Тематическое планирование 5 кл. ФГОС ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16

Пояснительная записка

Актуальность изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным ЧС относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения, извержения вулканов и проч.); к техногенным - аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным - экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым - ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды); к дорожным - ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.

УМК: Основы безопасности жизнедеятельности: программа: 5-6 классы / Н.Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов, А.Б. Таранин. М. : Вентана-Граф, 2013

М. : Вентана-Граф, 2013.

Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,

А.Т. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин. М.: Вентана-Граф , 2015 г

В условиях ЧС может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат - недостаточно сформированное прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого, основной идеей конструирования данной предметной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей ЧС, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения, реализующих программу, много материалов, которые направлены на оценку поведения, анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку возможных действий в той или иной ситуации.

Границы общения младшего возраста (10-12 лет) с окружающим миром значительно расширяются: дети больше времени проводят без родителей, в кругу сверстников, самостоятельно передвигаются по транспортным магистралям и общаются с объектами природы. Это определяет необходимость предупредить учащихся 5-6 классов о возможных опасностях, которые могут им встретиться.

Основная цель курса: расширение знаний и формирование умений младших подростков по организации здорового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных и ЧС.

Главное направление предмета - развивать общую культуру младшего подростка, формировать осознание необходимости беречь свое здоровье, овладевать умениями и навыками решения жизненных задач, связанных с опасными ситуациями.

Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:

  • Осознание необходимости знания правил поведения в необычных, нестандартных и ЧС, овладения умением ориентироваться в них;

  • Воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;

  • Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;

  • Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.

В соответствии с учебным планом ОБЖ изучается в 5 и 6 классах по 34 часа (из расчета 0,5 час в неделю).

Требования к результатам обучения основам безопасности жизнедеятельности

Личностными результатами обучения в 5-6 классах являются:

  • Осознание важности здорового образа жизни;

  • Соблюдение правил здорового образа жизни;

  • Соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках;

  • Способность оценивать свое поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности;

  • Способность предвидеть опасные ситуации и избегать их;

  • Быть готовым к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности.

Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:

  • Анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;

  • Сравнением примеров опасного и безопасного поведения;

  • Планированием и организацией своей жизни и деятельности с учетом безопасности;

  • Обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • Расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения;

  • Использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение знаний для прогнозирования и оценки поведения;

  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.




















Календарно - тематическое планирование

ОБЖ 5 класс


Дата

Тема урока

Тип урока

Виды,
характеристика деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредме

тные

личностные

1

Введение Основы, безопасности, правила поведения на ЖД, правила выполнения селфи

Урок новых знаний

Необходимость изучения предмета ОБЖ. Символическое изображение понятий, характеризующих здоровый и нездоровый образ жизни.

Формирование понимания ценности правильной организации своей учебы, труда, досуга с целью сохранения здоровья и безопасного образа жизни.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки.

2

За что «отвечают» системы органов.

Комбинированный

Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм.

Формирование понимания целостности организма и работы систем органов человека.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы

Взаимодействовать с учениками при работе в группе

3

Как укреплять нервную систему

Комбинированный

Выполнение правил бережного отношения к нервной системе. Укрепление нервной системы.

Значение нервной системы для совершенствования физических и духовных качеств человека.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Выработать план самосовер-шенствования (укрепления нервной системы).

4

Как можно тренировать сердце.

Комбинированный

О чем «рассказывает» пульс. Тренировка сердца.

Роль сердца в жизнедеятельности организма, тренировка сердца.

Уметь применять знания на практике.

Освоение правил измерения пульса. Взаимодействовать с учениками при работе в группе.

5

Упражняем дыхательную систему

Комбинированный

Дыхательная система человека, ее функции и значение. Охрана дыхательной системы.

Роль дыхательной системы в жизнедеятельности организма, тренировка дыхательной системы.

Уметь применять знания на практике.

Освоение дыхательных упражнений для утренней гимнастики.

6

Питаемся правильно.

Комбинированный

Питание школьника - подростка. Почему важно обращать внимание на правильное питание. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлениях и пищевой аллергии.

Роль питания в сохранении и укреплении здоровья.

Уметь применять знания на практике.

Формирование навыков правильного питания и оказания первой помощи при отравлении.

7

Здоровье органов чувств.

Комбинированный

Правила бережного отношения к органам чувств.

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Профилактика зрения.

Тренировка глаз.

Отличать близорукость от дальнозоркости

Уметь применять знания на практике.

Освоение упражнений по тренировке глаз. Взаимодействовать с учениками при работе в группе.

8

Здоровый образ жизни.

Комбинированный

Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье.

Учиться анализировать состояние своего здоровья.

Формирование ответственного отношения к окружающим и к себе.

Формирование понимания ценности здорового образа жизни.

9

Чистота - залог здоровья.

Комбинированный

Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизен-терия, глисты, вши).

Использовать средства личной гигиены.

Формирование ответственного отношения к окружающим и к себе.

Формирование понимания ценности здорового образа жизни.

Взаимодействовать с учениками при работе в группе.

10

Движение - это жизнь.

Урок новых знаний

Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека.

Уметь применять знания на практике.

Освоение упражнений по проверке своей физической подготовки.

Взаимодействовать с учениками при работе в группе.

11

Закаливание.

Комбинированный

Закаливание - средство охраны и укрепления здоровья. Программа и правила закаливания

Значение закаливания для совершенствования физических и духовных качеств человека.

Составление программы закаливания.

Уметь применять знания на практике.

Формирование понимания важности закаливания для укрепления здоровья.

12

Подросток и компьютер.

Комбинированный

Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.

Знать правила безопасности при работе с компьютером

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Усвоение правил работы с компьютером, правил безопасной эксплуатации ПК.

13

Мой безопасный дом. Техника безопасности в доме.

Комбинированный

Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распростра-няющие инфекцию в доме (мыши, тараканы, клопы)

Овладение умением анализировать причины возникновения опасных и аварийных ситуаций в быту. Составление памятки «Как мыть посуду», составление плана уборки квартиры.

Уметь оценивать ситуацию.

Формирование ответственного отношения к окружающим и к себе.

Освоение правил мытья посуды, составление плана уборки квартиры.

14

Дорога в школу и обратно

Пешеходы и пассажиры -участники дорожного движения.

Комбинированный

Школьная жизнь начинается с дороги. Безопасная дорога от дома до школы.

Пешеходы и пассажиры -участники дорожного движения. Правила безопасного поведения пассажира и пешехода. Оценивание дорожной ситуации с позиций безопасности.

Учиться моделировать возможные опасные ситуации на дороге и вырабатывать алгоритм безопасного поведения.

Учиться моделировать возможные опасные ситуации на дороге и вырабатывать алгоритм безопасного поведения.

Знать обязанности пешеходов и пассажиров. Анализ и характеристика дорожных знаков.

Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы.

Уметь ориентирова-ться на местности.

Формирование понимания ценности здорового образа жизни.

Выбор безопасного маршрута от дома в школу.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопони-мания. Воспитание чувства ответственности.

15

Безопасная дорога.

Школьник как пассажир.

Комбинированный

Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога.

Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах

транспорта.

Учиться моделировать возможные опасные ситуации на дороге и вырабатывать алгоритм безопасного поведения.

Меры безопасности при поездке в обществен-ном транспорте.

Знать обязанности пассажиров.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопони-мания.

Составление рассказа - рассуждения «Как переходить дорогу?»

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопони-мания. Воспитание чувства ответственности.

16

Общие правила школьной жизни. Правила поведения в школе.

Комбинированный

Ориентирование в школьных помещенияхФункции разных школьных помещений. Общие правила безопасного поведения в школьных помещениях и во дворе школы.

Общие правила безопасного поведения в школе и во дворе школы.

Уметь оценивать ситуацию. Выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы.

Воспитание чувства ответственности. Составление памятки «Правила поведения в школе».

17

Правила поведения в школе.

Комбинированный

Поведение на занятиях, переменах, во время передвиже-ния по школе, в столовой. Безопасное общение. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении.

Меры предупреж-дения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.

Общие правила безопасного поведения на занятиях, переменах, в столовой школы, во дворе школы.

Уметь оценивать ситуацию. Выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы. Оказание первой медицинской помощи

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Воспитание чувства ответственности.

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.

Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.

Средствами оснащения ОБЖ являются:

1. Учебно-методическая литература:

  • Конституция Российской Федерации

  • Правила дорожного движения Российской Федерации

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон «О гражданской обороне»

  • Закон «Об образовании»

  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»

  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Учебная литература

  • Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы»

  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы»

  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-9 классы»

  • Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы»

  • Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности

  • Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»

  • Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе

  • Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»

  • Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классов1

  • Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях

2. Технические средства обучения

телевизор

видеомагнитофон

3. Средства программного обучения и контроля знаний

5. Стенды, плакаты

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Криминогенные ситуации

  • Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи

  • Правила поведения при землетрясениях

  • Пожары, взрывы

  • Наводнения и затопления

  • Правила оказания первой помощи

  • Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

  • Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

  • Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

  • Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)

  • Дорожные знаки

  • Пожарная безопасность

  • Безопасность в быту

  • Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

  • Активный отдых на природе

  • Опасные ситуации в природных условиях

  • Безопасность на воде

  • Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения

  • Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий

  • Правила безопасного поведения при землетрясении

  • Правила безопасного поведения при наводнении

  • Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте

  • Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте

  • Первая помощь при массовых поражениях

  • Правила транспортировки пострадавших

  • Безопасность дорожного движения

  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

  • Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

6. Средства индивидуальной защиты

  • Средства защиты дыхания

  • Ватно-марлевые повязки

  • Противопылевые тканевые маски

  • Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи

  • Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)

  • Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)

  • Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)

  • Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х х 14 см

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х х Ю см

  • Шина фанерная длиной 1 м

  • Жгут кровоостанавливающий эластичный

7. Аудиовизуальные пособия

  • Учебные видеофильмы на цифровых носителях

  • Действия учащихся по сигналам ГО

  • Средства индивидуальной защиты

  • Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)

  • Гидродинамические аварии

  • Автономное существование человека в природных условиях

  • Оползни, сели, обвалы

  • Ураганы, бури, смерчи

  • Наводнения

  • Лесные и торфяные пожары

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Безопасность на воде

  • Безопасность на природе

  • Правила безопасного поведения в быту

  • Поведение при ситуации криминогенного характера

  • Правила безопасного поведения при землетрясениях

1

© 2010-2022