• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Лабораторные и практические занятия в образовательных учреждениях начального профессионального образования по Безопасности Жизнедеятельности ( 2 курс)

Лабораторные и практические занятия в образовательных учреждениях начального профессионального образования по Безопасности Жизнедеятельности ( 2 курс)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.В.Литвиченко, преподаватель-организатор ОБЖ

ГАОУ НПО ЯНАО «Лабытнангское профессиональное училище»,

г. Лабытнанги, Ямало-Ненецкий А. О.

Лабораторные и практические занятия в образовательных учреждениях начального профессионального образования

по Безопасности Жизнедеятельности ( 2 курс )

В связи с введением ФГОС НПО и СПО нового поколения, при изменении приоритетов в профессиональном образовании с формирования знаний на формирование компетенций, опыта практической деятельности, значение лабораторных и практических занятий, безусловно, возрастает.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно - учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные, полученной профессии;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Как мы видим в обязательную аудиторную учебную нагрузку входят

10 часов практических занятий.

Одна из проблем профессиональной подготовки специалистов связана с противоречием между теоретическим, предметным характером обучения и практическим межпредметным характером реальной профессиональной деятельности. Анализ качества подготовленности специалистов свидетельствует о том, что выпускники средних специальных учебных заведений не всегда способны перенести в практическую деятельность и использовать в ней теоретические знания. Совершенствование профессиональной практической подготовки предполагает, во-первых, обеспечение ее полноты (практической подготовки к выполнению всех основных профессиональных функций), во-вторых, ее целостности (готовности к выполнению не только отдельных операций, но и целостной деятельности от начального этапа до анализа результатов).

Качество подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной культуры в педагогическом коллективе и т. д.

Среди этих факторов важное место занимает учебное занятие - основная форма организации педагогического процесса в учреждении начального и среднего профессионального образования. Педагогической теорией и особенно практикой разработано множество видов организации учебного занятия. Их зарождение идет от потребности субъектов образовательного процесса, требований, которые предъявляются к качеству подготовки обучающихся.

В настоящее время в контексте ФГОС начального и среднего профессионального образования нового поколения результатом образовательного процесса названы общие и профессиональные компетенции. Реализация данной задачи требует от учреждений НПО и СПО новых подходов организации образовательного процесса, призванных формировать компетенции, осознанные умения и функциональные знания. В связи с этим появляется необходимость ориентации педагогических работников на педагогические процессы, организованные на деятельностно-компетентностной основе.

Одними из эффективных видов учебных занятий являются те, в которых доминирует практическая деятельность обучающихся, которая осуществляется на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории или специально оборудованного кабинета, к ним относятся лабораторные и практические занятия.

Качество организации лабораторных и практических занятий одно из основных условий формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Дисциплины, по которым планируются лабораторные и практические занятия, и их объёмы определяются рабочими учебными планами.

Лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся. В ряде случаев лабораторно-практические работы организуются и проводятся совместно преподавателями профессионального цикла и мастером производственного обучения.

Лабораторные и практические занятия способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности.

Лабораторное занятие, как вид учебного занятия, проводится в основном в классе ОБЖ.

Оборудование учебного кабинета безопасности жизнедеятельности:

-посадочные места по количеству обучающихся;-рабочее место преподавателя;- образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;- средства оказания первой медицинской помощи;- учебно-техническое оборудование для военной подготовки;

- экранно-звуковые пособия.

Технические средства обучения:

-компьютер-телевизор-проектор -DVD-экран-слайд-проектор.

Его продолжительность составляет не менее одного академического часа.

( Возможно одной пары). Основными этапами лабораторного занятия являются инструктаж, проводимый преподавателем, самостоятельная работа обучающихся, обсуждение итогов выполнения лабораторной работы, анализ и оценка выполненной работы, уровня овладения запланированными умениями.

Практическое занятие должно в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (участках, площадках, полигонах). Продолжительность занятия - не менее двух академических часов.

Выполнению лабораторных и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.

К каждому лабораторному и практическому занятию преподавателями должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

Лабораторные и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Занятия, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями.

Занятия, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Обучающиеся самостоятельно должны подобрать оборудование, выбрать способы выполнения заданий на основе инструктивной и справочной литературы и др.

Занятия, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания и практические умения.

При планировании лабораторных и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых методов, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной и практической деятельности.

Основными видами лабораторно-практических работ на уроках профессионального циклов, являются:
- изучение, наблюдение и анализ (описание) различных технических явлений, процессов, предметов труда.

Практическая работа №1 Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования. Автономное существование человека в условиях природной среды.

- наблюдение и анализ (описание) устройства и работы орудий и средств труда (машин, механизмов, приборов, аппаратов, инструментов и др.) Практическая работа №3. Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Характеристика ситуаций. Особенности оказания первой медицинской помощи при различных видах массового поражения.

- исследование количественных и качественных зависимостей между техническими и технологическими явлениями, параметрами, характеристиками; определение оптимальных значений этих зависимостей.

- изучение устройства и способов пользования контрольно-измерительными средствами.

Практическая работа №2. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных

действий или вследствие этих действий.

Практическая работа №5 Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодежи.

- диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка различных технических объектов; изучение способов их обслуживания.

Практическая работа №4. Назначения принцип действия огнетушителей, средств сигнализации.

Практическая работа №6 Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.

В зависимости от организации лабораторных и практических занятий формы деятельности обучающихся могут быть фронтальными и нефронтальными. При фронтальной организации деятельности все обучающиеся группы выполняют одинаковые задания, работая на однотипном оборудовании, индивидуально или небольшими группами (бригадами, звеньями). Нефронтальная организация деятельности характерна тем, что обучающиеся работают звеньями на различном оборудовании и выполняют различные задания.

Руководство лабораторно-практическими работами осуществляется преподавателем соответствующего предмета в форме инструктирования, которое подразделяется на вводное, текущее, заключительное.

При вводном инструктировании раскрываю цель работы, определяю план ее проведения, даю необходимые инструктивные указания об организации работы обучающихся, обращение с приборами и оборудованием, о ведении текущих записей, выполнении необходимых расчетов и подготовки материалов для отчета. Либо можно провести письменное инструктирование в виде заданий-инструкций.

Текущее инструктирование в процессе обхода рабочих мест. При этом контролирую ход работы, помогаю справиться с возникшими затруднениями, отвечаю на вопросы обучающихся, сама задаю вопросы, чтобы проверить насколько осознанно, обучающиеся выполняют работу. Если у обучающегося возникли затруднения, то путем наводящих вопросов стараюсь добиться, чтобы он сам понял причины затруднения и сам определил их пути устранения и предупреждения.

В процессе заключительного инструктирования подводятся итоги. Каждый обучающийся или старший группы представляет сделанные записи и расчеты и если они правильны, то работа считается оконченной и ставится оценка. Оценки за лабораторные практические работы выставляю с учетом текущих наблюдений за обучающимися и качества предоставленного отчета.

Проведение лабораторных и практических занятий имеет ряд несомненных преимуществ, позволяющих осуществлять качественную подготовку рабочих по профессии:

− обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин профессионального циклов;

− формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

− развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

− выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

повышение мотивации и познавательного интереса к учению и овладению профессии.

Список литературы

Основные источники:

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности (6-е изд., стер.) учебник,2007

Белов СВ., Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов СПО, Москва, «Высшая школа» 2000 г.

Белов СВ., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций, ч.1, М: ВАСОТ, 1992,135 с.

Безопасность жизнедеятельности. Белов В.Г., Козъяков А.Ф., Белов СВ. и др.. Конспект лекций, ч2, М: ВАСОТ, 1993,164 с.

Гражданская оборона. П.Т. Егорова, И.Я.Шляхов, Н.И. Алабин. М: Высшая школа, 1977, 202 с.

Гражданская оборона. Учебник для вузов. В.Г.Атаманюк, ЛГ.Ширшев, НИ. Акимов. М: Высшая школа, 1980, 218 с.

Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности (5-е изд., стер.) учеб. Пособие,2008

Смирнов А. Т. и др. Основы военной службы. Москва, 2000

Хван Т. А. Основы безопасности жизни-Ростов н/Д:Феникс,2003

Фролов М. П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. М., 2003.

Мугин О.Г. БЖД-М:Академия.2003

Дополнительные источники:

Арустамов Э.А.Безопасность жизнедеятельности:Учебник,2006.

Безопасность жизнедеятельности в машиностроении. academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_

Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производственная охрана труда.- М.: Высшая школа, 1994.

Лекции по курсу Основы безопасности жизнедеятельности. texnic.ru/books/opis/bgd/bgd004/osn_bgd.html

Майоров А.В., Мостаков Г.К., Щибанов Г.П. Безопасность функционирования автоматизированных объектов. М: Машиностроение, 1988, 264 с.

Маршал В. Основные опасности химических производств. М: Мир, 1989

.Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М: Наука, 1991,136

Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и документы. Книга для учителя. Составители В. А. Васнев, С. А. Чиненный. М., 2003.

Охрана труда в машиностроении. Учебник под ред. Е.Я.Юдина и С.В.Белова. М: Машиностроение, 1983, 432с.

Филиппов М. Экология и безопасность жизни и деятельности человека: в помощь преподавателям ОБЖ //Военные знания.-1995.-N10.-C.42-43.

Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности " - Алматы: Демеу,1994

Основы безопасности жизнедеятельности: военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов /А.А. Волокитин, Н.Н.Грачев, В. А. Жильцов и др. - М.: Дрофа, 2003

Снайдер Д Курс выживания для подростков / Пер. с англ. - М.:Горизонт,1995

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Ижевский П. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник для 10-11 классов. М., 2002.

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.

© 2010-2022