- Преподавателю
- ОБЖ
- Программа Гражданин и патриот
Программа Гражданин и патриот
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калинина М.В. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа «Я гражданин и патриот»
Пояснительная записка
События настоящего времени подтверждают, что не стабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования.
В сложившихся условиях реформирования общества не просто воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие облику достойного гражданина Родины, поэтому гражданско-патриотическое воспитание, которому отводится важное место в воспитательной работе школы, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации программы «Я патриот и гражданин».
Цель программы: формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Задачи программы:
-
воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю;
-
приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества;
-
воспитание и уважение памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга, к защитникам Родины;
-
изучение и пропаганда национальных традиций, культуры;
-
формирование политико-правового понимания воинского долга, политических событий, процессов в обществе.
Направления программы:
Вся воспитательная работа в рамках данной программы строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации:
1-4 классы: гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение тем о правах ребенка, о национальных и культурных обычаях, о государственной символике. Проводятся уроки мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и участников локальных войн; военнослужащих и курсантов военных училищ - бывших выпускников школы. Экскурсии в музеи города. Оформление тематических выставок.
5-6 классы: используется активное восприятие и участие в работе по гражданско-патриотическому воспитанию через: проведение тематических классных часов «Я - гражданин России», выпуск календаря знаменательных дат, связанных с историей города и области, героическим прошлым России, участие в месячнике оборонно-массовой работы, проведение акции «Забота» и «Ветеран» по оказанию помощи ветеранам, престарелым и одиноким жителям микрорайона, ежегодное участие в конкурсах военно-патриотической песни, организация и проведение праздничных концертов, посвященных знаменательным датам, встречи с ветеранами войны и труда.
7-8 классы: возникает новый уровень самосознания детей - внутренняя позиция, представляющая осознанное отношение к Родине, государству, событиям страны, к окружающим людям. Работа ведется через: организацию конкурсов на лучшие рефераты по гражданско-патриотическому воспитанию, подготовку и оформление уголков по государственной символике, патриотическому воспитанию в рекреациях, участие и проведение в тематических классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию в младших классах, участие в городском конкурсе «Равнение на жизнь», проведение уроков мужества, Дня пожилого человека с участием ветеранов войны и труда, оказание шефской помощи ветеранам.
9-11 классы: происходит существенное изменение самосознания - повышается значимость собственных ценностей, осознают себя принадлежностью мира, ставят определенные жизненные цели, задумываются о своем предназначении. Проводится поисково-исследовательская деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию, участие в научно-практических конференциях по вопросам граждановедения, краеведения, организуются «круглые столы» по проблемам правового государства, демократических ценностей, гражданского общества. Обучающиеся участвуют в военно-полевых сборах, несут Почетную Вахту памяти на мемориале Вечного огня «Пост №1», участвуют в работе школьного лектория к знаменательным датам, в районных и городских состязаниях «День призывника», собирают материалы для написания летописи школы.
Ожидаемые результаты:
-
сформированность высокого уровня гражданского самопознания и самосовершенствования у школьников;
-
воспитание у обучающихся гордости за принадлежность к Кемеровской области и Российской Федерации;
-
повышение уровня правовых знаний;
-
привлечение интереса к военной службе;
-
сформированность гражданско-правовой компетентности школьников;
-
развитие у обучающихся потребности в изучении истории края и Отечества;
-
приобретение опыта общественно полезной гражданской деятельности.
План работы по реализации программы
«Я гражданин и патриот»
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
1.
Планирование традиционных мероприятий
В начале года
Зам. директора по ВР
2.
Оформление тематических уголков и книжных выставок по государственной символике, краеведению, патриотическому воспитанию
В течение года
Зам. директора по ВР, старший вожатый, учителя истории
3.
Выпуск стенгазет, плакатов, бюллетеней. Создание календаря знаменательных дат, связанных с историей города и области, героическим прошлым России.
В течение года
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя истории, ИЗО
4.
Спортивная эстафета, посвященная Дню призывника
Сентябрь, май
Учителя физкультуры и ОБЖ
5.
Проведение уроков мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и участников локальных войн; военнослужащих и курсантов военных училищ - бывших выпускников школы.
В течение года
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя истории
6.
Организация конкурсов на лучшие рефераты, доклады по темам, связанным с героическим прошлым России, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений.
В течение года
Учителя предметники
7.
Проведение акции «Забота» и «Ветеран» по оказанию помощи ветеранам, престарелым и одиноким жителям микрорайона.
В течение года
Зам. директора по ВР, классные руководители
8.
Организация и проведение внутришкольных спортивных соревнований и состязаний. Участие в районных и городских спортивных соревнованиях и эстафетах.
В течение года
Учителя физкультуры
9.
Проведение направленной работы с допризывной молодежью, первичная постановка на воинский учет
В течение года
Учитель ОБЖ
10.
Военно-полевые сборы с учащимися 10-х классов
Май
Учитель ОБЖ
11.
Участие в районном конкурсе патриотической пенсии
Февраль
Учитель музыки
12.
Организация и проведение праздничных концертов, посвященных знаменательным датам, с приглашением ветеранов войны и труда.
В течение года
Зам. директора по ВР, учителя музыки и истории
13.
Ежегодное участие в митинге на 9 мая
Май
Зам. директор по ВР, классные руководители
14.
Почетная Вахта памяти на мемориале Вечного огня «Пост №1».
Май
Учитель ОБЖ, старший вожатый
15.
Сбор материалов для написания летописи школы.
В течение года
Зам. директора по ВР, учителя
Тематическое планирование мероприятий по программе
« Я гражданин и патриот»
Класс
Мероприятие
Форма проведения
1
Друг тот, кто рядом
Беседа
О чести и достоинстве
«А может не было войны…»
Урок России
Подвиги наших дедов
Праздник
Душа России
«Родина моя»
Фестиваль-конкурс
Души цветок
Игра
Фольклорный праздник
Фольклорный праздник
Посещение памятных мест края
Экскурсия
2
Возникновение гимна России
Беседа
Имя в летопись страны
«Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»
Как хорошо иметь друзей
Беседа с элементами игры
Герои битвы
Конкурс
Ручеек дружбы
Игра
Салют победы
Праздник
Музей боевой славы
Экскурсия
3
Герб России, история его возникновения
Беседа
О гражданском долге, мужестве и героизме.
Беседа -викторина
Знаменательные даты
Мир народам
Викторина
«Я люблю тебя, Россия!»
Фестиваль-конкурс
«О героях перекличка»
Конкурс
След войны в моем доме
Экскурсия
Ярмарка
Фольклорный праздник
Достижения космонавтики
Устный журнал
4
Цвета флага
Беседа
Подвигу народа жить в веках
Устный журнал
Человек -гражданин
Беседа с элементами игры
Как бороться с дразнилками?
Колесо истории
Викторина
Мы достойная смена твоя, герой!
Викторина с элементами спортивной эстафеты
«О героях перекличка»
Конкурс
Ярмарка
Фольклорный праздник
России верные сыны
Устный журнал
«И помнит мир спасенный»
Профессия - Родину защищать
Экскурсия
5
Судьба и Родина - едины!
Беседа
России верные сыны
Устный журнал
«И помнит мир спасенный»
По страницам «Нашего календаря»
Викторина
Великая Отечественная война
Конкурс эрудитов
«След на земле.»
Игра
Судьба и Родина - едины!
Звездный сын Земли (о первом космонавте Ю.П.Гагарине)
Литературно-информационный час
Музеи нашего города
Экскурсия
«Листая истории славной страницы…»
Конкурс сочинений
Защитники Родины
КВН
6
Мысли о Родине
Беседа
Я - гражданин России
Флаги России
4 ноября - День народного единства
Наш осенний календарь искусств
викторина
«Эхо фронтовой песни»
Конкурс
«Люблю Отчизну я»
Лирико-поэтическая композиция
Все это - Родина моя
Праздник
Достопримечательности родного города
Экскурсия
«Что я знаю о Великой Отечественной войне?»
Конкурс сочинений
«Память жива».
Конкурс плакатов
«Дорогами Афгана»
Литературно-музыкальная гостиная
7
Морская слава России
Беседа
Гордо реет Андреевский флаг
Жизнь, ставшая легендой (о Суворове)
Герои русской земли
Свои и чужие (9 мая)
Кузбасс - наш край родной
Города герои
Путешествие - праздник
История государства Российского
Викторина
Колесо истории
Путешествие в страну Законию
Игра
«Честь имею»
конкурс
По святым местам города
Экскурсия
«Район, в котором я живу»
Телеэкскурсия
«Память жива»
Конкурс плакатов
«Страницы семейного альбома»
Конкурс сочинений
8
В гостях у народов России
Беседа
День независимости России
Символы Российских городов
Как получить паспорт
Я и закон
Деловая игра
Вехи истории (65 лет Кемеровской области)
Устный журнал
Музыкальный момент «Творчество музыкантов России»
Викторина
«Мир памяти, мир сердца, мир души»
Литературная гостиная
«Невыдуманные рассказы о войне»
Конкурс сочинений
«Район, в котором я живу»
Неизвестное о моем городе
Экскурсия
Память жива
Конкурс плакатов
9
Русские миллионеры (династии русских предпринимателей, купцов)
Беседа
«Я видел седых детей…»
Я иду на выборы
«Про Россию»
Беседа с элементами анкетирования
Гражданство и гражданин
Беседа-диалог
Конституция Российской Федерации
Познавательная игра
«Люди, будьте зорче втрое, берегите мир!»
Путешествие дилетантов
Викторина
«Литература огненных лет»
Литературная гостиная
«Неизвестная высота»
Устный журнал
«Летопись родного края»
Экскурсия
«Район, в котором я живу»
Конкурс сочинений
«Фотографии семейного альбома»
«Богатыри земли русской»
Спортивный праздник
10
Молодежные движения в сов- ременной России.
Беседа
«Помни корни свои»
Люблю Отчизну я
Литературная гостиная
«Поклонимся великим тем годам»
Вечер памяти
«Шахтерский огонек» (Памяти погибших на шахтах Кузбасса)
«Выпускники школы, погибшие в локальных войнах»
Поисковая работа
Права человека, гражданина
Конференция
Что значит быть патриотом сегодня?
Диспут
Зажечь факел души
Заочная экскурсия
В музее боевой славы г. Новокуз- нецка
Экскурсия
«Высокая душа России»
Устный журнал
Мы - будущие избиратели
Ролевая игра
«День Победы»
Праздник
«Богатыри земли русской»
Спортивный праздник
«Район, в котором я живу»
Конкурс сочинений
«Фотографии семейного альбома»
11
Современная молодежная субкуль- тура
Беседа
Проблемы и пути решения
«Служба ратная, служба солдатская»
«На безымянной высоте»(О выпускниках школы, погибших в локальных войнах)»
Вечер памяти
«Шахтерский огонек» (Памяти погибших на шахтах Кузбасса)
«О времени и о себе»
Круглый стол
Закон и порядок
Конференция
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Литературно-музыкальная композиция
День народного единства
Брейн-ринг
Жизнь, которую мне хотелось бы прожить
Проект
«Песни о войне»
Конкурс
«Район, в котором я живу»
Конкурс сочинений
«Фотографии семейного альбома»
«Богатыри земли русской»
Спортивный праздник