи, повышение температуры тела и артериального давления.
31. Какие известны факторы воздействия (риска) на здоровье человека?
1. гомеопатические;
2. физические;
3. химические и биологические;
4. социальные и психические.
32. Какие известны виды микроорганизмов, влияющих на организм человека?
1. сапрофиты;
2. спорофиты;
3. условно патогенные;
4. болезнетворные (патогенные);
5. безусловно патогенные.
33. Каковы внешние признаки большинства инфекционных заболеваний?
1. снижение температуры тела;
2. подъём температуры тела;
3. озноб, разбитость во всём теле;
4. головная боль.
34. Какими путями обычно передаются инфекции?
1. фекально-оральным;
2. фекально-капельным;
3. воздушно-капельным и жидкостным;
4. контактным или контактно-бытовым путём, а также переносчиками зоонозных инфекций.
35. Дополните предложение.
Иммунитет с биологической точки зрения-это…
1. основа хорошего здоровья каждого человека;
2. способ защиты внешнего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;
3. способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;
4. способы защиты организма от живых существ и вредных веществ.
36. Дополните предложение.
Здоровый образ жизни-это…
1. способ существования разумных существ;
2. государственная политика, направленная на формирование у людей правильного поведения;
3. индивидуальная система поведения человека , направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
37. Перечислите основные составляющие тренированности организма человека?
1. сердечно-дыхательная выносливость;
2. сердечная сила и дыхательная выносливость;
3. мышечная сила и выносливость;
4. скоростные качества и гибкость.
38. Каковы основные признаки отравления человека никотином?
1. покраснение лица, повышение температуры тела;
2. кашель, тошнота;
3. головокружение;
4. горечь во рту.
49. На какие железы внутренней секреции алкоголь оказывает наиболее сильное отрицательное воздействие?
1. на щитовидную;
2. на слюнные и лимфатические;
3. на поджелудочную;
4. на половую.
50. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при алкогольном отравлении?
1. положить на живот горячую грелку;
2. уложить набок и очистить дыхательные пути, а также промыть желудок;
3. положить на голову холодный компресс и вызвать «скорую помощь;
4. дать понюхать вотку, смоченную нашатырным спиртом;
51. В чём заключается помощь пострадавшему при наркотическом отравлении?
1. уложить пострадавшего на спину;
2. очистить дыхательные пути пострадавшего;
3. уложить пострадавшего на бок или живот;
4. дать понюхать пострадавшему ватку, смоченную в нашатырном спирте и вызвать «скорую помощь»;
52. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при отравлении лекарственными препаратами?
1. дать обезболивающие средство;
2. вызвать «скорую помощь»;
3. промыть пострадавшему желудок;
4. дать пострадавшему крепкого чая (кофе) и чёрных сухарей.
53. К видам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:
1. ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот;
2. сухопутные войска, воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска;
3. ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска.
54. Воздушно-десантные войска - это:
1. вид вооруженных сил, предназначенный для боевых действий в тылу противника;
2. род войска, предназначенный для боевых действий в тылу противника;
3. вид войск, обеспечивающий выполнение боевых задач на территории, занятой противником, с приме¬нением специальной военной техники.
55. Военно-Морской Флот - это:
1. вид вооруженных сил, который предназначен для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил;
2. род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач по разгрому военно-морских сил противника;
3. вид войск, обеспечивающий решение стратегических и локальных боевых задач с применением специальной военной техники и вооружения.
56. Дополните предложение.
Боевые традиции-это…
1. система межличностных отношений в воинских коллективах;
2. народные обычаи, перенесённые в сферу военных отношений;
3. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и населением воинской службы;
4. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение уставные и неуставные взаимоотношения.
57. Что характерно для любого воинского коллектива?
1. автономия, означающая определённую самостоятельность и проявляющаяся в выполнении функций, свойственных только этому коллективу;
2. способность сохранять структуру и функции;
3. минимальная численность и состав, позволяющие выполнять возложенные на коллектив функции;
4. оптимальная численность и состав, позволяющие полностью выполнять возложенные на коллектив функции с минимальными затратами труда и средств;
5. способность быстро изменять организационную структуру.
58. Дополни предложение.
Ордена-это…
1. почётные ведомственные награды за успехи в различной деятельности;
2. наградные государственные знаки за успехи на производстве;
3. почётные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги.
4. почётные награды министра обороны РФ за безупречное служение Родине.
59. Какие государственные награды России и бывшего СССР сохранены в системе госнаград Российской Федерации?
1. орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский крест;
2. орден «За заслуги перед Отечеством»;
3. военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова;
4. орден и медаль « За заслуги перед отечеством».
60. На какие виды условно можно подразделить воинские ритуалы?
1. парадной деятельности;
2. боевой деятельности;
3. учебно-боевой деятельности;
4. повседневной деятельности;
5. гарнизонной и караульной служб;
6. боевой учёбы.