• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине ОБЖ

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Железногорский политехнический колледж»









Методические рекомендации

по выполнению практических работ по дисциплине

ОУП.06Б Основы безопасности жизнедеятельности



Специальность 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)







Составитель:

Зубкова О.П.

Аннотация

Одним из наиболее действенных путей, который позволит достичь определенных образовательных целей, является практико-ориентированная деятельность студентов на занятиях, которая способствует обучению, воспитанию, развитию.

Практикум по основам безопасности жизнедеятельности соответствует программе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и представляет собой практическое руководство по методике проведения практических работ в среднем профессиональном учебном заведении.

Практические работы, входящие в практикум составлены таким образом, что имеют теоретическую часть, изучение которой позволит студентам вспомнить учебный материал по теме практической работы, а также непосредственно практическую часть.

Составитель: Зубкова О.П. , преподаватель основ безопасности жизнедеятельности ОБПОУ «Железногорский ПК»



Печатается по решению научно-методического совета колледжа











Содержание

Пояснительная записка

3

Практическое занятие № 1 «Способы остановки кровотечения. Правила наложения жгута (закрутки)»

5

Практическое занятие № 2 «Правила наложения стерильных повязок»

7

Практическое занятие № 3 «Способы иммобилизации при переломах костей скелета»

9

Практическое занятие № 4 «Способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца»

11

Практическое занятие № 5 «Индивидуальные средства защиты и правила пользования ими»

13

Практическое занятие № 6 «Применение первичных средств пожаротушения»

15

Список литературы

16























Пояснительная записка

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

В результате изучения учебной дисциплины в области жизнедеятельности студент должен

знать:

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

  • область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

Уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • оказывать первую помощь пострадавшим

Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами.

Перечень практических занятий и их количество определено рабочими программами по дисциплине для указанных специальностей. Они проводятся после изучения основных тем программы.

































Практическое занятие № 1

Тема: Способы остановки кровотечения. Правила наложения жгута (закрутки)

Продолжительность занятия: 2 часа

Цель занятия:

  1. Научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях (артериальное, венозное, капиллярное, внутреннее);

  2. Освоить правила наложения жгута (закрутки).

Оборудование: жгут, закрутка, валик, ремень.

Ход работы:

Виды кровотечений:

  1. артериальное (кровь алого цвета, вытекает пульсирующей струей);

  2. венозное (кровь темно-вишневого цвета, вытекает плавно);

  3. капиллярное (кровоточит вся поверхность раны);

  4. внутреннее (возникает при повреждении внутренних органов: почки, печень, легкие, селезенка).

Артериальное кровотечение можно остановить двумя способами:

  1. Метод максимального сгибания конечности (положить под локтевой или коленный сустав валик и максимально согнуть конечность);

  2. Метод пальцевого прижатия артерии (артерия прижимается пальцем к кости);

Артерии:

а) височная;

б) подчелюстная;

в) сонная;

г) подключичная;

д) плечевая;

е) лучевая;

ж) бедренная;

з) подколенная;

и) на тыльной стороне стопы.

Артериальное и венозное кровотечение можно также остановить с помощью кровоостанавливающего жгута (брючный ремень) или закрутки (веревка, скрученный платок, полоски ткани).

При артериальном кровотечении жгут накладывают выше раны, а при венозном ниже раны.

Время наложения жгута:

Зимой 30-60 минут;

Летом 60-120 минут.

Правила наложения жгута:

  1. Перед наложением жгута (закрутки) обнажить конечность;

  2. Место наложения жгута (закрутки) обернуть тканью;

  3. Жгут (закрутку) следует накладывать с усилием, которое не будет чрезмерно сильным или слабым;

  4. Под жгут положить записку с временем наложения жгута.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл:

Наложение жгута (закрутки) не на ту область (сторону); чрезмерное перетягивание конечности; не записано время наложения жгута (закрутки); наложение жгута (закрутки) на голое тело.

Время выполнения норматива:

Наложение кровоостанавливающего жгута на плечо, бедро:

Отлично - 25 с,

Хорошо - 30 с,

Удовлетворительно - 35 с;

Наложение закрутки на плечо, бедро:

Отлично - 45 с,

Хорошо - 50 с,

Удовлетворительно - 55 с.

Практическое занятие № 2

Тема: Правила наложения стерильных повязок

Продолжительность занятия: 2 часа

Цель занятия:

1. Освоить правила наложения повязок;

2. Научиться накладывать стерильные повязки при различных видах ранений.

Оборудование: стерильные повязки (бинты)

Ход работы:

Наложить бинтовые, косыночные повязки:

1.На верхние конечности:

а) спиральная на палец;

б) крестообразная на кисть;

в) спиральная на локтевой сустав.

2. На грудь:

а) спиральная;

б) крестообразная.

3. На голову:

а) «чепец»

Правила, которые необходимо соблюдать при наложении повязок:

  1. безболезненно обнажить рану, не занося дополнительной грязи;

  2. нельзя касаться поверхности раны руками, чтобы не занести дополнительно микробы;

  3. находящиеся в ране инородные тела можно удалять, если они находятся на поверхности раны;

  4. повязку следует накладывать обработанными руками (спирт, одеколон);

  5. перевязочный материал должен быть стерильным;

  6. перед наложением повязки кожу вокруг раны обработать антисептическими средствами (перекись водорода, йод);

  7. закрыть рану стерильной повязкой;

  8. закрепить повязку бинтом или косынкой.

Порядок наложения повязок:

  1. не вызывая лишней боли - поддерживать поврежденную часть тела;

  2. бинт держать в правой руке, скаткой вверх;

  3. 1-й тур бинта должен быть закрепляющим;

  4. бинт раскатывать слева направо, прикрывая наполовину предыдущий тур;

  5. бинтуют не очень туго, но и достаточно плотно.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл:

Неправильное положение бинта в руках; нарушение стерильности; наложение повязки не на ту область (сторону), незакрепление повязки.

Время выполнения норматива:

Повязка на предплечье, локтевой, плечевой, коленный и голеностопный суставы:

Отлично - 1 мин 50 с,

Хорошо - 2 мин,

Удовлетворительно - 2 мин 10 с;

Повязка «чепцом» на голову:

Отлично - 2 мин 30 с,

Хорошо - 2 мин 50 с,

Удовлетворительно - 3 мин 10с.



Практическое занятие № 3

Тема: Способы иммобилизации при переломах костей скелета.

Продолжительность: 2 часа

Цель занятия:

  1. Изучить способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей черепа, плечевого пояса, грудной клетки и верхних конечностей, нижних конечностей;

  2. Научиться выполнить иммобилизацию при переломах костей.

Оборудование: видеоролик «ПМП при переломах костей», вата, бинты, косынки.

Ход работы:

Для шины подойдут любые твердые материалы: доски, фанера, палки, ветки, лыжи.

Иммобилизация (шинирование) конечности только тогда принесет пользу, если будет соблюден принцип обездвиживания трех суставов.

При переломе бедра для создания покоя поврежденной ноге, снаружи от стопы до подмышечной впадины прибинтовываются шины, а по внутренней поверхности - от стопы до промежности. Однако, если ничего нет под рукой, можно прибинтовать поврежденную конечность к здоровой.

При переломе голени фиксируют голеностопный и коленный сустав.

Шинирование верхних конечностей при переломе плеча и костей предплечья делается так: согнув поврежденную руку в локтевом суставе и подвернув ладонь к груди, накладывают шину от пальцев до противоположного плечевого сустава на спине. Если под рукой шин не имеется, то можно прибинтовать поврежденную конечность к туловищу или подвесить ее на косынке, на поднятую полу пиджака.

Все виды шин накладываются на одежду, но они предварительно должны быть обложены ватой и покрыты мягкой тканью.

Задание:

  1. Сымитировать иммобилизацию перелома бедренной кости, локтевого сустава;

  2. Заполнить таблицу «Виды травм, Требующие иммобилизации»:



Травма

Признак

Иммобилизация














Практическое занятие № 4

Тема: Способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Продолжительность: 2 часа

Цель занятия:

  1. Изучить способы проведения искусственного массажа сердца;

  2. Научиться методике проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Оборудование:

Ход работы:

При нарушении или остановке у пораженного естественного дыхания, ему делают искусственное дыхание.

При его осуществлении следует соблюдать ряд правил:

- по возможности обеспечить приток свежего воздуха;

- освободить его от стесняющей одежды;

- при наличии во рту пораженного рвотных масс, песка, земли и др. веществ закупоривающих горло - очистить рот от них указательным пальцем, обернутый платком или марлей;

- если язык запал - вытащить его;

- соблюдать нормальный ритм дыхания (60 раз в минуту для взрослого, 100 раз в минуту для ребенка).

Способ «изо рта в рот», «изо рта в нос»; непрямой массаж сердца.

Пораженного кладут на спину и запрокидывают голову назад (под лопатки подкладывают что-нибудь твердое). Удерживая одной рукой голову пострадавшего в указанном положении, другой рукой ему оттягивают нижнюю челюсть ему так, чтобы рот был полуоткрыт. Сделав глубокий вдох, оказывающий помощь прикладывает через платок или другой кусок ткани свой рот ко рту пораженного и вдыхает в него воздух из своих легких 10 раз. Одновременно, пальцами рук, удерживающий голову, он сжимает пораженному нос. Грудная клетка пострадавшего при этом расширяется - происходит вдох.

Проводится беспаузная ИВЛ: каждый цикл состоит из 3 - 5 вдохов, осуществляемых в быстром темпе без перерывов, один за другим. ИВЛ осуществляется в сочетании с наружным массажем сердца в соотношении 2:15.

При наружном массаже сердца толчки производятся обеими руками, выпрямленными в локтевых суставах, всем корпусом. Ладонь должна располагаться строго по оси грудины, на два поперечных пальца выше мечевидного отростка. Другая ладонь располагается на первой под углом 90 градусов. Пальцы обеих кистей выпрямлены. Надавливание на грудину производится с такой силой, чтобы прогнуть ее по направлению к позвоночнику на 4 - 5 см, темп массажа - 60 - 70 толчков в минуту.

Транспортировка больного с остановкой дыхания и сердечных сокращений может быть произведена лишь после восстановления сердечной деятельности и дыхания или в специализированной машине «скорой помощи», в которой реанимационные мероприятия могут быть продолжены.







Практическое занятие № 5

Тема: Индивидуальные средства защиты и правила пользования ими.

Продолжительность: 2 часа

Цель занятия:

  1. Научиться различать индивидуальные средства защиты по их применению;

  2. Приобрести практический навык использования средств индивидуальной защиты.

Оборудование: Противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки, защитные костюмы.

Ход работы:

К средствам защиты органов дыхания относятся:

- противогазы (фильтрующие и изолирующие);

- респираторы;

- ватно-марлевые повязки;

- противопыльные тканевые маски (ПТМ-1).

К средствам защиты кожи относятся:

- защитные комплекты (комбинезоны и костюмы, изготовленные из специальной прорезиненной ткани;

- накидки;

- резиновые сапоги и перчатки.

По принципу защиты СИЗ делятся:

- фильтрующие (ГП-5, ГП-5М, ГП-7);

- изолирующие (ИП-4, ИП-4М, ИП-5М).

По способу изготовления СИЗ делятся на средства:

- промышленные;

- гражданские.

Задание:

  1. По таблице определить размер маски и противогаза ГП-5:

Вертикальный обхват головы

(см)

До 63

63,5-65,5

66-68

68,5-70,5

От 71

ГП-5

0

1

2

3

4



  1. По команде «Газы» одеть противогаз.

Правила одевания противогаза:

  1. Снять головной убор;

  2. Вынуть шлем-маску из сумки, взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные внутри;

  3. Задержать дыхание и закрыть глаза;

  4. Подвести шлем-маску к подбородку и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было вверху складок;

  5. Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

Противогаз снимается по команде «Противогаз снять»!

Для этого надо:

приподнять головной убор, взять другой рукой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вниз и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку.

Противогаз считается одетым правильно, если:

  1. стекла очков лицевой части находятся напротив глаз;

  2. шлем-маска одета полностью и прилегает к лицу;

  3. отсутствие складок в верхней части головы.

Практическое занятие № 6

Тема: Применение первичных средств пожаротушения.

Продолжительность: 2 часа

Цель занятия:

  1. Закрепление знаний о мерах пожарной безопасности;

  2. Приобретение умений использования первичных средств пожаротушения.

Оборудование: памятки, огнетушитель, учебный фильм, ФЗ «О пожарной безопасности».

Ход работы:

Задание:

  1. Просмотреть учебный фильм;

  2. Изучить Федеральный Закон « О пожарной безопасности»;

  3. Законспектировать статьи, раскрывающие права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности;

  4. Изучить памятки;

  5. Практическое использование огнетушителя;

  6. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите поражающие факторы пожара;

  2. Перечислите средства пожаротушения;

  3. Назовите Федеральный Закон, который отражает права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности.



Список литературы

1. Фефилова, Л. К. Оказание экстренной медицинской помощи в ЧС [Текст] Учебно-методическое пособие / Л.К. Фефилова, Н. Ф.Королева. Кемерово, 2008. С. 128-134.

2. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г.Я. Ястребов; под редакцией Б.В. Карабухина. Изд. 3 -е. - Ростов н / Д : Феникс, 2008. - С. 248-2.

3. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. - М. : Просвещение, 2009. - С 136 141.66

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ О пожарной безопасности.

Интернет - ресурсы:

newgeophys.spb.ru

neparsya.net/referat/ecology/teh_katastr

balama.ru, rudocs.exdat.com/

rudocs.exdat.com/





© 2010-2022