Методические рекомендации по подготовке мастера п/о к занятиям

Долг мастера - тщательно готовиться к проведению каждого занятия. Выполнение этого требования обязательно, каким бы долголетним опытом ни обладал мастер. Для этого следует, прежде всего, внимательно ознакомиться с методическими материалами и пособиями. Подготавливая к занятию свое рабочее место, мастер подбирает наглядные пособия, ТСО учебно-техническую документацию, инструменты, приспособления. Мастер ПО уделяет серьезное внимание улучшению учебно-материальной базы учебного процесса. Особенно в...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дуженкова Галина Николаевна

Мастер производственного обучения

ЗФ ГБОУ СПО МО КК г.Звенигород



Методические рекомендации по подготовке мастера п/о к занятиям


  1. Виды подготовки мастера к занятиям

Подготовка мастера к занятиям включает: подготовку к учебному году, изучению очередной темы программы и подготовку к каждому занятию ПО.

Подготовка к учебному году заключается в том, что мастер изучает квалификационную характеристику профессии, учебный план, программы ПО, специальной технологии. Готовясь к учебному году, мастер изучает новые учебники, учебные пособия, методические материалы, новую технику, технологию, передовые методы труда по профессии. Повышая уровень педагогического мастерства, изучает новинки педагогической литературы, брошюры; опыт передовых мастеров ПО, принимает участие в педагогических чтениях, выступает с докладами о совершенствовании учено- воспитательного процесса.

Мастер ПО уделяет серьезное внимание улучшению учебно-материальной базы учебного процесса. Особенно в тех случаях, когда обучение будет проводиться по новым учебным планам и программам. В порядке комплексного методического обеспечения учебного процесса мастера определяют, какие наглядные пособия, приспособления, оснастка, технические средства обучения потребуются для качественного процесса профессиональной подготовки студентов, разрабатывают и организуют изготовление недостающего, активно участвуют в ремонте оборудования и помещений учебных мастерских.

В работе по расширению и совершенствованию учебно-материальной базы учебного процесса мастера ПО широко используют возможности учебных мастерских училища, технические и предметные кружки, помощь базовых предприятий и т.д. Опыт и практика многих училищ показывают, что при правильном использовании собственных сил и средств можно эффективно решать вопросы комплексного методического оснащения учебного процесса необходимыми средствами обучения.

Подготовка к изучению темы заключается в том, что мастер анализирует программу ПО, продумывает место каждой темы в процессе обучения, распределяет материал темы на занятие, определяет, какие упражнения следует провести, какие учебные пособия, оборудование, инструменты, технические документы надо заблаговременно подготовить по теме. Мастер изучает педагогическую литературу, методические пособия по теме, наиболее рациональные приемы и способы выполнения работ по теме, подготавливает наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы. При распределении темы на занятие мастер учитывает посильность, доступность, трудоемкость приемов и способов, новизну их для студентов при выполнении работ по теме.

Мастер в ходе работы, готовясь к изучению темы, четко определяет, какие приемы и способы работ, их разновидности должны быть изучены студентами. При распределении материала темы на занятие необходимо учитывать четкость цели и определенность содержания каждого занятия. Важно учитывать сложность, порядок изучения, объекты работ, на которых студенты будут отрабатывать приемы и способы работы. Это обеспечит правильное распределение материала темы на занятие. Наиболее просто распределить на занятие материал операционных тем, так как в них четко указаны приемы и способы работ, которые подлежат освоению. Значительную сложность представляет распределение на занятии материала тем «комплексные работы». Планировать последовательность занятий по этим темам невозможно, так как невозможно обеспечить фронтальное выполнение всеми студентами одной и той же работы на занятии. Подготавливая учебно-материальную базу для изучения темы, мастер определяет виды работ на основе перечня учебно-производственных работ, подготавливает материалы, заготовки, приспособления и т.п., подбирает учебно-техническую документацию, наглядные пособия, ТСО. Если тема изучается не фронтально, мастер составляет график перемещения студентов по рабочим местам.

  1. Подготовка мастера к занятию

Занятие является заключительной и наиболее решающей и ответственной стадией всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, к теме мастер допустил недостатки, то он еще имеет возможность их устранить в ходе подготовки к занятию. Неудовлетворительную подготовку к занятию мастер исправить уже не сможет, т.к. она непосредственно скажется на качестве проводимого занятия.

Порядок и содержание подготовки к занятию ПО заключается в следующем:

  1. мастер прежде всего анализирует результаты предыдущих занятий и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего занятия;

  2. мастер определяет структуру занятия и время на каждый элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять студентами;

  3. определив структуру занятия, мастер намечает, сколько времени он затратит на вводный инструктаж, как будет организован индивидуальный инструктаж;

  4. мастер намечает, какие и сколько будет выполнять работ каждый студент и вся группа;

  5. подготавливает заготовки, материалы, инструменты приспособления, документацию, наглядные пособия, модели, макеты, ТСО. Намечает методы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;

  6. в результате всей этой подготовительной работы мастер составляет план занятия, который является рабочим документом в течение всего занятия. Стандартных, обязательных форм планов занятий ПО не установлено.

  1. Личная подготовка мастера к занятию

Долг мастера - тщательно готовиться к проведению каждого занятия. Выполнение этого требования обязательно, каким бы долголетним опытом ни обладал мастер. Для этого следует, прежде всего, внимательно ознакомиться с методическими материалами и пособиями. Подготавливая к занятию свое рабочее место, мастер подбирает наглядные пособия, ТСО учебно-техническую документацию, инструменты, приспособления.

Макеты и модели рекомендуется до использования (до показа) закрыть чехлами или держать шкафу, так как пособия с большим интересом воспринимаются, когда студенты их видят впервые. Для успешного показа трудовых приемов мастер должен предварительно поупражняться в их выполнении. Нельзя надеяться только на прежний свой опыт. Нечетко выполненный показ виден, он может привести к ошибкам студентов, к тому же авторитет мастера в их глазах понизится. Успех каждого занятия зависит от умений мастера подбирать и объяснить факты, примеры. Необходимо заранее установить последовательность объяснений, показа студентам приемов и способов работы как надо стоять на рабочем месте, как держать инструменты, какова структура движений, их ритм, сила, точность, координация. Мастер обязан серьезно изучить правила безопасности, относящиеся к данному виду работы.

Подготовка мастером плана занятия

Подготовка мастера к занятию получает свое окончательное оформление в письменном плане занятия и плане проведения вводного инструктажа. План занятия - это рабочий документ, им мастер пользуется в течение всего занятия. План необходим для каждого занятия, он дает мастеру возможность провести занятие целенаправленно, организованно и успешно. Хорошо составленный и умело используемый план занятия обеспечивает: достаточно полное освещение каждого изучаемого вопроса; преподнесение изучаемого материала в логической и технологической последовательности, повышающей эффективность восприятия; правильное и полное использование времени на занятии. План занятия приносит пользу мастеру только в том случае, когда он является результатом глубокой, серьезной подготовительной работы самого мастера. Обычно, в плане занятия надо предусматривать следующие основные вопросы: а) расстановку студентов по рабочим местам; б) проведение вводного инструктажа студентов в начале прохождения темы или подтемы программы; в) обеспечение студентов учебными работами, инструментами, чертежами и технологическими документами; г) проведение упражнений, в процессе которых студенты изучают приемы и способы работы, относящиеся к теме данного занятия; д) обходы учебных (рабочих) мест в процессе упражнений студентов в целях индивидуального инструктажа, е) проведение текущего коллективного инструктажа; ж) прием, разбор и оценка работ, выполненных студентами; з) проведение краткого заключительного инструктажа со всей группой (в конце занятия).

  1. Подготовка мастером материально-технической базы к занятию

Определив цели, содержание, структуру занятия и методы его проведения мастер приступает к подготовке материально-технической базы. Особое внимание мастер уделяет своевременной и качественной подготовке своего рабочего места, необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документации и т.п.

Важно обеспечить студентов таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения занятия не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке инструмента, приспособлений, оборудования нужно лично убедиться в их исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приемов.

При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: наглядные пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть чистыми и аккуратно выполненными; модели, приборы и наглядные пособия необходимо располагать в шкафу или на демонстрационном щите в прядке использования.


© 2010-2022