- Преподавателю
- ОБЖ
- Тематическое планирование 5 кл. ФГОС ОБЖ
Тематическое планирование 5 кл. ФГОС ОБЖ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шелупахин С.М. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
16
Пояснительная записка
Актуальность изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным ЧС относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения, извержения вулканов и проч.); к техногенным - аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным - экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым - ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды); к дорожным - ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.
УМК: Основы безопасности жизнедеятельности: программа: 5-6 классы / Н.Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов, А.Б. Таранин. М. : Вентана-Граф, 2013
М. : Вентана-Граф, 2013.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,
А.Т. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин. М.: Вентана-Граф , 2015 г
В условиях ЧС может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат - недостаточно сформированное прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого, основной идеей конструирования данной предметной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей ЧС, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения, реализующих программу, много материалов, которые направлены на оценку поведения, анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку возможных действий в той или иной ситуации.
Границы общения младшего возраста (10-12 лет) с окружающим миром значительно расширяются: дети больше времени проводят без родителей, в кругу сверстников, самостоятельно передвигаются по транспортным магистралям и общаются с объектами природы. Это определяет необходимость предупредить учащихся 5-6 классов о возможных опасностях, которые могут им встретиться.
Основная цель курса: расширение знаний и формирование умений младших подростков по организации здорового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных и ЧС.
Главное направление предмета - развивать общую культуру младшего подростка, формировать осознание необходимости беречь свое здоровье, овладевать умениями и навыками решения жизненных задач, связанных с опасными ситуациями.
Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:
-
Осознание необходимости знания правил поведения в необычных, нестандартных и ЧС, овладения умением ориентироваться в них;
-
Воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;
-
Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;
-
Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.
В соответствии с учебным планом ОБЖ изучается в 5 и 6 классах по 34 часа (из расчета 0,5 час в неделю).
Требования к результатам обучения основам безопасности жизнедеятельности
Личностными результатами обучения в 5-6 классах являются:
-
Осознание важности здорового образа жизни;
-
Соблюдение правил здорового образа жизни;
-
Соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках;
-
Способность оценивать свое поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности;
-
Способность предвидеть опасные ситуации и избегать их;
-
Быть готовым к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности.
Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:
-
Анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;
-
Сравнением примеров опасного и безопасного поведения;
-
Планированием и организацией своей жизни и деятельности с учетом безопасности;
-
Обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
-
Расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения;
-
Использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение знаний для прогнозирования и оценки поведения;
-
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Календарно - тематическое планирование
ОБЖ 5 класс
№
Дата
Тема урока
Тип урока
Виды,
характеристика деятельности учащихся
Планируемые образовательные результаты
предметные
метапредме
тные
личностные
1
Введение Основы, безопасности, правила поведения на ЖД, правила выполнения селфи
Урок новых знаний
Необходимость изучения предмета ОБЖ. Символическое изображение понятий, характеризующих здоровый и нездоровый образ жизни.
Формирование понимания ценности правильной организации своей учебы, труда, досуга с целью сохранения здоровья и безопасного образа жизни.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки.
2
За что «отвечают» системы органов.
Комбинированный
Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм.
Формирование понимания целостности организма и работы систем органов человека.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы
Взаимодействовать с учениками при работе в группе
3
Как укреплять нервную систему
Комбинированный
Выполнение правил бережного отношения к нервной системе. Укрепление нервной системы.
Значение нервной системы для совершенствования физических и духовных качеств человека.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Выработать план самосовер-шенствования (укрепления нервной системы).
4
Как можно тренировать сердце.
Комбинированный
О чем «рассказывает» пульс. Тренировка сердца.
Роль сердца в жизнедеятельности организма, тренировка сердца.
Уметь применять знания на практике.
Освоение правил измерения пульса. Взаимодействовать с учениками при работе в группе.
5
Упражняем дыхательную систему
Комбинированный
Дыхательная система человека, ее функции и значение. Охрана дыхательной системы.
Роль дыхательной системы в жизнедеятельности организма, тренировка дыхательной системы.
Уметь применять знания на практике.
Освоение дыхательных упражнений для утренней гимнастики.
6
Питаемся правильно.
Комбинированный
Питание школьника - подростка. Почему важно обращать внимание на правильное питание. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлениях и пищевой аллергии.
Роль питания в сохранении и укреплении здоровья.
Уметь применять знания на практике.
Формирование навыков правильного питания и оказания первой помощи при отравлении.
7
Здоровье органов чувств.
Комбинированный
Правила бережного отношения к органам чувств.
Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Профилактика зрения.
Тренировка глаз.
Отличать близорукость от дальнозоркости
Уметь применять знания на практике.
Освоение упражнений по тренировке глаз. Взаимодействовать с учениками при работе в группе.
8
Здоровый образ жизни.
Комбинированный
Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье.
Учиться анализировать состояние своего здоровья.
Формирование ответственного отношения к окружающим и к себе.
Формирование понимания ценности здорового образа жизни.
9
Чистота - залог здоровья.
Комбинированный
Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизен-терия, глисты, вши).
Использовать средства личной гигиены.
Формирование ответственного отношения к окружающим и к себе.
Формирование понимания ценности здорового образа жизни.
Взаимодействовать с учениками при работе в группе.
10
Движение - это жизнь.
Урок новых знаний
Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека.
Уметь применять знания на практике.
Освоение упражнений по проверке своей физической подготовки.
Взаимодействовать с учениками при работе в группе.
11
Закаливание.
Комбинированный
Закаливание - средство охраны и укрепления здоровья. Программа и правила закаливания
Значение закаливания для совершенствования физических и духовных качеств человека.
Составление программы закаливания.
Уметь применять знания на практике.
Формирование понимания важности закаливания для укрепления здоровья.
12
Подросток и компьютер.
Комбинированный
Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.
Знать правила безопасности при работе с компьютером
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Усвоение правил работы с компьютером, правил безопасной эксплуатации ПК.
13
Мой безопасный дом. Техника безопасности в доме.
Комбинированный
Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распростра-няющие инфекцию в доме (мыши, тараканы, клопы)
Овладение умением анализировать причины возникновения опасных и аварийных ситуаций в быту. Составление памятки «Как мыть посуду», составление плана уборки квартиры.
Уметь оценивать ситуацию.
Формирование ответственного отношения к окружающим и к себе.
Освоение правил мытья посуды, составление плана уборки квартиры.
14
Дорога в школу и обратно
Пешеходы и пассажиры -участники дорожного движения.
Комбинированный
Школьная жизнь начинается с дороги. Безопасная дорога от дома до школы.
Пешеходы и пассажиры -участники дорожного движения. Правила безопасного поведения пассажира и пешехода. Оценивание дорожной ситуации с позиций безопасности.
Учиться моделировать возможные опасные ситуации на дороге и вырабатывать алгоритм безопасного поведения.
Учиться моделировать возможные опасные ситуации на дороге и вырабатывать алгоритм безопасного поведения.
Знать обязанности пешеходов и пассажиров. Анализ и характеристика дорожных знаков.
Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы.
Уметь ориентирова-ться на местности.
Формирование понимания ценности здорового образа жизни.
Выбор безопасного маршрута от дома в школу.
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопони-мания. Воспитание чувства ответственности.
15
Безопасная дорога.
Школьник как пассажир.
Комбинированный
Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога.
Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах
транспорта.
Учиться моделировать возможные опасные ситуации на дороге и вырабатывать алгоритм безопасного поведения.
Меры безопасности при поездке в обществен-ном транспорте.
Знать обязанности пассажиров.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопони-мания.
Составление рассказа - рассуждения «Как переходить дорогу?»
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопони-мания. Воспитание чувства ответственности.
16
Общие правила школьной жизни. Правила поведения в школе.
Комбинированный
Ориентирование в школьных помещенияхФункции разных школьных помещений. Общие правила безопасного поведения в школьных помещениях и во дворе школы.
Общие правила безопасного поведения в школе и во дворе школы.
Уметь оценивать ситуацию. Выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы.
Воспитание чувства ответственности. Составление памятки «Правила поведения в школе».
17
Правила поведения в школе.
Комбинированный
Поведение на занятиях, переменах, во время передвиже-ния по школе, в столовой. Безопасное общение. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении.
Меры предупреж-дения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.
Общие правила безопасного поведения на занятиях, переменах, в столовой школы, во дворе школы.
Уметь оценивать ситуацию. Выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы. Оказание первой медицинской помощи
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Воспитание чувства ответственности.
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1. Учебно-методическая литература:
-
Конституция Российской Федерации
-
Правила дорожного движения Российской Федерации
-
Семейный кодекс Российской Федерации
-
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
-
Уголовный кодекс Российской Федерации
-
Федеральный закон «О гражданской обороне»
-
Закон «Об образовании»
-
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
-
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
-
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
-
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
-
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Учебная литература
-
Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы»
-
Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы»
-
Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-9 классы»
-
Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы»
-
Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
-
Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»
-
Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
-
Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
-
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классов1
-
Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях
2. Технические средства обучения
телевизор
видеомагнитофон
3. Средства программного обучения и контроля знаний
5. Стенды, плакаты
-
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
-
Безопасность на улицах и дорогах
-
Криминогенные ситуации
-
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
-
Правила поведения при землетрясениях
-
Пожары, взрывы
-
Наводнения и затопления
-
Правила оказания первой помощи
-
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
-
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
-
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
-
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
-
Дорожные знаки
-
Пожарная безопасность
-
Безопасность в быту
-
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
-
Активный отдых на природе
-
Опасные ситуации в природных условиях
-
Безопасность на воде
-
Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
-
Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
-
Правила безопасного поведения при землетрясении
-
Правила безопасного поведения при наводнении
-
Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте
-
Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
-
Первая помощь при массовых поражениях
-
Правила транспортировки пострадавших
-
Безопасность дорожного движения
-
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
-
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
6. Средства индивидуальной защиты
-
Средства защиты дыхания
-
Ватно-марлевые повязки
-
Противопылевые тканевые маски
-
Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи
-
Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
-
Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
-
Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
-
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
-
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х х 14 см
-
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х х Ю см
-
Шина фанерная длиной 1 м
-
Жгут кровоостанавливающий эластичный
7. Аудиовизуальные пособия
-
Учебные видеофильмы на цифровых носителях
-
Действия учащихся по сигналам ГО
-
Средства индивидуальной защиты
-
Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
-
Гидродинамические аварии
-
Автономное существование человека в природных условиях
-
Оползни, сели, обвалы
-
Ураганы, бури, смерчи
-
Наводнения
-
Лесные и торфяные пожары
-
Безопасность на улицах и дорогах
-
Безопасность на воде
-
Безопасность на природе
-
Правила безопасного поведения в быту
-
Поведение при ситуации криминогенного характера
-
Правила безопасного поведения при землетрясениях
1