Рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Стакановская средняя общеобразовательная школа

имени лейтенанта А.С.Сергеева »

Черемисиновского района

Курской области



Принята педагогическим советом

Протокол №

от « »______ 2015 г.

Согласована

Руководитель МО

_______(____________)

Протокол №

от « »_______ 2015г.

Утверждена

Директор школы

______ (Позднякова Е.В.)

Приказ по школе №

от « » ________ 2015 г.










Рабочая учебная программа

учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

9 класс основного общего образования

на 2015-2016 уч. год

учителя

1 квалификационной категории

Сорокина Сергея Дмитриевича















Д. Удерево 2015г.



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) для 9 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе:

  • авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.)

  • Учебного плана общеобразовательного учреждения МКОУ « Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С. Сергеева» на 2015-2016 учебный год

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2013-2014 учебном году

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цели и задачи учебного курса

  1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ).

  2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.

  3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

  4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.

В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся.


Количество учебных часов,

на которое рассчитана Рабочая программа

Программа рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю


Формы организации учебного процесса

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа (участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности» и «Безопасное колесо», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

9 КЛАСС


Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства 24ч.

1. Национальная безопасность России в мировом сообществе 4ч.

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России 3ч.

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 3ч.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 5ч.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

6. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом 6ч.

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10ч.

7. Основы здорового образа жизни 3ч.

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье Ранние половые связи и их последствия. 3ч.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья 3ч.

Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.

10. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 2ч.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.


Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании 9 класса обучающийся должен:

Знать/понимать:

• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

• пользования бытовыми приборами и инструментами;

• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Календарно-тематический план 9 класс


п/п

Наименование раздела и тем


Дата

Примечание



Основы безопасности личности, общества и государства 24

Национальная безопасность России в мировом сообществе





1

Россия в мировом сообществе

1




2

Национальные интересы России в современном мире

1




3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

1





4

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

1






Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России






5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация

1






6

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия

1




7

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

1





Современный комплекс проблем безопасности социального характера







8

Военные угрозы национальной безопасности России


1





9

Международный терроризм ~ угроза национальной безопасности России

1






10

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма

1






Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени







11

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1






12

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

1





13

МЧС России - федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1





Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени





14

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

1






15

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1





16

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

1




17

Эвакуация населения

1




18

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1





Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом







19

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления

1





20

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

1




21

Система борьбы с терроризмом

1




22

Правила поведения при угрозе террористического акта

1




23

Государственная политика противодействия нар-котизму

1





Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


10




Основы здорового образа жизни





24

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

1




25

Здоровый образ жизни и его составляющие

1




26

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1






Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье





27

Ранние половые связи и их последствия

1




28

Инфекции, передаваемые половым путем

1




29

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

1




Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья







30

Брак и семья

1




31

Семья и здоровый образ жизни человека

1




32

Основы семейного права в Российской Федерации

1




33

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи







34

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

1




итого

34




Список литературы:


Название учебно - методического комплекта

  • учебник 9 класса (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательство «Просвещение», 2008 г.),

  • методическое пособие для учителя (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы.

Основная литература: Учебник 9 класса (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательство «Просвещение», 2006 г.).

Дополнительная литература:

  1. УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.

Смирнов А.Т., Маслов М.В., Мишин Б.И. Итоговая аттестация. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл. (ко всем учебникам ОБЖ). Пособие для учителя.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов.

  1. В 2008 году издательство выпустило в свет учебно-методический комплект «Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности». УМК «Безопасность дорожного движения включает:

Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.

Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. В 2 частях. Часть первая. (12 плакатов). Часть вторая. (12 плакатов).

  1. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.

  2. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 - 9 кл. - М.: Дрофа, 2009

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 - 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2004

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 - 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285

  5. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

  6. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина. - М.: Глобус, 2006.

Оборудование и приборы

  1. предметный кабинет,

  2. комплект учебников для 9 класса (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательство «Просвещение», 2006 г.),

  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов.

  4. тир для стрельбы с пневматической винтовки,

  5. пневматические винтовки,

  6. спортивный зал,

  7. спортивная площадка с элементами полосы препятствий,

  8. компас,

  9. палатка,



© 2010-2022