ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД по профессии Повар, кондитер

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение___


МИНИСТЕРСТВО профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики саха/якутия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики саха (Якутия)

«ленский технологический техникум»














ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05 Безопасность жизнедеятельности















2014 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательных дисциплин Министерства образования и науки Российской Федерации ФИРО по профессии НПО и СПО 260807.01 Повар, кондитер


Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ленский технологический техникум» города Ленска Республика Саха (Якутия) далее ГБПОУ «Ленский технологический техникум».


Разработчик:

Синьков Леонид Петрович, преподаватель ОБЖ, ГБПОУ РС (Я) «Ленский технологический техникум»


Рекомендована методической комиссией преподавателей теоретического

Протокол №_____ от «____» __________2014 г.

Председатель:

_____________ Кудринова В.Д

180403.02 Матрос,

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 260807.01 Повар, кондитер

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:


  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:


  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


Теоретические занятия

8

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


подготовка докладов и рефератов

10

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2 тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности


8


Содержание учебного материала



Введение

1

Основные цели и задачи учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) . Основные термины и определения: среда обитания, природные и техногенные факторы окружающей среды, производственная среда, опасные зоны и рабочее место, безопасность, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, экологическая безопасность на водном транспорте. Роль дисциплины в процессе освоения основной профессиональной деятельности.

1

1

Тема 1.1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека

1

Современное состояние и негативные факторы среды обитания. Принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Системы восприятия человеком состояния среды обитания. Классификация основных форм деятельности человека. Работоспособность и пути ее повышения. Особенности труда женщин и подростков. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Микроклимат и рациональная организация рабочего места. Рациональные условия жизнедеятельности. Охрана окружающей природной среды. Ответственность за загрязнение окружающей природной среды.

1


2

2

Понятие о производственной санитарии. Классификация условий труда. Опасные и вредные производственные факторы. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Эргономика и техническая эстетика. Защита при эксплуатации ПЭВМ. Воздействие вредных производственных факторов на здоровье человека. Методы и средства защиты от вредных и опасных производственных факторов.

Лабораторные работы:



Определение загрязнений воздушной среды и эффективности средств контроля

Выбор и расчет средств очистки выбросов в атмосферу.

Выбор методов и средств защиты от тепловых излучений.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности (БЖД).

2. Зависимость транспортной безопасности от природных факторов в нормативных условиях эксплуатации и при ЧС.

4

Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

8


Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации мирного времени

Содержание учебного материала

1


1

1

Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Характерные признаки ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения, по возможности предотвращения ЧС.

2

Чрезвычайные ситуации природного происхождения: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические, космические.


2




3

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Общая характеристика и классификация. Аварии на водном транспорте. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах. Действия населения при техногенных ЧС.

Индивидуальная защитная одежда и снаряжение. Действия, которые должны предприниматься при получении команды следовать к местонахождению спасательных шлюпок и плотов. Действия, которые должны предприниматься при оставлении судна, нахождении в воде. Действия, которые должны предприниматься на спасательной шлюпке и плоту. Основные опасности, угрожающие терпящим бедствие. Противопожарное оборудование и его расположение на судне. Инструкции о: стационарных установках, снаряжении пожарного, личном оборудовании, противопожарных устройствах и оборудовании, методах борьбы с пожаром, огнетушащих веществах, процедурах борьбы с пожаром, использовании дыхательного аппарата в ходе борьбы с пожаром и действий по спасению.

Выживание в море в случае оставления судна и борьбу с пожаром.

4

Чрезвычайные ситуации социального происхождения: терроризм, шантаж, мошенничество, разбой, бандитизм, инфекционные заболевания.

5

Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации. Принцип защиты. Основные способы защиты. Основные мероприятия защиты в условиях ЧС.

6

Организационная структура обеспечения электробезопасности на предприятиях (судах). Средства коллективной и индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Основные требования безопасности при проведении ремонтных работ и обслуживании электротехнических устройств. Основные требования безопасности при использовании радионавигационных приборов. Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях (судах). Требования и правила пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и пожарная сигнализация.

Практические занятия

5


Организационная структура обеспечения электробезопасности на предприятиях (судах).

Пожарное оборудование и системы контроля и пожарной сигнализации на судне.

Тактика тушения пожара. Спасание и эвакуация пострадавших.

Выбор средств обеспечения электробезопасности.

Определение эффективности методов и средств защиты от ионизирующих излучений.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Зависимость транспортной безопасности от природных факторов в нормативных условиях эксплуатации и при ЧС.

  2. Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях (судах).

2

Раздел 3. Чрезвычайные ситуации военного времени

7

2



Тема 3.1. Организация защиты от оружия массового поражения

Содержание учебного материала

1

1

Характеристика оружия массового поражения: ядерное, химическое, бактериологическое и его поражающие факторы. Защита судна и экипажа после применения противником оружия массового поражения (ОМП). Специальная обработка судна после выхода из зоны заражения.

2

Защита при радиоактивном загрязнении. Защита при химическом загрязнении. Обеспечение населения и формирований средствами индивидуальной защиты. Укрытие населения в защитных сооружениях.

Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи.

3

Назначение и задачи гражданской обороны. Основные задачи ГО. Формирование ГО. Режимы функционирования ГО. Руководство ГО.

Практические занятия

4


Поражающие факторы ОМП.

Специальная обработка судна после выхода из зоны заражения ОМП.

Индивидуальные средства защиты от ОМП

Приборы радиационного, химического наблюдения и разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Классификация ЧС мирного и военного времени. ФЗ № 68 от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС».

  2. Назначение и задачи гражданской обороны

2

Раздел 4. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций

11



2

Тема 4.1. Устойчивость функционирования объектов экономики и технических систем.

Содержание учебного материала

1

1

Понятие устойчивости работы объектов экономики. Факторы определяющие устойчивость работы объектов. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов.

2

Зависимость транспортной безопасности от природных факторов в нормальных условиях эксплуатации. Зависимость транспортной безопасности от стихийных явлений. Защита предприятий и населения в ЧС. Психологические аспекты безопасности в ЧС. Ликвидация ЧС и их последствий. Причины неустойчивой работы предприятий.

3

Общие требования безопасности. Индивидуальные средства защиты (ИСЗ). Безопасность палубных работ. Основы безопасности при производстве технического обслуживания и ремонте судового электрооборудования. Безопасность перегрузочных работ на судах речного флота. Правила безопасности при работе ручным инструментом. Организация рабочего места. Безопасность при эксплуатации энергетических установок и вспомогательных механизмов. Безопасность ремонтных работ судового оборудования. Безопасность забортных работ, эксплуатации судовых шлюпок. Организация купания. Инструктаж по охране труда для членов экипажа судна.

4

Отрицательное воздействие судов на окружающую природную среду. Предотвращение загрязнения водоемов сточными водами. Отходы - источник негативных факторов техносферы. Проблема утилизации судовых твердых и жидких отходов. Перспективные способы удаления и обработки судовых отходов. Предотвращение загрязнения водоемов мусором (бытовыми и производственными отходами). Охрана водной поверхности от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Охрана атмосферы от загрязнения отработавшими газами судовых ДВС. Национальное законодательство и международные конвенции по охране окружающей среды.

2

Практические занятия

4


Зависимость транспортной безопасности от природных факторов в нормальных условиях эксплуатации.

Определение методов и средств защиты от вибрации в производственных условиях и в селитебных зонах.

Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля.

Определение методов и средств защиты от шума на производстве и в селитебных зонах.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Подготовка реферата по теме «Проблемы судовых твердых и жидких отходов»

2. Подготовка реферата по теме «Устойчивость функционирования объектов экономики и технических систем в ЧС».

3. Перспективные способы удаления и обработки судовых отходов.

4. Национальное законодательство и международные конвенции по охране окружающей среды.

6

Раздел 5. Основы военной службы.

6

2

Тема 5.1. Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества

1

Национальная безопасность РФ. Основы обороны государства. История и предназначение Вооруженных Сил. Вооружение и боевая техника Российской армии и флота. Боевые традиции и символы воинской службы.

1

2

Порядок прохождения военной службы. Назначение на воинские должности. Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной служб.

3

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему.

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

Единоналичие - принцип строительства Вооруженных Сил РФ. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, - постепенно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ.

Практические занятия

3

Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива.

Структура Вооруженных Сил и порядок прохождения военной службы.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Подготовка реферата по теме «Состав и вооружение Военно-Морского Флота Российской Федерации».

  2. Боевые традиции и символы воинской службы.

2

Раздел 6. Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8

2

Тема 6.1. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в судовых условиях в чрезвычайных ситуациях

1

Оценка состояния пострадавшего и первичные реанимационные меры. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца.

1

2

Помощь при ушибах, вывихах, переломах конечностей и кровотечениях из ран.

3

Помощь при травмах головы, синдромах сдавливания, переломах позвоночника, внутренних кровотечениях.

4

Помощь при ожогах, обморожениях, замерзании, тепловых и солнечных ударах и при отравлениях.

5.

Приемы спасения утопающих и первая медицинская помощь при утоплении, при потере сознания и поражении электрическим током.

Практические занятия

4

Меры по оказанию первой помощи при различных отравлениях на судне.

Способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Способы наложения стерильной повязки при различных травмах.

Способы оказания первой медицинской помощи при утоплении.

Способы иммобилизации при переломах.


Контрольная работа по теме «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в судовых условиях в чрезвычайных ситуациях»

1

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Подготовка реферата по теме «Первичные реанимационные меры для спасения пострадавших».

2

Итоговая аттестация в форме зачета

Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»

Оборудование учебного кабинета:

- интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Защита населения от ОМП»;

- образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и медицинские средства;

- образцы предохранительных поясов, страховочных концов и защитной одежды для членов аварийной партии на судах;

- комплект учебно-наглядных пособий, плакатов и планшетов «Боевые традиции и символы воинской чести», «Корабли ВМФ».

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

- компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- автоматизированные рабочие места учащихся;

- методические пособия.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф.учеб. заведений. -8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  2. Семехин Ю.Г. Управление безопасностью жизнедеятельностью: учеб. пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Дополнительные источники:

  1. Дмитриев В.И., Латухов С.В. Основы морской практики: Учебное пособие. - СПб.: Издательство « РАПП», 2008.

  2. Дмитриев В.И. Обеспечение живучести судов и предотвращение загрязнения окружающей среды. - М.: МОРКНИГА, 2010.

  3. Международный Кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) - СПб.: ЗАО « ЦНИИМФ». 2009.

  4. Наставление по борьбе за живучесть судов минречфлота РФ.- М.: РКонсульт, 2006.

  5. МКУБ Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судна и предотвращению загрязнения. Резолюция А741(18) - ISM Code. - М.: Моркнига, 2008.

  6. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74). - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. http\\morehod.ru

  2. http\\mariners.narod.ru

  3. http\\marinesft. narod.ru

  4. http\\netharbour.ru

  5. http\\moryak. biz.ru

  6. http\\marinesft. narod.ru

  7. http\\ randewy.ru

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:

  1. Видеофильм «Оказание доврачебной помощи»

  2. Видеофильм «Борьба с пожаром»

  3. Видеофильм «Расследование несчастных случаев на предприятии»

  4. Видеофильм «Защита населения от ОМП»

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

практические занятия, зачет

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

лабораторные работы, зачет

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

практические занятия, зачет

применять первичные средства пожаротушения;

практические занятия, зачет

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

практические занятия, зачет

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

практические занятия, зачет

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

практические занятия, зачет

оказывать первую помощь пострадавшим;

практические занятия, зачет

Знания:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

зачет

основы военной службы и обороны государства;

практические занятия, зачет

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

практические занятия, зачет

способы защиты населения от оружия массового поражения;

практические занятия

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

практические занятия,

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

практические занятия

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

практические занятия

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

практические занятия

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

практические занятия, зачет

Разработчик:

«Ленский технологический техникум»

преподаватель ОБЖ Л.П. Синьков


© 2010-2022