- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по Психологии общения для экономистов
Рабочая программа по Психологии общения для экономистов
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хузина Э.Х. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
"Лениногроский политехнический колледж"
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 03. Психология общения.
2014
Рассмотрена на заседании ПЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол №__от "__" _________20.. г.
Председатель Э.Д. Гиматдинова ______
Утверждаю
Заместитель директора по УР ______________ Ф.У.Залялова
«____» ______________ 20.. г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности(ям) среднего профессионального образования:
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Организация - разработчик: ГАПОУ СПО "Лениногорский политехнический колледж"
Разработчик (и):
Хузина. Э.Х., преподаватель ГАПОУ СПО «Лениногорский политехнический колледж».
Рецензенты:
-
Липатова. О.К. Заместитель директора по воспитательной работе
ГАПОУ СПО ЛПК:
_______________________ ____________________
подпись
-
Лощакова. Э.У. Старший преподаватель ЛФ КНИТУ - КАИ:
_____________________ ____________________
подпись Место печати
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации учебной дисциплины
17
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав дисциплин общих гуманитарных и социально-экономических.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Бухгалтер, специалист по налогообложению должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
28
Контрольная работа
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-
подготовка практико-ориентированных сообщений
6
подготовка к практическим занятиям
5
подготовка презентационных материалов
5
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение в
учебную дисциплину
4
Содержание учебного материала
1
1
Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. Профессиограмма.
1
Практическое занятие
3
1
Выявите влияние индивидуальных различий на особенности коммуникации в группе.
2
Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности.
Раздел 2.
Психология общения
Тема 2.1.
Общение - основа человеческого бытия.
Содержание учебного материала
4
1
Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.
2
2
Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения
2
3
Единство общения и деятельности.
2
4
Охарактеризуйте свою профессиональную деятельность.
Практическое занятие
3
1
Определите специальности, в которых императивный тип общения используется эффективно.
2
Опишите сферы человеческих отношений, где применение императива невозможно. Дайте характеристику диалогическому общению.
3
Дайте характеристику диалогическому общению.
Тема 2.2
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения
Содержание учебного материала
2
1
Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия
2
2
Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.
2
Практическое занятие
5
1
Самодиагностика по теме: «Общение». Диагностический инструментарий: «Коммуникативные и организаторские способности». «Ваш стиль делового общения». «Ваши эмпатические способности».
2
Самоанализ результатов тестирования.
3
Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.
4
Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми Вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности.
5
Определите, есть ли связь между внешним видом человека и его успехом в профессиональной деятельности? (если да, то докажите на конкретных примерах).
Самостоятельная работа обучающихся
3
1
Определите, с какими закономерностями и ошибками каузальной атрибуции Вы сталкиваетесь в повседневной жизни.
2
Каково значение стереотипа в профессиональной деятельности? Назовите факторы, влияющие на восприятие и понимание людей.
3
Определите роль восприятия в развитии межличностного общения.
Тема 2.3.
Общение как взаимодействие
(интерактивная
сторона общения)
Содержание учебного материала
1
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
2
2
2
Взаимодействие как организация совместной деятельности.
2
Практическое занятие
3
1
Определите: какой тип межличностного общения характерен для «контролера» и какой для «понимателя»
2
Разработайте сценарии взаимодействия и определите их роль в межличностном общении.
3
В чем его сущность трансактного анализа Э. Берна и какую практическую значимость он имеет для вас?
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимодействие»?
Тема 2.4.
Общение как обмен информацией
(коммуникативная сторона общения)
Содержание учебного материала
3
1
Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.
2
2
Невербальная коммуникация.
2
3
Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.
2
Практическое занятие
6
1
Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения; развития терпимого отношения к другим, на использование невербального общения. Анализ ролевых игр
2
Сделайте сообщения по теме: «Потолкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим- затоскуешь».
3
Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения». Анализ самодиагностики.
4
Подготовьте краткие сообщения по книге А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам» Используя СМИ (газеты, журналы, интернет), докажите, что толерантность-основа диалогического общения.
5
Раскройте сущность рефлексивного слушания.
6
Техники общения.
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
С какими коммуникативными барьерами Вы сталкивались во время прохождения производственной практики?
Тема2.5.
Формы делового общения и
их характеристики
Содержание учебного материала
2
1
Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
2
2
Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация
2
Практическое занятие
4
1
Ролевые игры, направленные на навыки корректного ведения диспута; на развитие навыков публичного выступления, на умения аргументировать и убеждать. Анализ ролевых игр.
2
Раскройте сущность каждой формы вопросов (закрытые, открытые, риторические, радикальные и др.), задаваемых в ходе беседы.
3
Определите значение аргументов для принятия решения. Аргументируйте, почему начальный этап беседы определяет ее успешность.
4
Какую роль самопрезентация играет при организации публичного выступления?
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте.
Раздел 3
Конфликты и способы их предупреждения и разрешения
7
Тема3.1.
Конфликт: его сущность и основные характеристики
Содержание учебного материала
1
1
Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов
2
Практическое занятие
1
1
Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»; «Стратегии поведения в конфликтах К. Томаса. Анализ своего поведения на основании результатов диагностики
Самостоятельная работа обучающихся
3
1
Вспомните и проанализируйте сказки, художественные произведения (литература, кинофильмы), в которых рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах.
Тема 3.2.
Эмоциональное
реагирование в
конфликтах и
саморегуляция
Содержание учебного материала
2
1
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.
2
2
Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на
разрешение конфликтной ситуации.
2
Практическое занятие
1
1
«Роль негативных эмоций в общении человека».
Самостоятельная работа обучающихся
4
1
Определите роль руководителя в разрешении конфликтов.
Раздел 4.
Этические формы
общения
6
Тема 4.1.
Общие сведения об
этической культуре
Содержание учебного материала
2
1
Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.
2
2
Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.
2
Практическое занятие
2
1
Разработка этических норм своей профессиональной деятельности.
2
Сформулируйте принципы делового этикета и докажите их значение в профессиональной сфере.
Самостоятельная работа обучающихся
3
1
Рассмотрите значение нравственных норм в современном предпринимательстве.
Дифференцированный зачет
1
Всего:
64
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Психология»
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники,
учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)
Технические средства обучения: Телевизор, DVD, видеокамера, компьютер,
проектор, магнитофон.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник
для ссузов) - Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. - 409с.
2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) -
Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. - 448с.
3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное
пособие для среднего профессионального образования) - М.:
Издательский центр «Академия», 2008. - 178с.
4. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.:
Издательский центр «Академия», 2006. - 240с.
Дополнительные источники:
1. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. - М.: Издательский центр
«Академия», 2008. - 187с.
2. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2008. - 65с. 15
3. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) - СПб.:
Издательский дом Питер, 2010. - 368с.
4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб.:
Издательский дом Питер, 2010. - 576с.
5. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология
делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2009. -
304с.
6. Курбатов В.И. Конфликтология - Ростов на Дону.: Издательство
«Феникс», 2009. - 448с.
7. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) - М.:
КноРус, 2010. - 440с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
- устный опрос,
- письменное тестирование;
- контрольные работы;
- домашнее задание творческого характера;
- практические задания;
- активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.)
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
- устный опрос,
- письменное тестирование;
- контрольные работы;
- домашнее задание творческого характера;
- практические задания;
- активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.)
взаимосвязь общения и деятельности;
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
- цели, функции, виды и уровни общения;
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
- роли и ролевые ожидания в общении;
мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
- виды социальных взаимодействий;
мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
- механизмы взаимопонимания в общении;
мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
- этические принципы общения;
мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
ОК 4. Осуществлять поиск, и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;