Беседы с учащимися по технике безопасности

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»
















Беседы с учащимися

по технике безопасности



Материал собран

преподавателем - организатором ОБЖ

МОУ «Рудногорская СОШ»

Шиховой Ираидой Семёновной




















п. Рудногорск



Содержание бесед с учащимися по ТБ.


1.Пожар в квартире

2.Горит телевизор

3.Пожар на балконе

4.Запах дыма в подъезде

5. Вспыхнула новогодняя елка

6.Пожар в общественном месте

7.Электробезопасность

8.Защита от нападения собак

9.Меры безопасности во время грозы

10.Правила безопасности:

11.Безопасность на замерзших водоемах

12.Безопасность на дорогах

13.Безопасность пешехода на дороге

14.Движение пешехода по улице в сильный гололед

15.Переход проезжей части дороги

16.Безопасность пассажира

17.Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе ,троллейбусе,

18.Безопасность при следовании железнодорожным транспортом пассажира

19.Аварийная обстановка в поезде

20.Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

21.Требования к техническому состоянию и оборудованию

22.Как правильно ездить на велосипеде

23.Дополнительный материал

24.Основные причины дорожно-транспортных происшествий

25.Минутки безопасности

26.Правила безопасного перехода

27.Информационный листок

28.Ролики, плееры, мобильные телефоны

29.Безопасное поведение на льду

30.Энцефалитный клещ

1. Пожар в квартире

Необходимо немедленно вызвать пожарных, позвонив по теле­фону 01, сообщить свой точный адрес (улицу, номер дома и квар­тиры, этаж, подъезд, код) и что горит. Если нет телефона, следует сообщить о пожаре через соседей.

Не дожидаясь прибытия пожарных, необходимо попытаться потушить пожар подручными средствами (водой, плотной мокрой тканью, водой от внутренних пожарных кранов, расположенных на лестничных площадках).

Легковоспламеняющиеся жидкости следует тушить мокрой тканью, огнетушителем, песком, землей из цветочных горшков.

Нельзя открывать окна и двери, чтобы не усилить приток воз­духа к очагу пожара.

Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода. Во избежание пораже­ния электрическим током необходимо отключить электроэнер­гию.

Если ликвидировать очаг горения своими силами невозможно, следует немедленно покинуть квартиру, прикрыв за собой дверь.

Покидая квартиру по задымленному коридору, необходимо передвигаться на четвереньках (внизу меньше дыма) и дышать че­рез влажную ткань. Чтобы уберечься от огня, необходимо наки­нуть на себя влажную ткань (мокрое одеяло, пальто).

Если невозможно покинуть квартиру обычным путем, следует использовать балконную пожарную лестницу, а если ее нет, необ­ходимо выйти на балкон, плотно закрыть дверь и звать на по­мощь.

Покидая здание при пожаре, ни в коем случае нельзя пользо­ваться лифтом - он может отключиться.

Покинув квартиру, встретить пожарных, указать им очаг по­жара.


  1. Горит телевизор

Почувствовав запах дыма, необходимо обесточить телевизор; если доступ к розетке невозможен, отключить электроэнергию ав­томатом защиты в электрощите.

Сообщить о возгорании в пожарную охрану по телефону 01, указав точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъ­езд, код) и что горит.

Если после обесточивания горение не прекратилось, следует залить водой заднюю стенку телевизора. Стоять при этом луч­ше сбоку от телевизора, чтобы избежать отравления при туше­нии загоревшегося телевизора, дышать через влажное полотенце (ткань).

После ликвидации возгорания до прибытия пожарных провет­рить помещение.

Сообщить родителям о пожаре, ничего не трогать до прибытия пожарных, которые установят причину возгорания и дадут свое заключение.


  1. Пожар на балконе

Немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01, указав свой точный адрес и что горит.

Тушить возгорание можно любыми подручными средствами (огнетушителем, водой), легковоспламеняющиеся жидкости - огнетушителем, а если его нет мокрой тканью, песком, землей из цветочных горшков.

Необходимо предупредить о пожаре соседей верхних этажей, позвать их на помощь.


  1. Запах дыма в подъезде

Немедленно вызвать пожарную охрану по телефону 01, указав свой точный адрес и что горит.

Постараться определить место возгорания (почтовые ящики, мусоропровод, лифт, квартира) и сообщить соседям о пожаре.

Вместе с соседями следует попытаться локализовать очаг по­жара и потушить его подручными средствами.

Если пожар произошел вне вашей квартиры, а воспользовать­ся лестницей для выхода наружу невозможно, следует оставаться в квартире; во избежание отравления продуктами горения за­крыть щели дверей и вентиляционные отверстия мокрыми одея­лами, полотенцами и т.п.

Укрыться от пожара до прибытия пожарных можно также на балконе, плотно закрыв за собой балконную дверь.

По прибытии пожарных нужно сразу привлечь их внимание и попросить оказать вам помощь.

В задымленном помещении передвигаться нужно на четве­реньках или ползком, для защиты органов дыхания необходимо дышать через мокрую ткань.


  1. Вспыхнула новогодняя елка

При возгорании на елке электрогирлянды следует немедленно отключить гирлянду от сети, выдернув вилку электропитания из розетки.

Вызвать пожарную охрану по телефону 01, указав точный ад­рес и что горит.

Повалить горящую елку на пол, накинуть на нее одеяло и за­лить водой. Постараться с помощью воды и песка ликвидировать очаг возгорания или не допустить распространения огня до при­бытия пожарных.

Необходимо учитывать, что елки из синтетических материалов горят очень быстро и выделяют много токсичных веществ. Из-за возможного разброса искр и расплавленной массы их не следует тушить водой.

Если потушить пожар невозможно, необходимо выйти из горя­щей комнаты, плотно закрыть за собой дверь и снаружи поливать ее водой; сообщить о пожаре соседям, при необходимости поки­нуть квартиру и ждать пожарных.

В случае возгорания украшений на новогодней елке, независи­мо от размеров очага, необходимо выключить электрогирлянду и немедленно вывести детей из помещения. Приступая к тушению, во избежание распространения огня вверх по веткам, елочным ук­рашениям и окружающим предметам домашнего обихода, елку по­валить на пол и покрыть плотной тканью (одеялом, ковром и т. п.), прижав ее к полу по наружным краям, затем затаптывать горящие ветки под тканью по всей площади, пока горение не прекратится, и поливать ее водой небольшими порциями.

В Новый год и на Рождество опасные происшествия часто связа­ны с елкой и соответствующими аксессуарами. Поэтому елку ставят устойчиво, лучше всего в ведро (бочонок) с мокрым песком, чтобы ветви не касались стен, потолка, занавесок и электроприборов. Обя­зательно иметь поблизости ведро с водой, песок, шерстяное одеяло или ковер (не синтетические), огнетушитель. Нельзя обкладывать дерево ватой без обработки огнезащитным составом.

Не зажигайте на елке свечи и фейерверки, не пользуйтесь рядом с ней хлопушками и петардами, не устраивайте другие пожароопас­ные эффекты. Хлопушки, бенгальские огни, фейерверк и свечи за­жигайте только вдали от елки, занавесей, других горючих предме­тов, а также от детей, одетых в новогодние костюмы из марли и ваты. Костюмы также следует пропитать огнезащитным составом.

Любые пиротехнические изделия сами по себе представляют опасность. Медики и пожарные ведут страшную статистику травм и увечий, полученных детьми и взрослыми при использовании петард и другой пиротехники. Пожары от неправильного применения пиротехнических изделий уносят жизни сотен людей.

Не украшайте елку целлулоидными, бумажными игрушками, марлей и ватой без пропитки их огнезащитным составом. Опасным может стать серебристый дождь из алюминиевой фольги: он способен замкнуть электрогирлянду. Гирлянды заводского изготовления безопаснее самодельных.

Выходя из комнаты (зала), выключайте иллюминацию на елке. При использовании электрической осветительной сети без понижа­ющего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 В. Мощность лампочек не должна превышать 25 Вт. Обнаружив неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, ис­крение), немедленно обесточьте ее.

При загорании электрогирлянды выдерните вилку из розетки, повалите елку на пол, чтобы пламя не поднималось вверх (могут за­гореться обои и шторы), накиньте на елку тяжелые одеяла, залейте водой. Синтетическая елка горит, выделяя отравляющие вещества, расплавленные полимеры разбрасывают искры, поэтому не прика­сайтесь к горящей елке руками.

Обращайте особое внимание на учащихся младших классов. Не разрешайте им играть со спичками, петардами, самостоятельно включать электроприборы. Храните в недоступном для них месте опасные вещества и предметы. Неиспользуемые электрические ро­зетки снабдите специальными заглушками. Любознательные дети любят засовывать в розетки шпильки, скрепки, ножницы и другие вещи. Необходимо спрятать все электропровода так, чтобы малы­шам было трудно до них добраться.

Не оставляйте учащихся одних в помещении, где находятся газо­вые приборы, телевизоры, электронагревательные устройства и т. д., независимо от того, включены они или нет.


  1. Пожар в общественном месте

Входя в любое общественное место (кинотеатр, вокзал, музей, театр), следует обратить внимание на расположение основных и запасных выходов и продумать ближайший путь к выходу.

Услышав крики «Пожар!», сохраняйте выдержку и спокойст­вие, оцените обстановку. Стоя на месте, оглядитесь вокруг, заме­тив телефон или кнопку пожарной сигнализации, сообщите о по­жаре в пожарную охрану.

При заполнении помещения дымом или при отсутствии осве­щения продвигайтесь к выходу, держась за стены, поручни. Ды­шите через носовой платок или рукав одежды.

Оказавшись в давке, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, сжав кулаки.

Если вы находитесь в многоэтажном здании, не пытайтесь вос­пользоваться лифтами, спускайтесь по лестнице.

Не пытайтесь выпрыгнуть в окно с большой высоты.

При невозможности выйти наружу отступите в незанятые ог­нем помещения, плотно закройте дверь и там дожидайтесь помо­щи пожарных.


  1. Электробезопасность

Не пользуйтесь неисправными электроприборами, самодель­ными электропечами, нагревателями.

Не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изолен­ты, замените их, если они сломались.

Никогда не оставляйте включенный электроприбор без при­смотра.

Не включайте больше одной вилки в розетку (не используйте тройники).

Не беритесь за электроприбор мокрыми руками.

Не держите подключенные к электросети приборы в ванной. Помните! Нельзя пользоваться электрическими устройствами при нахождении в воде.

Обнаруженные оголенные места и обрывы электропроводов не­медленно ремонтируйте.

Не делайте временных соединений проводов.

Помните! Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, находящиеся под напряжением


  1. Защита от нападения собак

Чтобы избежать нападения собак, необходимо:

  • не трогать собак во время сна и еды;

  • не кормить чужих собак;

  • не приближаться к собаке, находящейся на привязи;

  • не показывать страха или волнения перед враждебно на­строенной собакой.

Для защиты от нападающей собаки необходимо знать ряд приемов самозащиты:

  • не пытайтесь бежать от собаки, повернитесь к ней лицом, примите устойчивое положение;

  • используйте для защиты все средства (куртку, сумку, порт­фель, камень, палку);

  • если удалось найти короткую, но достаточно прочную пал­ку, бейте собаку по наиболее уязвимым местам. Наиболее эффек­тивен удар по носу собаки;

  • если вблизи имеется укрытие или дерево, медленно отсту­пайте к нему спиной;

  • стойка против атакующего пса - боком, руки на среднем уровне, вес рассредоточен;

  • если собака сбила вас с ног, необходимо упасть на живот, а руками закрыть шею.

• Если собака вас укусила:

  • рану необходимо промыть большим количеством воды (или перекисью водорода);

  • обратиться в ближайший травмпункт для получения ква­лифицированной помощи; выяснить, надо ли вам делать привив­ку от бешенства.


  1. Меры безопасности во время грозы

Не прятаться под высокие деревья, особенно дуб, тополь, ель, сосну.

Если гроза застала на открытом пространстве, лучше присесть в сухую яму.

Не стоит бежать.

Если гроза застала вас в воде при купании, необходимо выйти на берег.

Укрытие от молнии следует искать на склонах холмов или в небольших углублениях с сухим каменистым грунтом.

В лесистой местности лучше укрыться в густом кустарнике.

Не стоит оставаться вблизи водоемов или на открытой местно­сти.


  1. Правила безопасности:

Не пробуйте сырой гриб на вкус.

Не уверены, что знаете гриб, - выбросьте его.

Никогда не собирайте грибы на промышленных пустырях и бывших помойках, а также вдоль автомагистралей.

Не пробуйте неизвестные ягоды в лесу.

11. Безопасность на замерзших водоемах


Переходить водоем рекомендуется только в проверенных мес­тах, обозначенных предупредительными специальными зна­ками.

Если безопасные места не обозначены, нужно использовать следующие правила:

- для одиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина составляет не менее 7 см, для группы людей - 12 см;

- наиболее прочен чистый прозрачный лед, образовавшийся от замерзания поверхностного слоя воды;

- мутный лед не надежен;

- на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и непроч­ный;

- наиболее опасны участки с тонким льдом, которые образу­ются в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек;

- серьезную опасность представляют ключи с более теплой водой вдали от берега.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимо­сти в туман, пургу, метель, сильный снегопад.

Если вы провалились под лед, не следует беспорядочно барах­таться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда; реко­мендуется следующая последовательность действий:

- опереться локтем на лед и переместить тело в горизонталь­ное положение;

- осторожно вытащить на лед одну ногу, затем другую;

- переместиться на лед без резких движений, не вставая, отодвинуться подальше от опасного места;

- на твердом льду встать и постараться быстро добраться до жилья.

12.Безопасность на дорогах

Участники дорожного движения и общие правила их поведения

1) Участники дорожного движения (водитель, пешеход, пасса­жир) обязаны:

- знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил до­рожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

- помнить, что в нашей стране установлено правостороннее дви­жение транспортных средств 1.

2) Участникам дорожного движения запрещается:

- повреждать или загрязнять покрытие дорог;

- снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавли­вать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;

- оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движе­ния.


  1. Безопасность пешехода на дороге


Пешеходы должны двигаться по пропускам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам, по велосипедной дорожке или идти в один в один ряд по краю проезжей части дороги.

Вне населенных пунктов при движении по проезжей части до­роги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.

В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.

При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

Пешеход не должен останавливаться в непосредственной бли­зости от проходящего автомобиля, чтобы не задеть за выступаю­щие детали машины.


  1. Движение пешехода по улице в сильный гололед


Перед выходом из дома следует подготовить обувь, чтобы по­высить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву на­ждачной бумагой, приклеить на подошву изоляционную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой).

Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, чтобы не спешить в пути.

При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коле­нях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были сво­бодны от сумок и прочих предметов.

При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение - это па­дение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.

15.Переход проезжей части дороги

Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным пе­реходам. Самый безопасный переход - подземный или надзем­ный. При его отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проез­жей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безо­пасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет ма­шин.

Нельзя выбегать на дорогу.

Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обста­новку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора не­обходимо осмотреться.

Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую ма­шину, движущуюся с большей скоростью.

Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транс­портного средства или другого препятствия, ограничивающего ви­димость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии при­ближающихся транспортных средств.

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остано­виться на линии, разделяющей транспортные потоки противопо­ложных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедив­шись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

При приближении транспортных средств, с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов, необходимо воздержаться от пе­рехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.


  1. Безопасность пассажира

Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на поса­дочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).

Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажи­рам.

При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, необ­ходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свобо­ден, направиться к остановившемуся трамваю.

Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.

При отсутствии свободных мест для сидения можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство.

Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.

Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомен­дуется только при его полной остановке.


  1. Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, по­требовать остановить транспорт и открыть двери.

При заблокировании дверей для эвакуации из салона транс­портного средства использовать аварийные люки в крыше и выхо­ды через боковые стекла (при необходимости можно выбить стек­ла ногами).

При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо поки­нуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части мо­гут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транс­портного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.


  1. Безопасность при следовании железнодорожным транспортом пассажира

При посадке:

- не бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего по­езда;

- во время прохождения поезда находиться на расстоянии не менее двух метров от края платформы;

- подходить к вагону после полной остановки поезда;

- входить в вагон только со стороны перрона или посадочной платформы;

- войдя в вагон, достать из багажа все, что потребуется в до­роге, прежде чем положить его на багажную полку и в специаль­ное отделение нижней полки.

В дороге:

- тяжелые вещи разместить внизу, чтобы при толчке они не упали с багажной полки;

- воду пить только из титана, находящегося возле купе про­водника, или специально купленную питьевую воду из бутылки;

- во время движения поезда не высовываться из окна;

- во время движения поезда не открывать наружные двери и не стоять на подножках;

- выходя из вагона на остановках, не отходить далеко от по­езда;

- не трогать без надобности стоп-кран.


19. Аварийная обстановка в поезде


В случае возникновения пожара необходимо немедленно сооб­щить об этом проводнику.

При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана; выходить из вагона можно через двери или через окна.

Не следует пытаться выпрыгнуть из вагона движущегося поез­да или выбраться на крышу.

Если в условиях пожара поезд продолжает движение, пасса­жиры должны переходить в конец поезда, плотно закрывая за со­бой двери.

Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, необходи­мо ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части ва­гона, закрыть глаза, упереться ногами в верхнюю полку или сте­ну, а после того как вагон обретет устойчивость, осмотреться и на­метить путь выхода из него.


  1. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

( Велосипед и мопед - транспортные средства. Управлять велосипе­дом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопе­дом - не моложе 16 лет.)

Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно пра­вее.

Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

- ездить, не держась за руль;

- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными поднож­ками;

- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управ­лению;

- двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом ве­лосипедной дорожки.

Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять ле­вый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну поло­су для движения в данном направлении и не имеющих трамвай­ного движения.


  1. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сиг­нал, т.е. соответствовать техническим требованиям завода-изгото­вителя.

При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами: впе­реди - фарой белого цвета, сзади - фонарем или световозвраща­телем красного цвета, с боковых сторон - световозвращателем оранжевого или красного цвета.

ВЕЛОСИПЕД - неустойчивое транспортное средство, не щищенное от ударов извне, не рассчитанное на перевозку пассаж ров. Согласно п. 26.7 Правил дорожного движения, велосипедист запрещается:

- ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам;

- ездить, не держась за руль;

- перевозить пассажиров, груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине и ширине за габариты велосипеда;

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трам­вайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения данном направлении;

- запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.

Лучшее место для езды - спортивные площадки, уголки парка. Совершенствуя мастерство, помните о культуре поведения на дороге, о безопасности окружающих.


  1. Как правильно ездить на велосипеде

В автомобильных катастрофах часто страдают не только те, кто находится в машине, но и пешеходы, велосипедисты, прохожие. На дорогах нашей страны ежегодно гибнет более 30 тыс. человек, сот­ни тысяч получают травмы и увечья. При этом значительную часть пострадавших составляют дети.

В последнее время широкое распространение получили модные и удобные средства передвижения - скейт-борды, роликовые коньки, велосипеды. По сути, это самые настоящие скоростные транспортные средства, полноправные участники уличного движения, только в дей­ствие они приводятся не пламенным мотором, а силой ног.

Хочется напомнить юным водителям и их родителям, что вы­езжать на проезжую часть на велосипеде можно только с 14 лет. На дороге вы - водитель и, следовательно, обязаны выполнять все правила дорожного; движения. Обращаем ваше внимание на со­блюдение требований дорожных знаков, правил проезда перекре­стков, подачи сигналов о перестроении.

Ездить на велосипеде нужно в надежно застегнутом защитном шлеме. Ваш двухколесный друг должен иметь исправные тормоза и катафоты (отражающие элементы сзади и спереди). На велосипе­де нельзя ездить вдвоем: так им сложнее управлять и поддерживать равновесие. Особенно внимательны будьте в темное время суток или в сумерки, когда плохо видно и потому аварии случаются ча­ще. Велосипед должен быть оснащен фарой. Очень опасно, управ­ляя любым транспортным средством, слушать музыку. Во-первых, это отвлекает внимание, а во-вторых, можно не услышать преду­преждающие сигналы и попасть в аварию. Собираясь кататься на роликовых коньках или скейт-борде, наденьте не только шлем, но и налокотники, наколенники, защитите руки. Так вы убережетесь от тяжелых травм в случае падения или столкновения с препятствием.

Не увлекайтесь скоростным или фигурным катанием - оно может обернуться большими неприятностями. Столкнетесь с пешехо­дом, велосипедистом, врежетесь в столб, торговый павильон, дере­во и тому подобное, развлекайтесь таким образом лучше на специ­ально оборудованных площадках, не забывайте: чем выше скорость, тем больше тормозной путь. Не сразу удается остановиться и при неустойчивом положении тела.

Как себя вести при падении?

- не торопись вставать.

- осмотрите себя - нет ли кровотечений, неестественного по­ложения рук или ног (возможны переломы).

- прислушайтесь к себе: не кружится ли голова, не тошнит ли (возможно сотрясение головного мозга).

- в случае серьезных травм попросите прохожих вызвать «Ско­рую помощь».

ПОМНИТЕ: внимательность и собранность на дороге - залог безопасности и здоровья.

23. Дополнительный материал

Ежегодно на дорогах планеты, по далеко не полным данным, в до­рожных происшествиях погибают более 350 тыс. человек и около 7 млн получают ранения. Такова плата человечества за транспортные блага. Поэтому неслучайна проблема безопасности дорожного движения включена экспертами OUH в перечень основных проблем человечества наряду с такими, как раковые заболевания, экологические проблемы, использование энергоресурсов.

В России ежегодно в дорожных происшествиях погибают почти 900 велосипедистов и получают ранения около 4 тыс. По статистике в 70% аварий виновниками становятся сами велосипедисты. Среди наиболее частых причин несчастных случаев необходимо отметить:

  • несоблюдение безопасного бокового интервала между велоси­педистом и автомобилем;

  • недостаточная видимость велосипедиста на дороге в темное время суток;

  • плохое знание и несоблюдение велосипедистами Правил дорожного движения.

Самая опасная категория велосипедистов - дети. Тяжесть послед­ствий детского дорожного травматизма в сельской местности в 2 раза выше, чем в городах. На каждые 100 детей-велосипедистов, попавших в дорожные происшествия, погибают 18 человек. Пик дорожного дет­ского травматизма приходится на май, т. е. на время массового выезда юных велосипедистов.

Повысить безопасность движения велосипедистов можно двумя путями: отделением велосипедного движения от быстрых и мощных автомобилей и мотоциклов и строгим выполнением правил дорожного движения самими велосипедистами.

24. Основные причины дорожно-транспортных происшествий

  1. Окончание учебного года, увеличение числа детей на дорогах.

  2. Снижение контроля со стороны родителей.

  3. Скользкие участки дороги во время непогоды.

  4. Снижение видимости из-за непогоды.

  5. Яркое ослепляющее солнце.

  6. Плохое состояние дорог.

  7. Рассеянное внимание водителей и пешеходов.

  8. Пересечение проезжей части по дороге в школу.

  9. Подвижные игры на проезжей части.

10. Езда на велосипедах по проезжей части.

  1. Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника и тому подобное.

  2. Переход дорог при коллективном посещении театров и про­чее.

13. Адаптация к новым условиям во время отдыха вне дома.


25. Минутки безопасности

«Как ты переходишь через дорогу?»

1. Там, где ты переходишь, стоит машина. Что надо делать?

Правильный ответ: лучше отойти от нее подальше, чтобы она не мешала обзору; в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за...

2. Ты переходишь недалеко от остановки. Рядом остановился автобус. Где и как надо переходить?

Правильный ответ: если поблизости есть пешеходный переход или перекресток, обязательно переходи там. Если нет, то подожди, пока отъедет автобус. Ни в коем случае не выбегай спе­реди! Лучше не обходить и сзади (не видно машины справа!), но в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и вы­глянуть: что там такое за...

3. Ты собрался переходить, но видишь, что медленно приближается автомобиль крупных габаритов (грузовик или автобус). Ты вполне можешь успеть перейти. Что надо делать?

Правильный ответ: главная опасность приближающего­ся автомобиля состоит в том, что он может помешать заметить другой, движущийся в том же направлении, зачастую с большей скоростью. Пропустите его, даже если он едет медленно.

4. Перед переходом ты пропустил машину. Больше машины ты не видишь... . Можно переходить?

Правильный ответ: можно, но чуть выждав, пусть про­ехавшая машина отъедет подальше. А вдруг она скрывает за со­бой встречную.


МИНУТКИ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку или дер­жась за руки?

Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно.

Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует, потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потерять драгоценные секунды.

  1. О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса? Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку.

Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт.

Поэтому выбегать из-за него нельзя ни спереди, ни сзади. Дой­дите до перехода или дождитесь, пока автобус отойдет от ос­тановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.

  1. В чем опасность, когда вы идете по улице с маленькими деть­ми?

Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук, побежать в самый неподходящий мо­мент. Старшие должны крепко держать младших за запястье руки и не выпускать их.

Особенно внимательными надо быть, когда вы подъезжаете к своему дому и выходите из автобуса, трамвая, такси, троллейбуса.

Mаленькue дети, заметив кого-то из знакомых на другой сто­роне улице, могут вырваться и побежать к ним.

  1. Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоня­ет другую?

Некоторое время первый автомобиль закрывает второй. Пе­шеход может видеть только одну машину и не заметить обго­няющую машину.

  1. Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?

Одна машина выезжает из-за другой. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.

  1. Можно ли отвлекаться при переходе дороги?

Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и далее больше. Но мы любим оглядываться на шум, крик, особенно когда услышим свое имя. Это очень опасная при­вычка.

  1. Вы подошли к перекрестку. На нем горел для пешеходов зе­леный сигнал. Как долго, вы не знаете. Стоит ли начинать переход?

Лучше подождать нового цикла зеленого сигнала, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофора.

Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда до­рога скользкая.

  1. Что делать, если при переходе дороги уронил сумку, порт­фель или какой-нибудь другой предмет?

Если мы что-то уронили, первая реакция быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу.

Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя.

Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убе­диться, что опасности нет, а потом подбирать свою «пропажу». Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.

  1. Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближает­ся грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чем опасность такой ситуации?

Опасности две. Во-первых, за грузовиком может идти другая машина, скрытая от глаз мальчика.

Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может позабыть посмотреть в другую сторону.

  1. Почему опасно играть рядом с дорогой?

Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на до­рогу и попасть под машину.

  1. На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомо­биль, больше машин ему не видно. Можно ли переходить?

Сразу, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыта встречная. Пропустив маши­ну, надо подождать, пока она отъедет подальше и не будет ме­шать осмотру улицы.

  1. Пешеход начал переходить улицу при смене сигналов свето­фора с зеленого на красный. Пешеход решил: «Пока машины стоят - успею: ведь водители видят меня и не станут наезжать». В чем ошибка пешехода?

Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку, и при включении зеленого сигнала они выедут на перекресток с ходу.

Перебегающего пешехода такой водитель может не заме­тить из-за стоящих машин. И пешеход эту машину не видит то­же из-за стоящего транспорта.

26. Правила безопасного перехода

1. Вначале найти безопас­ное место для перехода.

Комментарий: именно «найди»!

Главное - не только «в уста­новленном месте» (не всегда ря­дом есть «зебра» или знак), но место с отличным обзором. Не у поворотов, из-за которых могут выскочить машины. Как можно дальше от стоящих машин и других помех обзору. В таком месте, где и водитель легко за­ранее может заметить пешехода.

2.Стой на тротуаре возле обочины (проезжей части).

Комментарий: обязательно «стой»! Всегда нужна останов­ка, пауза для наблюдения и оценки обстановки. Никогда не выхо­дите, не выбегайте с ходу!

3.Осмотрись или прислушайся - нет ли машин.

Комментарий: «осмотрись» - поворотом головы проверь дорожную обстановку; посторонние мысли не должны отвлекать тебя; помни: машина может быть СКРЫТА.

4.Если видишь приближающуюся машину - дай ей проехать. Снова посмотри по сторонам.

Комментарий: ВСЕГДА ДАЙ ПРОЕХАТЬ. Если даже машина едет медленно, за ней может быть скрыта другая. Снова посмотри по сторонам: проехавшая машина может скрывать за собой встреч­ную - и потому, пока проезжала одна, могли появиться другие.

5.Если поблизости нет машин - переходи дорогу по прямой.

Комментарий: нет поблизости - значит нет ни прибли­жающихся, ни проехавших, ни стоящих. НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ОБЗОРУ И НЕ УГРОЖАЕТ БЕЗОПАСНОМУ ПЕРЕХОДУ.

6.Продолжай внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдешь дорогу.

Комментарий: смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка может измениться: ВНЕЗАПНО появится машина идущее прямо транспортное средство вдруг по­ворачивает...

Если так случилось, что-то мешает обзору (например, на пеше­ходном переходе стоит неисправная машина), то помня, что обзор ограничен, надо подойти к краю дороги и ОСТОРОЖНО ВЫГЛЯНУТЬ: что там за ...? Если приближается машина, спокойно отойдите назад.

27. Информационный листок

В ГОЛОЛЕД

После теплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой. Стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: на скользкой дороге машину остановить трудно. Поэтому по пути домой будьте осо­бенно осторожны. Не спешите, так как можно неожиданно упасть и оказаться под колесами.

В ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ

Ребята! Сегодня на улице дождь. Дорога скользкая. Стекла ма­шины покрываются водой. Видимость ухудшается. В таких усло­виях водителями трудно работать. Расстояние, нужное для оста­новки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому, воз­вращаясь из школы, не спешите перебегать улицу. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход. Запомните: даже самый опытный шофер не может мгновенно оста­новить машину.

В ТУМАН

Ребята! На улице туман. Видимость очень плохая. Поэтому, прежде чем перейти через дорогу, убедитесь, что по ней не идет автомобиль. А если рядом окажется малыш, возьмите его за руку и переведите через дорогу.

Еще раз напоминаю, что в туман надо быть особенно осторож­ными.

МОРОЗНУЮ В ПОГОДУ

Сегодня на улице холодно. Стекла автомобилей всегда покры­ваются изморозью и водителям очень трудно наблюдать за дорогой.

Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опа­сен, а сейчас - тем более. И чтобы с вами не случилось беды, - не торопитесь, подождите, пока пройдет весь транспорт. Только после этого переходите улицу.

ПЕРЕД КАНИКУЛАМИ И ВЫХОДНЫМИ ДНЯМИ

Ребята! Завтра у вас начнутся каникулы (день отдыха). Вы мо­жете больше времени уделять своим любимым играм на воздухе. Но при этом не забывайте, что по улицам всегда движется транс­порт. Поэтому играйте лучше во дворах, садах, на детских площад­ках. Не выбегайте на проезжую часть дороги, так как, увлекшись играми (катаясь на санках или коньках, велосипеде, самокате на дороге), вы можете не заметить идущей по ней машины. А это при­ведет к большой беде.

Тормозной путь зависит:

  1. От массы транспортного средства.

  2. Скорости движения.

  3. Состояния дорожного покрытия.

28. Ролики, плееры, мобильные телефоны, велосипеды

(Учитель выставляет карточки со словами на доску.)

РОЛИКИ ПЛЕЕРЫ

МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

ВЕЛОСИПЕДЫ

- Подумайте, почему эти предметы оказались в одной группе.

Об этих чудесных вещах мечтает каждый школьник. Но если счастливый обладатель не выполняет элементарных правил безо­пасности, то эти предметы могут стать причиной попадания их об­ладателя в ДТП.

Велосипед

Это - самое распространенное транспортное средство во всем мире. Секрет популярности велосипеда - в простоте управления, невысокой стоимости, он не требует топлива, не загрязняет окру­жающую среду, а самое главное - полезен для здоровья.

Многие ребята имеют велосипеды. Это очень удобная машина. На велосипеде приятно покататься, можно съездить к другу, по де­лам, на прогулку.

Ездить на велосипеде может даже самый маленький, но только там, где не движутся автомобили, на закрытых площадках, стадио­нах, на загородных площадках и в других безопасных местах.

На улицу и дорогу могут выезжать дети с 14 лет, если они име­ют твердые навыки управления велосипедом. Во время движения водителю приходится не только управлять велосипедом, но и сле­дить за движением транспорта, пешеходов, сигналами светофоров, водителей.

Ролики

В последнее время получило широкое распространение ката­ние на скейтбордах и роликовых коньках. К большому огорчению, это стало еще одной причиной дорожно-транспортных происше­ствий.

Если для велосипедистов существуют специальные требования, предусмотренные Правилами дорожного движения (ПДД), то с рол­лерами дело обстоит гораздо сложнее: в ПДД о них не говорится ничего. Между тем ролики, как и велосипед, во многих случаях способны заменить другие виды транспортных средств. При этом трудно сказать, можно ли отнести ролики к транспортному средству или человека на роликах следует считать пешеходом.

Роллеров все чаще можно встретить на тротуаре, на проезжей части, в зале магазина, на перроне в метро и т. д. Уже поступают в больницы роллеры с переломами голеней, предплечий и другими травмами.

Чтобы не допустить дорожно-транспортных происшествий с участием роллеров, ГИБДД предлагает для них следующие ре­комендации.

1.Кататься на роликах можно на любой ровной поверхности: на асфальтовых и бетонных площадках, дорожках, аллеях - во дворе, сквере, парке, но обязательно далеко от транспортных средств и большого скопления пешеходов.

2.Новичкам рекомендуется выбирать асфальтовые и бетонные дорожки и площадки рядом с газоном. Это поможет (при воз­никновении препятствия на пути) избежать столкновения, заехав на газон, где и упасть не страшно.

3.Кататься на роликах можно и в больших помещениях - залах, холлах, но при условии получения на то разрешения.

4.Роллеры, достигшие 14-летнего возраста, уверенно владею­щие техникой езды на роликах, могут двигаться по тротуарам, обгоняя пешеходов и других роллеров слева, могут пересекать проезжую часть в установленных для пешеходов местах. При движении по тротуару и пересечении проезжей части обяза­тельно соблюдайте правила, относящиеся к пешеходам!

5.Для предохранения от травм обязательно используйте нако­ленники, налокотники, накладки на запястье и шлем.

6.Чтобы не травмироваться самому и не испортить роликовые коньки, не ездите по лужам, грязному от машинного масла асфальту, гравию или песку. Нечаянно заехав в лужу или по­пав под дождь, дома сразу же снимите подшипники, опустите их на 30 с в растворитель, высушите и смажьте техническим маслом.

Для поддержания роликов в исправном состоянии и продления срока их службы регулярно меняйте местами колеса. Содержите в порядке и чистоте ботинки. Всегда до катания проверяйте состоя­ние тормоза. Что касается рекомендаций скейтбордистам, то они практически те же, что и для роллеров, но кататься на тротуарах и пересекать проезжую часть на скейтбордах категорически запрещено!

Плеер

Необходимо упомянуть о двух изобретениях, которые, как может показаться поначалу, к ДТП никакого отношения не имеют. Это плеер и мобильный телефон.

- Каким же образом они могут стать причиной ДТП?

Ты надел наушники - и вот она, милая сердцу музыка. И при чем здесь ДТП? И как музыка может стать причиной ДТП?

Слово медикам: «Что происходит в глубине ушей, зажатых на­ушниками? Звуковые волны колеблют барабанную перепонку, с нее попадают на звуковые косточки - молоточек, наковальню, стре­мечко, те передают их по «эстафете» дальше, во внутреннее ухо, где механические колебания преобразуются в нервные импульсы и по слуховому нерву поступают в головной мозг. Самый уязвимый в этой цепочке именно нерв: сильный звук постепенно разрушает его, а слух, естественно, снижается.

В зрелые годы возникает угроза глухоты. Причем восстановить поврежденный нерв хирургическим путем очень трудно. Почти не­возможно. Чаще применяют консервативные методы лечения: на­значают витамины и лекарственные препараты, рассчитанные на то, чтобы улучшить питание слухового нерва. Но ждать особенного эффекта не приходится.

От шума страдает не только ухо. В конечном счете, громкий звук наносит удар по нервной системе - под его воздействием могут развиться неврозы, ухудшиться настроение и работоспособность, появится бессонница. Возможна и дезориентация в пространстве. И неважно, какой конструкции наушники, главное - сила звука: чем громче, тем хуже...

Особенно вредно слушать музыку в транспорте, да еще жевать при этом. К музыке из наушников присоединяется шум от вибрации поезда, автобуса, машины, от жевательных движений открывает­ся и закрывается просвет евстахиевой трубы - получаются эдакие хлопки внутри самого уха. Слуховые нервы «держатся» до поры до времени. Ослабление слуха происходит незаметно, постепенно, годами».

Итак, помимо угрозы глухоты, неврозов и прочего, о чем еще предупреждают медики, слуховое восприятие опасности очень и очень важно. А если у человека уши закрыты наушниками? Да не просто закрыты, а еще по ушам «бьют» звуки музыки? В та­ких условиях все окружающие звуки, в том числе и звуки при­ближающего автомобиля, воспринимаются значительно хуже или не воспринимаются вообще. Но это еще не все. Внимание тоже не работает в полную силу, ведь оно занято восприятием музыки, и не окружающей обстановки.

Только не говори, что плеер тебе не помеха, что ты и видишь, и слышишь, что делается вокруг. Доказано, что невозможно быть внимательным с наушниками на голове.

По данным Международного конгресса акустиков и специали­стов по слуховым приборам, «сила звука плеера может достигать 114 децибел. Для сравнения: обычный уровень шума на дискоте­ках составляет 80-100 децибел, шум от проезжающего поезда -N0-90 децибел, в ткацком или кузнечном цехе - 90-100 децибел, шум от взлетающего самолета - 120-140 децибел (такая сила звука вызывает боль в ушах)».

Все сказанное, однако, не означает, что плеер остается только выбросить. Пользоваться им можно, только очень разумно.

Советы любителям «карманной музыки»

  1. Не делать звук слишком громким.

  2. Не слушать музыку на ходу.

  3. Не жевать, когда слушаешь музыку.

  4. Не слушать музыку, когда болеешь. Мобильный телефон

Есть доказательства того, что активное пользование мобиль­ным телефоном приводит к раковому заболеванию. Это - гроз­ное предупреждение для всех. Но прямого отношения к ДТП оно не имеет. А вот группа ученых из университета в Торонто (Канада) экспериментально доказала, что разговор по телефону во время управления автомобилем увеличивает риск дорожно-транспортного происшествия в 4-5 раз. При этом мастерство водителя особой роли не играет: при разговоре по телефону внимание рассредоточено и водительский опыт не помогает. То же самое происходит с пе­шеходом, разговаривающим по телефону на ходу: внимание рас­средоточивается, и последствия могут быть самыми печальными, особенно при переходе дороги.

Кстати, то, что установили канадские ученые эксперименталь­ным путем, дорожная полиция многих стран знает давно. В Арген­тине, Бразилии, Израиле, Чили и на Мальте разговор по телефону за рулем может стоить водителю крупного штрафа.

Ученые доказали, что пользоваться мобильными телефонами и плеерами во время грозы нельзя!

29. Безопасное поведение на льду


Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное),

глубокие омуты и подводные холодные ключи. Весной, осенью и

зимой к этим факторам прибавляется низкая температура воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лёд. Поэтому важно соблюдать правила безопасного поведения зимних водоемах. Основные из этих правил заключаются

в следующем:

- надежным является лед, имеющий зеленоватый или синева­тый оттенок, а желтоватый лед опасен;

- опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

- места, где поверх льда выступает вода, представляют боль­шую опасность, так как обычно свидетельствуют о наличии промоины.

Правила передвижения по льду

  1. Преодолевать водоем по льду следует в светлое время суток при хорошей видимости.

  2. Всегда выходить на лед с палкой в руках и с отверткой в кар­мане.

  3. При движении по льду группы людей необходимо соблюдать дистанцию примерно 5 м.

  4. При наличии рюкзака необходимо предусмотреть возмож­ность быстрого освобождения от него, лучше нести его на одном плече.

  5. На лыжах не застёгивается крепление, а вязочки на лыжных палках не надеваются на руки.

Если вы провалились и оказались в воде

  1. Необходимо облокотиться на лед.

  2. Перенести на лед одну ногу, затем вытащить вторую.

  3. Перекатиться на лед и осторожно отползти от опасного места

  4. Ползи по льду в ту сторону, откуда пришел.

Окружающая природная среда и в зимнее время создает благо­приятные условия для отдыха и укрепления здоровья. Однако при несоблюдении мер предосторожности при нахождении на природе зимой может вызвать отморожения кожи на лице, ушах, пальцах рук и ног, переохлаждение тела или простудные заболевания.

Дополнительный материал

По тонкому льду

Сейчас из-за высоких цен на продукты к подледной рыбалке стали приобщаться тысячи новичков. Ну, а подростков, живущих возле водоемов, никто не удержит от желания покататься, побегать по льду. Им надо знать следующее:

  • лед можно считать прочным, когда его толщина не менее 5-7 см для одиночных пешеходов и не менее 12 см - для группы;

  • наиболее прочен лед с синеватым или зеленоватым оттенком. А матово-белый или с желтоватым оттенком - ненадежный;

  • слаб лед обычно в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски или какие-либо другие предметы. Обходите участки, запорошен­ные снегом. Тут лед тонкий и некрепкий;

  • не выходите на лед в темное время суток и при плохой види­мости;

  • если приходится двигаться через водоем группой, необходимо соблюдать дистанцию не менее 5 м;

не займет много места и веревка длиной 20 м. Зато выручит в случае беды.

Помните! Лед особенно опасен во время оттепели! Что делать, если вы провалились под лед, а помощи ждать неоткуда. Надо спасать свою жизнь: нельзя терять самообладание и nоддаваться панике. Не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью на кромку льда, которая может оказаться непрочной и обломится.

Постарайтесь освободиться от обуви, сбросить ее, иначе утянет на дно. Затем следует опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение, причем ноги должны находиться на верхности воды. Осторожно вытащите на лед одну ногу. Поворотом корпуса надо наклониться в ту же сторону и вытащить из воды вторую ногу. Затем нужно выкатиться на лед и, не вставая, без резких движений отодвинуться как можно дальше от опасного места.

Теперь о том, как оказывать помощь терпящим бедствие. Помогая утопающему, приближайтесь к нему только лежа, ползком, лучше опираясь на доску или лыжи. Используйте все, что может оказаться под рукой. Когда спасателей двое, то лучше, если второй будет держать ноги первого, а первый, в свою очередь, даст руку попавшему в беду.

Меры предосторожности при передвижении по льду

Прежде чем начать движение по льду, необходимо выяснить его толщину и состояние ледяного покрова (отсутствие полыней, больших трещин), глубину снежного покрова на льду, состояние льда у берега, грузоподъемность льда.

Ледяной покров обычно состоит из двух слоев: верхнего мутного и нижнего прозрачного (наиболее прочного). На поверхности ледяного покрова, кроме того, часто образуется снеговой лед. У берегов лед просматривается особенно тщательно, выясняются прочность соединения льда с берегом, отсутствие его зависания над водой и трещин в нём. Зависание льда над водой проверяется через лунки. Отсутствие воды в лунках свидетельствует о зависании льда, а также о понижении уровня воды под льдом после замерзания.

Нельзя подходить к кромке льда ближе чем на 10 м, переходить по нависшему над водой льду любой толщины. При температуре воздуха ниже 0 °С необходимая толщина льда для движения одиночного пешехода должна быть 5-6 см. Двигаясь по такому льду, необходим соблюдать меры предосторожности.

Катание на коньках - одно из любимых зимних увлечений детворы и взрослых. Уже в XIII-XIV веках в России катались на деревянных или сделанных из лошадиных костей коньках, отталкиваясь ото льда палками. Во времена Петра I стали популярными коньки с остры металлическими лезвиями. Для игр и катания можно использовать мерзший пруд, излучину реки при толщине льда не менее 20 см. Кататься на коньках можно только в местах, проверенных и оборудованных для этого. Во время игр на льду возможны столкновения, опасные падения. Острые лезвия коньков могут быть причиной травм, ссадин, ушибов. Поэтому почувствовав себя неустойчиво, надо стараться падать не вперёд, не, тем более, назад, а «приземляться» на бок и делать это как можно мягче.

Несколько слов о профилактике обморожения при катании на коньках. Характерными признаками наступающего обморожения является побледнение и омертвение кожи. Вначале на обмороженном участке чувствуется покалывание, затем чувствительность теряется, человек не замечает наступившего обморожения. Обморожению легко поддаются пальцы рук и ног, кисти, стопы, нос, уши. Для профилактики используется жир (гусиное и свиное сало, ланолин, вазелин), который накладывается тонким слоем на открытые части тела. Кроме того, во время игр на льду надо наблюдать друг за другом, чтобы предупредить нежелательные последствия и при первых признаках обморожения принять соответствующие меры. Пострадавшее место осторожно растирается чистой рукой, но не снегом, который может н предать кожу. Растирать следует до тех пор, пока кожа не покраснеет и не восстановится ее чувствительность.

30. Энцефалитный клещ

(далее - «клещ»), даже если он не является носителем вируса энцефалита, «парень» достаточно неприятный. Неприятен как сам факт его укуса, так и процедура удаления его из кожного покрова. Даже после успешного удаления клеща, забот сразу не убавится, а скорее ~ наоборот. Необходимо соблюсти некоторые профилактические и гигиенические процедуры, посетить санэпидемстанцию (СЭС) и, не исключено, что еще и врача-вирусолога (инфекциониста).

Укус клеща. Если вы вовремя заметили клеща, то, скорее всего сам укус вы тоже не заметите или заметите, но слишком поздно, даю в том, что клещ во время укуса выделяет специальную жидкость, которая действует на организм жертвы как обезболивающее средство.

Извлечение клеща из кожи. Существует несколько способов извлечения клеща из кожного покрова.

Способ первый. Это, например, капнуть на него немного растительного масла. Со слов рассказчика, клещ начнет задыхаться и сам вытянет голову из кожи. Я пробовал - не работает.

Способ второй. Начало такое же, что и у первого, только после «смазки» насекомое необходимо пинцетом, вращательными движениями извлечь из места укуса. Сомнительный, на мой взгляд, способ. Если на клеща давить пинцетом, то получим 100%-ную гарантию того, что он впрыснет в тело жертвы большую дозу своей слюны, а именно через нее и происходит заражение вирусом.

Способ третий. Извлечение клеща при помощи обычной нитки. Между телом паразита и местом, где он присосался, необходимо набросить нить, после чего сделать оборот-два вокруг клеща. Слегка затянуть получившуюся петлю на его шее, Когда все это сделано, необходимо соединить концы нитки и двумя пальцами начать ее скручивать. Спешить не стоит, делать это нужно постепенно, не допуская при этом слишком сильного натяжения нити и резких ее подергиваний. Процедура займет несколько минут и является самой безопасной из всех названных.

Действия после извлечения клеща из кожи. Можно сделать укол клещевого иммуноглобулина. Он продается в аптеках по цене около 35 у.е. Колоть нужно из расчета один миллиграмм на килограмм веса. Этот способ довольно дорогой и не гарантирует полную защиту от заболевания, просто снижает его вероятность,

После извлечения клеща не пытайтесь его раздавить ногтями или порезать бытовым ножом. Место укуса обработайте спиртом, йодом или зеленкой (бриллиантовой зеленью). Затем тщательно вымойте руки с мылом.

Хотите быть уверены в том, что не заражены, тогда есть недорогой (1-2 у.е.) метод проверки. Как только извлечете клеща из собственной кожи, сразу же направляйтесь с ним в СЭС (санэпидемстанцию) и сдавайте на анализ. Займет это от одного до двух дней, в зависимости от ленивости тамошних сотрудников. Зато на руках у вас появится заключение квалифицированной экспертизы. Если все в порядке - хорошо, если нет, то в максимально короткие сроки обратитесь к своему врачу - вирусологу (инфекционисту).

Симптомы заболевания энцефалитом. Инкубационный период энцефалита составляет от двух до четырех недель. К основным симптомам заражения вирусом можно отнести жар, ломоту в теле, участившиеся головные боли. Если таковое наблюдается, откладывать не стоит - сразу в поликлинику!

Хотите гарантий? Делайте прививки. Так называемая вакцинопрофилактика, защитит вас и привьет устойчивый иммунитет к укусам энцефалитного клеща на долгое время. Данная профилактика включает в себя несколько этапов вакцинации. Первый - осенью, где-то в октябре. Второй - весной, в марте. После этого уже можно смело выходить в леса. Третья прививка делается через год, а все последующие - с интервалом в три года. Детям также можно делать аналогичные прививки. Для этого необходимо обязательно посоветоваться с врачом. Скажу только, что от страны-производителя зависит цена детской вакцины (от 4 до 12 у.е.), а также возрастное ограничение - от года до двенадцати лет.

Будьте внимательны и оставайтесь здоровыми!

Находясь в тайге, надо стараться избегать влажных затененных мест с густым подлеском и травостоем. Особенно много клещей по обочинам лесных троп и дорог.

В целях безопасности для передвижения предпочтительнее вы­бирать светлые рощи без подлеска и кустарника, сухие сосновые боры и т. п.

В немалой степени защитить от клещей может с умом подоб­ранная одежда. Лучше всего, если она будет изготовлена из глад­ких тканей, типа болоньевой, на которой клещу не удержаться. Верхняя куртка должна быть заправлена в брюки или под ремень, голова защищена капюшоном. Манжеты штанин также стянуть ре­зинкой. При наличии репеллентных мазей надо промазать ими манжеты, воротник и другие отверстия и щели в материале. Через каждые 2-3 часа стоит осматривать открытые участки тела и уда­лять клещей.


© 2010-2022