Конспект урока по ОБЖ Психологические особенности

Аннотация к уроку по основам безопасности  жизнедеятельности по теме: «Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия» Данный урок занимает ключевое место в разделе «Психологических основ выживания в чрезвычайных ситуациях», УМК В.Н.Латчук, 7класс. Урок № 20. Учебное содержание является универсальным и позволяет обучающимся использовать полученные знания  в различных жизненных ситуациях, умения носят практическую направленность, а сформированные представления обеспечат реализацию безопасного поведения ребенка на осознанном уровне. Особенность данного урока является интеграция  учебных предметов: ОБЖ, МХК, что по...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тулун МБОУ СОШ №1

Областной смотр-конкурс Учитель года по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Собещиков Юрий Викторович, учитель ОБЖ МБОУ СОШ №1


Аннотация к уроку по основам безопасности жизнедеятельности

по теме: «Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия»

Данный урок занимает ключевое место в разделе «Психологических основ выживания в чрезвычайных ситуациях», УМК В.Н.Латчук, 7класс. Урок № 20. Учебное содержание является универсальным и позволяет обучающимся использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, умения носят практическую направленность, а сформированные представления обеспечат реализацию безопасного поведения ребенка на осознанном уровне. Особенность данного урока является интеграция учебных предметов: ОБЖ, МХК, что позволяет оптимизировать педагогическое воздействие, повышает педагогические эффекты процесса обучения. Обеспечивается осознанность результата - работа с учебным содержанием выстраивается, с учетом возрастных особенностей обучающихся, и особую роль включение эмоционально-волевой сферы личности. Урок построен в контексте проблемного изучения нового материала. В рамках компетентностного подхода в структуру урока заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности обучающихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на уроке. Процесс основывается на общепедагогические принципы обучения: научность и доступность подачи материала, системность и последовательность его рассмотрения, принцип наглядности (использование слайдовой мультимедийной презентации «Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия», видео ролики «Чрезвычайные ситуации природного характера»), принцип интеграции - межпредметные связи (ОБЖ, МХК).





Технологическая карта

Предмет ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема урока: Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия.

Тип урока: интегрированный урок с применением ИК.

Время проведения: 45 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Деятельностная цель:

-овладеть техникой и методом управления эмоциями в ЧС; осознание проблемы опасности в различных чрезвычайных ситуациях,

Образовательная цель:

-изучение материала по теме «Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия»

- ознакомление обучающихся с видами эмоций и их характеристиками.

Учебная задача: научиться контролировать, определять, управлять отрицательными эмоциями.

Подготовка к уроку:

Разработка дидактического комплекса урока: сбор информации по теме, в том числе ЭОР, подготовка электронной презентации, и звуковых файлов, моделирование ситуационного поля урока с учетом возрастных, психологических и личностных характеристик школьников.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент

Приветствие (создание психологического дискомфорта)

Приветствие

Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

2

Актуализация знаний

Звук сирены «Внимание всем!» выявление проблемы

Рассказывают алгоритм действий

Личностные: социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения со взрослыми;

3

Постановка учебных задач и цели

Какие трудности испытывает человек в ситуации ЧС?

Зачем нужны знания по психологии человека?

Какие другие знания необходимы человеку и почему?

Кто или что является основным источником информации?

Где и когда можно использовать знания? Всегда ли знания носят практический характер?

Научиться контролировать, управлять отрицательными эмоциями; овладеть техникой и методом управления эмоциями в ЧС

Участие в диалоги, разработка проблемного поля урока «Я знаю, но…хочу знать …потому что….»

Постановка учебной задачи: совместная деятельность для освоения безопасного

поведения на основе знаний психологии человека.



Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности.

4

Открытие нового

1.Раздает иллюстрации К. Брюллова «Последний день Помпеи», Теодор Жерико «Плот Медузы».

2.Какие эмоции переживают герои картин? (аргументировать ответ)

3.Какие эмоции обеспечат спасение и безопасность жизни при ЧС

4.Какие действия обеспечат управление эмоциями. (индивидуальные или групповые)

5.Знаете ли вы историю создания картин? (информирование)

6.Эмоция - отрефлексировать (изменение шрифта)

Работа в группах,

1. Обсуждение, ответ на вопрос

2. Заполнение карт эмоции (+ и -)

3. Выбрать из перечня или дописать самостоятельно

4. Выбирают оптимальный алгоритм поведения, разрабатывают - памятку ()

5.Просмотр презентации и прослушивание доклада.

6. Другими средствами психологический дискомфорт - комфорт.

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам ; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими;

Познавательные: познакомиться с признаками поведения человека во время и после ЧС;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; , готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения

5

Первичное закрепление

Эксперимент «ЧС в классе»

Создание ситуации психологического дискомфорта; отработка поведения.

Предлагается создать ЧС ситуацию в классе

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных

Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения; сформировать навыки ориентирования на местности; моделировать ситуации

6

Рефлексия

Предлагаю оценить свои эмоции по шкале Рихтера

Оценка своих эмоции

Личностные: социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми).

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими.

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

7.

Итог урока

Подводит итог урока. Притча.

Личностные: социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми.



Конспект урока по ОБЖ

Живя, умей все пережить,

печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И.Тютчев

Тема: «Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия»

Цель: формирование познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности в различных чрезвычайных ситуациях, овладеть техникой и методом управления эмоциями в ЧС.

Задачи: научиться контролировать, определять, управлять отрицательными эмоциями.

Ход урока

(создание психологического дискомфорта в классе, прохожу на задние ряды)

Учитель ОБЖ: Здравствуйте, меня зовут Юрий Викторович. Ответьте на такой вопрос, комфортно ли вы сейчас себя чувствуете, когда за вашими плечами человек выдает информацию, удобно ли вам воспринимать ее? (нет). В данной ситуации воспринимать информацию вы не готовы, да и психологически сложно. (включаю звук сирены, прохожу на место учителя).

Какие ощущения вы испытывали в данный момент? (ответ учащихся).

Ребята перед вами на доске представлена шкала Рихтера. Возьмите по одному смайлику и прикрепите его на тот уровень, на котором вы сейчас себя ощущаете.

Какие трудности испытывает человек в ситуации ЧС?

Зачем нужны знания по психологии человека?

Какие другие знания необходимы человеку и почему?

Кто или что является основным источником информации?

Где и когда можно использовать знания?

Всегда ли знания носят практический характер?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (ответ учащихся).

Тема нашего урока «Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия».

Для того чтобы рассмотреть данную тему мы должны поставить цель нашей работы, попробуйте сформулировать ее (овладеть техникой и методом управления эмоциями в ЧС).

Для достижения цели мы должны выделить ряд задач, каких? (научиться контролировать, определять управлять отрицательными эмоциями).

Для решения поставленных задач нам необходимо 3 этапа: проблема, решение, практика.

Чтобы выявить проблему давайте посмотрим на зрительный ряд (раздаю иллюстрации картин художников изображающие ЧС природного характера К. Брюллов «Последний день Помпеи», Теодор Жерико «Плот Медузы»).

Какие эмоции переживают герои картин? (аргументировать ответ, заполнение карт эмоции (+ и -)).

Какие эмоции обеспечат спасение и безопасность жизни при ЧС? (выбирают оптимальный алгоритм поведения, разрабатывают - памятку)

Знаете ли вы историю создания картин?

Рассказ учителя МХК о написании этих картин.

Теодор Жерико - французский художник начала XIX в., в творчестве которого соединились черты классицизма, романтизма и реализма.

В 1817 г. художник совершил путешествие в Италию, где занимался изучением искусства Возрождения. После возвращения из Италии Жерико обратился к изображению героических образов. Его взволновали события, связанные с гибелью фрегата «Медуза». При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Они сумели высадиться на плот, и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус». Как утверждали многие, катастрофа произошла по вине капитана, который был взят на судно по протекции.

Эти события явились сюжетом для масштабной картины художника, которая называется «Плот "Медузы"». На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль. Они ведут себя по-разному. Некоторые уже сошли с ума и никак не реагируют на это событие, другие полумертвы от усталости. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта. Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане. Контраст лежащих без сил фигур и фигур, подающих сигналы кораблю, создает динамику картин.

Из всех его реализованных и оставшихся в эскизах исторических работ у Карла Брюллова картина «Последний день Помпеи» была наиболее удачной, она пользовалась ни с чем не сравнимой популярностью. Замысел картины возник около 1827 г., когда начал дымиться Везувий и вновь проснулся интерес к древней катастрофе города, погибшего в результате извержения Везувия и раскапываемого со второй половины XVIII в. Художник долго собирал материалы, стараясь быть исторически точным. Он ездил в Помпеи, зарисовывал пейзаж, предметы, найденные на раскопках, а также слепки с тел погибших, читал описание катастрофы Плиния Старшего.

В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос. На заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан. Копоть и пепел засыпает несчастный город с его испуганными жителями. Рушатся здания, а вместе с ними рушится привычная жизнь людей, которые пытаются спастись в бесполезном бегстве. Боль, страх и ужас отражаются на испуганных лицах, обращенных к небу в надежде на спасение. Но гибель неизбежна. Понимая это, матери в последний раз обнимают своих детей, влюбленные пытаются насладиться последним поцелуем, вдыхая последний глоток жизни.

Характерно, что в этот мир классических образов, навеянных античной скульптурой, Брюллов привносит оттенок реализма: многие персонажи картины написаны с натуры. Среди этих персонажей выделяется автопортрет самого Брюллова, изобразившего себя в виде помпеянского художника, который, спасаясь из города, уносит и ящик с кистями и красками. В облике одной из женщин можно также узнать Ю. Самойлову - возлюбленную художника.

С марта 1833 г., когда картина была закончена, к Брюллову в мастерскую началось настоящее паломничество, приезжал даже престарелый Вальтер Скотт. Громадной (длина полотна достигает 631 см, высота 456 см) картине посвящают стихи и статьи, она с триумфом едет в Россию через всю Европу. В России публика, уже подготовленная художественной критикой, воспринимает картину также с восторгом.

Учитель ОБЖ: Известно, что страх овладевает, прежде всего людьми, предрасположенными к беспокойству, тревожно реагирующими на окружающий мир. При стихийных бедствиях этот проявляется с особенной силой и во многом зависит от характера и типа темперамента человека.

Однако при достаточно сильной угрозе жизни и здоровью человек любого темперамента может в той или иной степени переживать приступы паники.

Как вы думаете какие признаки паники можно выделить? (ответ учащихся)

Невозможно вдохнуть полной грудью или помутнение сознания; бешенное сердцебиение; дрожь всего тела; сильное потоотделение; удушье; рвота или расстройство желудка; онемение или покалывание в теле; нереальное восприятие происходящего, тело словно не ваше; боль или давящее чувство в груди; ощущение, что вы вот-вот умрете или умираете; кажется, что вы сходите с ума. Существуют другие признаки тревожного состояния, которые порождены текущей ситуацией и проходят быстрее: взвинченность (человек на грани срыва), человек легко пугается, не может сосредоточиться или вообще отключается; плохой сон, бессонница; напряжение и боль в мышцах; быстрая утомляемость.

Психологическое состояние человека после пережитого стихийного бедствия может выражаться в поведении и речи. Психологи описывают поздние формы поведения людей на разных стадиях эмоционального потрясения. В первую- вторую неделю после катастрофы было типично резкое двигательное возбуждение. Человек быстро ходит или бегает без всякой видимой цели; размахивает руками; издает непонятные звуки, что то выкрикивает, восклицает, смеётся; возбужденно без смысла толкает окружающих и отвлекается; становиться агрессивным, начинает драться; по не значительному поводу начинает горько плакать.

Вторая типичная форма не нормального поведения - ступор, т.е. такая реакция на стресс, которая проявляется в форме обездвиженности, оцепенения. Человек, находящийся в ступоре, сидит или стоит неподвижно, ссутулившись, скорчившись, взгляд устремлен в никуда. В течении четвертой и пятой недели после катастрофы психологи наблюдали у человека пережившего катастрофу вялость, желание полежать в кровати, расстройство сна, потерю аппетита, раздражительность.

Я предлагаю вам сейчас творческое задание. Вам нужно разделиться на 2 команды и с помощью различных символов изобразить шифр слов различными символами. (показываю образец, раздаю командам слова: первой слово - комфорт, второй команде - дискомфорт.)

Анализ работ (расшифровка и аргумент шифра)

Как вы думаете можно ли на данный момент создать ЧС в классе? (выбираю одного из учеников вывожу его на время из класса. Остальным учащимся даю задание не заходя в круг ученики должны кричать, толкать, кидаться бумажками, спрашивать и т.д. Привожу учащегося ставлю его в центр круга, который расчерчен на полу и начинаем эксперимент).

После эксперимента: Ребята была ли в данном случае ЧС в классе, и как отреагировал ученик и как избавился от нее? (ответ учащихся)

Если нет рядом профессиональных психологов, способных помочь людям вернуться к нормальному самочувствию и поведению, они должны попробовать сделать это сами.

Чтобы легче справиться со своими чувствами и эмоциями, нужно:

  • научиться расслаблять мышцы лица, конечностей и всего тела, правильно дышать и внушать себе желаемые состояния;

  • стараться не оставаться в одиночестве или в окружении людей, находящихся в таком же психическом состоянии;

  • как можно больше заниматься совместной работой, играми, рисовать, заниматься спортом, музыкой, мастерить что-нибудь, стараться быть все время в окружении других людей;

  • детям всех возрастов желательно окружать себя любимыми игрушками или другими предметами, читать любимые книги, обсуждать их друг с другом;

  • заниматься психологическими упражнениями по тренировке своей воли и эмоциональной устойчивости.

Предлагаю снова оценить свои ощущения на шкале Рихтера. (оценка ребят)

В заключении урока я хотел бы прочитать одну притчу:

«Просто идите своим путем»

Буддийская притча

Один из учеников спросил Будду:

- Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать? Будда ответил:

- Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?

Ученик сказал:

- Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка. Будда сказал:

- Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.

Домашнее задание: учебник ОБЖ 7 класс автор В.Н.Латчук, стр 163-164 прочитать. Задание №16.

Спасибо за урок!





© 2010-2022