• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Педагогический проект на тему: «Использование модульной технологии в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»»

Педагогический проект на тему: «Использование модульной технологии в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»»

Педагогический проект на тему: «Использование модульной технологии в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»» интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.Студент должен учиться сам, а педагог обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.Гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»


Педагогический проект на тему:

использование модульной технологии в

преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Преподаватель - организатор основ

безопасности жизнедеятельности колледжа

Черкасов С.И.


Содержание.

  1. Теоретическое обоснование модульной системы обучения _________3

  2. Актуальность работы_________________________________________ 10

  3. Теоретические основы_________________________________________11

  4. Критерии формирования общеучебных умений и навыков________ 15

  5. Информационные источники___________________________________20




ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Проблемы обучения и воспитания относятся к числу тех, разработка которых требует системного подхода.

Обучение и воспитание - целенаправленное воздействие, обеспечивающее усвоение человеком общественного

опыта, организатором усвоения которого выступает прежде всего преподаватель. Педагог - руководитель, организатор,

субъект воспитательных воздействий. Обучать и воспитывать людей - это значить управлять их поведением.

Процесс обучения и воспитания можно представить как способ функционирования педагогических систем,

содержанием которого является управление развитием человека.

Цели педагогических систем: превращение человека из объекта управления (обучения, воспитания) в субъект управления (обучения, воспитания),формирование у него самостоятельной деятельности и способности к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации). Активные позиции педагога и учащегося состоять в том, что каждый из них в большей или меньшей степени выступает как в качестве субъекта управления своей собственной деятельностью и поведением, так и поведением и деятельностью других.

Современное управление образовательным учреждением в качестве одной из своих задач рассматривает эффективности учебного труда преподавателя и студента в каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К ее основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, применение прогрессивных форм и методов обучения, развитие рефлексивных навыков учебного труда, использование компьютеров и других новейших информационных технических средств обучения.

К основным способам оптимизации процесса преподавания относятся: комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; конкретизация их с учетом особенностей обучающихся; выбор оптимальной последовательности

этапов урока; обоснованный выбор методов, форм и средств обучения, дифференцированный подход к ученикам, определение оптимального объема и сложности домашнего задания, анализ результатов учебно - воспитательного процесса.

Традиционная классно - урочная организация учебно - воспитательного процесса далека от оптимального варианта. Эта система «нивелирует способности обучающихся и не обеспечивает условия для формирования творческих способностей». В соответствии с технологическим подходом В.П Беспалько педагогической системе должна быть задана новая технологическая направленность: предварительное проектирование процесса; центр внимания - учебно - познавательная деятельность самого обучающегося, а не методические поурочные разработки; диагностичность целеобразования и объективного контроля результатов; целостность.

Целеполагание лежит в основе педагогической системы в соответствии с тем, что сами обучающиеся ставят проблему развития личности. Так, по оценкам преподавателей, ключевыми в совершенствовании современного образования являются его дифференциация и индивидуализация, что связывается прежде профилированием учебных заведений и созданием разноуровневых учебных программ по предметам.

Закон Российской Федерации «Об образовании» и положения международной Конвенции о правах ребенка способствуют созданию гуманистических традиций в системе образования. В соответствии с общими ориентирами обновления современного образовательного учреждения предстоит осуществить переход от принципа всеобщего образования, одинакового для всех, к образованию по личностным способностям и общественным потребностям, т.е.

с изначальной дифференциацией обучения сообразно способностям и склонностям обучающихся вплоть до разноуровневых и разнопрофильных программ и учебных пособий. Наряду с общеобразовательной подготовкой обучающихся, ориентирующихся на получение высшего образования, основной массе обучающихся предстоит поиск рабочего места на предприятиях, в сфере обслуживания.

Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, показателем высокого уровня развития учебно - познавательной деятельности обучающегося является ее самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими.

Внедряемые в практику новые педагогические технологии адаптивной системы обучения, уровневой дифференциации, коллективных способов обучения, модульной организации учебного процесса позволяют модернизировать традиционные методы обучения.

По мнению Н.Д. Никандрова, положительный эффект, достигаемый в результате этого обучения, связан с его динамичностью. Которая заключается в вариативности элементов, модулей, содержания элементов и модулей. Цели при данном обучении формулируются в терминах методов деятельности и способов действий и разделяются на циклы познания и циклы других видов деятельности. Модульное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учении. Гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности обучаемого. Положительная роль, модульного обучения, как отмечает И.Б. Марцинковский, связана с осознанностью перспективы обучения каждым обучающимся.

\

Цель: Изучение возможности использования модульной технологии в преподавании курса « Безопасность жизнедеятельности».

Объект исследования:

студенты 2 курса.

Гипотеза:

использование модульной технологии позволяет повысить уровень

сформированности общеучебных навыков у обучающихся.


Дидактическая цель:

формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Практическая значимость:

Разработан раздаточный дидактический материал нового

поколения по модульной технологии и представлен в распоряжение колледжа.


Методические задачи:

- изучение и анализ методической, специальной, психолого - педагогической литературы и нормативных документов по теме исследования;

- наблюдение, сравнение;

- изучение педагогического опыта по использованию модульной технологии.



Актуальность работы.

В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность

и способность выпускников колледжа, нести личную ответственность за собственную

успешную жизнедеятельность.

Ведущими целями образования должны стать:

- развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их

готовность и способность к самообразованию;

- умение отстаивать свои права;

- готовность к сотрудничеству, к творчеству;

- способность к самореализации;

- толерантность, терпимость к чужому мнению.

Изучая разнообразные современные технологии, я пришел к выводу, что наиболее

эффективной в наших условиях является технология модульного обучения.

Она, по моему мнению, наиболее полно способствует формированию

интеллектуальных умений и развитию познавательной активности обучающихся на

уроках основ безопасности жизнедеятельности. Сущность модульного обучения

выражается в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей

учебно - познавательной деятельности в процессе работы над модулем, объединяющим

цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению

заданий.

Теоретические основы.

Модульная технология - сочетание различных способов проектирования дидактических материалов,

рейтинговая система оценки и контроля достижений. Ведущая характеристика технологии - гибкость -

способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс

обучения строится на достижении ближних, средних и перспективных (развитие способностей личности)

целей. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению, благодаря

новизне содержания, занимательности, эмоциональности, организации учебного поиска, опоре на

жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Суть модульной технологии сводится к тому, что обучающийся весь урок работает по заданной ему

инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательности шагов на уроке, рекомендации по

эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала, проверочные тесты.

Модульное обучение ориентировано на активную деятельность обучающихся. Исходя из собственного

опыта работы, я использую следующую последовательность при составлении уроков- модулей.

Содержание урока распределяется с учетом принципов модульного обучения: входной контроль; блок

информации; отработка содержания обучения, контроль усвоения знаний и коррекция ошибок.

Другой элемент модульной технологии - модульный урок. Он состоит из двух академических часов.

При составлении модульного урока, я выполняю следующие шаги:

- Формулировка темы урока.

- Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

- Подбор литературы для обучающихся.

- Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ).

- Подбор необходимого фактического материала.

- Определение способов учебной деятельности обучающихся.

- Отбор методов и форм преподавания и контроля.

Учебный элемент является этапом достижения интегрирующей цели урока. Таких этапов не должно быть

много, но я обязательно использую следующие:

УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме.

УЭ-2 и т.д. - отработка учебного материала.

УЭ- п (где п - номер последнего учебного элемента) - включает выходной контроль

знаний, подведение итогов, выбор домашнего задания.

Каждый УЭ можно давать обучающимся по разному: организовать работу с учебником, предложить

обучающемуся сделать сообщение, самому учителю объяснить, использовать элементы ролевой

игровой деятельности. Чтобы содержание УЭ усваивалось активно, обучающемуся дается программа

действий. Большое место в модульной технологии отводится само- или взаимоконтролю. Он

разнообразен: тесты всех видов, составление схем, заполнение таблиц, ответы на вопросы.

Выполненные задания сверяют с эталоном, представленным либо на доске, либо есть у учителя.

Самоконтроль обеспечивает объективную оценку своих знаний, стимулирует учебно - познавательную

деятельность, т.е. является средством успешности в учении.

От первой до последней минуты занятие направлено на овладение новым материалом.

Учебные элементы выстроены в логической последовательности. Заканчивается модуль

выходным контролем.

Назначение учителя на уроке меняется. Из информатора он превращается в организатора обучения,

консультанта, становится помощником.

В группах первого курса целесообразно, на мой взгляд, применение элементов ролевой игры, т.к.

это придает эмоциональную окраску уроку и положительно сказывается на привитии интереса

к предмету.

При изучении основ безопасности жизнедеятельности происходит

формирование интеллектуальных умений и познавательной

активности обучающихся:

Формирование знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, патриотизма и долга по защите Отечества.

Формирование культуры студентов в области безопасности жизнедеятельности.

Воспитание чувства уважения к героическому наследию России.

Наличие представлений о государственной системе защиты населения от опасных и ЧС.

Формирование общеучебных умений и навыков при изучении основ

безопасности жизнедеятельности можно отобразить в виде таблицы:

( по Шамовой Т.И.).

Педагогический проект на тему: «Использование модульной технологии в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»»

№ П./П.

Критерий формирования

общеучебных умений и

навыков

Уровни проявления

Творческий

Репродуктивный

Достаточно-необходимый

1

Учебно-познавательная

деятельность

Умение разделить процессы

изучения материала на этапы:

- выделение причин;

- сравнение, классификация;

- умение различать факт,

доказательство, гипотезу;

- самостоятельная разработка

плана поисковой работы;

- самостоятельная разработка

проекта.

- Использование для познания

окружающего мира различных

методов (наблюдения, измерения,

моделирования).

- Комбинирование известных

алгоритмов деятельности в

ситуациях, не предполагающих

стандартное применение

одного из них.

- Разработка плана поисковой

работы совместно с учителем.

- Использование несложных

экспериментов для доказательства

выдвигаемых предположений.

-Умение осуществлять поиск

оригинальных решений.

- Знание об основных методах

познания окружающего мира.

-Определение адекватных

способов решения учебной

задачи на основе заданных

алгоритмов.

-Исследование несложных

практических ситуаций на

основе предложенного

образца.

- Посильное участие в

разработке плана поисковой

работы.

- Осуществление несложных

действий по сравнению на

основе предложенного образца.

2

Информационно-

коммуникативная

деятельность

- Владение монологической и

диалогической речью;

- поиск информации с

привлечением дополнительного

материала;

- умение вступать в речевое

общение;

- составление плана, тезисов,

конспекта;

- использование различных

источников информации

(энциклопедии, словари,

компьютер).

- Осознанное беглое чтение

текстов;

- создание письменных

высказываний, адекватно

передающих прослушанную

и прочитанную информацию;

- выбор использования

выразительных средств языка

(текст, таблица, схема).

- Адекватное восприятие

письменной и устной речи;

- создание письменных

высказываний с помощью

учителя;

- умение пересказывать

мысль другими словами.

3

Рефлексивная

деятельность

- оценивание своих учебных

достижений, поведения;

- соблюдение правил здорового

образа жизни;

- учет особенностей различного

ролевого поведения;

- формирование ценностного

отношения к миру, себе,

окружающим людям.

- владение навыками контроля

и оценки своей деятельности;

- соблюдение норм поведения

в окружающей среде;

- объективное оценивание своего

вклада в решение общих задач.

Оказание помощи в проведении

самоконтроля и самооценки;

- владение умениями совместной

деятельности.

Сравнительный анализ качества знаний в (%) в техн.35

(использовалась МТ) и техн.36 (занятия без использования МТ)

Педагогический проект на тему: «Использование модульной технологии в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»»

Характеристика уровня развития общеучебных умений

и навыков на уроках «Безопасность жизнедеятельности»

Учебно-познавательная деятельность

Педагогический проект на тему: «Использование модульной технологии в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»»




Информационно-коммуникативная


Педагогический проект на тему: «Использование модульной технологии в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»»




Рефлексивная деятельность


Педагогический проект на тему: «Использование модульной технологии в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»»





Выводы

  • Модульная технология личностноориентированна, использует множество дидактических подходов в решении учебных задач, формирует самомотивацию обучающихся.

  • В модульной технологии осуществляется разнообразная самостоятельная деятельность обучающихся.

  • Модульная технология способствует развитию творческого мышления, обеспечивает развитие исследовательских навыков, умений.

  • Модульная технология существенно повышает уровень общеучебных навыков у обучающихся.


Информационные источники

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2010.

  • Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: Школьные технологии, 2009.

  • Модульное обучение: опыт, перспективы. Под ред. Т.И. Шамовой. М.: изд-во МПГУ им. В.И. Ленина, 2005.

  • Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.: центр педагогического образования, 2007.

  • Смирнов А.Т. Безопасность жизнедеятельности. М.: издательский центр «Академия», 2013.

  • Модульная система организации учебно-воспитательного процесса: методические рекомендации / сост. Клемешова И.В. и др.- Тамбов: ТОИПКРО,2010.

Интернет ресурсы:

  • Культура безопасности жизнедеятельности на сайте: kdzhd.ru.

  • Официальный сайт МЧС России: mchs.gov.ru.

  • Гражданская оборона на предприятии на сайте:

go-oborona.ru/



© 2010-2022