• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Рабочая программа элективного курса «Обучение жизненно-важным навыкам» для 9-х классов

Рабочая программа элективного курса «Обучение жизненно-важным навыкам» для 9-х классов

Элективный курс «Обучение жизненно – важным навыкам» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о профилактике табакокурения, алкоголя и наркотиков. На данном историческом этапе серьезно усугубилась социальная ситуация: рушатся семейные устои, снижается жизненный уровень большого числа семей, растет преступность, увеличился риск попадания подростков в наркотическую зависимость. Развитие жизненно важных навы...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кезская средняя общеобразовательная школа №1»



Рассмотрено на заседании ШМО Утверждено:

«…….»………………………………..2010г. Приказ №……..

Принято школьной экспертной комиссией «………»………………………2010г.

Протокол №……………. Директор школы:……………..

«……….»…………………………………2010г. /Небогатиков Д.М./



Программа элективного курса

«Обучение жизненно важным навыкам»

для учащихся 9-х классов.

Составитель: Селиверстова С.В.,

учитель английского языка КСОШ №1

Рецензент: Докучаев В.А.,

учитель ОБЖ КСОШ№1

2010г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Обучение жизненно - важным навыкам» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о профилактике табакокурения, алкоголя и наркотиков.

На данном историческом этапе серьезно усугубилась социальная ситуация: рушатся семейные устои, снижается жизненный уровень большого числа семей, растет преступность, увеличился риск попадания подростков в наркотическую зависимость. Развитие жизненно важных навыков обеспечит способность к социально адекватному поведению, позволит молодому человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Цель: Формирование потребности быть здоровым через отказ от употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения.

Задачи:

- Формировать у учащихся представления о социальных и психологических последствиях алкоголизма (в том числе пивного алкоголизма), никотина, наркотиков;

- Формировать чувства личной ответственности за здоровый образ жизни;

- Формировать знания о необходимости и пользе отказа от употребления алкоголя, никотина, наркотиков как в плане сохранения здоровья, так и в плане укрепления характера;

- Формировать умение критически относиться к средствам массовой информации.

Основой для разработки данного курса послужило пособие для классных руководителей «Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Майоровой Н.П., Чепурных Е.Е.

Методы:

В работе с подростками, употребляющими алкоголь (пиво), наркотики и табакокурение применимы разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаю следующие:

- метод организации деятельности (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);

- метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы:

Дискуссия;

Мозговые штурмы;

Лекции;

Учебные фильмы и др.

Курс рассчитан на 8-9 часов для учащихся общеобразовательной школы.

В рамках курса учащиеся овладеют следующими знаниями и умениями:

  • иметь сформировавшееся представление о том, что легальные психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость как и нелегальные;

  • иметь сформированные навыки отказа от предложения попробовать алкогольные напитки; владеть широким арсеналом средств, для конструктивного решения конфликтных ситуаций, возникающих на этой почве;

  • владеть навыками поддержания контактов со сверстниками, не прибегая к суррогатным формам общения;

  • уметь критически осмысливать информацию, получаемую в неформальных группах;

  • иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение как трудноизлечимые заболевания;

  • знать о наступлении уголовной ответственности в случае хранения и распространения алкогольных напитков и наркотических веществ;

  • осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий и уметь критически ее оценивать.

Форма текущего контроля - тест по пройденному материалу.

Форма итогового контроля для учащихся - зачёт, для чего необходимо написание итогового теста.

Предполагаемый конечный продукт

  1. Снижение спроса и, следовательно, ограничение употребления алкоголя, наркомании и табакокурения среди учащихся нашей школы.



  1. Ослабление медико-социальных последствий употребления алкоголя, которые, выражаясь в психических расстройствах, суицидах, драках, стычках, конфликтах, ведут к прекращению образования, разрушению семейных связей, криминализации детей и подростков.



  1. Формирование у учащихся представлений об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни.



  1. Обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

Данный курс позволит учащимся соприкоснуться с особенностями профессиональной деятельности социального работника, психолога, нарколога, соцпедагога.

Учебно - тематический план

Наименование темы

Количество часов

Практические

занятия

Форма контроля

1.

«Первое общение. Знакомство с группой».

1

1

2.

«Умей сказать «НЕТ».

1

1

3.

«Факты в защиту жизни».

1

1

тест

4.

«Влияние алкоголя на жизнь человека».

1

1

тест

5.

«Пиво: иллюзия или реальность».

1

1

тест

6.

«Наркомания - бич 21 века». «Шприц».

1

1

7.

«Пути передачи ВИЧ-инфекции».

1

1

тест

8.

«Какова роль семьи в формировании зависимости».

1

1

9.

«Пропаганда здорового образа жизни».

1

1

итоговый тест

Итого: 9 часов







Содержание программы

Тема 1. «Первое общение. Знакомство с группой».

Определение цели курса занятий.

Разработка прав и правил для участников группы. Работа в кругу. Тренинг «Здравствуй, я - …»

Тема 2. «Умей сказать «НЕТ».

Техника отказа:

  • наступление: категоричный отказ.

  • «да», но: соглашение -отказ

«Как избежать манипулирования?» 3 базовых права личности. 5 техник конструктивного сопротивления. Деловой практикум.

Тема 3. «Факты в защиту жизни».

Курение - одна из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Болезни, связанные с курением. Анализ учащимися их отношения к курению.

Тема 4. «Влияние алкоголя на жизнь человека».

Аналитическая работа групп «Мы защищаем (обвиняем) употребляющих алкоголь». Определение положительных и отрицательных сторон употребления алкоголя.

Информационный блок: Влияние алкоголя на организм. Влияние алкоголя на потомство.

Асоциальное поведение пьяного человека. Разрыв: буду ли я употреблять алкоголь, почему? Анализ полученной информации.

Тема 5. «Пиво: иллюзия и реальность».

Определение 5 «за» и «против» рекламной фразы: «Пейте пиво пенное, будет жизнь отменная» Работа с текстом «Пиво: иллюзия и реальность». Составление маркировочной таблицы. Заполнение кластера «Мое отношение к пиву: за и против. Синквейн «Пиво». Рефлексия.


Тема 6. «Наркомания - бич 21 века». «Шприц».

Блиц - опрос: «Причины, побуждающие прибегнуть к употреблению наркотиков». Воздействие наркотика на организм. Удовольствие, зависимость, ломка. Поражение систем организма. Качество жизни и ее продолжительность при употреблении ПАВ.

Созависимость родственников и знакомых. 1 группа предлагает 5 вариантов принятия наркотиков, 2 группа - 5 отказов от наркотиков. Тренинг в кругу «Предложи - откажись».

Упражнение «Японский диалог».

Тема 7. «Пути передачи ВИЧ-инфекции».

Раздача карточек с определенными знаками. Установление взаимосвязей. Обсуждение вопросов. Синквейн «Инфекция».

Тема 8. «Какова роль семьи в формировании зависимости».

Работа в подгруппах. Роль семьи - положительный и отрицательный аспекты. Сбор идей.

Защита идей. Итоговое решение.

Тема 9. «Пропаганда здорового образа жизни».

Почему мы говорим о ПАВ? Работа в группах. Обобщение идей. Пути и способы распространения информации о ПАВ среди молодежи. Итоговый тест.

Литература

  1. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей.- СПб Издательство «Образование - Культура», 2002 г.

  2. Сизанова А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: «Вако», 2004 г.

  3. Борисова Н.В. Технология обучения здоровью. Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2005 г.

  4. Новикова М.П. Словарь атеиста. Политиздат, 1973 г.












Рецензия на экспериментальную программу элективного курса

«Обучение жизненно важным навыкам»

для учащихся 9-х классов.

Составитель : Селиверстова Светлана Владимировна


  1. Титульный лист. Титульный лист составлен в соответствии с требованиями Положения о программе элективных курсов. Нарушений нет.

  2. Пояснительная записка. В пояснительной записке:

Указано соответствие программы концепции профильного и предпрофильного обучения; Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о профилактике табакокурения, алкоголя и наркотиков.

  • Имеются цель и задачи курса;

  • Объясняется основа для разработки данного курса;

  • Прописаны формы и методы обучения;

  • Указаны основные ЗУН и ОУУН для учащихся на конец изучения курса;

  • Указана категория учащихся, на которую рассчитан данный курс;

  • Указан объём часов элективного курса;

  • Указана форма текущего и итогового контроля;

  • Есть предполагаемый результат.

3. Учебно - тематический план представляет собой сетку, где указано общее количество часов на каждый раздел, прописано количество практических уроков и форма контроля.

4. Содержание программы представляет собой поурочное планирование с указанием основных понятий.

5. Список литературы составлен в соответствии с требованиями Положения: указаны исходные данные учебных пособий.

Заключение: Настоящая программа элективного курса «Обучение жизненно важным навыкам» для учащихся 9-х классов соответствует требованиям Положения о программе элективных курсов и может быть рекомендована в качестве экспериментальной программы в 2010- 2011 учебном году.

Рецензент _______________ Докучаев В.А.

подпись ( расшифровка подписи)



© 2010-2022