Урок Огонь-друг или враг человека

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сещинская средняя общеобразовательная школа



Тема урока:

« Огонь- друг или враг человека»

Разработка урока по основам пожарной безопасности





Подготовила:

Гапонов сергей Николаевич

учитель начальных классов

МБОУ Сещинская СОШ

Дубровского района



2015г.

Цели урока:

  • расширить представления детей о том , как люди научились добывать и хранить огонь

  • меры предосторожности при общении с огнем дома

  • отработка действий учащихся при возникновении пожара

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки с загадками.

Стенд. Выставка детских книг. Б.С.Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»

С.Я.Маршак « Кошкин дом», « Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

К.И.Чуковский «Путаница» Л.Н.Толстой «Пожар», « Пожарные собаки»

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и целей урока (Слайд 1-2)

«Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может - два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.» ( Огонь)

- Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Правильно. Сегодня мы будем говорить об огне и правильном обращении с ним. Выясним, чем же огонь является для человека - другом или врагом.

III. Работа по теме урока (Слайд3)

-Когда-то , в давние времена людей было мало на земле. Как звери бродили они по лесам, гоняясь за добычей, ели сырое мясо, дикие плоды и коренья, покрывались звериными шкурами и от непогоды прятались в пещерах и в дуплах деревьев. Разум был у них как у малых детей: они были беспомощны в устройстве своей жизни и беззащитны против хищных зверей и грозных сил природы.

Прометей сжалился над людьми и захотел им помочь. Он отправился к своему другу Гефесту, сыну Зевса, божественному кузнецу и мастеру. Н а острове Лемнос в глубине огнедышащей горы, была мастерская Гефеста. Жарко горел в огромном горне священный огонь, без которого невозможно никакое искусство и мастерство. Три одноглазых великана-Циклопа работали в мастерской Гефеста. Две статуи, которые он сам отлил из золота двигались как живые, по мастерской и хромой бог -кузнец опирался на них при ходьбе. Прометей застал Гефеста за работой- бог -кузнец ковал огненные стрелы-молнии для Зевса-Громовержца. Прометей стоял и смотрел на искусную работу Гефеста. Когда же Циклопы стали мехами помогать раздувать огонь в горне и сверкающие искры разлетелись по всей мастерской, Прометей поймал священную искорку и спрятал в пустой тростинке, которую держал в руке. Эту тростинку с искрой священного огня Прометей принес людям, и люди зажгли от нее повсюду на земле костры, очаги и горны. Люди научились бороться с природой, добывать и обрабатывать скрытые в недрах земли медь и железо, золото и серебро, и делать себе из них домашние вещи, оружия и украшения. Люди стали строить жилище из дерева и камня, окрыленные парусами, чтобы плавать по рекам и морям. Диких животных и заставили Люди приручили диких животных и заставили коня носить на себе человека, а коз и корову кормить его и от овцы стали брать теплую и прочную шерсть для одежды. Свет от священного огня прояснил мысли людей, пробудил их дремлющий ум, зажег в их сердцах стремление к счастью.

И многому еще научил Прометей людей с помощью священного огня. Он научил их варить целебный сок растений, который помогает при болезнях и ранах и люди избавились от постоянного страха смерти. Прометей открыл им науку числа и научил записывать знаками слова, чтобы передавать свои мысли тем . кто живет далеко. С гордостью смотрел Прометей как люди становились сильнее, разумнее и искуснее во всяком труде.

Огонь давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. Без огня невозможна жизнь на земле. Он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь- враг, оставивший свои следы в истории всех эпохи народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. Огонь-враг, если к нему относятся небрежно. Пожар может возник-нуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер

дефект электропроводки, неисправности печи и т.д.

-Как можно узнать, что начался пожар?

-дым -треск

-запах горелого -искры

- огонь

Наибольшую опасность при пожарах представляют паника. Известны случаи, что при возникновении даже незначительного загорания люди , преувеличивая опасность с криком бросались к выходам, выражая общее смятение. Это приводило к давкам, заторам ,ушибам и даже к гибели людей. У детей отсутствует эта защитная психологическая реакция на современную пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятие не имеет, что надо делать во время пожара , чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями , одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать их в задымленных помещениях порой нелегко.

- Какой номер необходимо набрать при пожаре?

Но иногда в жизни случается так, как написано в стихотворении С. Я.Маршака»Рассказ о неизвестном герое»

- Ищут пожарные

Ищет милиция

Ищут фотографы

В нашей столице

Ищут давно, но не могут найти

Парня какого-то лет 20

-Вот таких героев в нашей стране сотни. Все они, не людей дожидаясь пожарных рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизнь других и награждены медалями «За отвагу при пожаре»

1)Конкурс «Отгадай загадку»

Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажег,

Не смотри , не жди, не стой,

А залей его…( водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те… (отнять)

Шипит и злится,

Воды боится

С языком , а не лает,

Без зубов , а кусает…( огонь)

Летела мошка-

Осиновая ножка

На стог села-

Всё сено съела. ( спичка)

Что бывает ,если птички

Зажигают дома спички ( пожар)

2) -Из каких произведений взяты следующие строчки?

Море пламенем горит

Выбежал из моря кит,

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите ! ( К.Чуковский « Путаница»)

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницу команда,

От огня спасает дом. (С. Михалков «Дядя Степа»)

И вдруг заголосили: «Пожар! Горим! Горим!»

С треском , щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом

Озирается кругом , машет красным рукавом. ( С.Маршак « Кошкин дом»)

IV. Закрепление

-Внимательно рассмотрите картинки и объясните, почему произошел пожар.

(слайды4-7)

-Что вы будете делать, если произойдет пожар.

-убегу

- спрячусь в шкафу

- позову на помощь

-начну тушить

-вызову пожарную охрану.

. Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем, год за годом вырастаем.

Правила запоминаем и всегда их выполняем.

Кроссворд




1

10





г

о

р

я

ч

и

й



9

о




н

з



7


е

е



в

2

о

п

а

с

н

о

с

т

ь

11


н


ч

к

о

3

я

д

о

в

и

т

ы

й

а

4

ш

к

а

ф

ч

и

к


м


с


н


а

8

т


о

5

о

с

т

о

р

о

ж

н

ы

й



е

с

ы




л

т

й




ь

р



6

н

о

ж

н

и

ц

ы




ы

й




й





По горизонтали:

1. Нельзя прикасаться к чайнику, стоящему на огне, так как он …

2. Открытая электрическая розетка- это…

3.Нельзя пробовать стиральный порошок, так как он…

4. … с открытыми дверцами может оказаться опасным

5. … человек старается уберечь себя от опасностей

6.Чтобы резать бумагу нужны…

По вертикали:

7. Если вы осторожный и … даже дома с вами ничего не случится

8. Нож- это … предмет

9.Если произошел… случай. надо вызвать скорую помощь

10 . Электрическая … может быть опасной, если сунуть в нее пальцы

11. Высовываться в открытое … опасно

V.Итог урока (Слайд8 )

- В заключение урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопрос: «Огонь - друг или враг человеку?»

(ответы детей)

Использованная литература:


  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2006

2.А.А. Плешаков. «Окружающий мир», 2 класс( учебник)

3.Ю.В. Зайцев «Мифы Древней Греции» М. « Белый город» 2008

© 2010-2022