- Преподавателю
- ОБЖ
- Доклад на тему Патриотизм как стержень гражданского воспитания
Доклад на тему Патриотизм как стержень гражданского воспитания
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воробьёв Д.В. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Патриотизм как стержень гражданского воспитания
Д.В. Воробьёв
Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ с. Привольное
Общество сегодня, поставив задачу модернизации образования, должно решить в первую очередь вопросы воспитания и затем обучения. Только поколение граждан с новым мировоззрением сможет сделать нашу страну процветающей. Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и развитие гражданских качеств личности, патриотических чувств.
Патриотизм-категория нравственная. Это не слепая преданность своей стране, а знание и уважение истории и культуры своего Отечества, сохранение самобытности и традиций своего народа, сопричастность к общественной жизни страны, стремление приложить все силы для того, чтобы повысить духовное и материальное благосостояние своей Родины, ее безопасность.
Задача всемерного повышения безопасности нашей Родины актуальна в свете нынешней ситуации в мире. Угрозы для России не только существуют, но, без сомнения, возрастают и вполне могут быть реализованы. Поэтому в России должна быть армия, хорошо вооруженная и оснащенная по последнему слову науки и техники, в которой будут служить крепкие, сильные, горячо любящие Родину российские парни, настоящие защитники Отечества! Россия должна уверенно идти вперед по пути развития и процветания.
При организации занятий по предмету ОБЖ - военно-патриотическая направленность должна быть стержнем и основой воспитания учащихся школьного возраста. В воспитании мальчиков-юношей, будущих защитников Родины, очень важно сформировать такое качество, как верность воинскому долгу ради высокой цели - защиты своей Родины. Именно в школе ученики должны понять непреходящую мудрость А.В. Суворова: «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов. Вот одного только не может - защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой». Поэтому перед школой стоит задача - воспитать у учащихся патриотические чувства, сформировать у них готовность к военной службе, защите Родины, даже ценой своей жизни.
Следовательно, основные цели военно-патриотического воспитания:
♦ развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
♦ формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы;
♦ воспитание верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени.
К сожалению, это серьезная проблема в современном обществе, в силу реалий подобные качества воспитывать сложно. Слишком уж в наших людях сидит потребительский дух. И поэтому патриотом молодой человек, призванный на военную службу, никогда не станет в одно мгновение. Патриотизм, любовь к Родине должны воспитываться с детства в семье, школе. Ведь дети во всем стараются быть похожими на старших брата, отца, дедушку.
Мальчик, будущий воин, приходит в школу с уже приобретенными в коллективе сверстников опытом и навыками и от воспитателей и учителей учебного учреждения, от их терпения, настойчивости и последовательности зависит, каким будет этот гражданин, когда закончит школу. Рождается вопрос. Смогут ли родители быть союзниками в этом непростом процессе? Здесь больше вопросов, чем ответов.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в вопросах военно-патриотического воспитания учащихся, без сомнения, является интегрирующим. Однако урочного времени, выделенного для ОБЖ явно недостаточно. Что делать? Внеурочная деятельность, кружковая, досуговая работа в данном случае становится тем недостающим и связующим звеном, усиливающим воспитательный эффект.
Педагоги школы, учитывая все аспекты воспитания школьников, должны с первых дней учебы вовлекать детей в активную познавательную внеурочную деятельность. Самые разнообразные кружки и секции - спортивные, туристско-краеведческие, поисковые, музейные, исторические помогают детям лучше узнать о своей стране, расширить мировоззрение, попробовать себя в разных качествах.
В нашей школе создан военно-патриотический клуб «Честь». Члены клуба изучают как теоритические, так и практические аспекты военного дела.
Вопрос: Какова мотивация, в чем заинтересованность, влекущая детей к занятиям во внеурочное время? Как мне кажется, начинать надо с самых привлекающих ребят и девчонок занятий, например, стрельбы. Нравится им стрелять, и все тут! Но к этому надо готовиться. В ходе занятий в клубе сначала мы обсуждаем все меры безопасности при ведении стрельбы, усваиваем теорию. А затем, уже учимся стрелять из пневматики.
Тренировки в клубе дополняются занимательными развивающими играми с элементами военного дела. Обстановка состязательности мотивирует ребят к повышению своих достижений, желанию стать сильнее и выносливее, помочь слабому. Знания, приобретаемые учащимися на занятиях внеурочной деятельностью, востребованы на уроках ОБЖ и в ходе соревнований различного уровня.
Воспитание вообще процесс непрерывный, по большому счету он нацелен на формирование в учениках полезных для общества привычек, традиций, вкусов, желаний. И военно-патриотическое воспитание не исключение. Невозможно воспитать патриота и будущего защитника Отечества, просто посвятив несколько уроков и внеурочных мероприятий рассказам о подвигах прошлого и объяснениям, какое значение имеет в жизни человека его патриотизм. А вот если действия, воспитывающие, образно выражаясь, не мальчика для битья, но мужа (воина фактически), производить постоянно, сделав их привычными и естественными для школьников с учетом их возрастных особенностей, то человек станет патриотом, даже не заметив, что его воспитывали в этом духе.
Необходимо отметить, что для обеспечения более полной реализации целей военно-патриотического воспитания нужен хорошо оснащенный кабинет ОБЖ. ОБЖ - это практико-ориентированный предмет, изучение которого требует практического закрепления, а не просто накопления знаний.
Кабинет ОБЖ - это не только место для проведения учебных занятий, это и центр военно-патриотической работы. Здесь организуются и проводятся уроки Мужества, встречи, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия в кружках и т.д. сама атмосфера настраивает учащихся на рабочий лад.
Исключительно важную роль в воспитании высоких моральных качеств у детей играет общественное мнение. С этой целью мы показываем результаты деятельности клуба учащимся школы, родителям вывешивая фото и информацию на стенды, выкладываем на страницах школьного сайта, отправляем статьи в районную газету.
Конечно, вся работа должна проводиться в системе. В нашей школе она постоянно дорабатывается. Однако есть силы и желание действовать. Наш великий соотечественник Александр Васильевич Суворов считал, что «деятельность - одно из важнейших качеств воинских!».
Благодарю за внимание!