• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Статья «Возможности современной школы в организации подготовки юношей к службе в Вооруженных силах России»

Статья «Возможности современной школы в организации подготовки юношей к службе в Вооруженных силах России»

В данной статье рассматриваются вопросы -как повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации; сформировать стойкую патриотическую позицию; повысить уровень физического воспитания не только для укрепления здоровья, всестороннего развития, но и в целях овладения навыками прикладной физической подготовки. А также социальную значимость физического воспитания в целом; создать условия для формирования гражданина - патриота и защитника Отечества.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Возможности современной школы в организации подготовки юношей к службе в Вооруженных силах России»

Жукова Марина Дмитриевна

Преподаватель-организатор ОБЖ БОУСОШ№13

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы - как повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации; сформировать стойкую патриотическую позицию; повысить уровень физического воспитания не только для укрепления здоровья, всестороннего развития, но и в целях овладения навыками прикладной физической подготовки. А также социальную значимость физического воспитания в целом; создать условия для формирования гражданина - патриота и защитника Отечества.

Ключевые слова: патриот, Вооруженные силы Российской Федерации, физическая подготовка, военная служба, армия.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его - гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества. Военная служба в России всегда считалась и считается почетной обязанностью и священным долгом, исключительным по своей важности и необходимости.

Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей … стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала». Патриотическое воспитание -сложный педагогический процесс, который со временем поможет: повысить патриотическое сознание, избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма. Повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации; сформировать стойкую патриотическую позицию; повысить потребность в духовном обогащении; воспитать уважение к труду, человеку труда. В современных условиях, когда воспитание детей - дело родителей, а им, зачастую, некогда, резко возрастает значение патриотического воспитания. Особенно ценного тем, что оно ставит своей главной целью подготовку юных Россиян к государственной и военной службе, а также эффективностью и качеством обучения и воспитания, укреплению связей образовательных учреждений и различных учреждений Вооруженных Сил. От этих параметров во многом зависят гражданственность и патриотизм, интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения, а значит будущее России. Научные подходы в организации данной работы наполняют ее новым содержанием и ориентирами. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - отметил К.Д.Ушинский в предисловии к двухтомной монографии по важнейшим проблемам педагогики и педагогической психологии - «Человек как предмет воспитания». Стремясь принести как можно больше пользы народу. Мы сталкиваемся с проблемой нехватки физически и морально подготовленных юношей к службе в вооруженных силах России. Поэтому появляется потребность в организации дополнительных условий для подготовки молодого поколения к предстоящим испытаниям. Моя система работы строится на сохранении, развитии традиций военно-патриотического воспитания «средняя общеобразовательная школа №13» станицы Васюринской, находится на территории, где в годы Великой отечественной войны проходили ожесточенные бои. Исторически сложилось так, что со дня основания школа поддерживает связь с советом ветеранов. Вот уже несколько десятков лет образовательное учреждение занимает передовые позиции в районе по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Снижается физическая подготовленность допризывников, значительная часть из них не может выполнить нормативные требования, в результате чего все большее число юношей не готовы к службе в Вооруженных Силах России. За последние годы в ряде регионов России и в нашем Краснодарском крае, повысилось внимание к подрастающему поколению, в частности, к проблеме воспитания и развития личности гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы. Результаты многочисленных социологических исследований свидетельствуют о том, что большая часть молодежи не обладает ответственностью перед обществом за выполнение важнейших обязанностей в качестве его граждан. Одной из них, как известно, является выполнение воинского долга в рядах Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов. Изучение начального периода военной службы призванных в армию и на флот юношей показывает, что многие из них испытывают большие трудности, сталкиваются с серьезными проблемами в новом для них качестве военнослужащих срочной службы.

Среди основных причин этого: слабо сформированная, а нередко и вовсе негативная установка на военную службу; отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности; низкая психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в специфических условиях военной службы; отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы; слабое физическое развитие. Что же нужно сделать, чтобы значительно улучшить дело подготовки допризывной молодежи к военной службе, поднять его на качественно более высокий уровень.

Коренная ломка социально-экономических и политических устоев нашего государства в последнее десятилетие привела к тому, что здоровье человека стало самым незащищенным среди жизненных приоритетов. Каждый, четвертый ребенок приходит уже в первый класс с патологией, а среди выпускников школ не более 10% могут считаться относительно здоровыми. Но особую тревогу вызывает молодежь: отмечается рост табакокурения, приема алкоголя, пристрастия к наркотикам. В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю: повышение уровня физического воспитания не только для укрепления здоровья, всестороннего развития, но и в целях овладения навыками прикладной физической подготовки, а также социальную значимость физического воспитания в целом - создание условий для формирования гражданина - патриота и защитника Отечества. Считаю, прежде всего, надо перестроить сознание допризывника, сформировать необходимые установки на предстоящую службу, вызвать интерес, стремление, безусловно, положительное отношение к ней, выработать мотивацию, которая бы проявлялась на всем ее протяжении. Для достижения поставленной цели: взаимодействую сопредельными структурами.

Центр Национальной Славы России.



Совет ветеранов станицы Васюринской

Отдел военного комиссариата Динского района

Казачье общество



ВПК «ПАТРИОТ»

БОУСОШ№13

Отдел молодежной политики МО Динской район



Юноши старших классов





Данный опыт реализуется в комплексе форм:

1.Урочная деятельность

2.Военно-прикладная направленность (внеурочная деятельность, уроки физической культуры).

3.Оборонно-спортивная направленность

4.Досуговая деятельность учащихся. Разнообразные формы патриотического воспитания, как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность.

Приоритетными задачами военно-прикладной направленности являются: выработка морально-психологических качеств, присущих защитнику Родины, формирование чувства гордости за службу в вооружённых силах, профессиональное самоопределение выпускников школы. Оборонно-спортивная направленность обеспечивает связь нравственного, гражданского и физического воспитания учащихся. Досуговая деятельность дает возможность юношам реализовать себя самостоятельно. Чтобы заложить прочную основу физического развития, как минимум, потребуется около двух лет. Но, если, получив повестку из военкомата, вы будете иметь за плечами такой тренировочный стаж, никакие испытания силы и выносливости не поставят вас в тупик. От того, какими будут первые недели и месяцы службы, зависит многое в жизни. Вопросы перестройки в армии, пути искоренения неуставных отношений рассматриваются самыми авторитетными инстанциями. Но для успешной адаптации в новой среде немало может сделать и сам новобранец. Надо сказать, что первые недели очень трудны потому, что на тебя обрушивается столько всего… Непривычный режим дня, постоянное, напряжение, множество команд, приказов, а зачастую и наказаний - ситуация для молодого человека, близкая к стрессовой. Очень просто растеряться, наделать глупостей, испортить отношения с командирами, с сослуживцами. И сориентироваться во всем этом, выстоять помогает спорт, воспитанное им умение управлять своими эмоциями. Спортивный характер поможет не сломаться, если действительно столкнешься с диктатом старослужащих. Поможет, и защитить свое достоинство и не вспылить, не проявить дурных черт своей натуры. Ведь немалое мужество, благородство требуются и для того, чтобы не присоединиться к травле еще более слабого. Возникла необходимость взаимосвязи патриотического воспитания и физической подготовки юношей допризывного возраста и необходимо делать акцент на теоретическую часть не все ребята готовы к физической нагрузке. Изучив данный опыт, я пришла к мнению, что физическая подготовка нужна и подходить к каждому, нужно индивидуально делать подбор тех или иных упражнений тренировочного процесса. В связи с этим хотелось бы отметить возрастающее значение всесторонней и целенаправленной подготовки каждого подростка, юноши к предстоящей военной службе. Следует активно вовлекать всех допризывников в деятельность, связанную с тем, с чем предстоит им столкнуться в процессе самой службы, развитие и укрепление физической подготовки подрастающего поколения. Именно таким путем можно решить в настоящее время эту государственной важности задачу подготовки школьников, учащихся других учебных заведений к военной службе. Все знают латинское изречение MENS SANA IN CORPORE SANO («В здоровом теле здоровый дух»). Забота о физическом здоровье считалась и считается одной из главных задач подготовки юношей к службе. Физическая подготовка придает человеку жизнестойкость в экстремальных условиях. Сегодня трудно выделить, сферу деятельности, которая не имела бы примеров поведения человека на пределе своих возможностей. Проходя службу в рядах Вооруженных Сил, невольно обращаешь внимание на слабую физическую подготовку солдат. Мне приходилось проходить марш-броски на лыжах и не все военнослужащие находились в хорошей физической форме. Поэтому, очень хотелось прийти на помощь ребятам и в дальнейшем в процессе работы учителем ОБЖ уделять данному вопросу первостепенное значение. Необходимо отметить, что здоровый образ жизни позитивно влияет на физическое состояние человека. Инновационным является досуговая деятельность учащихся и не только юноши, но и девушки готовы заниматься, самостоятельно повышая свой физический уровень подготовки, Учащиеся постоянно работают над собой, соблюдают правила рационального сбалансированного питания, планируют нагрузки в соответствии с индивидуальным уровнем физической подготовки. Практическая значимость данного опыта выражается в повышении эффективности физической подготовки допризывной молодежи благодаря применению разработанной методики, включающую рационально подобранные средства, методы и формы организации учебно- тренировочного процесса.

В подготовке юношей-старшеклассников к военной службе можно выделить три этапа. На первом (предварительном) этапе юноши по литературным, художественным и военно-историческим материалам изучают историю становления и развития нашего государства, знакомятся с борьбой русского и других народов нашей Родины за установление государственности, за возвращение отторгнутых иноземными захватчиками исконно русских земель и освобождение народов от порабощения.

На втором (определяющем) этапе юноши изучают историю Вооруженных сил, знакомятся с основными операциями Красной Армии в период гражданской и Великой Отечественной войны, послевоенным развитием родов войск и видов Вооруженных Сил России, с современным состоянием. По военно-историческим и литературным материалам юноши познают: как росли наша армия и флот, как мужали ее бойцы и командиры, как оттачивалось их боевое мастерство.

Второй период совпадает с началом изучения всеми учащимися программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности (с элементами начальной военной подготовки)».

Третий (заключительный) этап для юношей, избравших для себя профессиональную военную деятельность, начинается с момента выбора будущей офицерской специальности и высшего военного училища, куда он намерен поступать. На этом этапе юноши изучают требования, предъявляемые условиями обучения и службы к личностным качествам человека, знакомятся с режимными и тренировочными приемами для формирования нужных, но недостаточно развитых профессионально важных психических свойств, трудностями, которые могут возникнуть в процессе обучения и деятельности. Завершается этот этап в процессе обучения формированием состояния психологической готовности к освоению учебных дисциплин, составляющих содержание подготовки. На всех этапах осуществляется совершенствование физической подготовки.

Так, подготовка юношей к военной службе подразумевает, прежде всего, комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие тех компонентов структуры личности, которые являются определяющими для будущей деятельности: мотивационный и познавательный компоненты.

В воспитании волевых качеств, главнейшим является мотивация, насколько осознается важность и ответственность военной службы. Вместе с тем, нельзя воспитать у человека мужество, храбрость, стойкость, выносливость и другие качества воли, если не создавать соответствующей обстановки для их проявления. В процессе школьной жизни опытные педагоги всегда находят пути для формирования смелости и инициативности, выдержки и исполнительности, самообладания и дисциплинированности. Они в нужный момент могут подсказать юношам, каким образом путем самовоспитания сформировать профессионально важные для воинской деятельности качества воли. Очень важно, чтобы каждый юноша осознавал, что без усилий и стараний с его стороны, сильная воля у него сформироваться не может, как не могут сформироваться и другие положительные качества личности. В процессе военной подготовки школьники должны осознать, что основой всякой воинской деятельности является дисциплинированность, как волевое качество, благодаря которому юноша действует в соответствии с установленными нормами и законами. Необходимо знать психологическую суть страха и бесстрашия, упражнять юношей в ситуациях, где нужно проявить смелость, отвагу и мужество, формировать и закреплять у них разные формы бесстрашия. Говоря о подготовке юношей-старшеклассников к военной службе в опасных ситуациях, не следует забывать о борьбе мотивов, которая нередко имеет место в человеке, борьба между идейными убеждениями и моральными нормами поведения, с одной стороны, и мотивами, исходящими их потребностей самосохранения, с другой. Путь к воинскому мастерству проходит через школу. Именно в школе формируются личности и получают первоначальное развитие морально-боевые и психологические качества: дисциплинированность, исполнительность, готовность нести службу в любых климатических зонах в различных родах войск и видах Вооруженных Сил. Психологическая подготовка юношей к военной профессии, к службе в частях и на кораблях включает и такой компонент, как формирование чувства гордости за нашу Родину, за ее Вооруженные Силы. Эмоционально-волевая устойчивость формируется и на третьем этапе (заключительном) этапе психолого-педагогической подготовки юношей. На этом этапе, особенно для тех, кто выбирает военную профессию не сразу после окончания школы, техникума или ПТУ, а после некоторого периода работы на производстве, юноши знакомятся с особенностями обучения в военном вузе по избранной специальности, требованиями, которые предъявляются условиями службы к личностным качествам человека. Таким образом, подготовка молодежи к военной службе - это организованный, целенаправленный процесс воздействия на конкретную личность и коллектив класса с целью формирования, развития и активизации, профессионально важных для военной профессии качеств, обусловливающих успешную подготовку и практическую деятельность в частях и на кораблях Армии и Военно-Морского Флота России.

Библиографический список

  1. Смирнов А.Т. Настольная книга преподавателя ОБЖ М 2001г.

  2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Методическое пособие. - М., 2003.

  3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.

  4. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.

  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. Для институтов физ. культ. - М., 1991.

  6. А.Т. Смирнов Основы безопасности жизнедеятельности учебник для общеобразовательных учреждений 10класс 2000г.

  7. Настольная книга учителя физической культуры: Справ. - метод. пособие / Сост. Б. И. Мишин. - М., 2003.

  8. Завуч. Управление современной школой. «Педагогический поиск», М., 2006, №

  9. Журнал Военные знания 2003, № 2.

Смирнов А.Т. Методические материалы и документы м.2001г

  1. Осик В.И. Валеология (Кубанская государственная академия физической культуры, департамент образования и науки Краснодарского края). 1997г-288с

  2. АверинаЛ.Ю.; ШлюбульЕ.Ю. Валеологическая поддержка учащихся общеобразовательных учреждений: учебное пособие в 2х частях Краснодар 2007г.

© 2010-2022