Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Псковский педагогический комплекс»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры Директор МБОУ «ЦО «ППК»

естественных дисциплин _____________ Николаева Л.А.

Протокол № 1 «__» _____________2015 г.

От «27» августа 2015 г. Приказ №_____

Зав. кафедрой

______________________




Рабочая программа

по Основам безопасности жизнедеятельности

для 10 класса

2015-2016 уч. год

Сроки действия программы 1 год







Учитель ОБЖ:

Семенова Е.В.







г. Псков. 2015



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету ОБЖ в 10 классе отделения гимназии, лицея искусств разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки от 05.03.2004 № 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643 от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69 от 23.06.2015 № 609), Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки от 09.03.2004 № 1312 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74), на основе программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (авторы Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. - М.: Дрофа, 2009), Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «ЦО «ППК», утв. приказом от 27.05.2015 № 145, учебника Основы безопасности жизнедеятельности: для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский - М: Дрофа, 2013.


Цели и задачи:

1. Воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

2. Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и окружающим, стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений;

3. Освоение знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных ситуациях различного характера;

4. Формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной и коллективной защиты.

Общая характеристика учебного предмета «ОБЖ»

В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни».

В разделе III «Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе» (учебные сборы).

Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10-11 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.

Поэтому главной функцией программы среднего общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.

Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а также методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития.

Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы военной службы». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.


Описание места учебного предмета «ОБЖ» в учебном плане МБОУ «ЦО «ППК»

Учебный план МБОУ «ЦО «ППК» отводит на изучение предмета 34 часа в год. Программа рассчитана на 34 учебных часов, 1 час в неделю,34 учебные недели.



Результаты освоения учебного предмета «ОБЖ»


В результате освоения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе

Ученик должен знать:

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою; основные способы передвижения солдата в бою; государственные и военные символы Российской Федерации. средства массового поражения и их поражающие факторы;

понимать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

- потенциальные опасности социального происхождения;

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

- пользоваться индивидуальными средствами защиты;

- выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


- ведения здорового образа жизни;

- оказания первой медицинской помощи;

- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.


Содержание учебного предмета «ОБЖ»

Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания (24 ч)

Правила безопасного поведения в социальной среде (8 ч)

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного

существования

Основные причины вынужденного автономного существования. Понятие о выживании и автономном существовании. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.

Автономное существование человека в условиях природной среды. Ориентирование на местности: по компасу, по небесным светилам; по растениям и животным; по местным признакам. Метод движения по азимуту. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера

Понятие о преступлении и преступном поведении. Условия, при которых наступает уголовная ответственность. Формы преступного поведения. Виды преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания совершеннолетних. Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом РФ в отношении несовершеннолетних.

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (6 ч)

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного

характера

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Отработка практических действий по овладению навыками безопасного поведения: во время внезапного землетрясения; при сходе оползней, селей, обвалов и лавин; при возникновении ураганов, бурь и смерчей; при наводнении; во время природных пожаров.

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отработка практических навыков безопасного поведения: при пожарах и взрывах; при авариях с выбросом опасных химических и радиоактивных веществ; при гидродинамических и транспортных авариях.

Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера

Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы. Правила безопасного поведения и способы защиты от ядерного оружия.

Понятие о химическом оружии и боевых токсичных химических веществах (БТХВ). Классификация БТХВ. Признаки поражения БТХВ. Правила безопасного поведения и способы защиты от химического оружия.

Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и признаки применения. Правила безопасного поведения и способы защиты от бактериологического (биологического) оружия.

Современные обычные средства поражения, их классификация и характеристика. Способы защиты от современных обычных средств поражения.

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (10 ч)

Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства

Деятельность государственных органов в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией Российской Федерации. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Краткое содержание законов Российской Федерации: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности, дорожного движения», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской, обороне». Основные права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.

Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время

Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны. История создания гражданской обороны. Предназначение гражданской обороны. Организация гражданской обороны на территории Российской Федерации. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Силы и средства гражданской обороны. Нештатные аварийно-спасательные формирования.

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о защитных сооружениях гражданской обороны, их классификация и предназначение. Убежища, противорадиационные и простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация. Назначение, устройство и принцип работы фильтрующих противогазов и респираторов. Средства индивидуальной защиты кожи, их классификация и назначение.

Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения.


Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (3ч)

Основы медицинских знаний (2 ч)

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Понятие об инфекционном заболевании. Классификация инфекционных заболеваний и их внешние признаки. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний, пути их передачи. Понятие об иммунитете. Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика. Профилактика инфекционных заболеваний.


Основы здорового образа жизни (1ч)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Сохранение и укрепление здоровья - важное условие достижения высокого уровня жизни. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности личности.

Основные факторы, способствующие укреплению здоровья. Рациональное питание, режим труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание. Основные составляющие тренированности организма человека: сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость.


Раздел 3. Основы военной службы (7 ч)

Основы обороны государства (7 ч)

Защита Отечества - долг и обязанность граждан России

Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. Отражение государственной политики в области обороны государства и воинской обязанности граждан в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государствами)

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству.

Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской федерации

Символика Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали - почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги. Система государственных наград в Российской Федерации.

Понятие о боевых традициях. Дни славных побед в истории России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. Понятие о героизме и мужестве, примеры героизма и мужества. Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности воинских частей и подразделений.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к военной присяге, вручение Боевого Знамени воинской части, вручение военнослужащим вооружения и военной техники, проводы военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Наименования разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Основные виды деятельности

Раздел I. Безопасность и защита человека в среде обитания

24


Изучают и анализируют основные причины вынужденного автономного существования. Учатся правильно принимать решение и действовать в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.

Изучают и практически осваивают наиболее распространенных способов ориентирования на местности и движения по азимутам.

Выбирают тип временного укрытия, место для него, оборудование для такого укрытия в теплое и холодное время года.

Изучают и анализируют основные способы ориентирования. Получают практические навыки в выборе места для костра, разведении и тушении костра, добывании огня. Изучают источники питания и водоснабжения при автономном выживании, правила безопасного обеспечения пищей и водой.

Получают представления об уголовной ответственности за разрушение, повреждение и приведение в негодность транспортных средств, транспортного оборудования и коммуникаций; угон автомобиля.

Узнают об уголовной ответственности за хулиганство, вандализм и неуважительное отношение к усопшим и местам их захоронения.

Узнают о видах преступлений, уголовной ответственности несовершеннолетних, видах наказаний для несовершеннолетних, назначаемых им принудительных мерах воспитательного воздействия.

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях 6ч

Закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 7 и 8 классах основной школы.

Получают представления о ядерном оружии как одном из видов оружия массового поражения и его поражающих факторах

Получают представления о химическом оружии, средствах его доставки и признаках его применения; боевых токсичных химических веществах и их классификации

Получают представления о бактериологическом оружии и возбудителях заболеваний людей, животных и растений. Узнают о способах и признаках применения этого оружия. Характеризуют различные боеприпасы (осколочные, фугасные, кумулятивные, бетонобойные, объемного взрыва, зажигательные) и высокоточное оружие (разведывательно-ударные комплексы и управляемые авиационные бомбы).

Закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения 10ч

Изучают основное содержание Федеральных законов «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму». Знакомятся с основными положениями остальных законов и подзаконных актов.

Изучают предназначение гражданской обороны, ее структуру и задачи.

Изучают задачи функциональной подсистемы РСЧС, в которую входят общеобразовательные учреждения, о структуре и содержании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плана гражданской обороны общеобразовательного учреждения.

Расширяют представления о системе оповещения населения о ЧС, средствах, способах и порядке оповещения. Совершенствуют практические умения и навыки в действиях по сигналам оповещения.

Закрепляют и углубляют знания об убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях простейшего типа и их оборудовании. Изучают правила поведения людей в убежищах.

Закрепляют знания о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Совершенствуют умения и навыки в их практическом применении.

Изучают задачи, содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных и неотложных работ, содержание и порядок проведения частичной и санитарной обработки, основных мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. Практически осваивают проведение частичной санитарной обработки.

Закрепляют изученный материал.







Правила безопасного поведения в социальной среде

8

1

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

6


Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения

10

1

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3


Изучают классификацию, причины возникновения, пути передачи и распространения инфекционных заболеваний, иммунитете и иммунной реакции организма.

Узнают об элементах эпидемиологической цепи, внешних признаках и инкубационном периоде инфекционного заболевания.

Изучают правила по предотвращению инфекционных заболеваний, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни. Получают представления о возбудителях, путях заражения, признаках и мерах профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний

Расширяют представления и углубления знаний о значении двигательной активности и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности и профилактики заболеваний.

Выполняют практическое задания по определению своей сердечно-дыхательной выносливости, силы кисти и гибкости.

Основы медицинских знаний

2


Основы здорового образа жизни

1

1

Раздел III. Основы военной службы

7


Узнают об историческом пути Вооруженных Сил России и наиболее значимых военных реформах.

Анализируют цели и содержание этих реформ.

Узнают об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, видах ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении.

Узнают о главном предназначении Вооруженных Сил РФ, силах обеспечения обороны и безопасности нашего государства. Закрепляют знание Федеральных законов «Об обороне» и «О безопасности»

Получают представления о составе и предназначении других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

Получат представления о структуре воинских ритуалов и порядке проведения наиболее важных ритуалов Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к Военной присяге (принесения обязательства), подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации, вручение военнослужащим вооружения, военной техники и стрелкового оружия

Получают представления о Боевых знаменах воинских частей, ритуале их вручения и порядке хранения.

Беседуют со своими родственниками, награжденными государственными наградами, информируют друг друга за какие подвиги и заслуги они награждены.



Всего

34

3




Календарно-тематическое планирование


№№ урока

дата

Раздел программы

Тема урока

Всего часов

Планируемые образовательные результаты обучения темы

Основные виды деятельности

Формы контроля

Примечание

Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания 24ч

Правила безопасного поведения в социальной среде 8ч

5.09.15

Основные причины вынужденного автономного существования.

1

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них.

Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природные условия.

Изучают и анализируют основные причины вынужденного автономного существования. Учатся правильно принимать решение и действовать в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.


Фронтальный опрос


12.09.15

Автономное существование человека в условиях природной среды.

1

Изучают и практически осваивают наиболее распространенных способов ориентирования на местности и движения по азимутам.

Выбирают тип временного укрытия, место для него, оборудование для такого укрытия в теплое и холодное время года.


Фронтальный опрос


19.09.15

Практическая работа: Ориентирование на местности.

1

Изучают и анализируют основные способы ориентирования. Получают практические навыки в выборе места для костра, разведении и тушении костра, добывании огня. Изучают источники питания и водоснабжения при автономном выживании, правила безопасного обеспечения пищей и водой.

Практическая работа


26.09.15

Понятие о преступлении и преступном поведении.

1

Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения

Получают представления об уголовной ответственности за разрушение, повреждение и приведение в негодность транспортных средств, транспортного оборудования и коммуникаций; угон автомобиля.

Индивидуальный опрос



Проверочная работа


3.10.15

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

Знать условия, при которых наступает уголовная ответственность.

узнают об уголовной ответственности за хулиганство, вандализм и неуважительное отношение к усопшим и местам их захоронения.

Фронтальный опрос


10.10.15

Формы и виды преступлений

1

Знать формы преступного поведения, виды преступлений.

Индивидуальный опрос


17.10.15

Особенности уголовной ответственности

1

Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения

Узнают о видах преступлений, уголовной ответственности несовершеннолетних, видах наказаний для несовершеннолетних, назначаемых им принудительных мерах воспитательного воздействия.

Индивидуальный опрос


24.10.15

Уголовный Кодекс РФ

1

Фронтальный опрос


Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях 6ч

14.11.15

Итоговая работа: уголовная ответственность


1

Знать потенциальные опасности природного и социального происхождения. Характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях ЧС

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в ЧС природного характера.

Закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 7 и 8 классах основной школы.

Тестирование


21.11.15

Правила безопасного поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.

1

Фронтальный опрос


28.11.15

Защита от ядерного оружия

1

Иметь представление о

современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать

в случае их наступления

техногенного характера

Получают представления о ядерном оружии как одном из видов оружия массового поражения и его поражающих факторах

Сообщения

Индивидуальный опрос


5.12.15

Защита от химического оружия

1

Получают представления о химическом оружии, средствах его доставки и признаках его применения; боевых токсичных химических веществах и их классификации

Сообщения


12.12.15

Защита от биологического оружия

1

Получают представления о бактериологическом оружии и возбудителях заболеваний людей, животных и растений. Узнают о способах и признаках применения этого оружия. Характеризуют различные боеприпасы (осколочные, фугасные, кумулятивные, бетонобойные, объемного взрыва, зажигательные) и высокоточное оружие (разведывательно-ударные комплексы и управляемые авиационные бомбы)

Индивидуальный опрос


19.12.15

Итоговая работа: Современные средства поражения и их поражающие факторы

1



Закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Тестирование


Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения 10ч


26.12.15

Конституция РФ об охране жизни и здоровья

1

Знать основные задачи

государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

Изучают основное содержание Федеральных законов «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму». Знакомятся с основными положениями остальных законов и подзаконных актов.

Фронтальный опрос


16.01.16

Промежуточная работа за пройденный за 1 полугодие материал.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

1

Тестирование


23.01.16

Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны.

1

Знать о предназначении

гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения

личной безопасности

Изучают предназначение гражданской обороны, ее структуру и задачи.

Индивидуальный опрос


30.01.16

Гражданская оборона в ОУ

1

Знать о предназначении

гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения

личной безопасности

Изучают задачи функциональной подсистемы РСЧС, в которую входят общеобразовательные учреждения, о структуре и содержании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плана гражданской обороны общеобразовательного учреждения.

Фронтальный опрос


6.02.16

Защита населения от ЧС мирного и военного времени.

1

Знать о системах оповещения, сигналах

Уметь использовать полученные знания и умения для получения своевременной информации

Расширяют представления о системе оповещения населения о ЧС, средствах, способах и порядке оповещения. Совершенствуют практические умения и навыки в действиях по сигналам оповещения.

Индивидуальный опрос


13.02.16

Оповещение и информирование о ЧС

1

Индивидуальный опрос


20.02.16

Организация инженерной защиты

1

Иметь представление о видах защитных сооружений

Закрепляют и углубляют знания об убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях простейшего типа и их оборудовании. Изучают правила поведения людей в убежищах.

Индивидуальный опрос


27.02.16

Практическая работа: Средства индивидуальной защиты населения.

1

Иметь представление о

современных средствах ИЗ и КЗ

Уметь пользоваться ими.

Закрепляют знания о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Совершенствуют умения и навыки в их практическом применении.

Практическая работа


5.03.16

Коллективные средства защиты

1

Индивидуальный опрос


12.03.16

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСНДР)

Итоговая работа: Государственная система защиты и обеспечения безопасности

1

Знать о разведке, инженерном, транспортном, техническом обеспечении и санитарной обработке

Уметь пользоваться

индивидуальными средствами защиты, простейших действиях при

локализации поражающих факторов

Изучают задачи, содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных и неотложных работ, содержание и порядок проведения частичной и санитарной обработки, основных мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. Практически осваивают проведение частичной санитарной обработки.

Закрепляют изученный материал.

Тестирование


Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 3 ч

19.03.16

Понятие об инфекционном заболевании.

1

Знать способы профилактики инфекционных заболеваний.

Уметь использовать

приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний

Изучают классификацию, причины возникновения, пути передачи и распространения инфекционных заболеваний, иммунитете и иммунной реакции организма.

Фронтальный опрос


9.04.16

Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика.

1

Узнают об элементах эпидемиологической цепи, внешних признаках и инкубационном периоде инфекционного заболевания.

Изучают правила по предотвращению инфекционных заболеваний, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни. Получают представления о возбудителях, путях заражения, признаках и мерах профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний

Индивидуальный опрос


16.04.16

Практическая работа: Сохранение и укрепление здоровья


1

Знать о здоровом образе жизни, о мерах сохранения и укрепления здоровья.

Уметь определять свою сердечно-дыхательную выносливость и силу кисти.

Расширяют представления и углубления знаний о значении двигательной активности и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности и профилактики заболеваний.

Выполняют практическое задания по определению своей сердечно-дыхательной выносливости, силы кисти и гибкости.

Практическая работа


Раздел 3. Основы обороны государства 7 ч

23.04.16

Итоговая работа: ОМЗ

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

1

Иметь представление о истории создания Вооруженных сил, об организационной структуре ВС РФ, об организационной структуре ВС РФ.


Знать состав и предназначение ВС РФ.

Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе, осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.


Узнают об историческом пути Вооруженных Сил России и наиболее значимых военных реформах.

Анализируют цели и содержание этих реформ.

Тестирование


фронтальный опрос


30.04.16

Структура Вооруженных

Сил. Виды Вооруженных сил и

рода войск

1

Узнают об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, видах ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении.

Сообщения


7.05.16

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России.

Их роль и место в системе

безопасности

1

Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.

Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных

Сил.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Узнают о главном предназначении Вооруженных Сил РФ, силах обеспечения обороны и безопасности нашего государства. Закрепляют знание Федеральных законов «Об обороне» и «О безопасности»

Индивидуальный опрос


31- 32.

14.05.16

Другие войска, их состав и предназначение

1

Знать состав и предназначение ВС РФ.

Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе

Получают представления о составе и предназначении других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

Сообщения


Символика Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

Иметь представление об основных государственных наградах.

Уметь отстаивать свою

гражданскую позицию,

формировать свои мировоззренческие

Иметь представление о боевых традициях ВС РФ, о символах воинской чести.


Получат представления о структуре воинских ритуалов и порядке проведения наиболее важных ритуалов Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к Военной присяге (принесения обязательства), подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации, вручение военнослужащим вооружения, военной техники и стрелкового оружия

Получают представления о Боевых знаменах воинских частей, ритуале их вручения и порядке хранения.

Беседуют со своими родственниками, награжденными государственными наградами, информируют друг друга за какие подвиги и заслуги они награждены.

Сообщения


33.

21.05.16

Промежуточная итоговая аттестация.

Понятие о боевых традициях.

1

Тестирование


34.

28.05.16

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1

Иметь представление о ритуалах ВС РФ, о символах воинской чести.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к

военной службе


Сообщения






Описание учебно- методического и материально - технического обеспечения образовательной деятельности


Для учителя:

Учебно-методический комплект.

1.Латчук В. Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Программа для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 класс»: - М.: Дрофа, 2010.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10кл. общеобразовательных учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский - М: Дрофа, 2013;

Дополнительные пособия для учителя.

1. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2001;

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл. : Методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. - М.: Дрофа,2002;

Для ученика:

1.Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10кл. общеобразовательных учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский - М: Дрофа, 2009;

Дополнительные пособия для обучающихся.

1. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника / В.П. Ситников: - М.: Слово, АСТ, Ключ - С, 1997;

2. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы медицинских знаний и охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ / Е.Л. Вишневская, Н.К. Бирюкова, Т.И. Широкова: - М.: Русское слово, 1995;

3. Вооруженные Силы России / В.П. Дроздов: - М.: Редакция журнала «Военные знания», 1998;

4. На службе Отечеству. Об истории Российского госудаоства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы / Дайнес В.О.: - М.,1998.

Электронные учебные издания и интернет - ресурсы.

Образовательный портал 12-й Всероссийский интернет-педсовет (pedsovet.org/).

Разработки уроков - ОБЖ - Методическая копилка (k-yroky.ru/).

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (festival.1september.ru/).









1. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника / В.П. Ситников: - М.: Слово, АСТ, Ключ - С, 1997;

2. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы медицинских знаний и охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ / Е.Л. Вишневская, Н.К. Бирюкова, Т.И. Широкова: - М.: Русское слово, 1995;

3. Вооруженные Силы России / В.П. Дроздов: - М.: Редакция журнала «Военные знания», 1998;

4. На службе Отечеству. Об истории Российского госудаоства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы / Дайнес В.О.: - М.,1998.


Электронные учебные издания и интернет - ресурсы.

1. Электронный учебник по основам безопасности жизнедеятельности, разработанный УМЦ ГО и ЧС Курской области.

2. Образовательный портал 12-й Всероссийский интернет-педсовет (pedsovet.org/).

3. Разработки уроков - ОБЖ - Методическая копилка (k-yroky.ru/).

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (festival.1september.ru/).

5. Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методическое издание для преподавателей ( school-obz.org/).

6. Сеть творческих учителей (it-n.ru/)



Планируемы результаты изучения учебного предмета «ОБЖ»

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • владеть навыками в области гражданской обороны;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.



© 2010-2022