Рабочая программа по ОБЖ, 10 класс

  Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы В. Н. Латчука (Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – 2-е  изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 106, [6] c.).   Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает­ся в 10-м классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 35 ч).   Промежуточная аттестация проводится в форме письменных р...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы В. Н. Латчука (Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2007. - 106, [6] c.).

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопас­ности жизнедеятельности. Реализация программы поможет также определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможнос­тей и потребностей.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 клас­се направлено на достижение следующих целей:

усвоение и закрепление учащимися знаний:


  • об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техно­генного и социального характера,

  • о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятель­ности личности, общества и государства,

  • об угрозе национальной безопасности России междуна­родного терроризма и наркобизнеса,

  • о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,

  • об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,

  • об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе терро­ристического акта,

  • о мерах профилактики наркомании,

  • о роли здорового образа жизни для обеспечения демогра­фической безопасности страны,

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности,

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

усвоение учащимися содержания:


  • основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и проти­водействия терроризму,

  • нормативно-правовых актов Российской Федерации, опре­деляющих порядок подготовки граждан к военной службе в со­временных условиях и меры противодействия терроризму;

усвоение учащимися знаний:


  • о предназначении, основных функциях и задачах Воору­женных Сил Российской Федерации,

  • о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,

  • о руководстве и управлении Вооруженными Силами Рос­сийской Федерации,

  • об участии Вооруженных Сил России в контртеррористи­ческих операциях,

  • о государственных и военных символах Российской Феде­рации;

  • формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуще­ствить выбор профессиональной деятельности, связанной с обес­печением защиты жизненно важных интересов личности, общест­ва и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе соз­нательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;

развитие у учащихся:


  • личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера, в том чис­ле при угрозе террористического акта,

  • потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,

  • потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,

  • физических и морально-психологических качеств, необхо­димых для выполнения гражданином обязанностей в профессио­нальной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохожде­нии военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области бе­зопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:


  • умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедея­тельности;

  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техно­генного и социального характера);

  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;

  • умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизне­деятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и са­мообучения;

  • умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в усло­виях чрезвычайных ситуаций;

  • умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различ­ного типа;

  • умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федера­ции в обеспечении национальной безопасности России, в том чис­ле и по вооруженной защите Российской Федерации;

  • умение формировать ключевые компетенции в осуществле­нии осознанного выбора своей будущей профессиональной дея­тельности, связанной с защитой жизненно важных интересов лич­ности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.

II. Общая характеристика курса

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятель­ности» в 10 классе реализует ком­плексный подход к формированию у учащихся современ­ного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе.

Структура предмета «Основы безопасности жизнедея­тельности» содержания обра­зования включает в себя 3 раз­дела:

  1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

  2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

  3. Основы военной службы

III. Место предмета в учебном плане МБОУ Кордовской СОШ № 14

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает­ся в 10-м классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 35 ч).

В рабочей программе самостоятельно распределены часы внутри каждого раздела на изучение тем в соответствии со сложностью изучаемого материала. В рабочей программе предусмотрено распределение проверочных и практических работ, которые проводятся в конце изучения каждого из разделов.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, экспресс-контроля, тестов, взаимоконтроля.

Кроме того, после окончания занятий в 10 классе пред­усмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:


  • усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального российского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:


  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:


  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористическо­го акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни; владе­нию навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.

VI. Содержание учебного предмета, курса

I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

1.1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

Разбор наиболее возможных причин попадания человека в усло­вия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопас­ному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.

Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной кри­миногенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведе­ние в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое наруше­ние общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местно­сти и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. От­работка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из воз­можных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защит­ных сооружениях, эвакуация и др.)

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрез­вычайных ситуаций.

Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об оборо­не", "О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязан­ности граждан.

1.2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению за­щиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий

Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управ­ления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по за­щите населения.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, класси­фикация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства пораже­ния, их поражающие факторы

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее со­держание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства за­щиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.

Отработать порядок получения и пользования средствами индиви­дуальной защиты.

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначе­ние План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

2.1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общест­венное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укре­пления здоровья - социальная потребность общества.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфиче­ской профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Про­филактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

2.2. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значе­ние для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного раз­вития человека, его физических и духовных качеств.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятель­ности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культу­рой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закали­вающих процедур.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и соци­альные последствия вредных привычек.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье

Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные по­следствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

III. Основы военной службы

3.1. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная ре­форма Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопут­ные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, со­ставляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Ре­форма Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внут­ренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные вой­ска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

3.2. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные состав­ляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинст­вом выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых услови­ях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.

3.3. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов воен­нослужащих, уволенных в запас или отставку.

VII. Содержание тем учебного предмета, курса

Раздел учебного предмета, курса, тема

Количество часов

Текущий и промежуточный контроль

Формы контроля

Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

13

6

7

ЧС природного, техногенного характера (тест)

ЧС криминогенного характера (тест)

Современные средства поражения (тест)

Организация защиты населения (тест)

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Основы здорового образа жизни

10

3

7

Инфекционные заболевания (тест)

Основы здорового образа жизни (тест)

Основы военной службы

Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества

Боевые традиции Вооруженных сил России Символы воинской чести

11

5

3

3

Вооруженные силы РФ (тест)

Курс ОБЖ, 10 класс

Итоговая контрольная работа

VIII. График контроля знаний учащихся

№ п.п.

Тема

Форма контроля

Дата проведения

1

ЧС природного, техногенного характера

тест

16.09

2

ЧС криминогенного характера

тест

23.09

3

Современные средства поражения

тест

28.10

4

Организация защиты населения

тест

25.11

5

Инфекционные заболевания

тест

30.12

6

Основы здорового образа жизни

тест

24.02

7

Вооруженные силы РФ

тест

07.04

8

Курс ОБЖ, 10 класс

итоговая контрольная работа

19.05

IX. График практических работ

№ п.п.

Тема

Практические работы

Дата проведения

1

Вынужденное авто­номное существо­вание

Ориен­тирование на мест­ности

02.09

2

Оповещение и информи­рование населения в ЧС военного и мир­ного времени

Отработка навыков поведения учащихся при полу­чении сигнала о ЧС

28.10

3

Средства индивиду­альной за­щиты

Отработка навыков пользования противо­газом ГП-5

18.11






X. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока

Раздел, тема урока

Виды деятельности

Календарные сроки

Фактические сроки

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях (13 ч).

1.1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения (6 ч)

1

Вынужденное авто­номное существо­вание. ПР.

Характеризуют основные опас­ные ситуации, возникаю­щие в повседневной жизни, и правила поведения в них.

Называют способы ориентирования на местно­сти, подачи сигналов бед­ствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях

02.09

2

Правила поведения в условиях ЧС природного, техно­генного, социального характера

Характеризуют потенциальные опасности природного, техногенного и социально­го происхождения, харак­терные для региона прожи­вания; правила безопасного поведения в условиях чрез­вычайных ситуаций.

09.09

3

Ситуации криминогенного характера

Характеризуют правила поведения в криминогенных ситуациях.

Владеют элемен­тарными способами самозащи­ты, применяемые в кон­кретной ситуации крими­ногенного характера

16.09

4

Уголовная ответствен­ность несо­вершенно­летних

Характеризуют проступки и преступления за которые предусмотрена уголовная ответ­ственность несовершенно­летних и виды наказаний, назначаемых несовершен­нолетним.

23.09

5

РСЧС, ее структура и задачи

Характеризуют предназначение, структуру и задачи РСЧС.

30.09

6

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспе­чению безопасности

Характеризуют основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

07.10

1.2. Граждански оборона - составная часть обороноспособности страны (7 ч)

7

Гражданская оборона, основные под­нятия и определения, задачи ГО

Характеризуют предназначение ГО, ее структуру и задачи.

14.10

8

Современ­ные средст­ва поражения

Характеризуют современные средства поражения и их поражаю­щие факторы. Предвидеть потен­циальные опасности и пра­вильно действовать в слу­чае их наступления

21.10

9

Оповещение и информи­рование населения в ЧС военного и мир­ного времени. ПР.

Характеризуют способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Действовать в чрез­вычайных ситуациях

28.10

10

Организа­ция индиви­дуальной защиты насе­ления от ЧС мирного и военного времени

Характеризуют правила поведения в защитных сооружениях. Действуют в чрез­вычайных ситуациях; исполь­зовать средства коллективной защиты.

Называют виды защитных сооружений

11.11

11

Средства индивиду­альной за­щиты. ПР.

Называют основные сред­ства индивидуальной защи­ты органов дыхания и кожи, медицинские средства за­щиты и профилактики. Владеют навыками пользования средствами индиви­дуальной защиты (проти­вогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

18.11

12

Организация проведения аварийно- спасательных работ

Характеризуют организацию про­ведения аварийно-спаса­тельных работ в зонах ЧС.

25.11

13

Организация ГО в образова­тельном учреждении

Характеризуют организацию ГО в общеобразовательном учреждении; правила пове­дения учащихся при полу­чении сигнала о ЧС. Действуют соглас­но установленному поряд­ку по сигналу «Внимание всем!»

02.12

Раздел 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

2.1. Основы медицинский знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 ч)

14

Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки к военной службе и трудовой деятельности

Характеризуют основные определе­ния понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него.

09.12

15

Инфекци­онные забо­левания, их классифи­кация

Называют основные прин­ципы классификации ин­фекционных заболеваний.

16.12

16

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Характеризуют основные прин­ципы профилактики ин­фекционных заболеваний.

23.12

2.2. Основы здорового образа жизни (7 ч)

17

Здоровый образ жизни. Факто­ры, влияю­щие на здо­ровье

Характеризуют основное определе­ние понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье.

30.12

18

Основные составляющие здоро­вого образа жизни

Характеризуют основные составля­ющие здорового образа жиз­ни и их влияние на без­опасность жизнедеятель­ности личности.

13.01

19

Биологиче­ские ритмы

20.01

20

Влияние биологиче­ских ритмов на работо­способность человека

27.01

21

Значение двигатель­ной актив­ности и закаливания организма

Характеризуют факторы, способ­ствующие укреплению здоровья.

03.02

22

Вредные привычки, их влияние на здоровье

Приводят примеры вред­ных привычек, факторов, разрушающих здоровье.

10.02

23

Профи­лактика вредных привычек

Характеризуют меры профилактики вредных привычек.

17.02

Раздел 3. Основы военной службы (11 ч)

3.1. Вооруженные силы Российской Федерация - защитники нашего Отечества (5 ч)

24

История создания ВС России

Характеризуют этапы создания и развития Вооруженных сил России.

Владеют навыками осуще­ствления осознанного самоопределения по отноше­нию к военной службе

24.02

25

Организационная струк­тура ВС России

Характеризуют организационную струк­туру ВС РФ.

Владеют навыками осуще­ствления осознанного са­моопределения по отноше­нию к военной службе

03.03

26

Виды ВС, рода войск. История их создания и предназна­чение

Характеризуют состав и предназна­чение ВС РФ. Владеют навыками оценки уровня своей подготовлен­ности к военной службе

10.03

27

Функции и основные задачи со­временных ВС РФ. Рефор­ма ВС

Характеризуют функции и основные задачи совре­менных Вооруженных сил, управление Вооружен­ными силами; реформу Вооруженных сил. Владеют навыкши осуще­ствления осознанного са­моопределения по отношению к военной службе

17.03

28

Другие войска, их состав и предназна­чение

Характеризуют состав и предназна­чение ВС РФ

Умеют оценивать уровень своей подготовленности к военной службе

31.03

3.2. Боевые традиции Вооруженных сил России (3 ч.)

29

Патриотизм и верность воинскому долгу-качества защитника Отечества

Характеризуют требования воин­ской деятельности, предъ­являемых к моральным, индивидуально-психологи­ческим и профессиональ­ным качествам гражданина

07.04

30

Памяти поколений - дни воин­ской славы России

Характеризуют дни воинской славы и формы увекове­чивания памяти. Отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои миро­воззренческие взгляды.

14.04

31

Дружба, вой­сковое това­рищество - основа бое­вой готовно­сти

Характеризуют дружбу и войсковое товарищество как основу боевой готовности частей и подразделений.

21.04

3.3. Символы воинской чести (3 ч)

32

Боевое знамя воинской части - сим­вол воинской чести, добле­сти и славы

Осуществляют осоз­нанное самоопределение по отношению к военной

службе.

Характеризуют символы воинской чести

28.04

33

Ордена - почетные на­грады за воинские отличия и заслуги в бою и во­енной службе

Отстаивают свою гражданскую позицию, формировать свои мировоз­зренческие взгляды.

Характеризуют основные государственные награды

05.05

34

Ритуалы Вооружен­ных сия Российской Федерации

Характеризовать ритуалы ВС РФ.

Осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе

12.05

35

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

19.05



XI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2007. - 106, [6] c.;

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 10класс. Базовый уровеь : учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский; под ред. В.Н. латчука. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2014. - 255, [1] с.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности, 10-11кл,: Учебник для общеобразовательных учебных заведений /, И.К. Топоров. - М,: Просвещение, 1996.

  4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; под общ. Ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, - 2003.

  5. Начальная военная подготовка: Справ. Пособие. / П.А. Гусак, А.М. Рогачев. - М.: Просвещение, 1987.

  6. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья.: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. / Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова. - М.: Русское слово, 1995.

  7. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья.: Учебное пособие для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ. / Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова. - М.: Русское слово, 1995.

  8. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. Пособие: Для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Академия, 1999.

  9. Основы безопасности жизнедеятельности. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 кл.: метод. Пособие / А.Г. Муравьев, А.Н. Перевозчиков, С.П. Данченко и др.; под ред. А.Г. Муравьева. - М.: Дрофа, 2007.

Приложение 1

Итоговая контрольная работа

1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

1. несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;

2. потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;

3. потеря части продуктов питания, потеря компаса.

2. Готовясь к походу, вам необходимо правильно подобрать одежду. Каким нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать:

1. одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в несколько слоев;

2. одежда должна быть из синтетических материалов;

3. одежда должна быть из однотонного или камуфлированного материала, чистой и сухой.

3. К преступлениям небольшой тяжести относятся:

1. неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает одного года лишения свободы;

2. умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы;

3. умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

4. Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной:

1. обеспечение безопасности;

2. выполнение целей и задач похода;

3. полное прохождение маршрута.

5. В солнечный полдень тень указывает направление на:

1. восток;

2. юг;

3. запад;

4. север,

6. Каким должно быть место разведения костра:

1. место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника;

2. место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега;

3. в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основа¬ние костра на 6 метров.

7. Каким из нижеперечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

1. идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;

2. идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;

3. воспользуетесь попутным транспортом.

8. Как следует себя вести, если есть с собой крупная сумма денег?

1. деньги окружающим надо показывать только при необходимости;

2. не считать деньги на виду у всех;

3. избегать мест большого скопления народа;

4. держаться подальше от рынков и любой толпы;

5. лучше держать деньги в наружных карманах, оттуда их легче достать при совершении покупки.

9.Как необходимо вести себя, если возникла необходимость выйти из дома в тёмное время суток?

1. двигаться по кратчайшему маршруту, чтобы быстрее преодолеть плохо освещённые и малолюдные места;

2. стараться избегать малолюдных и плохо освещённых мест;

3. на улицах держаться подальше от стен домов и подворотен;

4. держаться поближе к стенам домов.

10. Как следует отнестись к предложению незнакомого водителя подвести на машине?

1. согласиться и сесть в машину;

2. посоветоваться с друзьями;

3. согласиться, если водитель внушает доверие;

4. не принимать предложение.

11.Как следует вести себя, если показалось, что кто-то преследует?

1. остановиться и выяснить, что надо преследователю;

2. следует менять темп ходьбы;

3. перейти несколько раз на противоположную сторону улицы;

4. бежать к освещённому месту или к людям, которые могут помочь.

12. Где лучше занять место, зайдя в кафе или ресторан?

1. подальше от выхода, спиной к стене;

2. поближе к выходу, спиной к стене;

3. рядом со стойкой;

4. подальше от стойки;

5. в слабо освещённом углу, чтобы не заметили.

13.Как поступить, если необходимо поменять валюту?

1. менять валюту в любом месте по наиболее выгодному курсу;

2. менять валюту только в специально предназначенных для этого местах;

3. действовать по обстоятельствам;

4. посоветоваться с прохожими;

14. Как следует поступить, если предлагают принять участие в азартных играх?

1. согласиться, чтобы увеличить свой капитал;

2. посоветоваться с друзьями;

3. подумать и , если предлагающие вызывают доверие, рискнуть;

4. не следует принимать приглашение.

15. Как необходимо действовать, если подошёл к остановке пустой автобус (троллейбус, трамвай)?

1. не следует садиться;

2. следует сесть на заднее сидение;

3. следует сесть, где понравиться;

4. следует сесть поближе к водителю.

16. Где следует находиться в автобусе, если в нем нет свободных сидячих мест?

1. рядом с подножкой;

2. в проходе у выхода;

3. в центральном проходе;

4. там, где есть место;

17. Как необходимо обходить стоящий трамвай?

1. как удобно пешеходу;

2. сзади, как и автобус;

3. спереди;

4. как большинство других пешеходов;

5. сзади и спереди.

18. Как следует поступить, если посторонние люди предлагают выпить алкогольные напитки, пиво, лимонад?

1. поблагодарить и выпить,

2. поблагодарить и отказаться;

3. посоветоваться с родственниками;

4. выпить, если предлагающие внушают доверие.

19. Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним доходит незнакомец?

1. не следует обращать на постороннего внимания;

2. пропустить незнакомца вперёд;

3. под любым предлогом задержаться у подъезда;

4. войдя в подъезд побежать наверх.

20. Что необходимо принять человеку, если он всё-таки вошёл в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение?

1. не следует ничего предпринимать, вести себя как обычно;

2. заговорить с незнакомцем;

3. нажать кнопки «диспетчер» и «стоп», завязать разговор с диспетчером и ехать на свой этаж;

4. постоянно наблюдать за действиями незнакомца.

21. РСЧС создана с целью:

1. прогнозирования ЧС на территории РФ и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

2. объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

3. первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

22. Ядерное оружие - это:

1. высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);

2. оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;

3. оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.

23. От каких поражающих факторов оружия массового поражения защищает убежище:

1. от всех поражающих факторов ядерного взрыва;

2. от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;

3. от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;

4. от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.

24. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается:

1. с началом объявления о мобилизации взрослого населения;

2. с момента объявления или введения Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

3. с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

25. Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

1. ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс;

2. избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра, изменение состава атмосферного воздуха;

3. резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.

26. Бактериологическое оружие - это:

1. специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельско-хозяйственных культур;

2. специальное оружие, применяемое для массового поражения сельскохозяйственных животных и источников воды;

в) оружие массового поражения людей на определенной территории.

27. В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды? Выберите правильный ответ:

1. начальный период, период инфицирования, опасный период, пассивный период, заключительный период;

2. пред инкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период, выздоровление;

3. скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление.

28. Причинами переутомления являются:

1. продолжительный сон и продолжительный активный отдых;

2. неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка;

3. позднее пробуждение после сна, отказ от завтраков и прогулок.

29. Пассивный курильщик - это человек:

1. находящийся в одном помещении с курильщиком;

2. выкуривающий до двух сигарет в день;

3. выкуривающий одну сигарету натощак.

30. Признаками алкогольного отравления являются:

1. головокружение, тошнота и рвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального давления, возбуждение или депрессивное состояние;

2. пожелтение кожи, ухудшение слуха, отсутствие реакции зрачков на свет, улучшение аппетита, сни¬жение иммунитета;

3. отсутствие речи, повышение температуры тела и артериального давления.

31. Какие известны факторы воздействия (риска) на здоровье человека?

1. гомеопатические;

2. физические;

3. химические и биологические;

4. социальные и психические.

32. Какие известны виды микроорганизмов, влияющих на организм человека?

1. сапрофиты;

2. спорофиты;

3. условно патогенные;

4. болезнетворные (патогенные);

5. безусловно патогенные.

33. Каковы внешние признаки большинства инфекционных заболеваний?

1. снижение температуры тела;

2. подъём температуры тела;

3. озноб, разбитость во всём теле;

4. головная боль.

34. Какими путями обычно передаются инфекции?

1. фекально-оральным;

2. фекально-капельным;

3. воздушно-капельным и жидкостным;

4. контактным или контактно-бытовым путём, а также переносчиками зоонозных инфекций.

35. Дополните предложение.

Иммунитет с биологической точки зрения-это…

1. основа хорошего здоровья каждого человека;

2. способ защиты внешнего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;

3. способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;

4. способы защиты организма от живых существ и вредных веществ.

36. Дополните предложение.

Здоровый образ жизни-это…

1. способ существования разумных существ;

2. государственная политика, направленная на формирование у людей правильного поведения;

3. индивидуальная система поведения человека , направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

37. Перечислите основные составляющие тренированности организма человека?

1. сердечно-дыхательная выносливость;

2. сердечная сила и дыхательная выносливость;

3. мышечная сила и выносливость;

4. скоростные качества и гибкость.

38. Каковы основные признаки отравления человека никотином?

1. покраснение лица, повышение температуры тела;

2. кашель, тошнота;

3. головокружение;

4. горечь во рту.

49. На какие железы внутренней секреции алкоголь оказывает наиболее сильное отрицательное воздействие?

1. на щитовидную;

2. на слюнные и лимфатические;

3. на поджелудочную;

4. на половую.

50. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при алкогольном отравлении?

1. положить на живот горячую грелку;

2. уложить набок и очистить дыхательные пути, а также промыть желудок;

3. положить на голову холодный компресс и вызвать «скорую помощь;

4. дать понюхать вотку, смоченную нашатырным спиртом;

51. В чём заключается помощь пострадавшему при наркотическом отравлении?

1. уложить пострадавшего на спину;

2. очистить дыхательные пути пострадавшего;

3. уложить пострадавшего на бок или живот;

4. дать понюхать пострадавшему ватку, смоченную в нашатырном спирте и вызвать «скорую помощь»;

52. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при отравлении лекарственными препаратами?

1. дать обезболивающие средство;

2. вызвать «скорую помощь»;

3. промыть пострадавшему желудок;

4. дать пострадавшему крепкого чая (кофе) и чёрных сухарей.

53. К видам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:

1. ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот;

2. сухопутные войска, воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска;

3. ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска.

54. Воздушно-десантные войска - это:

1. вид вооруженных сил, предназначенный для боевых действий в тылу противника;

2. род войска, предназначенный для боевых действий в тылу противника;

3. вид войск, обеспечивающий выполнение боевых задач на территории, занятой противником, с приме¬нением специальной военной техники.

55. Военно-Морской Флот - это:

1. вид вооруженных сил, который предназначен для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил;

2. род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач по разгрому военно-морских сил противника;

3. вид войск, обеспечивающий решение стратеги­ческих и локальных боевых задач с применением спе­циальной военной техники и вооружения.

56. Дополните предложение.

Боевые традиции-это…

1. система межличностных отношений в воинских коллективах;

2. народные обычаи, перенесённые в сферу военных отношений;

3. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и населением воинской службы;

4. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение уставные и неуставные взаимоотношения.

57. Что характерно для любого воинского коллектива?

1. автономия, означающая определённую самостоятельность и проявляющаяся в выполнении функций, свойственных только этому коллективу;

2. способность сохранять структуру и функции;

3. минимальная численность и состав, позволяющие выполнять возложенные на коллектив функции;

4. оптимальная численность и состав, позволяющие полностью выполнять возложенные на коллектив функции с минимальными затратами труда и средств;

5. способность быстро изменять организационную структуру.

58. Дополни предложение.

Ордена-это…

1. почётные ведомственные награды за успехи в различной деятельности;

2. наградные государственные знаки за успехи на производстве;

3. почётные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги.

4. почётные награды министра обороны РФ за безупречное служение Родине.

59. Какие государственные награды России и бывшего СССР сохранены в системе госнаград Российской Федерации?

1. орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский крест;

2. орден «За заслуги перед Отечеством»;

3. военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова;

4. орден и медаль « За заслуги перед отечеством».

60. На какие виды условно можно подразделить воинские ритуалы?

1. парадной деятельности;

2. боевой деятельности;

3. учебно-боевой деятельности;

4. повседневной деятельности;

5. гарнизонной и караульной служб;

6. боевой учёбы.

© 2010-2022