- Преподавателю
- ОБЖ
- «Интеграция школьных предметов как основа оптимизации преподавания ОБЖ»
«Интеграция школьных предметов как основа оптимизации преподавания ОБЖ»
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Н.Н. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ №70
Советского района
«Интеграция школьных предметов как основа оптимизации преподавания ОБЖ»
Преподаватель-организатор ОБЖ
Иванова Наталия Николаевна
-В О Р О Н Е Ж 2008 год-
Содержание
-
Задачи преподавания ОБЖ
-
Основные направления в реализации концепции:
1). Пути реализации межпредметных связей в школьном курсе ОБЖ;
2). Углубление экологических аспектов преподавания ОБЖ в условиях
профильной школы;
3). Организация проектной деятельности учащихся, проведение науч-
ных конференций;
4). Систематическая работа по поддержанию традиций военно-патриотического воспитания.
3. Результаты.
Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
-
формировать личность «безопасного типа»;
-
вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения ;
-
закреплять полученные знания о необходимости формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья;
-
воспитывать гражданственность, патриотизм, ответственность перед собой, обществом и природой.
Задачи преподавания ОБЖ
Предмет ОБЖ является достаточно молодым и мнение о важности и нужности этого предмета в образовании неодназначно. Вопросы, освещаемые курсом ОБЖ, касаются сегодня каждого, хотя не всегда осознаются во всей полноте.
Изучая школьный курс ОБЖ , мы убедились, что он содержит ответы на вопросы о том, как уберечься от опасности в различных жизненных ситуациях, помогает найти правильное решение для сохранения и укрепления здоровья. В целом курс предназначен для воспитания так называемой «личности безопасного типа»-личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.
В своей работе в качестве главной задачи вижу подготовку человека как личности, умеющей прогнозировать, распознавать уже надвигающуюся на него опасность, моделировать ход ее развития и результаты. Но особенно важно то, чтобы он знал, умел и мог бы не входить в опасную ситуацию. А в случае попадания - был способен умело, с наименьшими потерями выйти из нее, и лучше, если это произойдет до наступления стадии начала перехода опасной ситуации в свою конечную стадию развития -чрезвычайную.
Курс ОБЖ должен быть интегрированным и построенным на базе всех без исключения наук, ибо каждая из них отражает определенную грань окружающего нас мира.
В своей практике я часто использую интегрированные уроки в таких разделах, как: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (ОБЖ -биология, экология, физическая культура), «Основы военной службы» (ОБЖ - физическая культура), «Безопасность человека в природных условиях» (ОБЖ - география, экология), «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» (ОБЖ - физика, экология), «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» (ОБЖ - экология, биология, физика, химия) и др.
Такие уроки, на мой взгляд, развивают потенциал самих уч-ся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей . Использование различных видов работ в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Форма проведения уроков нестандартна и интересна.
В системе интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие занятия, на которых будут раскрыты проблемы, лежащие на стыке двух или нескольких предметов. Необходимо помнить, что предметы, которые объединяются на интегрированном уроке, не должны искусственно соединяться. Кроме того, из двух интегрируемых уроков один все же является стержневым., учебный материал которого взаимопереплетается на каждом этапе урока с другим интересуемым предметом, усиливая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитательной.
Таким образом, будут соблюдены такие системные принципы, как целостность, структурность, взаимодействие системы с окружающей средой, а также такие немаловажные принципы современной технологии образования, как преемственность и непрерывность.
Главными в своей работе я считаю такие направления, как: 1). пропаганда здорового образа жизни, профилактика развития вредных привычек, наркомании, алкоголизма и табакокурения; 2). способность оценки влияния экологической обстановки мест проживания на здоровье;
3. нравственно-патриотическое воспитание.
Я работаю в классах, где дети уже определились с выбором профессии (медицина). Так, например, в 10 «Б» классе ребята уже знакомы со строением и функциями основных систем органов. Проходя раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», они вспоминают, собирают и анализируют информацию, которая помогает им разобраться, ЧТО и КАК нужно делать для того, чтобы быть здоровым. Например - это общеукрепляющая гимнастика для глаз, гимнастика мозга, оценка физической и умственной работоспособности, исследование внимания, памяти, индивидуальных биоритмов, социально-психологических факторов и т.д. На основе этих материалов создаются авторские проекты для научных конференций.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Отечественный писатель и поэт В. Солоухин писал в своей повести «Приговор»: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете чувствовать лучше и проживете дольше. Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревья, покрытые слоем жирной и черной копоти - это и будут ваши отрицательные эмоции, тем более, что они не эпизодичны, а постоянны и как-то даже не заметны, но тем не менее, разрушительны, по крайней мере, угнетающие, а это одно и то же».
Поэтому в классах, где изучаются темы по экологии и безопасности, я провожу уроки, основанные на здоровьесберегающих технологиях. Так, 12 лет назад в нашей школе произошло чп. Один ученик достал где -то банку с ртутью и разбил ее. По истечении этого времени возникла идея провести исследовательскую работу по изучению экологического состояния школьных кабинетов нашей школы. Этим занялась ученица 8 класса. Затем этот проект был представлен на районную экологическую конференцию и занял 1 место. В дальнейшем жюри рекомендовало представить данную работу на студенческую конференцию, которая проходила в ВГСА.
Преподавателю ОБЖ необходимо побуждать уч-ся творчески применять теоретические знания и практические умения и навыки на занятиях. Огромную роль в преподавании ОБЖ имеют практические занятия с элементами игры.
На таких занятиях желательно сочетать различные средства наглядности: реальные средства защиты, приборы, учебное оружие, муляжи, тренажеры, модели, траншеи. Все это делает способ познания быстрее, понятнее и ярче. Ученик может научиться какому - либо делу, только делая это дело. Лабораторные занятия и практические занятия ( ориентирование на местности, оказание первой медицинской помощи, пользование электрическим оборудованием и т. д .) являются важнейшими источниками знаний уч-ся. Такие работы резко повышают привлекательность предмета, способствуют развитию мышления, запоминанию). Очень важно воспитывать учеников в процессе обучения с помощью внедрения технологий развивающего, личностно-ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава. Уроки здоровья проведение бесед, различных самостоятельных работ, использование исследовательского, проблемно-поискового методов обучения, а также применять аудиовизуальные средства, ТСО, компьютерные технологии, которые в последнее время все шире применяются.
В основе моей педагогической концепции лежит воспитание у уч-ся чувства патриотизма, национальной гордости. В школе стало традицией проведение накануне Дня Победы смотра- конкурса строя и песни с приглашением ветеранов ВОВ, к которому уч-ся среднего звена готовят старшеклассники. Это мероприятие всегда вызывает большой интерес у детей и проходит торжественно и эмоционально. В этом аспекте следует отметить сотрудничество лекторской группы с Советом «Музея 45 стрелковой дивизии», где уч-ся 9-11классов выступают перед учениками начальной школы со своими работами в соответствующие «Дни воинской славы». Ребята активно участвуют в подготовке мероприятий ко Дню защитников отечества («Как стать генералом?» и др.). Регулярно организовываются встречи с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами. В канун патриотических праздников ребята посещают ветеранов на дому и оказывают им посильную помощь. Интересно проходят и уроки мужества, на которых ветераны рассказывают о своих подвигах и подвигах своих товарищей.
Результаты
Работа, проводимая педагогом, дает свои результаты: принимая участие в районных и городских конкурсах по ОБЖ, команда уч-ся школы неоднократно занимала призовые места.(«А, ну-ка парни!», «Орленок», олимпиады по ОБЖ). Традиционными стали школьные соревнования: «Безопасное колесо», «А, ну-ка парни!», участие в декадах, месячниках по ГО, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности и др. мероприятиях. Дети с удовольствием готовятся и участвуют в этих соревнованиях. Кроме укрепления здоровья здесь происходит сплачивание коллектива, развивается чувство дружбы и взаимовыручки, прививаются такие качества как гордость за класс, школу.
Более 80% выпускников выбирают в итоговой аттестации ОБЖ и успешно сдают экзамены.
Многие выпускники связывают свою жизнь с вооруженными силами, поступая в военные институты и училища.
Рейтинг среди учащихся предмета ОБЖ - 83%
Желание быть вместе с учителем, гордиться собой и школой, осознавать, что от тебя в жизни зависит многое - это залог высокого уровня образования и безопасного будущего нашего общества.
(Слайд 1)
Тема: «Интеграция школьных предметов как основа оптимизации преподавания ОБЖ»
Задачи преподавания ОБЖ
Предмет ОБЖ является достаточно молодым и мнение о важности и нужности этого предмета в образовании неодназначно. Вопросы, освещаемые курсом ОБЖ, касаются сегодня каждого, хотя не всегда осознаются во всей полноте.
Изучая школьный курс ОБЖ , мы убедились, что он содержит ответы на вопросы о том, как уберечься от опасности в различных жизненных ситуациях, помогает найти правильное решение для сохранения и укрепления здоровья.
(Слайд 2)
Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
-
формировать личность «безопасного типа»;
-
вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения ;
-
закреплять полученные знания о необходимости формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья;
-
воспитывать гражданственность, патриотизм, ответственность перед собой, обществом и природой
В целом курс предназначен для воспитания так называемой «личности безопасного типа»-личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.
Исходя из поставленных целей, в своей работе в качестве главной задачи вижу подготовку человека как личности, умеющей прогнозировать, распознавать уже надвигающуюся на него опасность, моделировать ход ее развития и результаты. Но особенно важно то, чтобы он знал, умел и мог бы не входить в опасную ситуацию. А в случае попадания - был способен умело, с наименьшими потерями выйти из нее, и лучше, если это произойдет до наступления стадии начала перехода опасной ситуации в свою конечную стадию развития -чрезвычайную.
(Слайд 3) Таблица.
Курс ОБЖ должен быть интегрированным и построенным на базе всех без
исключения наук, ибо каждая из них отражает определенную грань окружающего нас мира.
(Слайд 4)
Роль и значение межпредметных связей
В своей практике я часто использую интегрированные уроки в таких разделах, как: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (ОБЖ -биология, экология, физическая культура), «Основы военной службы» (ОБЖ - физическая культура), «Безопасность человека в природных условиях» (ОБЖ - география, экология), и др.
(Слайд 5)
Основные направления в реализации концепции
-
Интегрированные уроки в оптимизации процесса обучения
Такие уроки, на мой взгляд, развивают:
-
потенциал самих уч-ся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей .
-
Использование различных видов работ в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Форма проведения уроков нестандартна и интересна.
В системе интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие занятия, на которых будут раскрыты проблемы, лежащие на стыке двух или нескольких предметов. Необходимо помнить, что предметы, которые объединяются на интегрированном уроке, не должны искусственно соединяться. Кроме того, из двух интегрируемых уроков один все же является стержневым., учебный материал которого взаимопереплетается на каждом этапе урока с другим интересуемым предметом, усиливая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитательной.
Таким образом, будут соблюдены такие
(Слайд 6)
Системные принципы
-
целостность
-
структурность
-
взаимодействие системы с окружающей средой
-
преемственность
-
непрерывность.
Главными в своей работе я считаю такие направления, как: 1). пропаганда здорового образа жизни, профилактика развития вредных привычек
2). способность оценки влияния экологической обстановки мест проживания на здоровье;
3. нравственно-патриотическое воспитание.
Я работаю в классах, где дети уже определились с выбором профессии (медицина). Так, например, в 10 «Б» классе ребята уже знакомы со строением и функциями основных систем органов. Проходя раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», они вспоминают, собирают и анализируют информацию, которая помогает им разобраться, ЧТО и КАК нужно делать для того, чтобы быть здоровым. Например - это общеукрепляющая гимнастика для глаз, гимнастика мозга, оценка физической и умственной работоспособности, исследование внимания, памяти, индивидуальных биоритмов, социально-психологических факторов и т.д. На основе этих материалов создаются авторские проекты для научных конференций.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека.
(Слайд 7)
Отечественный писатель и поэт В. Солоухин писал в своей повести «Приговор»:
«Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете чувствовать лучше и проживете дольше. Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревья, покрытые слоем жирной и черной копоти - это и будут ваши отрицательные эмоции, тем более, что они не эпизодичны, а постоянны и как-то даже не заметны, но тем не менее, разрушительны, по крайней мере, угнетающие, а это одно и то же».
Поэтому в классах, где изучаются темы по экологии и безопасности, я провожу уроки, основанные на здоровьесберегающих технологиях. Так, 12 лет назад в нашей школе произошло чп. Один ученик достал где -то банку с ртутью и разбил ее. По истечении этого времени возникла идея провести исследовательскую работу по изучению экологического состояния школьных кабинетов нашей школы.
(Слайд 8)
Основные направления в реализации концепции
2.Углубление экологических аспектов преподавания ОБЖ в условиях профильной школы
3.Организация проектной деятельности уч-ся, проведение научных конференций
Этим занялась ученица 8 класса. Затем этот проект был представлен на районную экологическую конференцию и занял 1 место. В дальнейшем жюри рекомендовало представить данную работу на студенческую конференцию, которая проходила в ВГАУ.
Преподавателю ОБЖ необходимо побуждать уч-ся творчески применять теоретические знания и практические умения и навыки на занятиях. Огромную роль в преподавании ОБЖ имеют практические занятия с элементами игры.
( Слайд 9)
Практические и лабораторные занятия
На таких занятиях желательно сочетать различные средства наглядности: реальные средства защиты, приборы, учебное оружие, муляжи, тренажеры, модели, траншеи. Все это делает способ познания быстрее, понятнее и ярче.
Ученик может научиться какому - либо делу, только делая это дело. Такие работы резко повышают привлекательность предмета, способствуют развитию мышления, запоминанию).
Очень важно воспитывать учеников в процессе обучения с помощью внедрения технологий развивающего, личностно-ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава. Уроки здоровья проведение бесед, различных самостоятельных работ, использование исследовательского, проблемно-поискового методов обучения, а также применять аудиовизуальные средства, ТСО, компьютерные технологии, которые в последнее время все шире применяются.
В основе моей педагогической концепции лежит воспитание у уч-ся чувства патриотизма, национальной гордости.
(Слайд 10)
Основные направления в реализации концепции
4.Систематическаяработа по поддержанию традиций военно-патриотического воспитания.
-
Уроки мужества
Интересно проходят уроки мужества, на которых ветераны рассказывают о своих подвигах и подвигах своих товарищей.
(Слайд 11)
2) Смотр строя и песни
В школе стало традицией проведение накануне Дня Победы смотра- конкурса строя и песни с приглашением ветеранов ВОВ, к которому уч-ся среднего звена готовят старшеклассники. Это мероприятие всегда вызывает большой интерес у детей и проходит торжественно и эмоционально.
(Слайд 12)
3) Музей 45 стрелковой дивизии.
В этом аспекте следует отметить сотрудничество лекторской группы с Советом «Музея 45 стрелковой дивизии», где уч-ся 9-11классов выступают перед учениками начальной школы со своими работами в соответствующие «Дни воинской славы».
(Слайд 13)
4)Митинг у мемориальной доски
Регулярно организовываются встречи с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами.
(Слайд 14)
5)Возложение венков
В канун патриотических праздников ребята посещают ветеранов на дому и оказывают им посильную помощь.
Поддерживаем связь с организациями и учреждениями.
(Слайды 15, 16,17,18,19)
Перечисляю: 1.МЧС
2.Областная пожарная выставка
3.Сотрудничество с органами ГИБДД Советского района
4.Медицинская академия
Работа, проводимая педагогом, дает свои результаты: принимая участие в районных и городских конкурсах по ОБЖ, команда уч-ся школы неоднократно занимала призовые места.(«А, ну-ка парни!», «Орленок», олимпиады по ОБЖ). Кроме укрепления здоровья здесь происходит сплачивание коллектива, развивается чувство дружбы и взаимовыручки, прививаются такие качества как гордость за класс, школу.
(Слайды 20,21,22)
Перечисляю: 1. «А ну-ка, парни!»
2. «Орленок»
3.Участие в декадах, месячниках
Более 80% выпускников выбирают в итоговой аттестации ОБЖ и успешно сдают экзамены.
Многие выпускники связывают свою жизнь с вооруженными силами, поступая в военные институты и училища.
(Слайд 23)
Желание быть вместе с учителем, гордиться собой и школой, осознавать, что от тебя в жизни зависит многое - это залог высокого уровня образования и безопасного будущего нашего общества.
ОБЖ - будущее России!