Программа кружка Виктория (гражданско-патриотическое направление)

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является искл...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20











Рабочая программа

ВПО «Виктория»







Составитель:

преподаватель-организатор ОБЖ

Бурдакова Людмила Михайловна

высшая квалификационная категория













Нижний Тагил

2013


Пояснительная записка

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Настоящая программа составлена с учетом требований Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (ПП РФ № 795 от 05.10.2010), Концепции гражданского образования в общеобразовательных учреждения, Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года, Федерального Закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" N 151-ФЗ от 14.07.1995г., Организационных указаний "О порядке подготовки населения, специалистов органов государственного управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы", а также программ противопожарной, медицинской и психологической подготовки спасателей, утвержденных на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

Основной целью является реализация приоритетных направлений государственной политики по совершенствованию и дальнейшему развитию системы подготовки населения в области защиты от ЧС и подготовки молодого поколения к службе в рядах Вооруженных сил России. Настоящая программа предназначена для развития системы дополнительного образования в области защиты от ЧС в рамках Всероссийского детско-юношеского движения "Школа безопасности". "Школа безопасности" - направление спортивно-туристского, военно-прикладного характера с задачами обучения учащихся действиям по спасению жизни граждан в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Цель программы: развитие у детей нравственности, гражданственности, толерантности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи:

  • Формирование необходимых культурных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских, национальных и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими.

  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

  • Формирование умений и готовности к активной деятельности в различных сферах жизни личности и общества, высокой ответственности, дисциплинированности.

  • Формирование у учащихся, молодежи сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.

  • Содействовать гражданско-патриотическому формированию взглядов.

  • Совершенствовать морально-психологическое состояние и физическое развитие подрастающего поколения.

  • пропаганда значимости РСЧС и ВС РФ, решаемых ими задач.

В соответствии с программой воспитанники по завершении курса подготовки должны:

Быть ознакомлены:

- с терминологией, применяемой в МЧС РФ, ВС РФ;

- с опытом ведения аварийно-спасательных работ в различных ЧС природного и техногенного характера;

- с перспективными разработками технических средств ликвидации ЧС в стране и за рубежом;

- с основными направлениями совершенствования тактики ведения аварийно-спасательных работ;

- с основами психологической подготовки спасателей.

Знать:

- основные положения, действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность аварийно-спасательных формирований;

- основные положения, действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих основы военной службы;

- основные приемы строевой подготовки и особенности военной службы;

- задачи и функции аварийно-спасательных формирований;

- свои права, обязанности и ответственность;

- основные виды оружия и алгоритм сборки-разборки автомата;

- специфику потенциально-опасных объектов экономики Свердловской области;

- режим повседневной деятельности личного состава аварийно-спасательных формирований;

- типовые режимы работы спасателей в ходе ликвидации ЧС;

- специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий и их поражающие факторы;

- порядок ведения аварийно- спасательных работ при различных ЧС;

- способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в зоне ЧС;

- основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов приспособлений;

- средства для оказания первой медицинской помощи;

- приемы оказания первой мед. помощи при различных видах травм;

- способы переноски и транспортировки пострадавших;

- чрезвычайные ситуации, характерные на территории Свердловской

области, в городе (районе), на объекте экономики;

- физико-химические и поражающие свойства, предельно допустимые концентрации агрессивных химически опасных веществ (АХОВ), применяемых или используемых в производстве на территории области;

- способы страховки и самостраховки;

- основы передвижения по различной местности;

- технику безопасности при ведении аварийно- спасательных работ;

- свои индивидуально- психологические особенности;

- методы и приемы управления собственным состоянием;

- особенности психологического воздействия аварийной обстановки на

разные группы людей.

Уметь:

- применять полученные знания в повседневной жизни и при возникновении ЧС;

- оценивать последствия аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- применять и использовать аварийно - спасательную технику, приборы, оборудование, средства индивидуальной защиты и средства связи при необходимости;

- применять альпинистское снаряжение, работать с веревкой, вязать узлы, поднимать и спускать пострадавших по вертикальным откосам с применением различных спусковых и подъемных устройств;

- выполнять строевые приемы в составе подразделения и индивидуально;

- выполнять разборку и сборку автомата АКМ;

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при различного вида травмах;

- работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток и при различных погодных условиях;

- контролировать свое морально-психологическое состояние в соответствии с известными приемами управления;

- применять специальный аварийно - спасательный инструмент и оборудование.

Реализация направлений программы осуществляется через следующие виды деятельности

Деятельность

сроки

1.

Деятельность детского военно-патриотического объединения «Виктория»

Постоянно

2.

Работа детского военно-патриотического объединения «Виктория» в рамках месячников безопасности, Защитника Отечества, Вахта Памяти

Сентябрь

Февраль

Май

3.

Изучение Конституции РФ, государственной символики России

Постоянно

4.

Изучение истории, культуры, традиций родного края

Постоянно

5.

Изучение прав и обязанностей учащихся

Декабрь

6.

Организация встреч с интересными людьми

В течение года

7.

Организация встреч и помощи ветеранам Великой Отечественной войны

Постоянно

8.

Уральская земля: история, памятники, люди.

Январь

9.

Месячник гражданско-патриотической работы

Февраль

10.

Участие в районных и городских соревнованиях ВСИ «Победа»

Февраль

Март

11.

  • Пропаганда ответственного поведения, здорового образа жизни, профилактика ВИЧ-инфекции;

  • Значение спорта в организации ЗОЖ;

  • Организация Дней здоровья

  • Роль игры в системе ЗОЖ, в развитии физической культуры

  • Спортивные первенства, «Веселые старты»

В течение года

Один раз в месяц

В течение года

В течение года

12.

Школьная научно-практическая конференция

Декабрь-январь

13.

Организация праздничных семейных концертов и поздравлений, презентации семейных традиций, трудовых династий и увлечений на конкурсах и выставках

В течение года

14.

Встреча с творческими людьми.

В течение года

ТЕМАТИКА

занятий ВПО «Виктория»

N п/п

Наименование учебных тем

Кол-во часов

Виды учебных занятий

I. Общая подготовка

12

1.

Стихийные явления и бедствия, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. История борьбы с бедствиями и катастрофами. Мировой и отечественный опыт.

2

Теория,

групповое

занятие

2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

2

групповое

занятие

3.

Экологическая обстановка в области. Чрезвычайные ситуации, характерные на территории области и их последствия

для населения.

2

Теория,

групповое

занятие

4.

Аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). Предельно-допустимые и поражающие концентрации. Меры защиты.

2

Теория,

групповое

занятие

5.

Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения. Меры по обеспечению выживаемости в различных условиях.

2

практическое

занятие

6.

Средства индивидуальной защиты.

2

практическое

занятие

II. Психологическая подготовка

2

1.

Морально-психологическая подготовка спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях.

1

групповое

занятие

2.

Профессиональные качества военнослужащего.

1

групповое

занятие

III. Медицинская подготовка

23

1.

Первая медицинская помощь.

1

групповое

занятие

2.

Основы анатомии и физиологии человека.

1

групповое

занятие

3.

Средства для оказания первой медицинской помощи.

2

практическое

занятие

4.

Первая медицинская помощь при ранениях.

2

практическое

занятие

5.

Первая медицинская помощь при кровотечениях и травматическом шоке.

2

практическое

занятие

6.

Первая медицинская помощь при ушибах.

2

практическое

занятие

7.

Первая медицинская помощь при переломах костей.

2

практическое

занятие

8.

Первая медицинская помощь при длительном сдавливании конечностей.

2

практическое

занятие

9.

Первая медицинская помощь при ранении и повреждении глаза, уха и носа.

2

практическое

занятие

10.

Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях.

2

практическое

занятие

11.

Оказание первой медицинской помощи при поражении отравляющими и аварийно-химически опасными веществами.

2

практическое

занятие

12.

Оказание первой медицинской помощи при поражении в очаге радиационной аварии.

1

практическое

занятие

13.

Приемы проведения ЭРП. Алгоритм действий.

2

Практическое занятие

IV. Специальная подготовка

6

1.

Организация оповещения и связи в районах ЧС. Действия по сигналу «Внимание, всем!»

3

практическое

занятие

2.

Основы выживания в ЧС. Ориентирование на местности.

3

практическое

занятие

V. Противопожарная подготовка

9

1.

Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Пожарная тактика и ее задачи.

2

практическое

занятие

2.

Противопожарное оборудование, назначение, порядок работы.

4

практическое

занятие

3.

Действия при тушении пожара

3

практическое

занятие

VI. Основы военной службы

7+9

1.

История ВС РФ.

1

групповое занятие

2.

Состав, структура и назначение ВС РФ.

2

групповое занятие

3.

Правовые основы ВС РФ.

1

групповое занятие

4.

Основы караульной службы.

1

групповое занятие

5.

Приемы строевой службы.

2

групповое занятие

6.

Отработка приемов строевой службы.

9

практическое

занятие

Всего:

68 часов

I. Общая подготовка

Тема 1.1. Стихийные явления и бедствия, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. История борьбы с бедствиями и катастрофами. Мировой и отечественный опыт. Агрессивные проявления природной среды: землетрясения, смерчи, цунами, сели, наводнения, лавины, обвалы, оползни и камнепады. Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, аварии, технологические катастрофы, эпидемии. История человечества - борьба за выживание, крупнейшие исторически-известные природные катастрофы. Защита от ЧС.

История создания спасательных служб в мире и на территории России.

Тема 1.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Областная территориальная подсистема РСЧС, назначение, основные задачи, состав средств и сил. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.

Тема 1.3. Экологическая обстановка в области. Чрезвычайные ситуации, характерные на территории области и их последствия для населения.

Основные понятия. Законодательные, нормативно-правовые акты по экологической безопасности Свердловской области. Воздух. Вода. Окружающая среда. Источники загрязнения и меры по их предотвращению. Обязанности граждан по соблюдению правил экологической безопасности. Чрезвычайные ситуации, характерные на территории Свердловской области и их последствия.

Тема 1.4. Аварийно-химически опасные вещества (АХОВ). Предельно допустимые и поражающие концентрации. Меры защиты.

Химически опасные объекты экономики Свердловской области. Аварийно-химически опасные вещества (АХОВ), используемые (хранимые) на предприятиях Свердловской области, их характеристики, поражающие факторы. Предельно-допустимые поражающие концентрации. Возможные последствия.

Меры защиты. Правила поведения и действия населения при авариях с выбросом АХОВ.

Тема 1.5.Автономное существование человека в природе. Стрессоры выживания. Меры по обеспечению выживаемости в различных природных и погодных условиях.

Тема 1.6.Средства индивидуальной защиты.

Типовое оснащение спасателей для работы в очаге поражения.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожного покрова. Назначение, устройство, защитные свойства, порядок использования (противогазы, респираторы, ОЗК, Л-1, фильтрующая одежда, простейшие СИЗ). Медицинские СИЗ: состав, эффективность, порядок применения АИ-1, ИПП-5, ПМП).

II. Психологическая подготовка

Тема 2.1.Морально-психологическая подготовка спасателей к действиям в ЧС. Спасение людей - основа деятельности спасателя. Роль морального фактора, примеры самоотверженных действий спасателей при аварии на Чернобыльской АЭС, в других ЧС. Возрастание социальной значимости профессии спасателя в связи с ростом в современных условиях числа аварий и катастроф техногенного и экологического характера. Формирование и развитие психологической устойчивости спасателей в стрессовых условиях во время практических мероприятий.

Тема 2.2.Профессионально-психологические качества военнослужащего.

Понятие профессионально-важных качеств, их роль в обеспечении успешной деятельности военнослужащего. Профессиональные требования к психологическим качествам:

- личностным качествам (эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, готовность к риску, дисциплинированность;

- к зрительному и слуховому восприятию, пространственной ориентированности, вниманию, памяти, мышлению в экстремальных условиях;

- способностью по управлению собственным состоянием и работоспособностью, по мобилизации психических и физических резервов организма.

III. Медицинская подготовка

Тема 3.1.Первая медицинская помощь.

Виды медицинской помощи. Задачи первой медицинской помощи. Обязанности спасателя по оказанию первой медицинской помощи. Особенности оказания первой медицинской помощи на местности, зараженной радиоактивными и отравляющими веществами.

Тема 3.2.Основы анатомии и физиологии человека.

Понятие об анатомии и физиологии человека. Понятие об органах, системах органов и организме. Понятие о костно-мышечной системе. Общий обзор органов дыхания. Общее понятие о системе кровообращения и органах кроветворения. Понятие о нервной системе организма. Главнейшие артерии верхних и нижних конечностей. Нахождение мест прижатия важнейших артерий. Понятие о строении органов выделения. Органы зрения, слуха.

Тема 3.3. Средства для оказания первой медицинской помощи.

Медицинские средства индивидуальной защиты населения. Пакет перевязочный индивидуальный (ППИ), аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8). Их назначение, правила и порядок пользования ими. Использование подручных медицинских средств индивидуальной защиты.

Тема 3.4.Первая медицинская помощь при ранениях.

Разновидности ран, диагностика ранений. Профилактика осложнения ран. Понятие о повязке и перевязке. Правила наложения стерильных повязок: на голову, грудь, на живот и верхние конечности, на промежность и нижние конечности.

Тема 3.5.Первая медицинская помощь при кровотечениях и травматическом шоке.

Виды и признаки кровотечений. Способы временной остановки кровотечения . Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Понятие о травматическом шоке и его профилактике.

Тема 3.6.Первая медицинская помощь при ушибах, растяжении связок и вывихах.

Понятие об ушибе, вывихе, растяжении связок, первая медицинская помощь при этом. Приемы иммобилизации конечностей при растяжениях, вывихах, переломах.

Тема 3.7.Первая медицинская помощь при переломах костей.

Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнение. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей.

Тема 3.8.Первая медицинская помощь при длительном сдавливании конечностей.

Понятие о видах компрессии: раздавливание, сдавливание (прямое и позиционное), осложнениях, возникающих при этом. Признаки синдрома длительного сдавливания. Последовательность в оказании первой медицинской помощи.

Тема 3.9.Первая медицинская помощь при ранении и повреждении глаза, уха, носа.

Поражение глаз световым излучением, радиоактивными и отравляющими веществами. Ожег глаз пламенем. Ожоги глаз кислотами и щелочами. Первая медицинская помощь. Ранение ушной раковины. Ранение носа, глотки, горла. Первая медицинская помощь при поражении ушной раковины, носа, глотки, горла. Особенности наложения повязок при этом.

Тема 3.10.Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях, поражение электрическим током и молнией.

Первая медицинская помощь при обморожениях и общем замерзании, тепловом и солнечном ударе, перегревании. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией.

Тема 3.11.Первая медицинская помощь при поражении отравляющими и аварийно-химически опасными веществами. Меры первой медицинской помощи при поражении отравляющими и аварийно-химически опасными веществами. Меры предосторожности при оказании первой медицинской помощи пострадавшим от отравляющих и аварийно-химически опасных веществ.

Общие рекомендации при поражении отравляющими и аварийно-химически опасными веществами.

Первая помощь при отравлении алкоголем, никотином, лекарственными препаратами и препаратами бытовой химии.

Тема 3.12.Первая медицинская помощь при поражении в очаге радиационной аварии.

Понятие о лучевой болезни и зависимости тяжести лучевой болезни от величины дозы радиационного облучения. Начальные признаки острой лучевой болезни. Профилактические мероприятия, способствующие увеличению сопротивляемости организма спасателя воздействию проникающей радиации. Аптечка индивидуальная (АИ-2). Правила пользования шприцтюбиком. Особенности оказания первой медицинской помощи пораженным на зараженной местности.

Тема 3.13. Экстренная реанимационная помощь.

Клиническая смерть. Правила оказания ЭРП. Алгоритм действий при оказании ЭРП.

IV. Специальная подготовка

Тема 4.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Их назначение, организация и порядок проведения.

Назначение, содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Силы и средства, используемые при проведении АСДНР. Порядок выдвижения и ввода аварийно-спасательных формирований в очаг поражения при различных ЧС.

Тема 4.2. Организация оповещения и связи в районах ЧС.

Порядок оповещения о ЧС.

Порядок осуществления связи с помощью радиотелефона, радиостанции и другими способами. Оперативный дежурный Главного управления по делам ГОЧС Свердловской области, задачи и порядок работы.

Тема 4.3. Основы выживания в чрезвычайных ситуациях. Ориентирование на местности.

Проблемы жизнеобеспечения людей, возникающие в зоне ЧС. Обеспечение водой, пищей и пути преодоления отрицательного воздействия жажды и голодания.

Ориентирование на местности. Определение сторон света по местным предметам, солнцу, луне. Определение своего местонахождения.

V. Противопожарная подготовка.

Тема 5.1.Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Пожарная тактика и ее задачи.

Краткие сведения о характере горения наиболее распространенных горючих веществ.

Общие понятия о пожаре, краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Способы прекращения горения. Общие сведения об основных огнетушащих средствах: виды, краткая характеристика, области, условия применения.

Пожарная тактика и ее задачи.

Роль и общие обязанности спасателей при наличии пожара, возгорания, задымления. Характерные ошибки, допускаемые личным составом при ведении работ в этих условиях.

Тема 5.2.Противопожарное оборудование, назначение, порядок работы.

Общие сведения о пожарных автомобилях. Их классификация по назначению (основные, специальные и вспомогательные). Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования и стволов

Огнетушители: назначение, виды, область применения, состав огнетушащего вещества. Правила применения.

Тема 5.3. Действия спасателя при тушении пожара.

Действия спасателя по проведению разведки в зоне пожара, отысканию людей в задымленных помещениях.

Задачи спасателя при спасении людей и эвакуации имущества на пожаре. Действия спасателя при спасении людей и имущества. Правила эвакуации людей и материальных ценностей. Определение путей эвакуации, вскрытие конструкций для создания условий эвакуации. Техника безопасности при проведении разведки пожара. Техника безопасности при спасении людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре.

Этапы тушения пожара: понятие о локализации и ликвидации пожара, характер боевых действий на каждом этапе. Особенности боевых действий на каждом этапе. Особенности боевых действий при недостатке сил и средств.

VI. Основы военной службы.

Тема 6.1. История ВС РФ.

История создания ВС России. Боевые традиции Российской Армии. Календарь памятных дат.

Тема 6.2. Состав, структура и назначение ВС РФ.

Виды и рода ВС РФ, их назначение. Боевые традиции.

Тема 6.3. Правовые основы ВС РФ.

Статус военнослужащего. Права и обязанности военнослужащего. Города-герои. Воинские звания. Символы ВС РФ.

Тема 6.4. Основы караульной службы.

Обязанности караульного. Алгоритм действий дежурного и караула.

Тема 6.5. Приемы строевой службы.

Действия военнослужащего в строю. Приемы строевых упражнений при индивидуальном выполнении и в строю. Движение строем.

Тема 6.6. Отработка приемов строевой службы.

Практическая отработка приемов строевой службы.

Список литературы:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», ПП РФ № 795 от 05.10.2010 г.

2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития //Воспитание школьников. - 2002 - №7.

3. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2009. №5

4. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2008. №4

5. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ// Красная звезда,-2003, Патриот Отечества-2003. №7.

7. Концепция федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 г. № 134-р. // ОБЖ, - 2010. №3.

8. М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И.Самохвалова, Ю.А. Родионова, О.Ю. Эктова, Т.А.Гордиектов, Т.Е. Силаева «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, 2008 г.

9. И.Яковлева «Полвека созидания», Издательский дом «Граф и К», 2001год.

10. Серия книг «История России». - М: «Белый город», 2006г.

Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.


© 2010-2022