Урок по ОБЖ для 7 класса Наводнения

Урок  по  ОБЖ  по  теме  "Наводнения"  составлен в  соответствии  с  введением ФГОС. Цели урока: ~ дидактическая:  формирование представления о наводнении;  ~ развивающая: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации; ~ воспитательная: воспитание само-  и  взаимоуважения. Задачи: ~ личностные: обсудить вопрос о наводнении  как  опасном  природном явлении  гидрологического  характера. ~  метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрация...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Герасимова Ольга Александровна

ОУ: 493

Предмет: ОБЖ

Класс: 7 класс

Тема урока: «Наводнения. Виды наводнений и их причины

Цели урока:

~ дидактическая: формирование представления о наводнении;

~ развивающая: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации;

~ воспитательная: воспитание само- и взаимоуважения.

Задачи:

~ личностные: обсудить вопрос о наводнении как опасном природном явлении гидрологического характера.

~ метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом, развить умение работать с картой;

~ предметные: узнать об опасном гидрологическом явлении - наводнении, его видами и причинами возникновения.

Ожидаемые результаты:

~ личностные: учащиеся смогут осознавать необходимость изучения опасных природных явлений;

~ метапредметные: учащиеся смогут понять учебную задачу урока, сформулировать аргументы по теме, высказать собственное мнение;

~ предметные: учащиеся смогут понимать расположение оболочек Земли, приводить по одному-два примера наводнений для доказательства влияния природных явлений на безопасность человека, использовать глобус для знакомства с расположением оболочек Земли.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Необходимое оборудование:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация к уроку

  • Карта Российской Федерации.

План урока:

I Вводная часть

  1. Актуализация имеющихся знаний

  2. Постановка учебных задач

  3. Совместное исследование проблемы

  4. Моделирование

II Основная часть (информационно-аналитический блок)

  1. Формирование новых знаний и умений по вопросам

1. Что такое наводнение?

2. Что является причинами возникновения?

3. Как делятся по масштабу?

4.Как делятся по нанесённому материальному ущербу?

5. Где бывают в России?

  1. Решение частных задач

III Заключительная часть

  1. Контроль на этапе окончания учебной темы

  2. Инструктаж домашнего задания

  3. Рефлексия

Структура и ход урока:

Основные этапы организации учебной деятельности и их цели

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Актуализация имеющихся знаний

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

Беседа


Слайд

Беседа

Организует проверку домашнего задания

Задание классу: составьте вопросы к предложенным понятиям (смерч, торнадо ,метеорологическое явление, тифон), задайте их одноклассникам и выслушайте ответ.

Задание классу: назовите явление, которое изображено на слайде.

  • Чем оно отличается от других явлений?

  • Как правильно назвать это явление?

Вот об этом явлении мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов.

Ожидаемый ответ обучающихся:

потоп

наводнение

бедствие

Наводнение в Санкт-Петербурге

затопление

Формулировка темы: «Наводнения. Виды наводнений и их причины

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

2. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи



Слайд

Беседа


Беседа

Доска

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Итак, мы сформулировали тему урока, но данное природное явление совсем не однообразно и затрагивает большое количество территорий.

Задание классу: рассмотрите иллюстрации на слайде.


  • Какой вопрос возникает?

Фиксирует задачу на доске



Ожидаемый ответ обучающихся:

Наводнения в городе, сельской местности, в разное время года, различаются размерами.

Обучающиеся формулируют учебную задачу:

В чём причины наводнений? Как различаются наводнения между собой?

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного

Личностные

самоопределение себя

3. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Беседа

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

  • Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

  • Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

  • Для чего нам знать об этом?

Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний

Ожидаемый ответ обучающихся:

необходимо знать виды и причины, чтобы лучше подготовить себя.

Познавательные

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные

действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

4. Моделирование

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Работа в группах

Запись на доске (после обсуждения)

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

  • Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о наводнении?

Фиксирует план на доске

Обучающиеся, работая в группах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:

1. Что такое наводнение?

2. Что является причинами возникновения?

3. Как делятся по масштабу?

4.Как делятся по нанесённому материальному ущербу?

5. Где бывают в России?

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске информации

Регулятивные:

целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного

Личностные:

самоопределение себя

5. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

Слайд

Запись


Беседа


Слайд

Беседа

Слайд


Беседа







Беседа








Организует учебное исследование для решения учебной задачи.

(1)

Согласно науке наводнение- это… Оно может быть вызвано различными причинами.

Какие причины вы знаете?

  • Какие выводы из данного факта можно сделать?

Показать различия наводнения от разлива реки, озера.

Задание классу: определите по карте и отметьте на контурной карте территорию подверженную наводнениям.


  • Почему именно эти территории подвержены наводнениям?

(2)

Рассмотреть такие понятия, как половодье, паводок, затор, зажор.

(3)

Виды наводнений

Чем отличаются виды друг от друга?







Чтение отрывка из художественного произведения с описанием наводнения (можно заменить -статьей из прессы)

Перечистите признаки наводнения, причину возникновения, определите вид.

Обучающиеся фиксируют записи в тетрадях


Обучающиеся работают с контурными картами



Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях








Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи;

показывать на карте места наводнений;

рассказывать об условиях возникновения наводнений;

свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

выдвижение гипотез и их обоснование;

построение логической цепи рассуждений;

извлечение необходимой информации из видео-материала;

установление причинно-следственных связей;

извлечение необходимой информации из художественного текста;

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Личностные:

жизненное самоопределение;









6. Переход к этапу решения частных задач.

Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений.

Доска

Беседа


Слайд

Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции.

Задание классу: составьте кластер «Виды наводнений

Фиксирует предложения учащихся на доске, организует самопроверку обучающимися полученных результатов



Обучающиеся коллективно составляют кластер, затем сверяют полученный результат с представленным на слайде

Познавательные:

моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель;

умение структурировать знания

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

7. Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний

Группы





Беседа

Организует самостоятельную практическую работу.

Задание классу: заполните таблицу и установите сходство и различие затора и зажора

Правильный вариант ответа выглядит так:

Затор

Зажор

1

2

3

4

А

Б

В

Ответ: 1В, 2Б, 3А, 4В.

Одноклассник выполнил упражнение так:

Ответ: 1А, 2Б, 3В, 4В.

Оцени работу. Для этого выясни следующее:

  1. Названы 3и более - из 4.

  2. Названы 2 ответа - из 4.

  3. Назван 1 ответ - из 4.

  4. Элементы не названы или все названы неверно

Обучающиеся работают в группах, заполняют таблицу

.




Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

8. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль.

Проверка в парах

Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность.

Тестирование

1. В зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба наводнения подразделяют на:

а) низкие;

б) средние;

в) высокие;

г) выдающиеся;

д)катастрофичеие.
Назовите допущенную ошибку.

2. Проникновение воды в подвалы зданий через канализацион­ную сеть (при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод, это:

а) затопление;

б) затор;

в) подтопление;

г) зажор.

Урок по ОБЖ для 7 класса Наводнения3. Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающей
дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий,
это:

а) половодье;

б) затопление;

в) паводок;

г) подтопление.

4. В зависимости от причин возникновения наводнения подраз­деляются на несколько видов:

а) половодье;

б) паводки;

в) заторные или зажорные (затор или зажор);

г) нагонные;

д) горные;

е) вызванные прорывом плотин;

ж) вызванные приливом;

з) вызванные подводными землетрясениями.

Найдите ошибки в данных примерах.

5. При наводнении происходит быстрый подъем воды и затопление прилегающей местности. Последствиями этого являются:

а) повреждение зданий, сооружений и коммуникаций;

б) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;

в) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;

г) возникновение местных пожаров;

д) изменение ландшафта;

е) гибель людей, домашних и диких животных;

ж) изменение климата;

з) утрата материальных и культурных ценностей;
и) смыв и затопление плодородных почв.

Выберите правильные варианты.


Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

9. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач.

Слайд

Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний.

Домашнее задание:

  • Поработайте с вопросами и заданиями к §4.1.

  • Подготовьте рассказ об одном из известных наводнений.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные:

умение слушать.

10. Рефлексия.

Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий

Слайд

Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий.

Задание классу:




Урок по ОБЖ для 7 класса Наводнения

Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование навыков самооценки

11


© 2010-2022