Рабочая программа по ОБЖ в 9 классе

Рабочая  программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобороны РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), учебного плана МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» на 2014-2015 учебный год, программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы (базовый уровень) под редакцией А.Т.Смирнова  (Москва «Просвещение  2...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казЁнное общеобразовательное учреждение

«Ключи-Булакская средняя общеобразовательная школа»




РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_____________/Черкунова Г.Т.

Протокол № 1

от «____» сентября 2014г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/ Бухтиярова Н.Н./

«____» сентября 2014г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________/Рябцева Е.Д./

Приказ №___

от «____» сентября 2014г







Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе


2014-2015 учебный год






Составитель:

Кобелева Татьяна Егоровна,

учитель рисования, черчения и ОБЖ





с. Ключи-Булак

2014 г.

Пояснительная записка



Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобороны РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), учебного плана МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» на 2014-2015 учебный год, программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы (базовый уровень) под редакцией А.Т.Смирнова (Москва «Просвещение 2008) и учебника для общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение» 2010). 9 класс. В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно решить в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»

21 июля 2005 г. В российской Федерации был принят Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании». 30 августа 2005 г. Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки в органы управления образования субъектов РФ было направлено рекомендованное письмо № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (см. Приложения) Данные нормативно правовые акты внесли ряд изменений и уточнений которые нашли отражение в предлагаемой авторской программе.

Настоящая программа представляет собой часть общеобразовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классы Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта , определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом .Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе направлен на достижение следующих целей:
* безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
* понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

* воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной так и общественной собственности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

*развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психических качеств.

*освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанности граждан по защите государства;

*формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целее обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Данная рабочая программа в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательного учреждения программа реализуется в объеме 34 часа в год ( 1 часа в неделю).

Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» М. «Просвещение» 2010г. учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова

2.И.К.Топоров. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях» М Просвещение 2000г.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать:

∙ основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него; ∙ потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

.основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

∙ основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

∙ основы российского законодательства об обороне государства;

∙ предназначение, структуру и задачи РСЧС;

∙ предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

Должны уметь:

-перечислять последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания,

∙ владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-перечислять порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать максимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;

∙показать порядок использования средств индивидуальной защиты;

-объяснять элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера

-называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного

∙ вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

.рассказывать о предназначении и задачах организации гражданской обороны


Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим действиям в повседневной жизни.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

Оценку «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: предварительный, текущий, тематический, итоговый. При этом

используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа (к.р.

самостоятельная работа (с.р.), тест, контрольный тест (т.), устный опрос (у.о.).

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы.

Учебно-тематический план

№ раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Раздел

Тема

Практические занятия

Контрольные работы

I

Основы безопасности личности, общества и государства

24

1

Национальная безопасность России в мировом сообществе

4

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

3

3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

3

4

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

5

Основные мероприятия проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

6

Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом

6

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10


2

7

Основы здорового образа жизни

3

8

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

9

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

10

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


1



Всего часов

34


1

2

Содержание по предмету

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства

1. Национальная безопасность России в мировом сообществе.

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

6. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

7. Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.

10. Основы первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

Список литературы

А.Т.Смирнов, Хренников Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2010

В.Н.Латчук, С.К.Миронов. М. Дрофа,2013. Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ 6, 9 кассов

Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2008;

А.Т Смирнов Б.И, Мишин Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя М. Просвещение, 200

А.Т.Смирнов программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» М. Просвещение 2008 г.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование темы и раздела урока

Дата

план

факт

Основы безопасности личности, общества и государства

1

Россия в мировом сообществе


2

Национальные интересы России в современном мире


3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России


4

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности


Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России.(3ч.)

5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. Тест.


6

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.


7

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.


8

Военные угрозы национальной безопасности России

.


9

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Контрольная работа.


10

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.


Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч.)

11

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)


12

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Тест.


13

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (5 ч.)

14

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.


15

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Тест.


16

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения.



17

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Зачет.


Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом (6 ч.)

18

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Контрольная работа. «Основы комплексной безопасности»


19

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.


20

Система борьбы с терроризмом. Тест.


21

Правила поведения при угрозе террористического акта.


22

Государственная политика противодействия наркотизму.


23

Профилактика наркомании. Контрольная работа.


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч.)

Основы здорового образа жизни (3 ч.)

24

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.


25

Здоровый образ жизни и его составляющие


26

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Тест.


Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч.)

27

Ранние половые связи и их последствия


28

Инфекции, предаваемые половым путем


29

Понятия о ВИЧ инфекции и СПИДе. Тест.


Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч.)

30

Брак и семья.


31

Семья и здоровый образ жизни человека


32

Основы семейного права в Российской Федерации.


Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 ч.)

33

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.


34

Первая медицинская помощи при передозировке при приеме психоактивных веществ. Контрольная работа. «Основы здорового образа жизни»




11



© 2010-2022