План-конспект урока ОБЖ, 10 класс по теме: «Химическое оружие»

Урок ОБЖ в 10 классе по теме: «Химическое оружие»- это 8 урок раздела«Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»Тема: «Химическое оружие»Цели: выяснить поражающие свойства боевых отравляющих веществ,классификацию ОВ, способы защиты, развивать мыслительную деятельность, умения работать со схемами; воспитывать патриотизм.Тип урока: комбинированныйМетод: объяснительно-иллюстрированный.Учебные вопросы. Понятие о химическом оружии и отравляющих веществах. Очаг химического поражения. Кла...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект

урока ОБЖ , 10 класс.


I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Тема: Химическое оружие

Цель: Знать поражающие свойства боевых отравляющих веществ,

классификацию ОВ, способы защиты.

Метод: объяснительно-иллюстрированный.

Время: 40 минут

Учебные вопросы.

  1. Понятие о химическом оружии и отравляющих веществах.

  2. Очаг химического поражения.

  3. Классификация ОВ по предназначению и воздействию на организм.

  4. Способы защиты от ОВ.


Основная часть урока 25 минут. Изложение новой темы

Заключительная часть урока 15 минут. Решение карточек (опрос) по ранее изученной теме.

Закрепление изученной темы, домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2. Новая тема.1-й учебный вопрос 10 минут.


На протяжении всей истории войн применяли или пытались применить различные ядовитые вещества. В древнем Китае для поражения противника использовалась обыкновенная известь. Распыляясь, известь поражала глаза, а соединясь с водой, выделяла ядовитый газ. В древних войнах использовались и другие вредные для здоровья вещества: различные смолы, растительные яды, сернистый мышьяк. Одни вызывали раздражение глаз и кожи, другие - паралич органов дыхания или сердечно-сосудистой системы.

В ходе 1-й мировой войны 1915 году в районе реки Ипр (Бельгия) немецкие войска применили против противника ядовитый газ, получивший впоследствии название иприт.

Находясь в траншеях, солдаты и офицеры задыхались: газ обжигал органы дыхания, вызывал мучительный кашель, удушье. В конечном итоге более 15 тыс. французских солдат получили тяжёлые отравления, около 5 тыс. из них погибли.

В последнее столетие внимание военных привлекали различные психостимулирующие растения, индийская конопля, марихуана и другие. Их применение вызывало тяжёлые психические расстройства и даже смерть. Это послужило основой для разработки новых видов отравляющих веществ, способных стать ОМП.


Химическим оружием называют такие средства боевого применения, поражающие

свойства, которых основаны на токсическом воздействии отравляющих веществ на

организм человека, животных и растений.


Отравляющими веществами (ОВ) называют такие токсичные химические соединения, которые применяют в целях поражения людей, животных и растений на больших площадях, проникают в различные сооружения, заражают местность и водоёмы.


Химические соединения, применяемые для уничтожения растительности

называют - фитотоксикантами.

В качестве фитотоксикантов армия США 1961-65 гг. во Вьетнаме применяли:

  • гербициды (средство борьбы с сорняками)

  • дефиоланты ( вещества, вызывающие опадание листьев с дерева)

Фитотоксиканты обладают общеядовитым действием, опасны для человека, заражают растительность и местность на длительное время.


Главными компонентами химического оружия являются отравляющие вещества, которыми снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины.

В момент применения ОВ могут находится в парообразном (газообразном), аэрозольном (дым, туман, морось) или капельно-жидком состояниях. Они поражают людей через органы дыхания, слизистые оболочки и кожные покровы, а при употреблении заражённых пищи и воды через желудочно-кишечный тракт.

На протяжении десятилетий неоднократно предпринимались попытки запретить применение химического оружия. На это были направлены ряд международных конвенций и договоров.

В январе 1993 года в Париже заключена Международная конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения.

По официальным данным Министерства обороны РФ, на территории России хранится около 40 тыс. тонн боевых ОВ, такого количества хватит для того, чтобы убить всё живое на планете Земля.


2-й учебный вопрос. 3 минуты.

Территория, в пределах которой в результате воздействия ОВ произошли массовые поражения людей, животных и растений называют очагом химического поражения (ОХП)

Размеры очага зависят от типа ОВ, масштаба и способа его применения, метеоусловий, рельефа местности. В лесах, парках, оврагах на узких улицах ОВ сохраняются дольше, чем на открытой местности.

ОХП и территория, над которой распространилось облако зараженного воздуха

в поражающих концентрациях, называют зоной химического заражения.


3-й учебный вопрос. 12 минут

По воздействию на организм человека ОВ делятся:

Нервно-паралитического действия

Кожно-нарывного действия

Удушающего действия

Общеядовитого действия

Раздражающего действия

Психо-химического действия



Классификация боевых отравляющих веществ

Нервно-паралитического действия

зарин, заман,VX (Ви-икс)

Кожно-нарывного действия

иприт

Общеядовитого действия

Синильная кислота, хлорциан

Удушающего действия

фосген

Психо-химического действия

BZ (би-зет),


Раздражающего действия

CS (си-эс), адамсит. Полицейские ОВ

По физиологическому воздействию

По тактическому назначению

Стойкие ОВ

Нестойкие ОВ

Смертельные ОВ

временно выводящие

из строя

Раздражающие

План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»План- конспект урока ОБЖ , 10 класс по теме: «Химическое оружие»



























Характерные признаки применения ОВ.

  1. ОВ нервно-паралитического действия -зарин, заман, ви-икс

могут находится в парообразном или капельно-житком состояние,

попадают в организм через органы дыхания, кожу, желудочно-кишечный

тракт, поражают нервную систему, опасны в очень малых количествах.

Признаки поражения: слюнотечение, сужение зрачка (миоз), тошнота, рвота, судороги, паралич.

Защита: убежище, ОЗК, противогаз, ИПП, противоядие с помощью шприц-тюбика.


  1. ОВ кожно-нарывного действия - иприт.

Поражают кожу и глаза могут быть в парообразном или капельно-житком состояние,

при вдыхании паров поражают дыхательные пути лёгкие, органы пищеварения.

Характерные особенности: скрытый характер действия 2 часа и более

Признаки поражения: покраснение кожи, образование мелких пузырей, которые через 2-3 суток

Лопаются , образуя трудно заживающие язвы.

Защита: убежище, ОЗК, противогаз, ИПП.

Люизит маслянистая жидкость с запахом листьев герани

военные называют «росой смерти»

По токсичности в 3 раза превосходит иприт

Признаки поражения: кашель, чихание, выделение мокроты из носа, тошнота, головная боль.

При попадание в газа через 7-10 суток потеря зрения, сильное отравление

ведет к летальному исходу.

Защита: кожу или одежду немедленно обработать жидкостью из ИПП


  1. ОВ удушающего действия - фосген, дифосген- воздействует через органы дыхания.

Признаки поражения: сладковатый привкус, кашель головокружение, общая слабость.

Скрытый характер действия: через 4-6 часов отёк лёгких.

Защита: противогаз, тепло покой. Нельзя делать искусственное дыхание .


  1. ОВ Общеядовитого действия синильная кислота прозрачная жидкость с запахом горького

миндаля. Жидкое или парообразное состояние. Очень токсична, относится

к веществам смертельного действия.

Признаки поражения: металлический привкус, раздражение горла, головокружение, слабость,

тошнота, резкие судороги, паралич.

Защита: противогаз, раздавить ампулу с антидотом и ввести её под шлем- маску,

искусственное дыхание.


  1. ОВ психо-химического действия би-зет действует на ЦНС и вызывает расстройства:

психические (страх, смех, подавленность) или физические (слепота,

глухота)

Защита: заражённые участки обработать мыльной водой, глаза и носоглотку

промыть чистой водой, оборудование вытряхнуть или вычистить щёткой.


  1. ОВ раздражающего действия - си-эс, адамсит - вызывает острое жжение и боль во рту, горле,

сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.

Защита: заражённые участки обработать мыльной водой, глаза и носоглотку

промыть чистой водой, оборудование вытряхнуть или вычистить щёткой.

Заключительная часть урока: ПОВТОРЕНИЕ. СИНКВЕЙН

Составить синквейн со словами «Химическое оружие»


РЕФЛЕКСИЯ. -Что нового узнали? Что получилось лучше? Что возьмете с собою в жизнь?

Домашнее задание

© 2010-2022