• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Рабочая программа дополнительного образования Основы экологической грамотности

Рабочая программа дополнительного образования Основы экологической грамотности

Рабочая программа дополнительного образования "Основы экологической грамотности" рассчитана на 2 года реализации при занятиях 1 раз в неделю(педагог может варьировать расписание занятий). Представляет собой ознакомительный курс экологии для детей с нарушениями слуха 10-13 лет. Курс основан на практическом изучении микрорайона школы-интерната с пополнением активного речевого словаря по теме и написанию проектов с последующим их  представлением на конкурсах различного уровня. в программе представл...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа дополнительного образования Основы экологической грамотности


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Департамент образования

муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №65 для слабослышащих и позднооглохших детей»

Рабочая программа дополнительного образования «Основы экологической грамотности» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II вида.




Разработала Окунева Н.Н.,

педагог высшей категории, преподаватель ОБЖ


- Нижний Новгород - 2013 -



Программа по курсу «Основы экологической грамотности» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида.

«Когда я наблюдаю за детьми, и в маленьком существе вижу ростки всех добродетелей, всех сил, которые им когда - нибудь понадобятся, когда в упрямстве мне удается разглядеть будущие стойкость и твердость духа, в насмешках юмор и легкость, с которой они пройдут сквозь трудности жизни, все в них еще такое неиспорченное! - то постоянно я повторяю золотые слова Учителя: А если вы не будете такими, как один из них…» Иоганн Вольфганг Гете.


Пояснительная записка.

Программа «Основы экологической грамотности» разработана в соответствии со следующими документами: «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании», «Концепция развития образования и науки РФ до 2020 года», «Программы развития образования Нижегородской области», Приказа министра образования РФ за № 471 «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1991), закон «Об экологической безопасности» (от 10.09.96г. № 45-3. гл. 3. ст. 8. п. 1) , «Об экологической экспертизе» и «Об экологическом страховании» и определяет стратегию и тактику организации экологической работы в специальном общеобразовательном учреждении.

Обучение, общение и социализация детей с недостатками слуха обладает определенной спецификой и требует огромных усилий, чтоб научить воспринимать мир адекватно, реализовать свои мысли, умения, задумки. Одним из неисчерпаемых «обучателей» жизни в обществе является природа. Этот раздел науки может предоставить педагогу не только обучающую среду, но и неоценимые возможности в качестве эффективного средства решения ряда коррекционных, педагогических и также организационных, технических задач. Но основное и общее для всех - возродить отечественные духовные основы отношения к природе, традиции непотребительского к ней отношения, природосообразного мышления, поведения и деятельности.

На данный момент времени рынок отечественной программной продукции, создаваемой для общеобразовательной школы, не может полноценно поддержать педагога, работающего в специальных школах 1, 2 вида: практически полностью отсутствуют специальные программы для коррекционных школ. Программы же для массовой школы часто неприменимы или мало применимы для обучения детей с нарушениями развития: тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся. Поэтому неслышащие ученики испытывают существенные трудности в овладении общеобразовательными программами. Только высокая квалификация педагогов позволяет им самим создавать адаптированные учебные тексты, отвечающие возможностям той или иной категории учащихся, материал подается последовательности в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям, обеспечивая комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности глухого и слабослышащего ребенка. Так как существуют определенные особенности и отличительные черты, характеризующие процесс обучения детей с проблемами слуха, исходящие из дополнительных (коррекционных) целей образования глухих и слабослышащих, специфики их познавательной деятельности:

  • Преобладание наглядных средств подачи учебного материала (особенно при формировании первичных представлений);

  • Рациональное дозирование учебного материала и адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала;

  • Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся) и использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.);

  • Усиление роли межпредметных связей для более прочного усвоения материала и растянутость во времени периода школьного обучения на 11-13 лет.

При этом школы для глухих и слабослышащих детей должны готовить выпускников в соответствии с общими для всех школьников программными требованиями.

Для обеспечения реализации законов РФ и безопасности жизнедеятельности необходимо постоянное информирование населения и практическая отработка адекватного поведения как в природе, так и при возникновении экологических катастроф.

  • отправными темами экологических знаний становятся темы, имеющие практическую и бытовую значимость для детей;

  • опора на межпредметные связи и уже имеющуюся базу, что позволяет лучше усвоить материал и привести его в систему;

  • обязательная словарная работа, как и в любом другом виде деятельности с такими детьми.

Программа курса «Основы экологической грамотности» является частью Проекта «Окно в мир четырех «Э» (экология, эстетика, этика, экзотика). Проект представляет собой систему факультативных занятий/занятий кружковой работы, программу по благоустройству территории школы, и выездные экскурсии и экспедиции, позволяющие не только расширить кругозор, но и увеличить количество социальных контактов.

Цель курса: развитие ответственной, экологически грамотной, социально - адаптированной личности, умеющей обеспечить себе безопасное, комфортное существование в современном природном мире и обществе.

Основные задачи для учащихся под руководством педагога:

  • Научиться исследовать окрестность, наблюдая проявление того или иного признака.

  • Выявлять причинно-следственные связи и принимать решения по изменению ландшафта.

  • Сравнивать природные объекты и анализировать свое отношение к ним.

  • Выражать свои чувства к природе невербально и вербально, представляя и изучая природу окрестности.

  • Совершенствовать устную речь как коммуникативное средство.

Непосредственный контакт - лучший способ познания. Прислушаться к звукам, присмотреться к краскам, ощутить дыхание, полюбоваться формами. Так дети научатся лучше понимать мир и свое место в нем, принимать решения и нести за них ответственность, обустраивать свое пространство по законам красоты и естественности, умея замечать красоту в природе, переносить ее в свою жизнь и выражать себя.

Программа рассчитана на личностное развитие ребенка, т.е. через задания развивающего характера, формировать чувство ответственности за себя и окружающий мир. Важнее в данном курсе формирование ценностных представлений и установок, а не только приобретение знаний и навыков. Преимущественными формами и методами работы являются практические занятия: игровые ситуации и игры, проведение опытов, экскурсий, демонстраций, наблюдений, упражнения-тренинги, работа с дидактическим, видео материалом, работа с компьютером, т.е. те методы, которые позволяют развивать собственные познавательные навыки. Различные формы представления информации позволят учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохранные анализаторы.

Программа построена с учетом уровня подготовки учащихся в данной области знаний, Базисным учебным планом и Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и II вида по естественно - научному профилю («Знакомство с окружающим миром», «Биология», «География», «ОБЖ»), где изучаются темы, наиболее актуальные, жизненно важные для данной категории школьников, имеющие практическое значение.

Результаты практических работ учащихся с помощью мультимедиа - технологий станут учебным материалом и материалом для участия в конкурсах.

В дальнейшем, получив начальное экологическое образование, выпускники могут продолжить обучение по профилю в области ландшафтного дизайна, озеленения, что позволит им обеспечить себя в будущем и социализироваться в обществе слышащих.

Программа состоит из 6 разделов. На проведение занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях отводится 1час (40 мин) в неделю. Программа рассчитана на учащихся 6-7 класса школы II вида и реализуется за 2 года.

Преподаватель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся, условий работы в данном классе, погодных условий.







Примерный тематический план программы курса

«Основы экологической грамотности».

Наименование разделов и тем

всего

1 год

2 год

примечания

1.

Основы экологических знаний.

9

11

2.

Взаимоотношения человека и природы.

12

8

3.

Природные особенности местности.

-

-

4.

Безопасное поведение в окружающем мире.

4

4

5.

Основы здорового образа жизни.

3

3

6.

Эстетическое значение природы. Практические навыки улучшения окружающей среды.

7

7

7.

Всего

34

34




















Примерный тематический план программы курса

«Основы экологической грамотности»

Наименование разделов и тем

Всего часов

1 год

2 год

1

Основы экологических знаний

20

9

11

1.1

Понятие «экология», «окружающая среда», значение природы для человека.

2

2

1.2

Компоненты окружающего мира

3

2

1.3

Методы изучения окружающего мира

3

4

1.4.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

1

3

2

Взаимоотношения человека и природы

20

12

8

2.1

Значение воздуха для человека

2

1

2.2

Значение воды для человека.

2

1

2.3

Значение растений для человека

2

1

2.4

Значение животных для человека

2

1

2.5.

Значение почвы для человека

2

1

2.6

Влияние человека на окружающую среду

2

3

3

Безопасное поведение в окружающем мире

8

4

4

3.1.

Экологическая опасность. Виды. Общие правила поведения.

1

1

3.2

Чрезвычайные природные ситуации

2

-

3.3

Взаимоотношения с другими живыми организмами

-

2

3.4

Сообщество людей за чистоту окружающей среды

1

1

4

Основы здорового образа жизни

6

3

3

4.1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

2

1

4.2

Хронические инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни и экологической обстановкой

1

1

4.3

Основы личной гигиены

-

-

4.4

Вредные привычки и их влияние на здоровье личности, нации и человеческого сообщества

-

-

4.5

Пути укрепления здоровья.

-

1

5

Эстетическое значение природы.

Практические навыки улучшения окружающей среды

14

7

7

5.1

Красота природы в произведениях

3

1

5.2

Практические занятия по прикладному творчеству

2

-

5.3

Практическая деятельность по охране природы

1

1

5.4

Ландшафтный дизайн

1

1

5.5

Практические занятия по благоустройству территории

-

4

Всего

68

34

34

Примерное содержание учебной программы факультатива «Основы экологической грамотности. 1 год обучения»

  1. Основы экологических знаний (9).

    1. Природа - наш дом. Понятие «экология». Значение природы для человека.

Примерный словарь

Природа, экология, наука, значение природы, условия, существование, развитие, благополучие,

Природные, необходимые, благоприятные

Создавать, жить, охранять, заботиться

  1. Компоненты природы. Живая и неживая природа. Взаимодействие компонентов природы. Условия жизни.

Примерный словарь

Природа, составные части(компоненты), воздух, вода, свет, тепло, горные породы, растения, животные, микроорганизмы, взаимодействие, условия.

Живая, неживая, благоприятная,

Взаимодействовать, влиять,

  1. Методы наблюдения за природой. Наблюдение. Экскурсия «Сезонные изменения в природе: краски и формы». Эксперимент. Практическая работа «Влияние света на растения».

Примерный словарь

Методы(способы) наблюдения, природные особенности, эксперимент, состояние, изменения, образ, форма, описание, оформление

Точные, естественные, практические, искусственные

Наблюдать, записывать, создавать, изучать

  1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Экологическое состояние.

Примерный словарь

Условия, наблюдение, организмы, среда, загрязнение, охрана,

почва, растения, животные, сообщества.

Живая, неживая, природная, искусственная, приятно, тихо, спокойно, комфортно.

Быть внимательным, замечать, наблюдать, выполнять, жить, изменять, сравнивать, различать.


  1. Взаимоотношения человека и природы(12).

    1. Воздух. Состав, качество, загрязнение. Значение воздуха для человека.

Примерный словарь

Состав, кислород, углекислый газ, примеси, озоновый слой, качество воздуха, заболевания легких, выбросы заводов, транспорта..

Чистый, загрязненный, атмосферный

Дышать, вдыхать, очищать

  1. Вода. Состав, качество, загрязнение. Значение экологического состояния воды для здоровья человека.

Примерный словарь

Основа жизни, кислород, прозрачность, примеси, состояние водоемов, водопровод.

Питьевая, природная, мутная, проточная

(Не)использовать, очищать,

  1. Растения. Разнообразие, качество, истребление и охрана. Значение растений для человека.

Примерный словарь

Фотосинтез, спутники человека, «зеленые легкие планеты», Красная Книга, разведение.

Полезные, съедобные, лекарственные, ядовитые, декоративные, необходимые для дыхания, пищевые,

Украшать, охранять, применять, выращивать

  1. Животные. Разнообразие, качество, истребление и охрана. Значение животных для человека.

Примерный словарь

Помощники человека, переносчики инфекций, обитатели, поведение, Красная Книга.

Домашние, дикие, экзотические, опасные, исчезающие, охраняемые.

Выращивать, опасаться, вести себя,

  1. Почва. Состав, качество, загрязнение. Значение почвы для человека.

Примерный словарь

Состав и виды почв, плодородие, черноземы, содержание вредных веществ, почвенные организмы, склон, обработка почвы, рыхление, полив, удобрения

Песчаные, глинистые, плодородные, непригодные для использования

Обрабатывать, сажать, беречь, применять

  1. Влияние человека на окружающую среду. Экологические проблемы современного мира.

Примерный словарь

Состояние, красота, влияние (воздействие), проблема, мусор, загрязнение, фактор, парниковый эффект, озоновый слой, глобальное потепление, катастрофа, радиация, углекислый газ, рак кожи.

Опасно, эстетический, экологический, ультрафиолетовые, современный (древний), тонкий,

Преображается, изменяется, накапливается.

  1. Безопасное поведение в окружающем мире(3)

    1. Экологическая опасность. Виды. Общие правила поведения в природе.

Примерный словарь

Экологическая ситуация, опасность, загрязнение, правила поведения, гроза, ураган, землетрясение, запас продуктов, паника,

Быть внимательным,

Соблюдать правила, звать (на помощь), не паниковать

  1. Чрезвычайные природные ситуации, виной которых является человек. Правила поведения в ЧПС.

Примерный словарь

Правила поведения, опасности, чрезвычайные ситуации, опасные растения и животные, погодные условия, ориентирование, меры по защите, одиночное дерево, первая помощь,

Длительное, ядовитые, внимательно, быстро,

(Не) выполнять, (не) соблюдать, стараться выполнять, помогать, (не) бояться, плавать, звать (на помощь).

  1. Сообщество людей за чистоту окружающей среды. Роль общественных организаций (движение «зелёных», ЮНЕСКО, внутри школьное объединение)

Примерный словарь

Общество, паника, правила поведения (этикет), просьба о помощи, общение,

Ненадежный, опасный, активный, пассивный, (не)приятный, осторожный

Принадлежать, узнавать, вести себя,

  1. Основы здорового образа жизни(3).

    1. Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».

Примерный словарь

Здоровье, опасность для жизни, образ жизни, поведение, заболевание

Благоприятный, физическое, духовное, нравственное, психическое,

(не)болеть, быть здоровым, обладать

  1. Хронические инфекционные заболевания, их причины, связь с экологической обстановкой

Примерный словарь

Заболевания, недомогание, инфекция, вредные воздействия и привычки, загрязнение,

Инфекционные, хронические, острые, переносимые,

Лечить, избегать,

  1. Экологически чистая среда - основной фактор укрепления здоровья человека. Режим дня.

Примерный словарь

Режим дня, укрепление,

Постоянный, свежий, чистый, своевременный

Выполнять, использовать, укреплять,

  1. Эстетическое значение природы. Практические навыки улучшения окружающей среды(7).

    1. Красота природы в произведениях. М.М. Пришвин (из сборника «Золотой луг», К.Г.Паустовский (из повести «Мещерская сторона») (по выбору учителя)

Примерный словарь

Произведение, тема, главная мысль, красота и неповторимость природы, впечатление

Прочитанный, особенный, необыкновенный, замечательный

Создать, заметить, запечатлеть,

  1. Практические занятия по прикладному творчеству

Примерный словарь

Природный материал, обработка, поделка,

Эстетичный, воображаемый,

Приклеить, создать, придумать, увидеть образ

  1. Мероприятия по охране природы на пришкольной территории.

Примерный словарь

Территория (участки), закон, уборка территории

Охраняемый, исчезающий,

Восстанавливать, охранять, оберегать, заботиться

  1. Ландшафтный дизайн. Основные понятия, цели и задачи, профессии, связанные с данной деятельностью

Примерный словарь

Ландшафт(участок местности), дизайн, улучшение, красота, благоустройство, дизайнер, садовник, проект

Оформленная, измененная,

Убрать, создать, использовать, благоустроить

К концу учебного года учащиеся первого года обучения должны знать:

  • слова, обозначающие понятия и представления, указанные в программе (по выбору педагога)

  • правила поведения в природе (во время грозы, в парке, сквере, на экскурсии в природу)

  • основные экологические проблемы мира и города и чрезвычайные ситуации, связанные с ними

  • значение основных составляющих природы (воздуха, воды, почвы, растений и животных) для человека и приводить примеры их взаимодействия

  • основные понятия, связанные с охраной, благоустройством природной территории места проживания

К концу учебного года учащиеся первого года обучения должны уметь:

  • пользоваться разговорной речью (в устной и письменной форме) как средством общения, необходимым в конкретных ситуациях (умение описать ситуацию, рассказать о своих чувствах, ощущениях, вступить в разговор на данную тему, уметь сообщить необходимые сведения) в рамках тематического содержания курса

  • наблюдать предметы и явления в природе и ближайшем окружении, сравнивать и анализировать, проводить простейшие причинно-следственные связи

  • узнавать и называть декоративные цветы, создавать с их помощью ландшафтные композиции на территории школы

  • выражать свои чувства средствами прикладного и изобразительного искусства, видеть красоту природы в литературных произведениях и в окружающей жизни.

  • уметь предоставить сведения об экологических ситуациях ближайшего окружения и оценить их влияние на человека

Примерное содержание учебной программы факультатива

«Основы экологической грамотности 2 год обучения»

  1. Основы экологических знаний

    1. Среда обитания. Природная, измененная, искусственная среды обитания.

Примерный словарь

Среда обитания, компоненты среды обитания

Природная, измененная, искусственная, (не) здоровая,

Жить(обитать), соответствовать, изменять

  1. Методы изучения окружающего мира. Практическая работа «Микрорайон школы: экологический паспорт».

Примерный словарь

Окружающий мир, окружающая среда, паспорт, исследование, микрорайон

Экологический, практический, благоустроенный, опасный для здоровья

Оценить, записать, проектировать, сравнивать, различать.

  1. Сообщества. Взаимосвязи компонентов природной среды.

Примерный словарь

Компоненты, сообщества, связи, взаимодействие, зависимость

Пищевые, необходимые, благоприятные, жизненно-важные

Зависеть, помогать,

  1. Условия среды. Благоприятные, неблагоприятные, оптимальные. Нарушения экологического равновесия: природное, техногенное.

Примерный словарь

Условия, организмы, среда, загрязнение, охрана, почва, растения, животные, сообщества, нарушения, правила.

Живая, неживая, природная, искусственная, приятно, тихо, спокойно, комфортно, техногенное.

Выполнять, жить, изменять, зависеть, питаться, создавать.

  1. Взаимоотношения человека и природы(8)

    1. Загрязнение и охрана воздуха.

Примерный словарь

Примеси, разрушение озонового слоя, выбросы в атмосферу,

Загрязненный, онкологические

Очищать, препятствовать

  1. Загрязнение и охрана воды.

Примерный словарь

Сброс воды, очистные сооружения, фенол, фильтр

Неприятный,

Предупреждать, использовать,

  1. Загрязнение и охрана почвы.

Примерный словарь

Почвенный слой, подкормка, обработка

Смывание, истощение, рекультивация

  1. Охрана растений.

Примерный словарь

Заповедник, разведение, восстановление, наказание, венерин башмачок, кувшинка,

Редкий, исчезающий, экзотический

Запретить, восстановить, сохранить

  1. Охрана животных.

Примерный словарь

Заповедник, разведение, штраф, выхухоль, ареал(участок)

Поддержать, умножить, сохранить

  1. Влияние человека на окружающую среду. Развитие человеческого общества. Взаимодействие человека и природы. Развитие и восстановление природных сообществ.

Примерный словарь

Среда(место обитания), взаимодействие, необходимость, восстановление, природные богатства, будущее, экономика

(Не)благоприятное, успешное,

Развивать, строить,

  1. Безопасное поведение в окружающем мире(5)

    1. Современное экологическое состояние, влияние на жизнедеятельность человека.

Примерный словарь

Состояние, экология, опасность, трагедия, авария, катастрофа, равновесие, жизнедеятельность, уверенность, благополучие, жизнь, последствия, правила поведения.

(Не)благоприятное, опасное, критическое,

Изменить, оценить, исправить

  1. «Полезные» и «вредные» растения и животные. Экологическое равновесие.

Примерный словарь

Вороний глаз, ландыш, белена, отравление, вещества, первая помощь

Ядовитые, (не)съедобные, необходимые для экологического равновесия

Различать, узнавать, (не)прикасаться.

  1. Сообщество людей за чистоту окружающей среды. Законы об охране окружающей среды.

Примерный словарь

Совместный отдых на природе, подражание, зависимость

Слабый, безвольный, не имеющий своего мнения

Отказаться, иметь свое мнение, предупредить

  1. Основы здорового образа жизни

    1. Основные составляющие здорового образа жизни. Благоприятная экологическая обстановка.

Примерный словарь

Здоровый образ жизни, соблюдение, нормы, обстановка, поведение, чистота

Правильное, постоянное, регулярное

Соблюдать, использовать, применять

  1. Хронические инфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Подверженность эпидемиям.

Примерный словарь

Заболевания, грипп, эпидемия, личная гигиена

Простудные, грязные, общественные, зараженные

Вымыть, соблюдать,

  1. Природные условия как фактор укрепления здоровья. Закаливание.

Примерный словарь

Обливание, закаливание, ватно-марлевая повязка, дезинфекция.

Солнечные, воздушные

Закаляться, принимать,

  1. Эстетическое значение природы. Практические навыки улучшения окружающей среды(7).

    1. Красота природы в произведениях. А.П. Платонов (рассказы «Цветок на земле (отрывок), «Неизвестный цветок») (по выбору учителя)

Примерный словарь

Впечатление, мнение, главная мысль, красота, жизнь, труженики

Сказочный, реальный(настоящий, правдоподобный)

Рассказать, поверить, научиться, представить, случилось.

  1. Охрана природы.

Примерный словарь

Государство, комитет, действия по охране природы, природная территория

Охраняемая, необходимые

Воздействовать, помогать, использовать

  1. Ландшафтный дизайн. Направления ландшафтного дизайна, способы оформления посадок.

Примерный словарь

Обустройство, дизайнеры, проект

Проектная, благоустраиваемая

Запланировать, очистить, посадить, ухаживать

  1. Практические занятия по благоустройству территории.

Примерный словарь

Красота, время года, палитра красок, формы (круг, квадрат, прямоугольник, ромб), территория, благоустройство, клумба, ландшафт, цветы (очиток, тюльпан, нарцисс, хоста, крупка, примула)

Замечательный, яркий, похожий, декоративный, разноцветный, красивый.

Радует глаз, сравнить, представить, пересаживать, требуют (ухода), вскопать, убрать (мусор), подмести, обрезать, любоваться.


К концу учебного года учащиеся второго года обучения должны знать:

  • слова, обозначающие понятия и представления, указанные в программе (по выбору педагога), понятие «благоприятная окружающая среда» и требования к условиям благоприятной среды

  • правила поведения в природе (при встрече с ядовитыми растениями и животными, на экскурсии в природу, в загрязненных местах)

  • основные экологические ситуации, опасные для жизни и правила поведения в этих ситуациях

  • значение основных составляющих природы (воздуха, воды, почвы, растений и животных) для человека, обозначать проблемы, связанные с их использованием и загрязнением, иметь представление о путях решения данных проблем

  • понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», опасности для здоровья, связанные с образом жизни

  • основные понятия, связанные с охраной, благоустройством природной территории, понятие «ландшафтный дизайн»

К концу учебного года учащиеся второго года обучения должны уметь:

  • пользоваться разговорной речью (в устной и письменной форме) как средством общения, необходимым в конкретных ситуациях (умение описать ситуацию, рассказать о своих чувствах, ощущениях, вступить в разговор на данную тему, уметь сообщить необходимые сведения) в рамках тематического содержания курса

  • наблюдать предметы и явления в природе и ближайшем окружении, сравнивать и анализировать, фиксировать состояние и изменения, проводить простейшие причинно-следственные связи, составлять общую картину экологического состояния территории (экологический паспорт)

  • узнавать ядовитые растения, опасных животных, правильно обращаться с ними, оказывать первую помощь при их воздействии

  • узнавать и называть декоративные цветы, создавать с их помощью ландшафтные композиции на территории школы, уметь создавать благоприятные условия для их произрастания.

  • выражать свои чувства средствами прикладного и изобразительного искусства, выражать свое мнение о прочитанном.

  • уметь предоставить сведения об экологических ситуациях ближайшего окружения и оценить их влияние на человека






Использованная литература и источники.

  1. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе. Сборник программ. М., Вентана-Граф, 2006

  2. Биология в основной школе: Программы - М.: Вентана-Граф, 2005.

  3. Программа по ОБЖ для специальных (коррекционных образовательных учреждений // Составитель М.А. Храпунова, учитель-дефектолог МС(К)ОУ школа-интернат для глухих детей.-2007.

  4. А.А.Плешаков, Н. И. Сонин. Природоведение. 5 класс, 2002.

  5. А. Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс., М: Просвещение, 2009.

  6. О.С.Гладышева, Е.В.Алексеева, В.В.Смирнова, И.М.Швец. Биосфера и человек: Рабочая тетрадь для учащихся 5 классов, Н.Н., 1996

  7. Биологическое краеведение: Нижегородская область: 6класс: учебное пособие, Н.Н.,2008

  8. Биологическое краеведение: Нижегородская область: 6класс: рабочая тетрадь, Н.Н.-2008.

  9. А. П. Букин. Естествознание. Я и мой город, 1996

  10. Ландшафтный дизайн. Красиво, просто, эффектно, - СПб, 2009.



© 2010-2022