- Преподавателю
- ОБЖ
- Программа по дисциплине ОП. 04 Физиология с основами биохимии
Программа по дисциплине ОП. 04 Физиология с основами биохимии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Микрюкова В.Е. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Омский колледж профессиональных технологий»
Рабочая ПРОГРАММа
дисциплины ОП.04 Физиология с основами биохимии
специальности 050141 Физическая культура
(на базе основного общего образования)
Омск, 2015 г.
ОДОБРЕНА СОСТАВЛЕНА
Предметной цикловой в соответствии с ФГОС СПО
комиссией естественно - по специальности 050141
научных дисциплин Физическая культура
«____» ________2015
Протокол №_______
Председатель ПЦК
Лопарева Л.А.______
СОГЛАСОВАНО
Методист
Трещилова С.Н.______
Заместитель директора по УПР
____________ Т.Н.Стрекалина
АВТОР: Преподаватель высшей квалификационной категории
БПОУ ОКПТ В.Е.Микрюкова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации программы учебной дисциплины
20
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
22
1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ БИОХИМИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины, ОП.04 Физиология с основами биохимии является частью образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 Физическая культура
Рабочая программа может быть использована для других специальностей укрупненной группы 49.02.01 Физическая культура и спорт.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина, ОП.04 Физиология с основами биохимии относится к общепрофессиональным дисциплинам основной профессиональной образовательной программы
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины ОП.04 Физиология с основами биохимии обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно - спортивной деятельности.
ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе
с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-измерять и оценивать физиологические показатели организма человека;
-оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, в том числе с помощью лабораторных методов;
-оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
-использовать знания биохимии для определения нагрузок при занятиях
физической культурой;
-применять знания по физиологии и биохимии при изучении профессиональных модулей;
знать:
-физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
-понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека;
регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
-роль центральной нервной системы в регуляции движений;
-особенности физиологии детей, подростков и молодежи;
-взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;
-физиологические закономерности двигательной активности и процессов
восстановления;
-механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности;
-биохимические основы развития физических качеств;
-биохимические основы питания;
-общие закономерности и особенности обмена веществ при занятиях физической культурой;
-возрастные особенности биохимического состояния организма
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 222 часа, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 148 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 74 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
222
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
148
в том числе:
практические занятия
64
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
74
в том числе:
-
составление схем, таблиц
30
-
подготовка рефератов, сообщений
30
-
работа с основной и дополнительной литературой
14
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04. Физиология с основами биохимии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
5 Семестр
1.Введение
Содержание учебного материала
2
1
Предмет физиологии и биохимии. Методы физиологии. Исторические сведения о развитии физиологии. Значение физиологии и биохимии в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Основные понятия физиологии и биохимии: жизнь, обмен веществ, гемостаз, организм, функции организма, нервные и гуморальная регуляция.
Раздел№1 Основные физиологические процессы и общая возбудимость тканей.
14
1.1Физиологические принципы регуляции и возникновение нервного импульса.
Содержание учебного материала
2
1
Что изучает физиология? Принципы регуляции и работы организма. Молекулярное строение клеточной мембраны и природа нервного импульса. Потенциал покоя. Потенциал действия. Некоторые основные понятия физиологии возбуждения.
1.2.; 1.3 Физиология мышечного сокращения.
Содержание учебного материала
2
1
Молекулярное строение скелетных мышц. Теория скользящих нитей. Снабжение мышцы энергией. Одиночное сокращение и тетанус. Сила мышечного сокращения. Особенности гладких мышц.
Практические занятия
2
1
1.
Структура двигательной единицы. (зарисовать картинку, построить схему сокращения мышечного волокна)
1.4;Физиологические особенности элементарных нервных структур.
Содержание учебного материала
2
1
Нейрон, нервные волокна и их функционирование. Синапсы. Свойства нервных центров. Механизмы торможения. Парабиоз.
Самостоятельная работа обучающихся
Анатомия и физиология синапса. (Сообщение)
4
3
1.5 Основные физиологические процессы и общая возбудимость тканей.
Практические занятия
2
3
1.
Составить схему возбудимости ткани.
Раздел№2
Физиология нервной системы.
10
2.1 Физиология спинного и головного мозга.
Содержание учебного материала
2
1
Физиология спинного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Физиология таламуса. Физиология гипоталамуса. Ретикулярная формация и лимбическая система. Мозжечок. Подкорковые ядра.
2.2 Физиология эмоций и больших полушарий.
Содержание учебного материала
2
1
Физиология эмоций. Функциональная структура больших полушарий. Сенсорные и двигательные зоны коры. Ассоциативные зоны коры. Асимметрия больших полушарий.
2.3; 2.4 Регуляция движений и высшая нервная деятельность
Содержание учебного материала
4
1
Регуляция мышечного тонуса и произвольных движений. Управление двигательной деятельностью.
Двигательный навык. Взаимосвязь двигательных и вегетативных функций. Классификация безусловных и условных рефлексов. Условия и механизмы образования условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Особенности ВНД человека.
2.5 Физиология нервной системы.
Практические занятия
2
2
1.
Составить кроссворд по разделу нервная система
Раздел № 3 Сенсорные и эндокринная системы.
14
3.1; 3.2 Сенсорные системы.
Содержание учебного материала
2
1
Сенсорная информация и рецепторы. Соматосенсорная рецепция и проприорецепция. Орган зрения. Орган слуха. Физиология обоняния. Вкусовая рецепция. Вестибулярный аппарат. Органы чувств и коррекция движений.
Практические занятия
2
2
1.
Орган зрения. Орган слуха. (зарисовать картинки, составить таблицы,
заполнить кроссворд)
3.3; 3.4; Эндокринная система
Содержание учебного материала
2
1
Общий обзор эндокринной системы. Методы изучения желез и гормонов. Механизмы секреции и действия гормонов. Гипоталамус и гипофиз. Щитовидная железа и паращитовидные железы. Надпочечники.
Поджелудочная железа. Половые железы. Влияние эндокринной системы на двигательную активность.
Практические занятия
2
2
1.
Эндокринные железы и гормоны. (составить таблицу)
3.5 Сенсорная и эндокринная системы
Самостоятельная работа обучающихся
Нарушения функции эндокринных желез. (реферат)
4
2
Практические занятия
2
2
1.
Семинар по темам: Сенсорная и эндокринная системы
Раздел № 4
Кровь и кровообращение.
14
4.1 Строение и функции крови.
Содержание учебного материала
2
1
Строение крови: плазма крови и эритроциты. Лейкоциты и тромбоциты. Функции крови. Транспорт газов кровью. Свертывание крови. Заживление ран.
4.2 Иммунная система.
Содержание учебного материала
2
1
Механизмы иммунитета. Развитие Т- лимфоцитов. Развитие В-лимфоцитов. Клонально-селекционная теория развития антител. Типы иммунитета. Группы крови. Система интерферона.
4.3; 4.4; Кровообращение.
Содержание учебного материала
2
1
Строение сердца и сердечный цикл. Регуляция работы сердца. Гемодинамика. Артериальное давление. Адаптация системы кровообращения к физическим нагрузкам.
Практические занятия
2
2
1.
Кровообращение. (составить схему кровообращения, составить кроссворд, отработать технику измерения АД)
Самостоятельная работа обучающихся
4
2
Заболевания, вызванные нарушением кровообращения (сообщения)
4.5 Кровь и кровообращение
Практические занятия
2
2
1.
Семинар по теме: Кровь и кровообращение
Раздел № 5 Физиология
внутренних органов.
22
5.1 Физиология пищеварения.
Содержание учебного материала
2
1
Общий обзор строения и функций системы органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Пищеварение в тонком кишечнике. Всасывание пищи. Толстый кишечник. Регуляция пищеварения. Аппетит.
Самостоятельная работа обучающихся
4
2
Возрастные особенности пищеварения (сообщение)
5.2 Физиология дыхания.
Содержание учебного материала
2
1
Значение и эволюция органов дыхания. Газообмен в легких и жизненная емкость легких. Газообмен в тканях. Возрастные изменения системы дыхания. Регуляция процессов дыхания.
Самостоятельная работа обучающихся
4
2
Возрастные особенности физиологии дыхания (составить конспект)
5.3 Физиология выделения и терморегуляция.
Содержание учебного материала
2
1
Теплообразование и температура тела человека. Роль почек в выделительных процессах Регуляция мочеобразования. Потоотделение.
Самостоятельная работа обучающихся
4
2
Возрастные особенности физиологии выделения (составить конспект)
5.4 Легочная вентиляция
Практические занятия
2
2
1.
Влияние радиуса просвета дыхательных путей на легочную вентиляцию (описать результаты и выводы после просмотра опыта)
5.5 Физиология внутренних органов.
Практические занятия
2
2
Семинар по теме: Физиология внутренних органов
Раздел № 6 Основы возрастной физиологии.
14
6.1 Возрастные изменения показателей физического развития.
Содержание учебного материала
2
1
Основные возрастные этапы развития детей и подростков. Изменения массы тела ребенка с возрастом. Возрастные изменения роста детей и пропорции тела. Возрастные изменения показателей развития мальчиков и девочек. Проблемы и причины акселерации.
6.2 Развитие высшей нервной деятельности и психики.
Содержание учебного материала
2
1
ВНД детей первого года жизни. ВНД и психика детей в возрасте от 1 года до 3 лет. ВНД и психика детей дошкольного возраста. Изменения ВНД и психики детей в период учебы в школе.
6.3;6.4 Развитие опорно-двигательного аппарата.
Содержание учебного материала
2
1
Возрастные особенности развития скелета. Анатомические особенности развития скелетной мускулатуры. Физиологические особенности развития скелетных мышц. Критические периоды в развитии опорно-двигательного аппарата и особенности обучения движениям детей и подростков.
Практические занятия
2
2
1.
Опорно-двигательный аппарат. (составить тест, кроссворд)
Самостоятельная работа обучающихся
4
2
Заболевания, вызванные нарушением опорно-двигательного аппарата. (сообщение)
6.5 Основы возрастной физиологии
Практические занятия
2
2
Основы возрастной физиологии (тест)
Раздел № 7 Основы спортивной физиологии.
14
7.1 Физиологическая классификация физических упражнений.
Содержание учебного материала
2
1
Общие принципы физиологической классификации физических упражнений. Классификация циклических упражнений. Классификация ациклических упражнений. Предстартовое состояние и разминка. Врабатывание. Устойчивое состояние. Утомление. Восстановление.
7.2 Общие физиологические принципы занятий физической культурой и спортом.
Содержание учебного материала
2
1
Основные функциональные эффекты тренировки. Пороговые (критические) нагрузки. Специфичность тренировочных эффектов. Обратимость тренировочных эффектов. Тренируемость. Принципиальные отличия спорта высших достижений и физической культуры.
7.3 ; 7.4 Физиологические характеристики отдельных видов спорта.
Содержание учебного материала
4
1
Спортивная гимнастика. Отдельные виды легкой атлетики. Лыжные гонки. Конькобежный спорт. Велосипедный спорт. Гребля.
Плавание. Спортивные игры. Тяжелая атлетика. Борьба и искусственное снижение веса. Альпинизм и горный туризм.
7.5 Основы спортивной физиологии
Практические занятия
2
2
1.
Составить кроссворд по разделу: Основы спортивной физиологии
Самостоятельная работа обучающихся
4
2
Физиологические особенности юных спортсменов (сообщение)
Раздел № 8 Общая характеристика
метаболизма.
20
8.1 Строение белков и ферментативный катализ
Содержание учебного материала
2
1
Биологическая роль белков.. Строение молекулы белка.. Классификация белков. Физико-химические свойства белков. Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Специфичность. От чего зависит скорость ферментативных реакций?. Классификация и номенклатура ферментов.. Общая характеристика обмена веществ. Строение и биологическая роль АТФ. Тканевое дыхание. Анаэробное, микросомальное и свободнорадикальное окисление.
8.2 ; 8.3.Метаболизм отдельных групп.
Практические занятия
4
2
1.
Общая характеристика и классификация углеводов , жиров(конспект)
2.
Общая характеристика и классификация белков (конспект)
8.4,8.5 Водно-минеральный обмен. Витамины. Гормоны.
Практические занятия
4
2
1.
Физико-химические свойства воды. Биологическая роль воды.
2.
Физико-химические свойства гормонов. Биологическая роль гормонов.
Самостоятельная работа обучающихся
8
2
Содержание минеральных веществ, витаминов и их роль в организме человека.(сообщение)
8.6 Обобщающие занятие
Практические занятия
2
2
1.
Тест по темам: Физиология организма человека и спорта
ВСЕГО:
124
6 Семестр
Раздел №9 Биохимия спортивной деятельности.
54
9.1;9.2;Биохимия мышечной деятельности.
Содержание учебного материала
2
1
Общая характеристика мышц. Строение мышечных клеток. Строение миофибрилл. Сокращение и расслабление мышцы. Количественные критерии путей ресинтеза АТФ, Аэробный путь ресинтеза АТФ.
Практические занятия
2
2
1.
Аэробный путь ресинтеза АТФ. Анаэробные пути ресинтеза АТФ, (построить схемы)
9.3. 9.4 Физиология мышечной деятельности.
Содержание учебного материала
2
1
Анаэробные пути ресинтеза АТФ, Соотношения между различными путями ресинтеза АТФ при мышечной работе. Зоны относительной мощности мышечной работы.
Практические занятия
2
2
1.
Семинар по теме: Физиология мышечной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
5
2
Подготовить сообщение по теме: возрастные особенности в динамике мышц
9.5; 9.6;Биохимические сдвиги при мышечной работе.
Содержание учебного материала
2
1
Биохимические изменения в скелетных мышцах. Биохимические сдвиги в головном мозге и миокарде. Биохимические изменения в печени. Биохимические сдвиги в крови. Биохимические сдвиги в моче.
Практические занятия
2
2
1.
Биохимические сдвиги в крови. Биохимические сдвиги в моче. (построение схем, таблиц)
Самостоятельная работа обучающихся
5
2
Биохимия возрастных изменений в скелетных мышцах (сообщение)
9.7. 9.8 Физиологические сдвиги при мышечной работе.
Содержание учебного материала
2
1
Основные механизмы нервно-гуморальной регуляции мышечной деятельности
Практические занятия
2
2
1.
Тест по теме: Физиологические сдвиги при мышечной работе.
9.9; 9.10 Биохимические механизмы утомления.
Содержание учебного материала
2
1
Охранительное или запредельное торможение. Исчерпание энергетических резервов. Роль лактата в утомлении. Повреждение биологических мембран свободно радикальным окислением.
Практические занятия
2
2
1.
Нарушение функций вегетативных и регуляторных систем. (работа с учебником, составление конспекта)
9.11 Физиологические механизмы утомления.
Содержание учебного материала
2
1
Нарушение функций вегетативных и регуляторных систем.
9.12;9.13;Восстановление с точки зрения биохимии.
Содержание учебного материала
2
1
Срочное восстановление. Отставленное восстановление Методы ускорения восстановления.
Практические занятия
2
2
1.
Методы ускорения восстановления. (изучение техник восстановления)
Самостоятельная работа обучающихся
5
3
Влияние возрастных изменений на биохимию восстановления.
9.14 Кислородный долг и восстановление энергети-ческих запасов организма.
Практические занятия
2
2
1.
Семинар по теме: Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма.
9.15;9.16;
Биохимические закономер-ности адаптации к мышечной работе.
Содержание учебного материала
2
1
Что такое адаптация? Срочная (экстренная) адаптация. Долговременная (хроническая) адаптация. Тренировочный эффект. Биологические принципы спортивной тренировки.
Практические занятия
2
2
1.
Тренировочный эффект. (работа с учебником)
Самостоятельная работа обучающихся
5
2
Влияние адаптации на тренировочный процесс (сообщение)
9.17 Биохимия спортивной деятельности
Практические занятия
2
2
1.
Составление конспекта (работа с учебником)
Раздел №10 Спортивная работоспособность и био-химия.
44
10.1 Биохимические основы работоспособности.
Содержание учебного материала
2
1
Компоненты спортивной работоспособности. Алактатная работоспособность Лактатная работоспособность.
10.2 Физиологические основы работоспособности.
Содержание учебного материала
2
1
Аэробная работоспособность. Специфичность спортивной работоспосо-бности.
10.3;10.4;10.5;
Биохимия и педагогические методы развития компонентов работоспособности.
Содержание учебного материала
2
1
Виды биохимической работоспособности связаны с определенными двигательными качествами. Главные биохимические критерии тренировки
Практические занятия
4
2
1.
Определение физической работоспособности по отдышке.
2.
Определение физической работоспособности по пробе Руфье-Диксона.
Самостоятельная работа обучающихся
5
2
Возрастные особенности работоспособности.
10.6; 10.7 Биохимические способы повышения спортивной работоспособ-ности.
Содержание учебного материала
4
1
Общая характеристика фармакологических средств повышения работоспособности. Биохимическая характеристика отдельных классов фармакологических средств.
10.8, 10,9 Допинги.
Содержание учебного материала
2
1
Виды допингов. Допинг контроль.
Практические занятия
2
2
1.
Основы биохимии питания. (тест);
Самостоятельная работа обучающихся
5
2
Рациональное питание. (составить таблицу)
10.10;10.11; 10.12
Биохимический контроль в спорте.
Содержание учебного материала
4
1
Оценка уровня общей и специальной тренированности спортсмена. Оценка соответствия применяемых тренировочных нагрузок функциональному состоянию спортсмена, выявление перетренированности.
Контроль протекания восстановления после тренировки.
Практические занятия
2
2
1.
Семинар по теме: Биохимический контроль в спорте.
Самостоятельная работа обучающихся
4
2
Оценка состояния здоровья спортсмена, обнаружение начальных симптомов заболеваний. (сообщение)
10.13. 10.14
Биохимические основы развития физических качеств.
Содержание учебного материала
2
1
Оценка эффективности новых методов и средств развития скоростно-силовых качеств, повышения выносливости
Практические занятия
2
2
1.
Анализ изменений энергетического обмена, вызванных физической нагрузкой. (работа с учебником)
10.15 Обобщающие занятие
Практические занятия
2
2
1.
Тест по разделу: Спортивная работоспособность и биохимия.
Всего
98
Итого за год
222
Экзамен
6
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3 Виды СРС, предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины
ОП.04. Физиология с основами биохимии
Наименование темы
Содержание задания
Кол-во часов
1.4;Физиологические особенности элементарных нервных структур.
Срс. №1 Анатомия и физиология синапса (подготовить сообщение)
4
3.5 Сенсорная и эндокринная системы
Срс №2 Нарушения функции эндокринных желез. (реферат)
4
4.4; Кровообращение
Срс №3 Заболевания, вызванные нарушением кровообращения (сообщения)
4
5.1 Физиология пищеваре-ния.
Срс №4 Возрастные особенности пищеварения (сообщение)
4
5.2 Физиология дыхания.
Срс №5 Возрастные особенности физиологии дыхания (составить конспект)
4
5.3 Физиология выделения и терморегуляция.
Срс №6 Возрастные особенности физиологии выделения (составить конспект)
4
6.4 Развитие опорно-двигательного аппарата.
Срс №7 Заболевания, вызванные нарушением опорно-двигательного аппарата. (сообщение)
4
7.5 Основы спортивной физиологии
Срс №8 Физиологические особенности юных спортсменов (сообщение)
4
8.4 Водно-минеральный обмен. Витамины. Гормоны.
Срс №9 Содержание минеральных веществ, витаминов и их роль в организме человека.(сообщение)
8
9.4 Физиология мышечной деятельности.
Срс №10 Подготовить сообщение по теме: возрастные особенности в динамике мышц
5
9.6;Биохимические сдвиги при мышечной работе.
Срс №11 Биохимия возрастных изменений в скелетных мышцах (сообщение)
5
9.13;Восстановление с точки зрения биохимии.
Срс №12 Влияние возрастных изменений на биохимию восстановления. (сообщение)
5
9.16; Биохимические закономерности адаптации к мышечной работе.
Срс №13 Влияние адаптации на тренировочный процесс (сообщение)
5
10.5;Биохимия и педагогические методы развития компонентов работоспособности.
Срс № 14 Возрастные особенности работоспособности.
5
10,9 Допинги.
Срс №15 Рациональное питание. (составить таблицу)
5
10.12 Биохимический контроль в спорте.
Срс №16 Оценка состояния здоровья спортсмена, обнаружение начальных симптомов заболеваний. (сообщение)
4
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины ОП.04. Физиология с основами биохимии
требует наличие кабинета «Анатомия, физиология, гигиена человека»
(физиология питания, санитария)
Оборудование кабинета «Анатомия, физиология, гигиена человека» (физиология питания, санитария):
Рабочее место преподавателя:
- стол учительский
- стул учительский
Рабочее место студента
- стол ученический 2-х местный
- стул ученический
Иное оборудование и приспособления
- кушетка массажная
-шкаф архивный металлический
- аптечка ФЭСТ
- ведро мусорное
- доска белая
Технические средства обучения:
-проектор
-крепление для проектора
-настенный экран
-ноутбук
-мышь
3.2. Информационное обеспечение обучения
Учебники и учебные пособия
Основные источники:
1.Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология - М.: Изд-во Медицинское информационное агентство, 2014, - 520
2. Агаджанян Н. А. ,Власова И. Г. ,Ермакова Н. В. Торшин В. И. Основы физиологии человека. Том2, - М.: Изд-во Российский Университет
дружбы народов, 2012, - 446
3.Дробинская А.О., Анатомия и возрастная физиология - изд-во Юрайт, 2012,-528с. (Бакалавр.)
4.Орлов Р.С. Нормальная физиология - М.: Изд-во ГЭОТАР-Медиа 2012, - 832
5. Каменская В. Г., Мельникова И. Е. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: - Учебник для вузов изд-во: Питер 2012, -272с.
Дополнительные источники:
1.Ершов Ю.А.,Общая биохимия и спорт: - Учебное пособие :Издательство МГУ, 2010, - 368 с.
2.Димитриев А.Д., Амбросьева Е.Д. Биохимия: - Учебное пособие Издательство: Дашков и К, 2011, - 166 с.
Камкин А.Г., Киселева И.С. "Атлас по физиологии в 2 томах - М.:Изд-во ГЭОТАР-Медиа 2012, - 448
3.Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта - :Учебник для вузов - М.: Академия, 2012.-304с. (высшее профессиональное образование. Бакалавриат).
4. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие СПО - Ростов н/Д: изд-во Феникс 2013,-512
Электронные средства обучения:
Catalog.iot.ru - каталог образовательных ресурсов сети Интернет
WWW . college . ru - открытый колледж
WWW . ed . gov . ru - сайт Федерального агентства по образованию
МОиН РФ
http :// dic . academic . ru -словари и энциклопедии он-лайн
http :// www . rubicon . com / -
Аудиовизуальные средства:
Учебный СD-ROM «Мое тело»
Электронный анатомический атлас
Презентации к лекциям.
Учебные СD-ROM «Мое тело», «Медицина катастроф», «Анатомический атлас», «Медицинская энциклопедия».
Виртуальная физиология. (демонстрация практических работ по физиологии человека).
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тестирования и контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-измерять и оценивать физиологические показатели организма человека;
-оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, в том числе с помощью лабораторных методов;
-оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
-использовать знания биохимии для определения нагрузок при занятиях
физической культурой;
-применять знания по физиологии и биохимии при изучении профессиональных модулей;
Текущий контроль:
индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, контрольных работ, внеаудиторной самостоятельной работы.
Итоговый контроль: экзамен
Знания:
-физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
-понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека;
регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
-роль центральной нервной системы в регуляции движений;
-особенности физиологии детей, подростков и молодежи;
-взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;
-физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления;
-механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности;
-биохимические основы развития физических качеств;
-биохимические основы питания;
-общие закономерности и особенности обмена веществ при занятиях физической культурой;
-возрастные особенности биохимического состояния организма
Текущий контроль:
индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, контрольных работ, внеаудиторной самостоятельной работы.
Итоговый контроль: экзамен
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой.
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
8