Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования и молодежной политики администрации Моргаушского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Юнгинская средняя общеобразовательная школа имени С.М.Михайлова»

Моргаушского района Чувашской Республики


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО: Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Юнгинская СОШ

____________ И.Г.Илларионова ____________ О.М. Яндараева имени С.М.Михайлова»

Протокол №1 от «1»августа 2015 г. « 29» августа 2015 г. _______________ Т.В.Ермакова

« 31» августа 2015г




Рабочая учебная программа

по ОБЖ для 10 класса на 2015 -2016 учебный год



Разработал преподаватель ОБЖ МБОУ

«Юнгинская СОШ им. С.М.Михайлова»

Сытин Александр Леонидович.


Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 29 августа 2015 г.





Юнга - 2015

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЖ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

10 класс


Содержание


  1. Введение ------------------------------------------------------------------------------------- 2 стр.

  2. Пояснительная записка ------------------------------------------------------------------- 4 стр.

  3. Содержание программы учебного предмета, курса-------------------------------- 7 стр.

  4. Требования к уровню подготовки учащихся -----------------------------------------13 стр.

  5. Тематическое планирование -------------------------------------------------------------16 стр.

  6. Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий ----------22 стр.

  7. Нормы оценок-------------------------------------------------------------------------------23 стр.


Срок реализации программы - 2015 - 2016 учебный год

Данная учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений; базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики от 15.05.2004 года № 117; Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя (полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2007, Комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М. Просвещение, 2009

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ на изучение предмета ОБЖ в основной школе выделяется в 10 классе 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель).

Ступень уровня общего образования - среднее общее образование.

Составитель программы - Сытин А.Л. преподаватель-организатор ОБЖ.

10 класс

В неделю - 1 час

Всего - 35 часов

I четверть - 9 часов

II четверть - 7 часов

III четверть - 10 часов

IV четверть - 9 часов

Пояснительная записка

Рабочая программа по ОБЖ для 10 класса разработана на основе:


  • федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений;

  • федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования от 09.03.2004 года № 1312;

  • учебного плана МБОУ «Юнгинскся СОШ им.С.Михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики от 29.08.2015 г. утвержденного приказом № 164:

  • образовательной программы МБОУ «Юнгинскся СОШ им.С.Михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики от 31.08.2015 г. утвержденного приказом №170:

  • школьному положению о рабочей учебной программе;

  • программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя (полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2007 г.

  • федерального и республиканского перечня учебников, утвержденного приказом № 61 директором школы по МБОУ «Юнгинская СОШ им. С.М.михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики от 01.03.2015 г.

  • примерных программ общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М. Просвещение, 2009.

  • требований к результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, примерной программе среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года1 и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.2




Общая характеристика предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10-11 классы) реализует комплексный подход по формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.


Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»


Учебные модули

М-1

М-2

М-3

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государства

Разделы

Р-1

Основы комплексной безопасности

Р-4

Основы здорового образа жизни

Р-6

Основы обороны государства

Р-2

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Р-5


Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Р-7

Основы военной службы (в том числе, учебные сборы)

Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терроризма, формирование у учащихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта.

Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 и 11 классах.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

• последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

• повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);

• эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания предмета ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;

• обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования;

• более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;

• более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.

Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в рабочей программе предусмотрены 69 часов на 2 года (по 1 часу в неделю в 10 классе и 1 час в 11 классе). Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне по выбору.1

Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов).2

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан РФ к военной службе3 Раздел 7 Программы «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с учащимися (гражданами мужского пола). Подготовка учащихся (граждан женского пола) по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний.4



Содержание учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности» (10 -11 классы)

Модуль-1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел-1. Основы комплексной безопасности.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

Обеспечение личной безопасности на водоёмах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита её независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел-2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Раздел-3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Общие понятия о терроризме и экстремизме.

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации.

Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.

Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Сил РФ в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антитеррористического мышления.

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс РФ об ответственности за участие в террористической деятельности.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс РФ об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

Обеспечение личной безопасности при угрозе

террористического акта.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль-2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел-4. Основы здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешно выполнять обязанности в профессиональной деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровы образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на уровень жизнедеятельности человека, профилактика утомления.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя - разновидность наркомании. Наркомания - это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью потребления наркотика. Профилактика наркомании.

Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Нравственность и здоровье.

Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел-5. основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.

Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидность ран. Последовательность оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

Основные правила оказания первой помощи.

Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.

Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких.

Модуль-3. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел-6. Основы обороны государства.

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные виды оружия и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники

нашего Отечества

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

Памяти поколений - дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сухопутные воска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСИ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение.

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений.

Вооруженные силы Российской Федерации - основа

обороны государства

Основные задачи современных Вооруженных Сил России.

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.


Символы воинской чести.

Боевое знамя воинской части - официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающая на предназначение воинской части и её принадлежность.

Ордена - почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Организация воинского учёта, основное предназначение воинского учёта.

Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учёт.

Обязанности граждан по воинскому учёту до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.

Требования к индивидуальным качествам военнослужащих - специалистам по сходным воинским должностям.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям, её предназначение и порядок осуществления.

Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт. Основное предназначение и порядок его проведения.

Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к военной службе.

Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан.

Раздел-7. Основы военной службы.

Размещение и быт военнослужащих.

Размещение военнослужащих. Содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности.

Распределение времени и внутренний распорядок в повседневной деятельности военнослужащих, распорядок дня.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской службы.

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте.

Организация караульной службы.

Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.

Строевая подготовка.

Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнения воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Строи отделения, развернутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.

Огневая подготовка.

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборка автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата.

Тактическая подготовка.

Современный бой. Обязанности солдата в бою.

Особенности военной службы.

Правовые особенности военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, строевой устав Вооруженных Сил РФ.

Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества.

Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина.

Военнослужащий - патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Военнослужащий - специалист своего дела. Военнослужащий - подчинённый, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Основные обязанности военнослужащих.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок вручения Боевого знамени воинской части.

Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства).

Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.

Прохождение военной службы по призыву.

Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих.

Прохождение военной службы по контракту.

Особенности военной службы по контракту.

Альтернативная гражданская служба.

Учебные сборы, 5 дней (35 учебных часов).

Практическое закрепление полученных знаний в области подготовки к военной службе.









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ,

УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ЗА 10 КЛАСС.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

  • доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

  • перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

  • невосприимчивости к вредным привычкам;

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);

  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ,

УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ЗА 11 КЛАСС.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;

  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

  • доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

  • перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время ЧС;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

  • невосприимчивости к вредным привычкам;

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);

  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс


№ п/п

Колич.

часов

Тема урока

Тип

урока

Формирование универсальных учебных действий

Вид

контроля самостоятельной деятельности

ЦОР

1

1



Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них.

Уметь способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях

Практическая работа:

Ориентирование на местности.

(20 мин)

techno.edu.ru


2

1

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Комбинированный

Знать общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях

Индивидуальный опрос



3

1

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Комбинированный

Знать потенциальные опасности природного и техногенного характера, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях ЧС.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера

Индивидуальный опрос

nehudlit.ru/books/detail8234.html


4

1

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Комбинированный

Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

Тестирование по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения».(20 мин)



5

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи

Комбинированный

Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

Индивидуальный опрос



6

1

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Комбинированный

Знать содержание статей закона.

Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности.

Индивидуальный опрос

gr-obor.narod.ru



7

1

Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи

Комбинированный

Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Индивидуальный опрос

bti.secana.ru


8

1

Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

Комбинированный

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Индивидуальный опрос


9

1

Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.

Комбинированный

Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях

Индивидуальный опрос


10

1

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

Комбинированный

Знать виды защитных сооружений,

правила поведения в защитных сооружениях.

Уметь:

- действовать в чрезвычайных ситуациях;

- использовать средства коллективной защиты.

Индивидуальный опрос

bti.secana.ru


11

1

Средства индивидуальной защиты

Урок комплексного применения ЗУН обучающимися

Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики.

Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

Практическая работа:

Отработка навыков пользования противогазом ГП-7.

(15 мин)


12

1

Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применении современных средств поражения

Комбинированный

Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Индивидуальный опрос


13



1


Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

Комбинированный

Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС.

Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»

Практическая работа:

Отработка навыков поведения учащихся при получении сигнала о ЧС.

(15 мин)


14

1

Сохранение и укрепление здоровья - важная забота каждого человека и всего общества

Комбинированный

Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета.

Тестирование по теме «Защита населения от ЧС».

(20 мин)

informic.narod.ru


15

1

















Основные инфекционные

заболевания, их классификация и профилактика

Комбинированный

Знать об основные принципах классификации и профилактики инфекционных заболеваний.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний

Индивидуальный опрос


16

1

Здоровый образ жизни и его составляющие.Культура питания

Комбинированный

Знать основные составляющие здорового образа жизни, о факторах, влияющих на здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Тестирование.

(10 мин)

school-collection.edu.ru


17

1


Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.Режим труда и отдыха, хороший сон - составляющие ЗОЖ

Комбинированный

Знать основные составляющие здорового образа жизни, о факторах, влияющих на здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос


18

1


Значение двигательной активности и закаливания организма

для здоровья человека

Комбинированный

Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос


19

1


Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных

привычек

Комбинированный

Знать о вредных привычках-факторах, разрушающих здоровье, о профилактике вредных привычек.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Проверочная работа по теме

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

(20 мин)


20

1


Родина и её национальная безопасность

Комбинированный

Знать основные национальные интересы России, об угрозах её безоп Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни.



21

1


История создания и развития Вооруженных Сил России

Урок комплексного применения ЗУН обучающимися

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Проверочная работа по теме «Основы здорового образа жизни».

mon.gov.ru/.


22

1


Состав Вооружённых Сил РФ.

Комбинированный

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос


23

1


Патриотизм и верность воинскому долгу -неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.

Комбинированный

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.

Проверочная работа

по теме «Виды ВС РФ и рода войск ». (20 мин.)

mon.gov.ru/.


24

1


Памяти поколений - дни воинской славы России.

Урок комплексного применения ЗУН обучающимися

Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти.

Уметь:

- отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

- использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Семинар



25

1


Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности войск.

Комбинированный

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос



26

1


Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, ,доблести и славы.

Комбинированный




27

1


Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

Комбинированный





28

1


Ритуалы ВС РФ.

Комбинированный




29

1


Организация занятий и меры безопасности при проведении учебных сборов

Комбинированный




30

1


Размещение и быт военнослужащих.

Комбинированный

Иметь представление о размещении и быте военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Тестирование по теме «Боевые традиции ВС России». (20 мин.)



31

1


Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда.

Комбинированный

Знать состав суточного наряда, обязанности лиц суточного наряда. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Индивидуальный опрос



32

1


Организация караульной службы.Обязанности часового.

Комбинированный

Знать организацию караульной службы, обязанности часового.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Индивидуальный опрос



33

1


Строевая подготовка.

Практическое занятие.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.

Практические действия



34

1


Огневая подготовка. Автомат Калашникова.

Практическое занятие.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.

Практические действия



35

1


Тактическая подготовка

Практическое занятие.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.

Практические действия








Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий.

1. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, под общей ред. А.Т.Смирнова М: Прсвещение.2009г.

2. Сборник нормативных документов. ОБЖ. /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2009.

3.ОБЖ. Ежемесячный информационный и научно-методический журнал.

4. Образ жизни и здоровье : 8-10 кл. Учебное п г.особие для ОУ. Зведина М.Л., Поташкин С.П. Якименко Н.И..М..: Просвещение, 2008 г.

5. Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни. М.: Айрис- пресс, 2009 г.

6. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и в средних спец. образовательных уч-ях: метод. пособие. М.: Айрис- пресс, 2008 г.

7. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для экзамена в 9 классе М.: Просвещение, 2011 г.

8. Глаголев О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа. Ростов н/Дону: Феникс, 2008 г.

9.Миронов С.К. Шпаргалка по основам безопасности жизнедеятельности: экзаменационные билеты за 9 и 11 классы. М.: Издательство «Экзамен», 2008 г.

10.Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2011 г.

11. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. ИД «Литера», 2008 г.

12. Поддубная Л.Б.Предметная неделя по Правилам дорожного движения. Волгоград ИД «Корифей», 2009 г.

13.Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл. М.: Дрофа, 2009

14. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана (размещены на официальном сайт Минобранауки России mon.gov.ru/.).

15. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, ср. полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т. М.: Просвещение, 2009.



Характеристика контрольно-измерительных материалов,

используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.


Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.

Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.

Для составления контрольно-измерительных материалов используется следующая литература:

  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 классе М.: Просвещение, 2012 г.

  • ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2009 г.

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2009 г.




1 утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

2 утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 134-р.

1 Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. №241.

2 Приказ Министра обороны РФ и Минобрнауки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134.

3 Закон РФ «Об образовании», статья 14, пункт 7.

4 Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 481.

15

© 2010-2022