Рабочая программа по Психологии общения для экономистов

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

"Лениногроский политехнический колледж"

















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 03. Психология общения.





























2014

Рассмотрена на заседании ПЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №__от "__" _________20.. г.

Председатель Э.Д. Гиматдинова ______

Утверждаю

Заместитель директора по УР ______________ Ф.У.Залялова

«____» ______________ 20.. г.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности(ям) среднего профессионального образования:

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Организация - разработчик: ГАПОУ СПО "Лениногорский политехнический колледж"

Разработчик (и):

Хузина. Э.Х., преподаватель ГАПОУ СПО «Лениногорский политехнический колледж».

Рецензенты:

  1. Липатова. О.К. Заместитель директора по воспитательной работе

ГАПОУ СПО ЛПК:

_______________________ ____________________

подпись

  1. Лощакова. Э.У. Старший преподаватель ЛФ КНИТУ - КАИ:

_____________________ ____________________

подпись Место печати




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


18


1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав дисциплин общих гуманитарных и социально-экономических.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Бухгалтер, специалист по налогообложению должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  1. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

28

Контрольная работа

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

подготовка практико-ориентированных сообщений

6

подготовка к практическим занятиям

5

подготовка презентационных материалов

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в

учебную дисциплину


4



Содержание учебного материала

1

1

Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. Профессиограмма.

1

Практическое занятие

3


1

Выявите влияние индивидуальных различий на особенности коммуникации в группе.

2

Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности.

Раздел 2.

Психология общения



Тема 2.1.

Общение - основа человеческого бытия.

Содержание учебного материала

4

1

Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.

2

2

Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения

2

3

Единство общения и деятельности.

2

4

Охарактеризуйте свою профессиональную деятельность.


Практическое занятие

3

1

Определите специальности, в которых императивный тип общения используется эффективно.

2

Опишите сферы человеческих отношений, где применение императива невозможно. Дайте характеристику диалогическому общению.

3

Дайте характеристику диалогическому общению.

Тема 2.2

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения

Содержание учебного материала

2

1

Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия

2

2

Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.

2

Практическое занятие

5


1

Самодиагностика по теме: «Общение». Диагностический инструментарий: «Коммуникативные и организаторские способности». «Ваш стиль делового общения». «Ваши эмпатические способности».

2

Самоанализ результатов тестирования.

3

Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.

4

Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми Вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности.


5

Определите, есть ли связь между внешним видом человека и его успехом в профессиональной деятельности? (если да, то докажите на конкретных примерах).


Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Определите, с какими закономерностями и ошибками каузальной атрибуции Вы сталкиваетесь в повседневной жизни.

2

Каково значение стереотипа в профессиональной деятельности? Назовите факторы, влияющие на восприятие и понимание людей.

3

Определите роль восприятия в развитии межличностного общения.

Тема 2.3.

Общение как взаимодействие

(интерактивная

сторона общения)

Содержание учебного материала

1

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.

2

2

2

Взаимодействие как организация совместной деятельности.

2

Практическое занятие

3


1

Определите: какой тип межличностного общения характерен для «контролера» и какой для «понимателя»

2

Разработайте сценарии взаимодействия и определите их роль в межличностном общении.


3

В чем его сущность трансактного анализа Э. Берна и какую практическую значимость он имеет для вас?


Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимодействие»?

Тема 2.4.

Общение как обмен информацией

(коммуникативная сторона общения)

Содержание учебного материала

3

1

Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.

2

2

Невербальная коммуникация.

2

3

Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.

2

Практическое занятие

6


1

Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения; развития терпимого отношения к другим, на использование невербального общения. Анализ ролевых игр

2

Сделайте сообщения по теме: «Потолкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим- затоскуешь».


3

Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения». Анализ самодиагностики.


4

Подготовьте краткие сообщения по книге А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам» Используя СМИ (газеты, журналы, интернет), докажите, что толерантность-основа диалогического общения.


5

Раскройте сущность рефлексивного слушания.


6

Техники общения.


Самостоятельная работа обучающихся

1

1

С какими коммуникативными барьерами Вы сталкивались во время прохождения производственной практики?

Тема2.5.

Формы делового общения и

их характеристики

Содержание учебного материала

2

1

Деловая беседа. Формы постановки вопросов.

2

2

Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация

2

Практическое занятие

4


1

Ролевые игры, направленные на навыки корректного ведения диспута; на развитие навыков публичного выступления, на умения аргументировать и убеждать. Анализ ролевых игр.

2

Раскройте сущность каждой формы вопросов (закрытые, открытые, риторические, радикальные и др.), задаваемых в ходе беседы.

3

Определите значение аргументов для принятия решения. Аргументируйте, почему начальный этап беседы определяет ее успешность.

4

Какую роль самопрезентация играет при организации публичного выступления?

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте.

Раздел 3

Конфликты и способы их предупреждения и разрешения

7

Тема3.1.

Конфликт: его сущность и основные характеристики

Содержание учебного материала

1

1

Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов

2

Практическое занятие

1


1

Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»; «Стратегии поведения в конфликтах К. Томаса. Анализ своего поведения на основании результатов диагностики


Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Вспомните и проанализируйте сказки, художественные произведения (литература, кинофильмы), в которых рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах.

Тема 3.2.

Эмоциональное

реагирование в

конфликтах и

саморегуляция

Содержание учебного материала

2

1

Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.

2

2

Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на

разрешение конфликтной ситуации.

2

Практическое занятие

1


1

«Роль негативных эмоций в общении человека».

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Определите роль руководителя в разрешении конфликтов.

Раздел 4.

Этические формы

общения



6

Тема 4.1.

Общие сведения об

этической культуре

Содержание учебного материала

2

1

Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.

2

2

Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.

2

Практическое занятие

2


1

Разработка этических норм своей профессиональной деятельности.

2

Сформулируйте принципы делового этикета и докажите их значение в профессиональной сфере.


Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Рассмотрите значение нравственных норм в современном предпринимательстве.

Дифференцированный зачет

1

Всего:

64

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Психология»

Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники,

учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)

Технические средства обучения: Телевизор, DVD, видеокамера, компьютер,

проектор, магнитофон.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник

для ссузов) - Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. - 409с.

2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) -

Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. - 448с.

3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное

пособие для среднего профессионального образования) - М.:

Издательский центр «Академия», 2008. - 178с.

4. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.:

Издательский центр «Академия», 2006. - 240с.

Дополнительные источники:

1. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. - М.: Издательский центр

«Академия», 2008. - 187с.

2. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2008. - 65с. 15

3. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) - СПб.:

Издательский дом Питер, 2010. - 368с.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб.:

Издательский дом Питер, 2010. - 576с.

5. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология

делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2009. -

304с.

6. Курбатов В.И. Конфликтология - Ростов на Дону.: Издательство

«Феникс», 2009. - 448с.

7. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) - М.:

КноРус, 2010. - 440с.








4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

- применять техники и приемы

эффективного общения в

профессиональной деятельности;

- устный опрос,

- письменное тестирование;

- контрольные работы;

- домашнее задание творческого характера;

- практические задания;

- активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.)

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

- устный опрос,

- письменное тестирование;

- контрольные работы;

- домашнее задание творческого характера;

- практические задания;

- активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.)

взаимосвязь общения и деятельности;

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

- цели, функции, виды и уровни общения;

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

- роли и ролевые ожидания в общении;

мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

- виды социальных взаимодействий;

мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

- механизмы взаимопонимания в общении;

мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

- этические принципы общения;

мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе, которой выставляется итоговая отметка.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

ОК 4. Осуществлять поиск, и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;



© 2010-2022