- Преподавателю
- ОБЖ
- Пояснительная записка к программе по ОЗОЖ 5 класс
Пояснительная записка к программе по ОЗОЖ 5 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никитина О.В. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа с. Черкасское
Вольского района Саратовской области».
«Рассмотрено»
на заседании МО Руководитель
__________/Никитина О.В./
Протокол № 1
« 31 » августа 2012 год.
«Согласовано»
Зам. руководителя по
УВР МОУ «СОШ с. Черкасское»
________ /_Недерова И.В./
« 1 » сентября 2012год.
«Утверждаю» Руководитель МОУ
«СОШ с. Черкасское» ________/Мочалова И.Л.
Приказ № ______ от
« 1 » сентября 2012 год.
Рабочая программа
педагога
Никитиной Ольги Владимировны
учителя I категории
по ОЗОЖ 5 класс.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
« 31» августа 2012 г.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по ОЗОЖ
5 класс.
Рабочая программа составлена на основе Закона «Об образовании Российской Федерации, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011г., регистрационный номер 19644), Основной общеобразовательной программы общего образования МОУ «СОШ с. Черкасское», примерной программы основного общего образования по ОЗОЖ
Планирование составлено на основе: программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Добродея, 2008.
Положения о рабочей программе педагога МОУ «СОШ с. Черкасское».
Рабочая программа реализуется на основе УМК:
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов М.В. Лысогорская,М.М. Орлова, М.А. Павлова, включающим по предмету учебник 5-6 класс и пособие для учителя.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2012 - 2013 учебный год в 5 классе на учебный предмет «ОЗОЖ» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). 1 четверть - 9 часов. 2 четверть - 8 часов. 3 четверть - 10 часов. 4 четверть - 8 часов.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования:
- формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно;
- формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции;
- формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми;
- получение знаний и навыков, для создания семейных отношений и воспитания детей;
- формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными;
- формирование навыков рационального питания, закаливания, физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.
На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 5-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены других способов самосовершенствования.
Форма деятельности.
Теоретические занятия:
лекции
беседы
дискуссии
Практические занятия:
тренинги
анкетирование
тестирование
игровое моделирование.
Индивидуальные и групповые консультации.
Технические средства:
аудио- и видеотехника,
наглядные пособия.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.
Промежуточный контроль проводится в виде тестов - 2.
Раздел программы изучаемый в 5 классе называется: «Жизнь как процесс»
Рабочая программа для 5 класса предполагает блочный принцип построения курса и ставит следующие задачи:
- сформировать представление о смене поколений, преемственности поколений как о непрерывном процессе. Ощутить себя включенными в процесс преемственности поколений;
-подвести учеников к пониманию цикличности жизни человека, к определению своего места в непрерывном потоке жизни;
- развитие воображения, мышления, внимания, умения обратиться к другому с просьбой, умения понимать другого, излагать своё мнение, проявлять чувство юмора;
- сформировать способность школьников отстаивать свои права, защищать их, обращаясь в соответствующие инстанции, воспитать правовую активность юных граждан.
- познакомить с характером и особенностями развития семьи на протяжении веков, помочь в анализе особенностей семейных отношений в различных общественно-экономических формациях.
- сформировать у школьников представления о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья;
- сформировать у школьников представление о сути происходящих в их организме процессов для более сознательного отношения к выполнению рекомендаций врача, касающихся режима дня, питания, занятий физкультурой и спортом;
- ознакомить школьников с влиянием вредных привычек на здоровье, выработать у них негативное отношение к вредным привычкам.
Компетенции учащихся:
- овладеть такими понятиями как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть;
- уметь приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности;
- овладеть тренинговыми упражнениями, направленными на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым;
«Медико-гигиенический блок» 8часов.
Организм и здоровье. Рост и развитие организма .Особенности подросткового возраста. Гигиена тела. Гигиена полости рта. Профилактика нарушения зрения. Гигиена питания. Личная гигиена и профилактика инфекционных заболеваний. Вредные привычки и борьба с ними.
«Психологический блок» 8часов.
Формирование сплоченности группы. Развитие интеллектуальной и поведенческой креативности. Развитие умения логически мыслить, проявлять чувство юмора. Развитие воображения, мышления, умения понимать другого. Отработка навыков работы в группе. Развития внимания, образной памяти, логического запаса.
«Правовой блок» 6часов.
Права и обязанности детей. Права ребенка в РФ. Реализация прав в семейной жизни.
«Семьеведческий блок» 6часов.
Семья. Функции и задачи семьи. История развития семьи. Современная семья. Условия создания и развития благополучной семьи. Функции семьи. Проблемы молодой семьи.
«Этический блок» 6часов.
Жизнь. Непрерывность и цикличность жизни. Происхождение жизни. Цикличность жизни человека. Поколения, преемственность поколений в семье. Я и моя семья.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору,анализу и использованию информации.Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Программа курса рассчитана на учащихся 5 класса общеобразовательных школ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
5 КЛАССА ПО КУРСУ «ОЗОЖ»:
Должны знать:
- правила здорового и безопасного образа жизни;
- правила поведения на природе, в школе, в общественных местах;
- мужские и женские особенности;
- основные права граждан России и права ребёнка в России;
- социальные службы защиты прав ребёнка
Должны различать:
- предметы живой и неживой природы;
- привычки здорового образа жизни и вредные привычки;
- этические понятия заботливость, ответственность, внимательность, нравственность;
- нравственные понятия добра и зла
Должны уметь:
- характеризовать важность и необходимость ЗОЖ для человека;
- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
- характеризовать значение общения для человека и правила поведения в группе;
- творчески относиться к возникающим проблемам, разрешать их без ущерба для здоровья
Должны овладеть:
- нравственными нормами поведения в обществе;
- адекватным словарём межличностных отношений между людьми;
- навыками саморегуляции, самоанализа, самонаблюдения, и саморазвития
Ключевые компетенции (общеучебные умения, навыки и способы деятельности)
-
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
-
Умение развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства
-
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Учебно - методический комплекс.
Учебники.
Учебно - методические пособия
Учебные пособия.
Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Издание 2, дополненное и переработанное, Саратов, 2008
М.Ю. Михайлина. М.В. Лысогорская.
М.А. Павлова. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для учащихся 5-6х классов.
КИЦ «Саратов телефильм» - «Добродея», 2006.
М.А. Павлова. Образование в области здоровья. Основы здорового образа жизни. Учебно - методическое пособие ( 5 - 9 классы). Саратов, 2009
М.А. Павлова. Образование в области здоровья. Учебно - методическое пособие для преподавателей ОЗОЖ. Саратов, 2003
Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе. Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. Саратов, 2009
Педагогическая оценка состояния здоровья школьников. Безруких М.М. Методические рекомендации.Моска, 2007.
Электронные ресурсы:
Безопасность жизнедеятельности школы kuhta.clan.su
Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» school-obz.org
Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э. theobg.by.ru/index.htm
Основы безопасности жизнедеятельности 0bj.ru/
Институт психологических проблем безопасности anty-crim.boxmail.biz
Искусство выживания goodlife.narod.ru
Первая медицинская помощь meduhod.ru
Портал детской безопасности spas-extreme.ru
Россия без наркотиков rwd.ru
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека rospotrebnadzor.ru
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору gosnadzor.ru
Федеральный центр гигиены и эпидемиологии fcgsen.ru
Лига здоровья нации ligazn.ru
Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России» znopr.ru
Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение risk-net.ru
Литература.
-
Михайлина М. Ю., Лысогорская М. В. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для учащихся 7-9 кл. Саратов 2006 г, учебное пособие для учащихся 5-6 кл. Саратов 2006 год.
-
Я познаю мир. Медицина. Детская энциклопедия. Москва: АСТ, 2005 г.
-
Я познаю мир. Философия. Детская энциклопедия. Москва: АСТ, 2005 г.
-
Дубровина И. В. Мы живём среди людей. Кодекс поведения. М.: изд. политической литературы 2005 г.
-
Алоева М. А., Бейсова В. Е. Классные часы в 7-9 классах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г.
-
Жирова Т. М. Твоя жизнь - твой выбор. Изд. Панорама, 2007 г.
-
Магомедова Т. И., Капищева Л. М. Формирование здорового образа жизни 5-11 кл. Волгоград: Учитель, 2007 г
-
Павлова М.А. «Основы здорового образа жизни», методическое пособие для учителя 5 -9 классы. Саратов 2009 год.
-
Павлова М.А. «Здоровьесберегающие технологии». Саратов 2009 год.
Список тем проектов.
№ п/п
№ урока
Тема урока
Тема проекта
1
26
Функции семьи.
«Мои права и обязанности в семье».
8