- Преподавателю
- ОБЖ
- План-конспект: Ориентирование на местности без карты
План-конспект: Ориентирование на местности без карты
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Органова В.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
"
ПЛАН - КОНСПЕКТ
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу:
Военная топография
Тема 1. Ориентирование на местности без карты
Цель: Научить учащихся ориентироваться на местности без карты, определяя стороны горизонта наиболее распространенными способами, определить свое местоположение относительно сторон горизонта, определить расстояние на местности различными способами, определять направления на предмет и правильно выйти к намеченному пункту.
Место: кабинет НВП
Время: 45 мин
Руководство: учебник по НВП.
Учебные вопросы:
1. Общие понятия
2. Способы определения сторон горизонта
Ход занятий:
№
пп.
Содержание занятия
Время
Действие руководителя и обучаемых
1.
2.
3.
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
5 мин
35 мин
5 мин
Строю личный состав, принимаю рапорт командира взвода, проверяю наличие личного состава и его внешний вид, завожу в кабинет, проверяю готовность к занятию. Называю тему, цели и учебные вопросы, порядок отработки учебного материала и приступаю к занятиям.
Военная топография - специальная военная дисциплина. Она рассматривает способы изучения местности и ее особенностей для ведения боевых действий и т.д.
Ориентироваться на местности - значит найти направление на стороны горизонта (стороны света) - север, юг, запад, восток; определить свое местоположение относительно окружающих предметов, форм рельефа; найти нужное направление в пути.
Ориентирами называются хорошо заметные местные предметы и элементы рельефа, относительно которых определяют местоположение, направление движения и указывают положение целей и объектов.
Стороны горизонта на местности определяются по компасу, небесным светилам и местным признакам.
о положению Солнца. В таблицах приводится время суток, в которое в северном полушарии Земли Солнце находится на востоке, юге, западе в разные периоды года. По Солнцу и часам. При наличии механических часов стороны горизонта в безоблачную погоду по Солнцу можно определить в любое время дня. Для этого необходимо установить часы горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце; угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру "1" разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам и будет указывать направление на юг. Зная направления на юг, легко определить и другие направления.По Полярной звезде. Ночью при безоблачном небе стороны горизонта можно определить по Полярной звезде, которая всегда находится на севере. Если встать к Полярной звезде лицом, то впереди будет север; отсюда можно найти и другие стороны горизонта. Положение Полярной звезды можно найти по созвездию Большой Медведицы, которая имеет вид ковша и состоит из семи ярких звезд. Если провести мысленно прямую линию через две крайние звезды Большой Медведицы, отложить на ней пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами, то в конце пятого отрезка будет находится Полярная звезда.
По Луне. Если из-за облачности Полярной звезды не видно, но в то же время видна Луна, ею можно воспользоваться для определения сторон горизонта. Так, зная местоположение Луны в различных фазах и время, можно приближенно указать направления на стороны горизонта.
По признакам местных предметов. Из долголетних наблюдений установлено, что: кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной; мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная; на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны; ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны; ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны; алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад; нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север; на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.
Объявляю степень достижения учебной цели, отмечаю положительные и отрицательные стороны занятия. Проверяю степень усвоения пройденного материала методом опроса. Даю задание на самоподготовку, выставляю и объявляю оценки.
Руководитель занятий: преподаватель-организатор