Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура рабочей программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса включает:

  1. пояснительная записка;

  2. требования к уровню подготовки обучающихся;

  3. содержание дисциплины;

  4. тематическое планирование;

  5. календарно - тематический план;

  6. содержание практической деятельности (КИМ)

  7. перечень учебно-методического обеспечения;

  8. список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «ОБЖ» для 8 класса МБОУ «Лицей №1», р.п. Чамзинка разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, учебного плана Лицея, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

1. Федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией.

2.Региональный компонент (национально-региональный) - устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается образовательным учреждением.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса МБОУ «Лицей №1», р.п. Чамзинка составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» / под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2008.

Общая характеристика учебного предмета


В настоящей учебной программе реализованы тре­бования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при­родной среды», «О пожарной безопасности», «О граж­данской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 8 классе на его изучение выделяется 34 часа, из расчета 1 часа в неделю.

Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 34 учебных часа по 1 часу в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.


Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки обучающихся .

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 класса должны

знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи






Содержание рабочей программы

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (8 КЛАСС)


Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

(11 ч.)


Глава 1. Пожарная безопасность (3 ч.)


  1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Знать о причинах возникновения пожаров, мерах пожарной безопасности, эвакуации из горящего помещения, уметь применять знания.


  1. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Основные мероприятия по защите населения от пожаров. История возникновения пожарной службы в России и организация пожарной безопасности в Российской Федерации. Мероприятия МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране.

Знать, что предпринимается государством для защиты населения от пожаров. Как не допустить пожара.


  1. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Основные права и обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности. Виды ответственности предусмотренные за нарушение правил пожарной безопасности.

Знать права, обязанности, ответственность граждан за нарушение ПБ. Алгоритм пожарной безопасности при пожаре в школе

Глава 2. Безопасность на дорогах(3 ч.)

2.1 Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

Причины ДТП в России. Культура дорожного движения. Приоритетные направления РФ снижающие ДТП и гибель людей на дорогах

Знать ПДД, причины ДТП, правила безопасного поведения на дорогах

2.2 Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

Дорога и её составные части. Предназначение регулирования дорожного движения. Участники дорожного движения их права и обязанности. Меры безопасности пешехода и пассажира. Культура пешехода в области безопасности дорожного движения.

Знать виды транспорта, ПДД для пешеходов, пассажиров, водителей (общественный, личный транспорт)

2.3 Велосипедист - водитель транспортного средства

Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

Знать правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.


Глава 3. Безопасность на водоемах(3 ч.)

3.1 Безопасное поведение на водоемах и различных условиях

Правила безопасности при наводнении. Правила безопасности на замерзших водоемах. Безопасность пассажиров морских и речных судов.

Знать правила поведения и на воде в любое время года, безопасное поведение при наводнении

3.2 Безопасный отдых на водоемах

Правила безопасного поведения на воде. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Организация и безопасность похода. Возможные аварийные ситуации в водном походе.

Знать правила поведения и отдыха на воде в любое время года. Уметь применять знания на практике

3.3 Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Оказание само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде.

Знать правила оказания помощи пострадавшим на воде. Уметь применять знания на практике.

Глава 4. Экология и безопасность(2 ч.)


4.1 Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Знать влияние деятельности человека на окружающую среду, экологического безопасного поведения. Характеристика состояния окружающей среды региона. Уметь давать оценку влиянию деятельности человека на окружающую среду. Понятие о предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

4.2 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

Уметь применять знания.

Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 ч.)


Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия(9 ч.)

5.1 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характе­ра. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Знать базовые понятия о ЧС (природные, техногенные), причины, алгоритм безопасного поведения при ЧС своего региона.

5.2 Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия

Аварии на радиационно-опасных объектах и их последствия.

Иметь представление о причинах возникновения, последствиях для населения. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать при ЧС.

5.3 Обеспечение радиационной безопасности населения

Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Знать способы оповещения и защиты населения при аварии на радиационно-опасных объектах

Уметь правильно действовать при ЧС.

5.4 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

Аварии на химически опасных объектах и их последствия.

Иметь представление о причинах возникновения, последствиях для населения. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать при ЧС.

5.5 Обеспечение химической защиты населения (комбинир.)

Правила безопасного поведения при авариях на химически опасных объектах.

Знать способы оповещения и защиты населения при аварии на химически опасных объектах. Уметь правильно действовать при ЧС, уметь использовать гражданский противогаз.

5.6 Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их последствия.

Иметь представление о причинах возникновения, последствиях для населения, способах защиты. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать при ЧС.

5.7 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

Правила безопасного поведения при аварии на взрывопожароопасных объектах.

Знать способы защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Уметь правильно действовать при ЧС на взрывопожароопасных объектах.

5.8 Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

Иметь представление о причинах возникновения, последствиях для населения. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать при ЧС.

5.9 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Правила безопасного поведения при аварии на гидротехническом сооружении.

Знать порядок действий при авариях на объектах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать при ЧС, знать все СИЗ и уметь ими пользоваться.

Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч.)


6.1 Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Организация и способы оповещения о ЧС техногенного характера населения и организаций.

Знать об организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Уметь владеть навыками поведения в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!»; использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности.

6.2 Эвакуация населения

Организация эвакуации населения, её виды и способы.

Эвакуация, способы эвакуации, обязанности и правила поведения людей. Порядок действий при ЧС, системы оповещения.

Знать и уметь как правильно действовать при эвакуации населения.

6.3 Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначения.

Иметь представление об инженерной, радиационной и химической защите населения. Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности

Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

(11 ч.)

Глава 7. Основы здорового образа жизни(8 ч.)

7.1 Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

Понятие здоровья, его составляющие необходимые для эффективной жизнедеятельности.

Знать основы ЗОЖ. Факторы разрушающие и укрепляющие здоровье, показатели здоровья.

7.2 Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность.

Знать факторы здоровья человека. Уметь действовать адекватно в сложных ситуациях для снижения фактора риска для здоровья, формировать свою индивидуальную систему ЗОЖ, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.

7.3 Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества

Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России. Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества.

Знать о значении репродуктивного здоровья для личности и общества. Уметь формировать и соблюдать нормы здорового образа жизни для сохранения индивидуального здоровья.

7.4 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

ЗОЖ, факторы влияющие на здоровье. Сохранение и укрепление здоровья.

Знать об основах ЗОЖ. Факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие, критерии ЗОЖ, влияние на безопасность жизнедеятельности личности

7.5 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

Здоровый образ жизни и профилактика заболевания. Профилактика факторов риска основных неинфекционных заболеваний.

Знать виды неинфекционных заболеваний, способы профилактики неинфекционных заболеваний.

7.6 Вредные привычки и их влияние на здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Наркомания и ее последствия для здоровья человека. Алкоголь и его влияние на умственное и физическое развитие человека.

Уметь характеризовать вредные привычки, знать их негативное влияние на организм подростка. Приводить примеры вредных привычек, факторы, разрушающих здоровье и укрепляющие здоровье. Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

7.7 Профилактика вредных привычек

Меры профилактики вредных привычек.

Знать социальные последствия вредных привычек. Влияние отравляющих веществ на состояние здоровья, профилактика вредных привычек. Знать хим. состав основных отравляющих веществ, социальные последствия любой вредной привычки.

7.8 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Взаимосвязь ЗОЖ с безопасностью жизнедеятельности.

Уметь обеспечить личную безопасность в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи(3 ч.)

8.1 Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптека. Природные лекарственные средства. Перевязочный материал, дезинфицирующие средства.

Знать перевязочные и лекарственные средства медицинской аптечки, алгоритм оказания медпомощи в отдельных случаях. Владеть навыками оказания ПМП при отравлении, укусах, порезах, сердечной недостаточности

8.2 Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практ.)

Первая медицинская помощь при отравлениях угарным газом, препаратами бытовой химии и лекарствами.

Знать какие вещества являются ХО, уметь оказывать МП. Знать способы обработки ватно-марлевых повязок при отравлении ХОВ, уметь определять симптомы отравления, уметь оказывать МП

8.3 Первая медицинская помощь при травмах (практ.) Первая медицинская помощь при утоплении (практ.)

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавших.

Знать способы оказания МП при ушибах, вывихах, травмах и переломах. Знать виды переломов, кровотечений, способы остановки кровотечений, уметь различать виды кровотечений, применять знания на практике

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Правила проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Первая медицинская помощь при утоплении. Понятие клинической смерти, искусственное дыхание. Уметь применять знания на практике


Тематическое планирование по дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс)



№ п/п


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч.

I

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

11

11


1

Пожарная безопасность

3

3


2

Безопасность на дорогах

3

3


3

Безопасность на водоемах

3

3


4

Экология и безопасность

2

2


II.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

12

12


5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

8

8


6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

4

4


III

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

11


7

Основы здорового образа жизни

8

8


8

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3


3


Итого

34

31

3
















Календарно-тематический план учебной программы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» ( 8 класс)




п/п




Наименование раздела, темы и урока




Тип урока (Вид занятия)




Всего

часов



Из них



Дата проведения занятия

план

факт

Практич.работы, ч.



8 А











I

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни


11








1

Пожарная безопасность


3








1.1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

урок изучения нового материала

1








1.2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Комбинированный

1








1.3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Комбинированный

1








2

Безопасность на дорогах


3








2.1

Причины ДТП и травматизма людей

Комбинированный

1








2.2

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

Комбинированный

1








2.3

Велосипедист - водитель транспортного средства

урок обобщения и систематизации знаний

1








3

Безопасность на водоемах


3








3.1

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1








3.2

Безопасный отдых на водоемах

Комбинированный

1








3.3

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Комбинированный

1








4

Экология и безопасность


2








4.1

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

Комбинированный

1








4.2

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Комбинированный

1








II.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения


12








5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия


9








5.1

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Комбинированный

1








5.2

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия

Комбинированный

1








5.3

Обеспечение радиационной безопасности населения

Комбинированный

1








5.4

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

Комбинированный

1








5.5

Обеспечение химической защиты населения

Комбинированный

1








5.6

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

Комбинированный

1








5.7

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

Комбинированный

1








5.8

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Комбинированный

1








5.9

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Комбинированный









6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера


3








6.1

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Комбинированный

1








6.2

Эвакуация населения

Комбинированный

1








6.3

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Комбинированный

1








III

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


11








7

Основы здорового образа жизни


8








7.1

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

урок обобщения и систематизации знаний

1











7.2

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

Комбинированный

1








7.3

Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие

Комбинированный

1








7.4

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Комбинированный

1








7.5

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

Комбинированный

1








7.6

Вредные привычки и их влияние на здоровье

Комбинированный

1








7.7

Профилактика вредных привычек

Комбинированный

1








7.8

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Комбинированный

1








8

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


3

3







8.1

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

урок применения и совершенствования знаний, умений

1

1







8.2

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами

Комбинированный

1

1







8.3

Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении

Комбинированный

1

1








Итого

34

3
































Содержание практической деятельности (КИМ)


Перечень контрольных работ


Проверочные работы по курсу ОБЖ - 8 класс

№ п/п

Тема проверочной работы


Форма проведения

Время работы

№ урока п/п

1.

«Пожарная безопасность»

Тестирование

15 мин.

4

2.

«Безопасность на дорогах»

Тестирование

15 мин.

7

3.

Безопасность на водоемах»

Тестирование

15 мин.

10

4.

«Экология и безопасность»

Тестирование

15 мин.

12

5.

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия»

Тестирование

15 мин.

21

6.

«Организация защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера»

Тестирование

15 мин.

24

7.

«Основы здорового образа жизни»

Тестирование

15 мин.

32




Практические работы по курсу ОБЖ - 8 класс

№ п/п

Тема практической работы


Место проведения

Время работы

№ урока п/п

1

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

Класс

30 мин.

32

2

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами

Класс

30 мин.

33

3

Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении

Класс

30 мин.

34
















Варианты тестовых заданий по курсу ОБЖ - 8 класс


ТЕСТ № I

«Пожарная безопасность»


1. Взрыв характеризуется следующими особенностями:

а) большой скоростью химического превращения;

б) большим количеством газообразных продуктов;

в) резким повышением температуры;

г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум, сильный хлопок);

д) мощным дробящим действием. Найдите ошибку в приведенных примерах.

2. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной вол­ной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подраз­деляются на:

а) мелкие; б) слабые;

в) средние; г) крупные;

д) сильные; е) полные. Найдите ошибки в примерах.

3. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:

а) высокая температура; б) осколочные поля;

в) волна прорыва; г) сильная загазованность местности;

д) ударная волна.

4. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:

а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери. В наруж­ных стенах появились трещины, повреждены трубопро­воды, электрокабель. Перекрытия здания не разрушены.
Здание может быть восстановлено после капитального ремонта;

б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефте­продуктов, обрушено перекрытие. Произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования. Оборудование восстановлению не подлежит.

5. Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:

а) повышение температуры внутри производственного обору­дования;

б) понижение давления в технологическом оборудовании;

в) несвоевременное проведение ремонтных работ;

г) отсутствие специальных приборов, указывающих превыше­ние концентрации химически опасных веществ;

д) неосторожное обращение со взрывчатыми веществами;

е) повышение давления в технологическом оборудовании;

ж) отсутствие специальных устройств дымоудаления;

з) неправильная эксплуатация газовых приборов и газового оборудования;

и) отсутствие легкосбрасываемых конструкций во взрыво­опасных производствах; к) наличие инертных газов (хладон, азот и др.) в зоне взрыва.

6. Процесс горения протекает при следующих условиях:

а) наличие горючего вещества; б)наличие окислителя;

в) наличие условий для теплообмена; г) наличие источника воспламенения,

Зайдите ошибку в приведенных примерах.

7. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

г) дерево + кислород воздуха + факел;

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.

8. Определите по внешним признакам из приведенных примеров вид пожара:

а) из окон здания идет дым, огня не видно;

б) из окон здания идет дым, видно пламя;

в) горит штабель лесоматериалов на открытой площадке;

г) из окон здания идет небольшой дым, внутри здания огня не видно, но концентрация дыма очень высока;

д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель.

9.Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:

а) открытый огонь;

б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;

в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыха­ния человека;

д) образование облака зараженного воздуха.

10. Какие условия способствуют распространению начавшегося пожара? Выберите из приведенных ответов правильные:

а) неправильные действия людей по тушению пожара;

б) скопление различных средств пожаротушения у очага заго­рания;

в) отсутствие или неисправность средств пожаротушения;

г) скопление большого количества горючих веществ и матери­алов;

д) наличие различных проемов, создающих возможность рас­пространения пламени;

е) отсутствие естественного освещения;

ж )отсутствие проемов (оконных, дверных) для удаления про­дуктов горения;

з) запоздалое обнаружение возникшего пожара и сообщение о нем в пожарную охрану;
и) отсутствие достаточного количества кислорода воздуха.

11. Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разож­гли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей? Назовите правиль­ные ответы:

а) остановитесь и объясните им, что это опасно; б) пройдете мимо;

в) попытаетесь занять их чем-то другим; г) затушите костер.

12. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:

а) побежите и постараетесь сорвать одежду;

б) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;

в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.

13. Находясь на дискотеке, вы услышали сообщение о пожаре в соседнем помещении и необходимости эвакуации на улицу. Во время движения по коридору вы увидели впереди в 20 метрах от себя, как прогорела перегородка и на вас надвигает­ся огненный вал. Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) побежите в противоположную сторону (обратно);

б) задержите дыхание, пока не пройдет огненный вал;

в) упадете вниз;

г) увидев огнетушитель, воспользуетесь им для тушения пла­мени;

д) закроете голову одеждой (пиджаком);

е) подбежите к внутреннему пожарному крану и попытаетесь с его помощью потушить огонь;

ж) подбежите к окну и разобьете его, чтобы выскочить наружу;

з) спрячетесь за выступом колонны.




ТЕСТ № II

«Безопасность на дорогах»

  1. Какие лица Правилами отнесены к «участникам дорожного движения»?

    1. Дорожные рабочие и пешеходы.

    2. Водители, пассажиры и пешеходы.

  2. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

    1. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.

    2. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода, и дорога просматривается в обе стороны.

  3. С какого возраста разрешено управление мопедом?

    1. с 12 лет.

    2. с 14 лет.

    3. с 16 лет.

  4. Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями?

    1. Убедиться, что нет приближающихся слева и справа транспортных средств.

    2. Переходить дорогу медленно.

    3. Переходить дорогу как можно быстрее.

  5. По загородному шоссе пешеходы должны идти:

    1. Там, где меньше машин.

    2. По левой обочине навстречу транспорту.

    3. По правой обочине.

    4. По ходу движения транспорта.

  6. Назовите правильные действия пешехода при переходе перекрестка наразрешающий (зеленый) сигнал светофора.

    1. Как только загорелся зеленый сигнал светофора, необходимо быстро перейти дорогу.

    2. На "зеленый" переход безопасен, поэтому переходить дорогу надо, неотвлекаясь на действия водителей.

    3. Перед тем, как ступить на проезжую часть, необходимо посмотреть, что происходит слева и справа, и при переходе продолжать наблюдение за ситуацией на перекрестке.

  7. По какой полосе можно двигаться на велосипеде?

    1. По любой полосе, в один ряд.

    2. По крайней правой полосе в один ряд, возможно правее.

    3. Не далее второго ряда.

  8. Разрешается ли водителю велосипеда перевозить пассажиров?

    1. Разрешается, но только на багажнике.

    2. Разрешается перевозить пассажиров только в дворовой зоне.

    3. Разрешается перевозить одного ребенка до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками.

    4. Не разрешается.

  9. Как поступить, если на пути вашего перехода проезжей части стоит автобус, и в нем нет водителя?

    1. Дожидаться водителя и переходить дорогу, когда автобус уедет.

    2. Отойти на такое расстояние, чтобы дорога хорошо просматривалась в обе стороны и, убедившись в безопасности, перейти проезжую часть.

    3. Обойти автобус с любой стороны.

  10. Кто раньше появился на свет?

    1. Паровоз.

    2. Автомобиль.

    3. Пароход.


11. Как правильно обходить автобус?


1. Машины, автобусы или троллейбусы нужно обходить сзади;

2. Подождать, когда транспорт отъедет от остановки, тогда дорога будет хорошо видна в обе стороны, после этого переходить дорогу.

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.


12. О чем информирует этот знак?

1. Обозначает место для детских игр

2. Разрешает пешеходам ходить по проезжей части, жилая зона

3. Указывает место для стоянки машин.

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.

13. Как называется этот знак?

1. Железнодорожный переезд со шлагбаумом.

2. Железнодорожный переезд без шлагбаума.

3. Пешеходный переход.



Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.

14. Что обозначает данный знак?

1. Движение запрещено;

2. Въезд запрещён, движение только для пешеходов;

3. Велосипедная дорожка.


Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.


15. Какой знак запрещает движение для пешеходов?

1 2 3

16. Какой из знаков устанавливается непосредственно у пешеходного перехода?

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.







1 2 3 4


1Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.7. Разрешается ли пешеходу пересекать проезжую часть в данном случае?

1) Запрещается, так как пешеходный переход находиться в другом месте.

2) Разрешается, так как знак не запрещает детям переходить здесь улицу.

3) Разрешается только под прямым углом, когда дорога хорошо просматривается, обе стороны и в зоне видимости нет пешеходных переходов или перекрестка.



18. Какой из знаков разрешает пешеходный переход проезжей части именно в том месте, где он установлен?

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.





1 2 3 4



19. Какой знак называется «Пешеходная дорожка»?

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.




1 2 3 4


20. Какая из указанных табличек показывает зону действия данного знака?

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.





21. Какой из знаков является предупреждающим?

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.





1 2 3 4



22. Какой из знаков должен стоять на месте знака вопроса на картинке?

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.








Рабочая программа по ОБЖ 8 класс.

23. Как называется этот знак?

1. Пешеходный переход.

2. Пешеходная дорожка.

3. Движение пешеходов запрещено.




ТЕСТ № III

«Экология и безопасность»

1. Антропогенные изменения в природе, это:

а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвы­чайных ситуаций природного характера;

б) изменения, происходящие в природе в результате воздейст­вия солнечной энергии;

в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйст­венной деятельности человека.


2. Антропогенные факторы, которые оказывают нежелательное воздействие как на самого человека, так и на окружающую среду, называются загрязняющими. По физико-химическим параметрам они подразделяются на:

а) механические;

б) физические (энергетические);

в) химические и биологические;

г) жидкие;

д) твердые;

е) газообразные.

Найдите допущенные ошибки

3. По воздействию на окружающую среду компоненты загрязне­ния классифицируются как:

а) выбросы в атмосферу;

б) выбросы в гидросферу;

в) газообразные отходы;

г) твердые отходы;

д) сточные воды;

е) подземные воды.

4. По отношению к человеку воздух выполняет множество разнообразных функций:

а) содержит кислород;

б) содержит водород;

в) растворяет в себе все газообразные продукты обмена и жизнедеятельности человека, включая и сферу производства;

г) воздействует на процессы терморегуляции организма с внешней средой.

В предложенных примерах допущена ошибка, найдите ее.

5. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются:

а) ураганы, бури, смерчи;

б) загрязнение атмосферы мелкодисперстной пылью, которая остается в верхних слоях, образуя тепловые облака;

в) техногенные аварии;

г) парниковый эффект;

д) энергия (теплота), выделяемая в результате хозяйственной
деятельности человека.

6. Загрязненные мелкодисперстной пылью пылевые облака в верхних слоях атмосферы образуются на высоте:

а) 5 - 10 км; б)10 - 15 км;

в) 10 - 20 км; г)15 - 20 км.


7. Озоновый слой атмосферы предохраняет все живое на Земле от действия:

а) ультрафиолетового излучения Солнца;

б) космической пыли.

Найдите ошибку

8. Большую опасность представляет поступление хлоросодержащих веществ в атмосферу. К ним относятся, в первую очередь, хлорфторуглероды, так называемые фреоны. Они применяются:

а) в холодильниках;

б) кондиционерах;

в) тепловых насосах как хладоагенты;

г) в производстве пористых пластмасс;

д) для очистки компьютерных микросхем;

е) как носители в аэрозольных баллонах;
ж)как дизенфицирующие;

з) как стерилизующие растворы в медицине.

Найдите допущенную ошибку

9. Опасность фреонов для окружающей среды заключается в том, что:

а) они отравляют атмосферу;

б) они отражают солнечный свет, что ведет к понижению тем­пературы в нижних слоях тропосферы;

в) некоторые из них разрушают озоновый слой Земли и при­ водят к образованию озоновых дыр в атмосфере.

10. Выбросы каких химических соединений, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут образовать кислотные осад­ки? Назовите правильный ответ:

а) свинец и его соединения; б) ртуть;

в) диоксид серы; г) бензин;

д) оксиды азота.

11. Последствиями кислотных осадков являются:

а) изменение состава почвы;

б) повышение кислотности почвы;

в) гибель елово - пихтовых и дубовых лесов;

г) изменение ландшафта;

д) возникновение химических аварий;

е) снижение плодородия почвы;

ж) вредное влияние на состояние рек, озер и других водоемов.

12. Сточные воды представляют опасность для здоровья населе­ния, так как:

а) могут вызвать гидродинамические аварии;

б) могут вызвать значительные затопления территорий;

в) могут являться источником распространения тяжелых ин­фекционных заболеваний;

г) могут являться источником загрязнения искусственных во­доемов;

д) могут содержать яйца и личинки глистов.

13. Сточные воды подразделяются на:

а) бытовые;

б) атмосферные или ливневые;

в) производственные;

г) питьевые.

Найдите допущенную ошибку.

14. Воды, использованные на хозяйственные, технические или другие нужды и загрязненные различными примесями, изме­нившими их первоначальный химический состав и физичес­кие свойства, а также воды, стекающие с территории населен­ных пунктов и промышленных предприятий в результате
выпадения промышленных осадков или поливки улиц, это:

а) паводковые воды;

б) хозяйственные воды;

в) сточные воды.


15. Фреоны выполняют две основные функции, которыми обус­ловлена возможность жизни на Земле. Выберите из приве­денных ответов правильные:

а) производство органических веществ, в том числе сельскохо­зяйственных культур;

б) развитие градостроения;

в) минерализация отмерших органических остатков;

г) развитие промышленного производства.


16. Деградации почвы во многом способствует нерациональное использование земельных ресурсов:

а) строительство на плодородных землях индустриальных объектов;

б) перегрузка почв удобрениями и пестицидами;

в) землетрясения и вулканическая деятельность;
г)эрозия;

д) чрезмерное развитие пастбищного животноводства.
Найдите допущенную ошибку

  1. Что такое предельно допустимая концентрация применитель­но к атмосферным загрязнениям, к водной среде, к почве?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ТЕСТ № IV

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия»

1. Объект, при аварии или разрушении которого могут произой­ти массовые поражения людей, животных и растений опасны­ми химическими веществами, это:

а) пожароопасный объект;

б) гидродинамически опасный объект;

в) химически опасный объект.

2. Авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся разливом или выбросом опасных химических веществ, способ­ных привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйст­венных животных и растений, или химическому заражению окружающей природной среды, это:

а) опасная авария;

б) химическая авария;

в) аварийная ситуация.

3. Какую степень безопасности из 4-х типов имеет объект, если в зоне возможного заражения проживает? Назовите правильные ответы:

а) 50 тыс. человек;

б) 25 тыс. человек;

в) 80 тыс. человек;

г)35 тыс. челове

4. В Российской Федерации в зонах возможного химического заражения проживает:

а) около 60 млн. человек;

б) 60млн. человек;

в) более 60млн. человек.

5. Химическое вещество, применяемое в народнохозяйственных целях, которое при выливе или выбросе может привести к заражению воздуха с поражающими концентрациями, это:

а) химически опасное вещество;

б) ядовитое вещество;

в) сильнодействующее ядовитое вещество (СДЯВ);

г) опасное вещество.

6. Среди перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны для химических аварий с выбросом СДЯВ:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б) поражение людей опасными веществами через кожные по­кровы;

в) лучистый поток энергии;

г) проникновение опасных веществ через органы дыхания в организм человека;

д) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.

7. СДЯВ наносят поражения:

а) комбинированные (химическое поражение, пожары и взры­вы);

б) химические;

в) радиационные

8. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) заражение окружающей среды опасными ядовитыми веще­ствами;

б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промы­шленных зданий в результате действий ударной волны;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории;

г) массовые поражения людей, животных и растений.

9. Территория или акватория, в пределах которой распростра­нены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жиз­ни и здоровья людей, животных и растений в течение опреде­ленного времени, это:

а) очаг химического заражения;

б) область химического заражения;

в) территория заражения;

г) зона химического заражени

10. Выходить из зоны химического заражения следует с учетом направления ветра:

а) по направлению ветра;

б) перпендикулярно направлению ветра;

в) навстречу потоку ветра.

11. Основными способами защиты населения от СДЯВ являются:

а) профилактические прививки от СДЯВ;

б) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

в) использование защитных сооружений (убежищ);

г) временное укрытие населения в жилых и производствен­ных зданиях;

д) эвакуация населения из зон возможного заражения.

12. Герметизация помещений производится для снижения пора­жающего действия СДЯВ на людей. Изложите в порядке логической последовательности, ниже перечисленные меро­приятия по герметизации помещений:

а) уплотнить дверные проемы влажной тканью;

б) заклеить вентиляционные отверстия;

в) закрыть входные двери и окна;

г) заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы.

13. Отравление каким сильнодействующим веществом произош­ло, если имеются следующие признаки: ощущение удушья, кашель, раздражение кожи, слезотечение, резь в глазах, насморк, боли в желудке? Назовите правильный ответ:

а) хлор;

б) аммиак;

в) фосфорорганические соединения

14. Хлор - это:

а) зеленовато-желтый газ с резким запахом;

б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, метал­лическим привкусом во рту.

15. Аммиак - это:

а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;

б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающих запах гнилых плодов.

16. Сернистый ангидрид - это:

а) парообразное вещество с запахом горького миндаля и ме­таллическим привкусом во рту;

б) в зависимости от состава газ от бесцветного до красно-бурого цвета;

в) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха.

17. Дихлорэтан - это:

а) бесцветная или слегка зеленоватая маслянистая жидкость с запахом эфира или хлороформа;

б) бесцветная жидкость со слабым кислым запахом;

в) бесцветная прозрачная легкоподвижная жидкость с характерным запахом винного спирта и жгучим неприятным вкусом.

18. Синильная кислота - это:

а) вязкая бесцветная маслянистая жидкость со слабым аро­матическим запахом;

б) бесцветная жидкость с запахом горького миндаля;

в) слегка зеленоватая бесцветная жидкость с запахом эфира или хлороформа.

19. При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить? Назовите правильный ответ:

а) 2%-м раствором нашатырного спирта;

б) 2%-м раствором уксусной или лимонной кислоты;

в) 2%-м раствором соды.

20. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы живете на 1-м этаже девятиэтажного дома и може­те оказаться в зоне заражения. Ваши действия:

а) укроетесь в подвале здания;

б) подниметесь на верхний этаж;

в) останетесь в своей квартире.

21. После сообщения об аварии на химическом предприятии вы выполнили рекомендации по эвакуации из зоны заражения, пришли на сборный эвакуационный пункт, откуда вас эваку­ировали в безопасное место (район). Что вам необходимо сделать, прибыв к месту размещения? Выберете из предло­женных вариантов ваши действия и определите их очередность:

а) немедленно зарегистрироваться;

б) вытереть ботинки и пройти в здание;

в) снять верхнюю одежду;

г) умыться;

д) принять душ с мылом;

е) пройти на пункт питания (приема пищи);

ж) прополоскать рот;

з) исключить какие-либо физические нагрузки, лечь отдыхать;

и) помочь эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте;

к) тщательно промыть глаза;

л) после регистрации надеть одежду и возвратиться домой.

22. Что необходимо сделать в случае оповещения об аварии на химическом предприятии с выбросом СДЯВ? Определите по­следовательность ваших действий:

а) взять необходимые вещи, документы и продукты питания;

б) закрыть окна и форточки;

в) надеть средства защиты органов дыхания и кожи;

г) включить телевизор, радио выслушать сообщения и реко­мендации;

д) отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи;

е) укрыться в ближайшем убежище или покинуть район ава­рии.

23. Как вы будете действовать после оповещения об аварии на химическом предприятии при отсутствии индивидуальных средств защиты, убежища, а также возможности выхода из зоны аварии. Ваши действия и их очередность:

а) отойти от окон и дверей;

б) включить радиоприемник, телевизор, прослушать инфор­мацию;

в) перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату;

г) входные двери закрыть плотной тканью;

д) плотно закрыть окна и двери;

е) подавать сигналы о помощи;

ж) провести герметизацию жилища.



ТЕСТ № V

«Организация защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера»

1. В состав ионирующего излучения входят:

а) ультрафиолетовые лучи;

б) альфа-излучение;

в) бета-излучение;

г) тепловое излучение;

д) электромагнитное излучение;

е) гамма-излучени

2. Самым опасным излучением для человека является:

а) альфа-излучение;

б) бета-излучение;

в) гамма-излучени

3. За счет чего в основном образуется естественный радиацион­ный фон? Назовите правильный ответ:

а) за счет радиации Солнца, Земли, внутренней радиоактив­ности человека, рентгеновских исследований, флюорогра­фии, радиоактивных осадков от ядерных испытаний, про­водившихся в атмосфере;

б) за счет увеличения добычи радиоактивных материалов;

в) за счет роста химически опасных производств, использо­вания радиоактивных материалов на производстве, сжига­ния угля, нефти, газа на ТЭС.

5. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также его место хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может про­изойти облучение людей, животных и растений, а также ра­диоактивное загрязнение окружающей природной среды, это:

а) объект экономики особой опасности;

б) экологически опасный объект;

в) радиационно-опасный объект;

г) объект повышенной опасности.

6. К радиационно-опасным объектам относятся:

а) взрывоопасные производства на промышленных предприя­тиях;

б) производства, связанные с применением, хранением и пере­работкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

в) предприятия по производству ядерного топлива;

г) атомные электростанции;

д) предприятия цветной и черной металлургии;

е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;

ж) транспортные ядерные энергетические установки;

з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;

и) предприятия угольной промышленности;

к) научно - исследовательские организации, имеющие ядер­ные установки и стенды;

л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпа­сами и заводы по их производству.

7. Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые характеризуют специфические свойства радиоактивных веществ:

а) стелются по земле на небольшой высоте и таким образом могут распространяться на несколько десятков километров;

б) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков;

в) способны вызвать поражение не только при непосредствен­ном соприкосновении с ними, но и на расстоянии (до со­тен метров) от источника загрязнения;

г) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра;

д) имеют специфический запах сероводорода;

е) поражающие свойства радиоактивных веществ не могут быть уничтожены химически и (или) каким-либо другим способом, так как радиоактивный распад не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества.

8. Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в орга­низм человека при внутреннем облучении? Назовите правиль­ные ответы:

а) через одежду и кожные покровы;

б) в результате прохождения радиоактивного облака;

в) в результате потребления загрязненных продуктов питания;

г) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;

д) в результате радиоактивного загрязнения поверхности зем­ли, зданий и сооружений;

е) в результате потребления загрязненной воды.

9. Ткань, орган и часть тела, воздействие на который в условиях неравномерного облучения организма может причинить наибольший ущерб здоровью данного лица или его потомства, называют критическим. В порядке убывания радиочувствительности критические органы относятся к I, II или III группам. Определите, какие из приведенных критических органов относятся к I, II и III группам:

а) мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, печень, поч­ки, селезенка, желудочно-кишечный тракт, легкие, хрус­талики глаз;

б) кожный покров, костная ткань, кисти, предплечья, голени и стопы;

в) половые органы и красный костный мозг;

10. Внимательно прочитайте задание и определите, какие дозы облучения людей (в рентгенах) соответствуют следующим признакам поражения:

а) через несколько часов после облучения появляется лучевая болезнь III степени, которая в большинстве случаев при­водит к смертельному исходу;

б) после однократного облучения появляется рвота, чувство усталости, в организме сокращается количество белых кро­вяных телец; серьезной потери трудоспособности не насту­пает;

в) отсутствуют признаки поражения;

г) пораженные погибают в первые дни облучения в результате молниеносной формы лучевой болезни.

11. Какую цель преследует проведение йодной профилактики? Не допустить:

а) возникновения лучевой болезни;

б) внутреннего облучения;

в) поражения щитовидной железы

12. Какое заболевание вызывает проникающая радиация у неза­щищенных людей? Назовите правильный ответ:

а) поражение центральной нервной системы;

б) поражение опорно-двигательного аппарата;

в) лучевую болезнь.

13. Тяжелую степень лучевой болезни вызывает доза облучения:

а) 450 бэр.;

б) 10 бэр.;

в) 0,5 бэр.

14. Определите какие из приведенных марок противогазов и респираторов необходимо использовать для защиты от радиоактивного йода? Назовите правильный ответ:

а) ГП-5;

б) ГП-7;

в) ПДФ-Д;

г) ПДФ-Ш;

д) ПДФ-2П;

е) ПДФ-2Ш;

ж) «Лепесток»;

з) Р-2, Р-2Д.

15. Что необходимо сделать при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте? Определите из предложенных вари­антов последовательность ваших действий:

а) надеть средства индивидуальной защиты;

б) освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор;

в) включить радиоприемник, телевизор и выслушать сообщение;

г) следовать на сборный эвакуационный пункт;

д) взять необходимые продукты питания, вещи и документы;

е) вывесить на двери табличку: «В квартире жильцов нет»;

ж) выключить газ, электричество, погасить огонь в печи.

16. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) находиться в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

б) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли;

в) двигаться по высокой траве и кустарнику;

г) избегать движения по высокой траве и кустарнику;

д) без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам;

е) принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;

ж) не принимать пищу, не пить, не курить;

з) не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие дейст­вия и расположите их в логической последовательности.

17. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложив­шимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность:

а) перед входом в дом снять одежду и выбить (вытряхнуть) из нее пыль;

б) обувь ополоснуть в специальной емкости с водой, протереть влажной тканью и оставить у порога;

в) воду из емкости вылить в канализацию;

г) войдя в помещение, верхнюю одежду повесить в плотно закрывающийся шкаф;

д) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом (на улице);

е) вымыть руки и лицо;

ж) принять душ с мылом.

18. Управление ГОЧС передало сообщение об аварии на АЭС. В нём жителям района, в котором вы живете, рекомендовано покинуть свои квартиры (дома) и прийти на сборный пункт для эвакуации в безопасную зону. Родители находятся на работе. Вы располагаете временем 1,5 часа. Ваши действия и их последовательность:

а) позвонить родителям на работу и сообщить о случившемся;

б) вывесить на двери табличку об отсутствии в квартире жи­телей и следовать на сборный пункт;

г) выключить газ, электричество, погасить огонь в печи;

д) переодеться в чистую одежду;

е) освободить холодильник от продуктов, вынести скоропор­тящиеся продукты и мусор в мусоросборник;

з) использовать намоченный носовой платок в качестве сред­ства защиты органов дыхания при следовании на сборный пункт.


ТЕСТ № VI

«Основы здорового образа жизни»


1. Назовите физические упражнения и занятия спортом, кото­рые оказывают общее положительное влияние на развитие и состояние организма человека:

а) физические упражнения и занятия спортом могут привести к увеличению силы;

б) под влияние мышечной деятельности происходит развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена - головного мозга;

в) физические упражнения благотворно влияют на становле­ние и развитие всех функций центральной нервной систе­мы: силу, подвижность и уравновешенность нервных про­цессов;

г) частое выполнение физических упражнений приводит к нормализации работоспособности;

д) совершенствуется система кровообращения и деятельность желез внутренней секреции;

е) систематические тренировки делают мышцы более сильны­ми, а весь организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды;

ж) систематические занятия спортом ведут к выработке орга­низмом специального гормона, оказывающего влияние на взаимоотношения между подростками;

з) во время мышечной работы улучшается вентиляционная способность легких и повышается кислородное обеспечение организма;

и) постоянные физические упражнения способствуют увели­чению массы скелетной мускулатуры, укреплению суста­вов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закален­ного человека повышается умственная, физическая работо­способность и сопротивляемость различным заболеваниям.


2. К основным физическим качествам, обеспечивающим высо­кий уровень здоровья относятся:

а) скоростные качества;

б) силовые качества;

в) психологические качества;

г) выносливость, гибкость.


Какая ошибка допущена?

3. Основными средствами развития быстроты являются:

а) упражнения с преодолением веса собственного тела;

б) упражнения, требующие энергичных двигательных реак­ций;

в) упражнения, требующие высокой скорости и частоты вы­полнения;

г) упражнения на растягивание мышц.


4. Основными средствами развития силы мышц являются:

а) упражнения с внешним сопротивлением;

б) упражнения с выполнением наклонов и махов;

в) упражнения, требующие высокой скорости;

г) упражнения с преодолением веса собственного тела.


5. Выносливость - важнейшее физическое качество человека, которое необходимо в повседневной жизни, профессиональ­ной деятельности и при занятиях спортом. Для развития выносливости наиболее полезны:

а) силовые упражнения;

б) ходьба, бег, лыжи, плавание;

в) упражнения на растяжку мышц.

6. Гибкость предусматривает развитие свойств опорно-двига­тельного аппарата человека. Для развития гибкости наибо­лее полезны:

а) упражнения с внешним сопротивлением;

б) упражнения, связанные с перемещением тела в единоборст­вах и спортивных играх;

в) упражнения, основанные на выполнении разнообразных движений: сгибаний-разгибаний, наклонов и поворотов, вращений и махов.

7. Одно их самых эффективных средств укрепления механизмов
приспособления к холоду и жаре, повышения устойчивости организма к изменениям природных условий, это:

а) физическая культура;

б)закаливание;

в) личная гигиена.

8. Одно их самых эффективных средств укрепления механизмов
приспособления к холоду и жаре, повышения устойчивости организма к изменениям природных условий, это:

а) физическая культура; б)закаливание; в) личная гигиена.

9. Регулярное закаливание способствует:

а) повышению способностей к восприятию и запоминанию;

б) укреплению силы воли; в) повышению аппетита;

г) активной физиологической деятельности и здоровой жизни;

д) замедлению процесса старения;

е) отвыканию от вредных привычек;

ж) продлеванию срока активной жизни на 20-25%.

10. Солнечные ванны в летнее время лучше всего принимать:

а) утром; б) до полудня;

в) после полудня; г) вечером.

11. При приеме солнечной ванны время солнечного облучения при хорошей переносимости увеличивается на:

а) 2-5 минут; б)5-10 минут; в) 10-15 минут.

12. Купание в открытых водоемах - очень эффективное средство закаливания, т.к. одновременно на организм действуют:

а) солнце; б) воздух;

в) атмосферное давление; г) вода.


Найдите допущенную ошибку.

13. При каких температурных условиях можно купаться в откры­тых водоемах:

а) температура воды должна быть не менее: 15°С; 20°С; 23°С;

б) температура воздуха должна быть не менее: 22-23°С; 23-24°С; 24-25°С.


Критерии оценки по курсу ОБЖ - 8 класс


Оценка тестовых заданий учащихся

1. Оценка «2» (неудовлетворительно) - от 0 до 35 % правильных ответов

2. Оценка «3» (удовлетворительно) - от 36% до 55 % правильных ответов

3. Оценка «4» (хорошо) - от 56% до 75% правильных ответов

4. Оценка «5» (отлично) - от 76% до 100 % правильных ответов


Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

*Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

*Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня, как по объему, так и глубине.





































Материально-техническое обеспечение учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

(Приложение 1)

Перечень учебно-методического обеспечения


Реализация рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

Учебная литература для учащихся:

  • учебник для учащихся 8 класса. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для 8 кл. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнов. - М.: «Просвещение», 2010.

Учебно-методические пособия для учителя:

  • программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» / под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: «Просвещение», 2008.

  • учебник для учащихся 8 класса. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для 8 кл. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнов. - М.: «Просвещение», 2010.

  • Учебно-методические материалы для преподавателей - организаторов Основ

Безопасности Жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие / Сост. Шигаев А.В.;

Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2006.

  • Правила дорожного движения.


  • Н.Н Петров. Человек в чрезвычайных ситуациях. М.: «Просвещение», 2003.

  • книга для учителя «методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2001 года, г. Москва;

  • ОБЖ. 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий. - М.: Кирилл и Мефодий, 2003.
















Список литературы.


  1. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.1999 № 56);

  2. Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

  3. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для 8 кл. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнов. - М.: «Просвещение», 2010.

  4. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособ. для учащихся) / под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.


  1. Н.Н Петров. Человек в чрезвычайных ситуациях. М.: «Просвещение», 2003.


  1. Книга для учителя «методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2001 года, г.Москва.


  1. Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.


  1. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика нар-котизма школьников: метод, пособие для учителя: 7-9 кл. / А. Г. Макее­ва. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательский дом «Дрофа» 2000г.

  3. Хрипкова А.Г. «Гигиена и здоровье». Медицинская литература.

  4. Дидактический материал «ОБЖ» 5-9 классы. Издательство «Дрофа».

  5. Правила дорожного движения.

  6. Журнал «ОБЖ».

  7. Тематический контроль по ОБЖ «Интеллект-Центр». Москва. 2005г.

  8. Т.Ф.Олейник. Великие природные катастрофы. Ростов-на Дону «Феникс». 2006г.

  9. Я.Я.Мейнгот, Н.М.Потылицина. Теоретические и практические основы медицинских знаний. Красноярск. 2006г.

  10. Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т. Смирнова, М., Просвещение, 2010.

  11. Учебно-методические материалы для преподавателей - организаторов Основ

Безопасности Жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие / Сост. Шигаев А.В.;

Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2006.


  1. ОБЖ. 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий. - М.: Кирилл и Мефодий, 2003.










ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:


it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

4students.ru/search.asp?id_subject=20 - Рефераты по безопасности жизнедеятельности

сайт Минобрнауки РФ

http: // mon.gov.ru/.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1»





Рассмотрена и одобрена на заседании

научно-методического объединения

Председатель МО_______

Утверждена

Директор МБОУ «Лицей №1»

р.п. Чамзинка

Республики Мордовия
__________/Туленин Н.Н./

/Сатункина В.П. /

«___»__________2015г. «__» __________ 2015г.








Рабочая программа

по «Основам безопасности жизнедеятельности»

в 8 классе на 2015-2016 учебный год







количество часов в неделю - 1

методическое объединение учителей «Физической культуры»

Павлинов Евгений Юрьевич







© 2010-2022