- Преподавателю
- ОБЖ
- Преподавание предмета ОБЖ в современной общеобразовательной школе
Преподавание предмета ОБЖ в современной общеобразовательной школе
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Боженко Н.С. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе в современных условиях.
Человечество в процессе своей деятельности как раньше, так и сегодня постоянно стремится улучшить условия своего существования, порой забывая о возрастании риска аварий и катастроф технических систем, загрязнении биосферы и т.д.
Актуальность проблемы повышения уровня безопасности человека сегодня очевидна. Состояние здоровья зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды.
Решение этой проблемы возможно только через образование. В современной школе база предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» создается на основе накопленного опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, и предназначена для формирования у учащихся цельного представления об ЧС, и о мерах защиты от их последствий.
Образовательная область «ОБЖ» в классах, где преподается предмет (8; 10; 11) с учетом целей и задач современного образования (включая ФГОС) структурно можно обозначить несколькими этапами (модулями):
Первый - обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Второй - основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Третий - обеспечение военной безопасности государства.
Каждый модуль имеет свою четко выраженную направленность и раскрывает общее содержание понятий по обеспечению безопасности человека в современных условиях. В этом и заключается основная задача курса «ОБЖ» - подготовить учащихся к безопасному поведению в повседневной жизни, дать им знания, развить умения и сформировать у них навыки по каждому выше приведенному модулю.
Общеизвестно, что в преподавании «ОБЖ» применяются три организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая. Хочется выделить особенность каждой, хотя применение таких форм преподаватель выбирает чисто индивидуально.
При фронтальном обучении весь класс работает над поставленной целью и задачей урока. Такая совместная работа характеризуется определенным видом связи между преподавателем и классным коллективом. Учащиеся во время делают записи, думают, выделяют существенное, задают вопросы и т.д. Фронтальное изложение целесообразно применять для сообщения новой информации всем учащимся. При проведении практических занятий по тематике «ОБЖ»; «ГО»; «ОВС» целесообразно применить коллективную форму, при которой внимание учащихся концентрируется на совместном выполнении задачи.
При индивидуальной работе каждый учащийся получает свое индивидуальное задание, которое он должен выполнить самостоятельно (работа с приборами химической и радиационной разведки, использование ИСЗ, оказание первичной доврачебной помощи и т.д.). Организация индивидуальной работы в процессе обучения целесообразна на занятиях по строевой подготовке, ориентирования на местности, а также в работе с учащимися, имеющими индивидуальные особенности восприятия. Преподаватель ведет наблюдение, как за всем классом, так и за каждым учащимся в отдельности. В моей практике такая форма применяется при изучении более сложных тем программы, особенно при изучении второго раздела «ОБЖ» (Техногенные аварии и катастрофы) в 8 классе.
При групповой форме обучения дается возможность, как и при индивидуальном обучении, организовывать самостоятельную работу обучающихся. Группы подбираются (само организуются) с разным уровнем успеваемости. Можно использовать как одинаковые, так и дифференцированные задания. Самостоятельное решение одинаковых заданий может повысить результативность усвоения задания. Такую форму обучения я в основном применяю в старших классах. В конце урока провожу коллективное обобщение, которое создает условие для анализа, обмена мнениями, позволяет обобщать и делать выводы, вести диалог, приучает к коллективному методу работы.
Есть еще одно форма работы с учащимися, которую я провожу уже более 10 лет. Это кружковая работа в курсе «ОБЖ». Целью такой работы является расширение общих интересов и углубления специальных знаний учащихся по предмету, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей. При такой работе тесно переплетаются образовательные и патриотические воспитательные задачи. занятия в кружке проводится в форме бесед, рефератов, докладов и практической работы.
В заключении хочу отметить, что педагогическая работа требует не только специальных знаний и определенных умений в преподавании курса ОБЖ, но и наличие ряда способностей, которые приобретаются постоянной самостоятельной работой над повышением своего педагогического мастерства.