Программа элективного курса для учащихся 10-х классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I.Целевая установка и организационно-методические указания Предлагаемый элективный курс «Гражданская оборона и защита населения» предназначен для учащихся 10-а класса гуманитарного и технического профиля и представляет собой коммуникативно-когнетивную линейную программу. Курс можно использовать в 10-х классах – 1 час в неделю (17 часов за полугодие).Программа составлена в соответствии с современной концепцией обучения «Основам безопасности жизнедеятельности», которая состои...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждено

на педагогическом совете МОУ СОШ № 12

Протокол №__ от «__ » августа 2014 г. Директор МОУ СОШ № 12

Е.И. Латушкина

Согласовано

на методическом совете МОУ СОШ № 12

Протокол № от « » августа 2014 г.

Зам. директора по УВР

Н.В Юдина


Рассмотрено

на заседании методического объединения МОУ СОШ № 12

Протокол №__ от «__ » августа 2014 г.

Руководитель МО

С.В. Докучаева



ПРОГРАММА

элективного курса для учащихся 10-а класса

по основам безопасности жизнедеятельности

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ»

Автор - составитель курса: Федотов А.В.

преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СШ № 12

Тракторозаводского района г. Волгограда

1 квалификационная категория

г. Волгоград

2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Целевая установка и организационно-методические указания

Предлагаемый элективный курс «Гражданская оборона и защита населения» предназначен для учащихся 10-а класса гуманитарного и технического профиля и представляет собой коммуникативно-когнетивную линейную программу. Курс можно использовать в 10-х классах - 1 час в неделю (17 часов за полугодие).

Программа составлена в соответствии с современной концепцией обучения «Основам безопасности жизнедеятельности», которая состоит в синтезе личностно-ориентированного и коммуникативно-когнетивного подходов.

По новизне данная программа относится к дополняющим, так как её цель: - поддержать и развить содержание базисной программы обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в 10-м классе за счёт расширения тем, касающихся обучению учащихся основам защиты населения от современных средств ведения войны.

Общими целями элективного курса по теме: «Гражданская оборона и защита населения» являются:

- углубление знаний у учащихся о современных средствах массового поражения, их поражающих факторах
и воздействия их на организм человека;

- знакомство с работой государственных структур в вопросах защиты населения от ЧС мирного и военного времени;

- актуализация и расширение знаний у учащихся о коллективных и индивидуальных средствах защиты населения от ЧС мирного и военного характера;

  • рассмотрение возможностей применения различных коллективных и индивидуальных средств защиты населения от ЧС мирного и военного характера;

  • изучение методики изготовления и применения простейших средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

  • формирование умений и навыков в использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

  • показать эффективность мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военно­го времени при использовании коллективных и индивидуальных средств защиты населения;

  • показать эффективность использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи при ЧС мирного и военного характера;

Главными задачами элективного курса являются:

- углубленное изучение современных средств массового поражения, их поражающих факторов и способов
защиты от них;

  • углубленное изучение основных коллективных и индивидуальных средств защиты населения от ЧС мир­ного и военного времени;

  • углубленное изучение самых современных гражданских и промышленных противогазов, респираторов, защитных комплектов, костюмов и комбинезонов;

  • овладение навыками использования коллективных средств и средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи на опасных производствах и объектах с повышенной опасностью.

Определяющей задачей изучения элективного курса является достижение следующих уровней обученности.

Знать:

  • основные сведения об оружии массового поражения, поражающих факторах и способах защиты населе­ния;

  • назначение, классификацию, устройство и основные защитные свойства коллективных средств защиты населения от ЧС мирного и военного времени;

  • назначение, классификацию, устройство и принцип действия различных типов противогазов, респирато­ров, защитных комплектов, костюмов и комбинезонов;

  • методику изготовления простейших средств защиты органов дыхания человека;

  • порядок использования коллективных средств и средств индивидуальной защиты органов дыхания и ко­жи;

- действия населения при угрозе заражения в условиях мирного и военного времени.
Уметь:

- использовать знания для формирования высоких морально-волевых качеств при использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи в целях защиты населения при различных ЧС мирного и военного времени;

  • правильно и эффективно применять в различных условиях средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

- изготовлять и эффективно применять простейшие средства защиты органов дыхания;

- работать с литературой по написанию рефератов и исследовательской работы по предложенной теме.

Роль и место элективного курса по теме: «Гражданская оборона и защита населения» заключает­ся в обеспечении всестороннего развития личности учащихся, формировании его как общей, технической, так и военно-технической культуры, в дальнейшем углублении знаний и умений в вопросах применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, состоящих на вооружении подразделений и служб спасения, на предприятиях и объектах с повышенной опасностью, а также противопожарных служб.

Специфической особенностью преподавания элективного курса является то, что лекции и беседы носят обзорный, базовый характер, а более глубокое изучение материала проводится в часы самостоятельной подготовки самими обучае­мыми.

Для закрепления изученного материала проводятся семинарские занятия, куда приглашаются представители штаба ГО и ЧС района, города и области, спасатели, пожарные и военнослужащие воинских частей для использования их опыта в формировании личности будущего гражданина и защитника Отечества.

Научной основой элективного курса является совокупность знаний общего хода развития средств вооруженной борьбы, основных опасностей, возникающих на объектах с повышенной опасностью и научной оценки применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи в вопросах защиты населения.

Изучение элективного курса базируется на дисциплинах: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Химия», «Физика».

Учитывая структурно-логическое прохождение разделов и тем элективного курса, исключается дублирование материала по другим дисциплинам учебного плана МОУ СШ № 12, хотя некоторые темы курса опираются на ранее изученный материал.

Структурно программа курса состоит из 5 - и разделов:

  1. «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны».

  2. «Современные средства поражения и их поражающие факторы».

III. «Система оповещения населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени».

IV «Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени».

V. «Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи».

Преподавание курса проводит преподаватель-организатор курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также представители штаба ГО и ЧС района, города и области, промышленных предприятий, пожарные и спасатели.

В процессе изучения организуются экскурсии на предприятия и объекты с повышенной опасностью, а также в пожарные части и воинские подразделения района.

Контроль по элективному курсу осуществляется:

текущий - на лекциях, беседах, семинарах в форме опроса или тестирования;

итоговый - в форме контрольных работ, написание исследовательских работ, рефератов в конце курса за:

  • качественно выполненное задание;

  • использование Интернет-технологий;

- инициативную публичную презентацию своей работы в МОУ СОШ № 12 или за ее пределами.

В конце изучения курса проводится итоговая конференция с показом лучших работ учащихся.

Учебно - методическое обеспечение:


  • компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;

  • электронная презентация, созданная средствами программы - редактора презентаций;

  • образцы различных моделей противогазов, фильтрующих коробок, ватно - марлевая повязка (ВМП), пыле - тканевая маска (ПТМ - 1), вата и марля для изготовления ВМП и ПТМ - 1;

  • макеты фильтрующих и изолирующих противогазов в разрезе;

  • комплект плакатов по различным видам противогазов, респираторов и средств защиты кожи.

Информационное обеспечение:

  1. Для учителей:

  • «ОБЖ 10 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений под общей редакцией Ю.Л. Воробьева; АСТРЕЛЬ

  • ACT 2014 г.

  • Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи. Библиотечка «Военные знания», Москва - 2001 г.

  • журналы «ОБЖ» за 2009 - 2014 г.

2. Для обучающихся:

- «ОБЖ 10 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений под общей редакцией Ю.Л. Воробьева; АСТРЕЛЬ

  • ACT 2014 г.

  • Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи. Библиотечка «Военные знания», Москва - 2001 г.

  • журналы «ОБЖ» за 2009 - 2014 г.



Учебно - тематический план

п/п

Темы уроков

Коли-

чество

часов

Элементы содержания

Дата

проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Раздел I.

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

1


1.

Гражданская оборона, история создания, задачи и функции граж­данской обороны.

1

Знать:

- история создания гражданской обороны;

- законодательные акты, определяющие деятельность гражданской обороны;

- задачи и функции гражданской обороны.



- лекция

1


Раздел II.

Современные средства поражения и их поражающие факторы

4


2.

Ядерное оружие и его поражающие факторы.

1

Знать:

- принцип действия ядерного оружия;

  • основные поражающие факторы ядерного взрыва и их характеристика;

  • способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.



- лекция

1


3.

Химическое оружие и его поражающие факторы.

1

Знать:

  • исторические рамки применения химического оружия;

  • принцип действия химического оружия;

  • классификация ОВ по воздействию на организм человека;

- современные аспекты развития химического оружия на современном этапе развития средств вооруженной борьбы.



- лекция

1


4.

Бактериологическое оружие и его поражающие факторы.

1

Знать:

  • принцип действия бактериологического оружия;

  • признаки и особенности применения бактериологического оружия.



- лекция

1


5.

Современные обычные средства поражения.

1

Знать:

  • принцип действия обычных средств поражения;

  • классификация и характеристика обычных средств поражения;

  • характеристика зажигательного оружия.



- семинарское занятие

1




Раздел III.

Система оповещения населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени.



2


6.

Сигнал «Внимание всем!». Передача речевой информации.

1

Знать:

  • цели и задачи оповещения населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени;

  • организация оповещения населения в области, городе, общеобразовательных учреждениях.




- беседа

1




7.

Способы защиты населения при чрезвычайных ситуациях.

1

Знать:

- основные способы защиты населения: использование защитных сооружений, рассредоточение или эвакуация, обеспечение СИЗ;

  • способы рассредоточения и эвакуации;

  • организация эвакуации в общеобразовательных учреждениях.




- лекция

1





Раздел IV.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

4




8.

Убежища.

1

Знать:

  • назначение и критерии оценки защитных свойств убежищ;

  • основные классы убежищ;

  • устройство убежищ.




- лекция

1



9.

Противорадиационные укрытия.

1

Знать:

  • назначение и критерии оценки защитных свойств ПРУ;

  • основные группы ПРУ;

- устройство ПРУ и защитные свойства отдельных помещений.




- лекция

1



10.

Простейшие укрытия.

1

Знать:

  • назначение и критерии оценки защитных свойств простейших укрытий;

  • основные виды и устройство простейших укрытий.




- лекция




11.

Правила поведения в защитных сооружениях.


Знать:

  • основные правила поведения в защитных сооружениях;

  • организация питания и медицинского обслуживания;

  • порядок использования режимов: чистой вентиляции, фильтровентиляции, полной изоляции.




- практическое занятие





Раздел V.

Средства индивидуальной защиты

органов дыхания и кожи




12.

Фильтрующие противогазы.

1

Знать:

- роль Российских ученых в создании и совершенствовании средств индивидуальной защиты населения, воинов армии и флота. (Из биографии русского ученого химика - органика Зелинского Н.Д. (1861 - 1953 г);

  • классификация противогазов по принципу действия;

  • значение средств индивидуальной защиты в вопросах сохранения населения при применении оружия мас­сового поражения и при воздействии АХОВ;

  • основные понятия: адсорбция, хемосорбция, катализ, фильтрация;

  • назначение, устройство и порядок применения противогаза;

- сравнительная характеристика и отличительные особенности гражданских противогазов: ГП - 5, (ГП - 5М); ГП - 7, (ГП - 7В); детских противогазов: ПДФ - Д, (ПДФ - 2 Д); ПДФ - Ш, (ПДФ - 2Ш).




- лекция

1




13.

Изолирующие противогазы.

1

Знать:

- назначение и принцип действия изолирующих противогазов;

  • классификация изолирующих противогазов;

  • сравнительная характеристика и отличительные особенности изолирующих противогазов: ИП - 4, ИП - 4М, ИП-4МК, ИП-5;



- лекция

1

14.

Респираторы.

1

Знать:

  • назначение, устройство и классификация респираторов;

- сравнительная характеристика противопылевых и противоаэрозольных респираторов: ШБ - 1, «Лепесток», «Кама», У - 2К (Р -2), Ф - 62Ш, РП - 91Ш, ФОРТ - П, РПА - 1, РМ - 2; РПГ - 67, РУ - 60М, У - 2ГП, Уралец, ЛУР -ГП, ФРЭД.

  • простейшие средства защиты органов дыхания (ВМП, ПТМ - 1).


- лекция;

1

15.

Изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи.

1

Знать:

  • назначение изолирующих фильтрующих средств защиты кожи;

  • сравнительная характеристика изолирующих средств защиты кожи: общевойсковой защитный комплект (ОЗК), легкий защитный костюм Л - 1;

- сравнительная характеристика фильтрующих средств защиты кожи: защитная фильтрующая одежда (ЗФО), защитный комплект ФЛ - Ф, защитный комплект ФЛ - Н, защитная одежда АРК - 1, защитный комплект »ПЗО - 2», защитный комплект КЗХИ.


- лекция

1

16.

Медицинские средства индивидуальной защиты и профилактики. Санитарная обработка людей.

1

Знать:

- назначение, состав и порядок применения аптечки индивидуальной АИ - 2;

- отличия аптечки индивидуальной АИ - 4 от АИ-2;

- назначение, состав и порядок применения индивидуального противохимического пакета ИПП - 8, ИПП-9, ИПП - 10, ИПП -11;

- отличия ИПП-8 от ИПП-9, 10, 11.

  • назначение санитарной обработки и ее виды.



- лекция

1

'

17.

Организация проведения аварий­но-спасательных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

1

Знать:

  • цель мероприятий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

  • задачи проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

  • основные мероприятия проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.


- семинарское занятие

1





Содержание разделов и тем

Раздел I. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Тема № 1. Гражданская оборона, история создания, задачи и функции гражданской обороны. 1 час.

- история создания гражданской обороны;

- законодательные акты, определяющие деятельность гражданской обороны;

- задачи и функции гражданской обороны.

Тема № 2. Ядерное оружие и его поражающие факторы. 1 час.

- принцип действия ядерного оружия;

  • основные поражающие факторы ядерного взрыва и их характеристика;

  • способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

Раздел 2. Современные средства поражения и их поражающие факторы.


Тема № 3. Химическое оружие и его поражающие факторы. 1 час.

  • исторические рамки применения химического оружия;

  • принцип действия химического оружия;

  • классификация ОВ по воздействию на организм человека;

- современные аспекты развития химического оружия на современном этапе развития средств вооруженной борьбы.

Тема № 4. Бактериологическое оружие и его поражающие факторы. 1 час.

  • принцип действия бактериологического оружия;

  • признаки и особенности применения бактериологического оружия.

Тема № 5. Современные обычные средства поражения. 1 час.


  • принцип действия обычных средств поражения;

  • классификация и характеристика обычных средств поражения;

  • характеристика зажигательного оружия.

Раздел III. Система оповещения населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного

и военного времени.


Тема № 6. Сигнал «Внимание всем!». Передача речевой информации. 1 час.

  • цели и задачи оповещения населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени;

  • организация оповещения населения в области, городе, общеобразовательных учреждениях.

Тема № 7. Способы защиты населения при чрезвычайных ситуациях.. 1 час.

- основные способы защиты населения: использование защитных сооружений, рассредоточение или эвакуация, обеспечение СИЗ;

  • способы рассредоточения и эвакуации;

  • организация эвакуации в общеобразовательных учреждениях.

Раздел IV. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС

мир­ного и военного времени.

Тема № 8. Убежища. 1 час.

  • назначение и критерии оценки защитных свойств убежищ;

  • основные классы убежищ;

  • устройство убежищ.

Тема № 9. Противорадиационные укрытия. 1 час.

  • назначение и критерии оценки защитных свойств ПРУ;

  • основные группы ПРУ;

- устройство ПРУ и защитные свойства отдельных помещений.

Тема № 10. Простейшие укрытия. 1 час.

  • назначение и критерии оценки защитных свойств простейших укрытий;

  • основные виды и устройство простейших укрытий.

Тема № 11. Правила поведения в защитных сооружениях. 1 час.

  • основные правила поведения в защитных сооружениях;

  • организация питания и медицинского обслуживания;

  • порядок использования режимов: чистой вентиляции, фильтровентиляции, полной изоляции.

Раздел V. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.


Тема № 12. Фильтрующие противогазы. 1 час.

- роль Российских ученых в создании и совершенствовании средств индивидуальной защиты населения,
воинов армии и флота. (Из биографии русского ученого химика - органика Зелинского Н.Д. (1861 - 1953 г);

  • классификация противогазов по принципу действия;

  • значение средств индивидуальной защиты в вопросах сохранения населения при применении оружия мас­сового поражения и при воздействии АХОВ;

  • основные понятия: адсорбция, хемосорбция, катализ, фильтрация;

  • назначение, устройство и порядок применения противогаза;

- сравнительная характеристика и отличительные особенности гражданских противогазов: ГП - 5, (ГП - 5М); ГП - 7, (ГП - 7В); детских противогазов: ПДФ - Д, (ПДФ - 2 Д); ПДФ - Ш, (ПДФ - 2Ш).

Тема № 13. Изолирующие противогазы. 1 час.

- назначение и принцип действия изолирующих противогазов;

  • классификация изолирующих противогазов;

  • сравнительная характеристика и отличительные особенности изолирующих противогазов: ИП - 4, ИП - 4М, ИП-4МК, ИП-5.

Тема № 14. Респираторы. 1 час.

  • назначение, устройство и классификация респираторов;

- сравнительная характеристика противопылевых и противоаэрозольных респираторов: ШБ - 1, «Лепесток», «Кама», У - 2К (Р -2), Ф - 62Ш, РП - 91Ш, ФОРТ - П, РПА - 1, РМ - 2; РПГ - 67, РУ - 60М, У - 2ГП, Уралец, ЛУР -ГП, ФРЭД.

  • простейшие средства защиты органов дыхания (ВМП, ПТМ - 1).

Тема № 15. Изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи.1 час.

  • назначение изолирующих фильтрующих средств защиты кожи;

  • сравнительная характеристика изолирующих средств защиты кожи: общевойсковой защитный комплект (ОЗК), легкий защитный костюм Л - 1;

- сравнительная характеристика фильтрующих средств защиты кожи: защитная фильтрующая одежда (ЗФО), защитный комплект ФЛ - Ф, защитный комплект ФЛ - Н, защитная одежда АРК - 1, защитный комплект »ПЗО - 2», защитный комплект КЗХИ.

Тема № 16. Медицинские средства индивидуальной защиты и профилактики. Санитарная обработка людей. 1 час.

- назначение, состав и порядок применения аптечки индивидуальной АИ - 2;

- назначение, состав и порядок применения аптечки индивидуальной АИ - 4;

- назначение, состав и порядок применения индивидуального противохимического пакета ИПП - 8, ИПП-9, ИПП - 10, ИПП -11;

- отличия ИПП-8 от ИПП-9, 10, 11.

  • назначение санитарной обработки и ее виды;

  • понятия: дезактивация, дегазация, дезинфекция;

Тема № 17. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычай­ной ситуации. 1 час.

  • цель мероприятий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

  • задачи проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

  • основные мероприятия проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.



  • Примечание: Т - тестирование

  • О - опрос

СЗ - семинарское занятие

КР - контрольное занятие


© 2010-2022