Пояснительная записка к программе по ОЗОЖ 5 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа с. Черкасское

Вольского района Саратовской области».

«Рассмотрено»

на заседании МО Руководитель

__________/Никитина О.В./

Протокол № 1

« 31 » августа 2012 год.

«Согласовано»

Зам. руководителя по

УВР МОУ «СОШ с. Черкасское»

________ /_Недерова И.В./

« 1 » сентября 2012год.

«Утверждаю» Руководитель МОУ

«СОШ с. Черкасское» ________/Мочалова И.Л.

Приказ № ______ от

« 1 » сентября 2012 год.



Рабочая программа

педагога

Никитиной Ольги Владимировны

учителя I категории

по ОЗОЖ 5 класс.




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

« 31» августа 2012 г.



2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе по ОЗОЖ


5 класс.


Рабочая программа составлена на основе Закона «Об образовании Российской Федерации, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011г., регистрационный номер 19644), Основной общеобразовательной программы общего образования МОУ «СОШ с. Черкасское», примерной программы основного общего образования по ОЗОЖ

Планирование составлено на основе: программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Добродея, 2008.

Положения о рабочей программе педагога МОУ «СОШ с. Черкасское».

Рабочая программа реализуется на основе УМК:

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов М.В. Лысогорская,М.М. Орлова, М.А. Павлова, включающим по предмету учебник 5-6 класс и пособие для учителя.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2012 - 2013 учебный год в 5 классе на учебный предмет «ОЗОЖ» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). 1 четверть - 9 часов. 2 четверть - 8 часов. 3 четверть - 10 часов. 4 четверть - 8 часов.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования:

- формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно;

- формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции;

- формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми;

- получение знаний и навыков, для создания семейных отношений и воспитания детей;

- формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными;

- формирование навыков рационального питания, закаливания, физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.

На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 5-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены других способов самосовершенствования.

Форма деятельности.

Теоретические занятия:

лекции

беседы

дискуссии

Практические занятия:

тренинги

анкетирование

тестирование

игровое моделирование.

Индивидуальные и групповые консультации.

Технические средства:

аудио- и видеотехника,

наглядные пособия.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.

Промежуточный контроль проводится в виде тестов - 2.

Раздел программы изучаемый в 5 классе называется: «Жизнь как процесс»

Рабочая программа для 5 класса предполагает блочный принцип построения курса и ставит следующие задачи:

- сформировать представление о смене поколений, преемственности поколений как о непрерывном процессе. Ощутить себя включенными в процесс преемственности поколений;

-подвести учеников к пониманию цикличности жизни человека, к определению своего места в непрерывном потоке жизни;

- развитие воображения, мышления, внимания, умения обратиться к другому с просьбой, умения понимать другого, излагать своё мнение, проявлять чувство юмора;

- сформировать способность школьников отстаивать свои права, защищать их, обращаясь в соответствующие инстанции, воспитать правовую активность юных граждан.

- познакомить с характером и особенностями развития семьи на протяжении веков, помочь в анализе особенностей семейных отношений в различных общественно-экономических формациях.

- сформировать у школьников представления о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья;

- сформировать у школьников представление о сути происходящих в их организме процессов для более сознательного отношения к выполнению рекомендаций врача, касающихся режима дня, питания, занятий физкультурой и спортом;

- ознакомить школьников с влиянием вредных привычек на здоровье, выработать у них негативное отношение к вредным привычкам.

Компетенции учащихся:

- овладеть такими понятиями как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть;

- уметь приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности;

- овладеть тренинговыми упражнениями, направленными на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым;

«Медико-гигиенический блок» 8часов.

Организм и здоровье. Рост и развитие организма .Особенности подросткового возраста. Гигиена тела. Гигиена полости рта. Профилактика нарушения зрения. Гигиена питания. Личная гигиена и профилактика инфекционных заболеваний. Вредные привычки и борьба с ними.

«Психологический блок» 8часов.

Формирование сплоченности группы. Развитие интеллектуальной и поведенческой креативности. Развитие умения логически мыслить, проявлять чувство юмора. Развитие воображения, мышления, умения понимать другого. Отработка навыков работы в группе. Развития внимания, образной памяти, логического запаса.

«Правовой блок» 6часов.

Права и обязанности детей. Права ребенка в РФ. Реализация прав в семейной жизни.

«Семьеведческий блок» 6часов.

Семья. Функции и задачи семьи. История развития семьи. Современная семья. Условия создания и развития благополучной семьи. Функции семьи. Проблемы молодой семьи.

«Этический блок» 6часов.

Жизнь. Непрерывность и цикличность жизни. Происхождение жизни. Цикличность жизни человека. Поколения, преемственность поколений в семье. Я и моя семья.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору,анализу и использованию информации.Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Программа курса рассчитана на учащихся 5 класса общеобразовательных школ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

5 КЛАССА ПО КУРСУ «ОЗОЖ»:


Должны знать:

- правила здорового и безопасного образа жизни;

- правила поведения на природе, в школе, в общественных местах;

- мужские и женские особенности;

- основные права граждан России и права ребёнка в России;

- социальные службы защиты прав ребёнка

Должны различать:

- предметы живой и неживой природы;

- привычки здорового образа жизни и вредные привычки;

- этические понятия заботливость, ответственность, внимательность, нравственность;

- нравственные понятия добра и зла

Должны уметь:

- характеризовать важность и необходимость ЗОЖ для человека;

- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;

- характеризовать значение общения для человека и правила поведения в группе;

- творчески относиться к возникающим проблемам, разрешать их без ущерба для здоровья

Должны овладеть:

- нравственными нормами поведения в обществе;

- адекватным словарём межличностных отношений между людьми;

- навыками саморегуляции, самоанализа, самонаблюдения, и саморазвития

Ключевые компетенции (общеучебные умения, навыки и способы деятельности)

  • Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

  • Умение развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства

  • Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.



Учебно - методический комплекс.


Учебники.

Учебно - методические пособия

Учебные пособия.


Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Издание 2, дополненное и переработанное, Саратов, 2008

М.Ю. Михайлина. М.В. Лысогорская.

М.А. Павлова. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для учащихся 5-6х классов.

КИЦ «Саратов телефильм» - «Добродея», 2006.


М.А. Павлова. Образование в области здоровья. Основы здорового образа жизни. Учебно - методическое пособие ( 5 - 9 классы). Саратов, 2009



М.А. Павлова. Образование в области здоровья. Учебно - методическое пособие для преподавателей ОЗОЖ. Саратов, 2003



Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе. Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. Саратов, 2009



Педагогическая оценка состояния здоровья школьников. Безруких М.М. Методические рекомендации.Моска, 2007.






Электронные ресурсы:


Безопасность жизнедеятельности школы kuhta.clan.su

Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» school-obz.org

Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э. theobg.by.ru/index.htm

Основы безопасности жизнедеятельности 0bj.ru/

Институт психологических проблем безопасности anty-crim.boxmail.biz

Искусство выживания goodlife.narod.ru

Первая медицинская помощь meduhod.ru

Портал детской безопасности spas-extreme.ru

Россия без наркотиков rwd.ru

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека rospotrebnadzor.ru

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору gosnadzor.ru

Федеральный центр гигиены и эпидемиологии fcgsen.ru

Лига здоровья нации ligazn.ru

Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России» znopr.ru

Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение risk-net.ru


Литература.


  1. Михайлина М. Ю., Лысогорская М. В. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для учащихся 7-9 кл. Саратов 2006 г, учебное пособие для учащихся 5-6 кл. Саратов 2006 год.

  2. Я познаю мир. Медицина. Детская энциклопедия. Москва: АСТ, 2005 г.

  3. Я познаю мир. Философия. Детская энциклопедия. Москва: АСТ, 2005 г.

  4. Дубровина И. В. Мы живём среди людей. Кодекс поведения. М.: изд. политической литературы 2005 г.

  5. Алоева М. А., Бейсова В. Е. Классные часы в 7-9 классах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г.

  6. Жирова Т. М. Твоя жизнь - твой выбор. Изд. Панорама, 2007 г.

  7. Магомедова Т. И., Капищева Л. М. Формирование здорового образа жизни 5-11 кл. Волгоград: Учитель, 2007 г

  8. Павлова М.А. «Основы здорового образа жизни», методическое пособие для учителя 5 -9 классы. Саратов 2009 год.

  9. Павлова М.А. «Здоровьесберегающие технологии». Саратов 2009 год.

Список тем проектов.

№ п/п

№ урока

Тема урока

Тема проекта

1

26

Функции семьи.

«Мои права и обязанности в семье».

8


© 2010-2022