Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Материал представляет разработку интегрированного урока ОБЖ и литературы по теме «Дни Воинской Славы». Для анализа использованы тексты произведений северных авторов, рассказывающие о городе во время Великой Отечественной войны: Н. Вурдова «Робинзоны», Ю. Германа «Студеное море», стихотворение А. Ипотова «Юнгам Северного флота«Это урок-экскурсия по городу Архангельску времен довоенной и военной эпохи и современному городу. Материал урока можно использовать также и на уроках истории, внеурочных ме...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баталова Надежда Васильевна, преподаватель ОБЖ.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Долматовская средняя общеобразовательная школа №6»(МБОУ «Долматовская СОШ №6»).

Архангельская область, Вельский район, с. Долматово.

Урок ОБЖ и литературы «Архангельск- город воинской славы». 10 класс.




Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»


























Предварительное задание:

  1. Прочитать повесть Ю. Германа «Студеное море».

  2. Индивидуальное задание: подготовить сообщения об истории города, о стеле-памятнике «Город воинской славы».

Оборудование:

Мультимедийный проектор.

Оформление:

Выставка художественных произведений писателей об Архангельске военного времени.

Интегрированный урок ОБЖ и литературы проводится в рамках темы курса ОБЖ «Дни воинской славы России» для учащихся 10 класса. Урок-экскурсия.

Продолжительность: 2 часа.

Цели:

- учебная: углубить знания учащихся о городе Архангельске,

- развивающая: развивать речь учащихся, умение анализировать,

- воспитательная: на примерах героизма земляков формировать нравственные качества учащихся: патриотизм, чувство долга.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение работать с источниками, выделять главное, анализировать, делать выводы.

  2. Формировать чувство гордости своей малой родиной, земляками-героями.

ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.

  2. Учитель: О Великой Отечественной мы уже знаем многое. В учебниках по истории мы читали о Сталинградской битве и Курской Дуге, Битве под Москвой и блокадном Ленинграде. А как жил в это военное лихолетье наш областной центр - город Архангельск? Какую помощь оказывал он фронту? Об этом и пойдет речь на нашем уроке, тема которого «Архангельск - город воинской славы». Сегодня я приглашаю вас на заочную экскурсию по городу. А провести ее мне помогут ваши одноклассники и наши северные писатели и их произведения. Итак, мы начинаем. И начнем мы с этого места набережной Северной Двины, где расположена стела, символизирующая основание города. Основанный по указу Ивана IV (Грозного) как город - крепость, Архангельск четыре века являлся одним из самых крупных морских портов на севере России. Обратимся к истории города.


ИСТОРИЯ АРХАНГЕЛЬСКА

Первый ученик (из истории города): Первые славянские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. В XIV веке в устье Северной Двины прибыл на корабле английский мореплаватель Ричард Ченслер, и с этого времени начала бурно развиваться торговля с англичанами и голландцами. В скором времени Иван Грозный, опасаясь нападения шведов, принимает решение об экстренном укреплении Поморья. 4 марта 1583 года он подписывает указ, предписывавший московским воеводам Петру АфанасьевичуУрок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Нащокину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на мысе Пур-Наволок крепость.

В 1584 году, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря». В 1587 г. сюда же были принудительно переселены 130 семей «из Двинских посадов и волостей», образовавших Новохолмогорский посад. 26 марта 1596 г. новый город на Двине впервые был назван Архангельским городом (по находившемуся в нём монастырю), а с 1 августа 1613 г. это название было утверждено в связи с официальным установлением административной самостоятельности, независимости от Холмогор города Архангельска.

С конца 80-х XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу Михайло-Архангельский монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII века традиционную структуру того древнерусского города, каким Архангельск был в течение первого столетия своего существования. Его центром сделался порт. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформатской церквей. К концу XVII века и в последующее столетие город продолжал расти вдоль Двины. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I.

Второй ученик. И мы с вами переходим к памятнику Петру Первому.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота.

18 сентября 1693 года Петр I на острове Соломбала на судостроительной верфи собственноручно заложил торговый морской корабль «Св. Павел», положив тем самым начало государственному судостроению. Впоследствии верфь стала именоваться Архангельским адмиралтейством. За полтора века на ней было построено 700 больших и малых судов. Начиная с 1713 года, царь Пётр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта - Санкт-Петербурга. Число кораблей, приходивших в Архангельск, резко сократилось.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, все же сохранив более высокую торговую пошлину, но город уже не вернул себе статус главного порта России. Хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807-1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом

куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров.

В конце XIX - начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Во время интервенции в 1918-19 был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. В это время Архангельск стал столицей Северной области. Освобождён в 1920 году частями Красной Армии.


АРХАНГЕЛЬСК В ГОДЫ ВОЙНЫУрок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Учитель. Старый довоенный Архангельск - это город с деревянными домами, деревянными мостовыми, мощеными улицами. Но кое-где радовали глаз новые каменные административные здания, в соборах велись службы, по главной улице - проспекту Павлина Виноградова - колесил трамвай. По набережной Северной Двины гуляли многочисленные горожане.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

А порт работал. Тысячи грузов: лес, пиломатериалы, пушнина, рыба, продукты сельского хозяйства - все переправлялось через Архангельский порт. Основной пассажирский транспорт, соединяющий город и многочисленные острова, деревни области - это речной. Поэтому жизнь порта не останавливалась никогда.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

А мы с вами сделаем первую остановку и обратимся к рассказу Алексея Коткина. Алексей Степанович Коткин - солдат Великой Отечественной войны. Служил в авиадесантных войсках. Выполняя специальные задания, совершил 42 прыжка с парашютом, в том числе в тыл врага. Трижды был ранен. Его боевые заслуги отмечены орденом Славы и медалью «За отвагу». Сейчас проживает в городе Архангельске, а родился в небольшой деревне под Нарьян- Маром. Вот как он вспоминает лето сорок первого. (Рассказ читает учитель. Журнал «Двина №№ 1-2, 2001).

Беседа по рассказу «Лето сорок первого».

  1. Как восприняли жители весть о войне? (Они нисколько не сомневаются, что Красная Армия одолеет немцев. Те, кто помнит немцев в Первую Мировую, понимают, что Германия серьезный враг.)

  2. Жители напуганы этой вестью? Почему?(Нет, они еще не осознали и не думали, что ждет впереди не только страну, но и их село, живы еще те, кто участвовал в Первой мировой войне, поэтому думают, что немцев можно одолеть и быстро, крепка была вера в силу Красной Армии).

  3. Какую особенность вы заметили в рассказе? (Автор точно воспроизводит речь жителей, передает колорит северного говора).

1941 год. Конечно, архангелогородцы сразу узнали о войне, но ворвалась она в город с бомбежками и похоронками, голодом и страхом не сразу. Горожане были уверены (как и все жители страны), что война закончится быстро, но знали одно: надо идти на фронт, чтобы разгромить врага. Поэтому в первые дни войны в военкоматы, партийные организации, комитеты комсомола поступило 1500 заявлений от добровольцев Архангельска с просьбой зачислить их в Красную Армию.

Архангельск - не Сталинград и не Брест. Здесь нет своего дома Павлова, не сохранилось дотов и дзотов. Но есть в городе места, неразрывно связанные с ратным и трудовым подвигом северян в годы Великой Отечественной войны.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Мы продолжаем нашу экскурсию по уже военным улицам Архангельска. И первая остановка - Красная пристань. Именно отсюда отряды мобилизованных горожан переправлялись на Левый берег и отправлялись по железной дороге к линии фронта.
Мобилизационные пункты в Архангельске открылись уже 23 июня 1941 года. Не дожидаясь официальных повесток о мобилизации, тысячи северян подавали заявления о зачислении добровольцами в ряды Красной Армии. Только за первый месяц войны ушли на фронт добровольцами около восьми тысяч человек, из них полторы тысячи архангелогородцев.
За все годы войны в армию были призваны 60 тысяч жителей города Архангельска.
На территории области сформировано 3 стрелковые дивизии, 5 отдельных стрелковых и лыжных бригад, 5 отдельных полков, 3 пулеметных батальона, 105 частей и подразделений обслуживания. Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Теперь мы с вами находимся на площади у областного театра драмы. С первых дней войны существовала угроза вражеских бомбардировок Архангельска. В городе широко развернулось строительство противовоздушных щелей, служивших укрытием при атаках авиации. Прорыли такие щели и у здания драматического театра. Всего за годы войны в Архангельске построили 1452 противовоздушные щели и 49 бомбоубежищ. Под бомбоубежища оборудовали 14 подвалов городских зданий.
От театра драмы идем на сквер на ул. Поморской. Он был заложен в 1943 году на месте бомбёжки и стал свидетельством непоколебимости духа архангелогородцев, их веры в Победу.
Первый массированный налет немецкой авиации на Архангельск был совершен в ночь с 24 на 25 августа 1942 года. Именно о нем говорилось в Донесении ВКП(б) от 3 сентября «Над городом «прошлись» более 40 бомбардировщиков. В течение этого года авиация противника совершила еще пять налетов на областной центр. На Архангельск было сброшено более 100 фугасных, 300 осветительных и свыше 20 тысяч зажигательных авиабомб. В результате сгорело около ста жилых домов, канатная и трикотажная фабрики, серьезно пострадало здание лесотехнического института».
Спасая свой город от пожаров, северяне проявляли мужество и самоотверженность. Плотный заградительный огонь вели зенитные батареи, в жаркие воздушные бои вступали летчики. Архангельск не дал себя на растерзание фашистской авиации. Сейчас этот сквер носит имя «Сквер Победы».Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Здание театра кукол. В годы войны Архангельск стал тыловой госпитальной базой Карельского фронта. К концу 1941-го в городе действовал 31 госпиталь на 14280 коек.
Госпитали размещались не только в лечебных, но и в учебных заведениях. Под них приспособили и переоборудовали 23 здания. Одним из них стал Дворец пионеров, ныне занимаемый Архангельским областным кукольным театром. Об этом зрителям напоминает мемориальная табличка на стене здания. Еще одно учебное заведение, в котором размещался госпиталь, - это Поморский Государственный университет (его главный корпус). Медики Архангельска вернули в строй бойцов и командиров общим числом, равным численности 10 полнокровных дивизий.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

АГТУ (ныне главный корпус С(А)ФУ). Здесь мы сделаем остановку. В этом главном здании университета (тогда его называли Лесотехнический институт) располагался госпиталь. Этот вуз внес посильный вклад в дело Победы. В лаборатории органической химии была получена жидкость для воспламенения зажигательных бутылок. А реконструкция токарных станков архангельских лесозаводов на основе разработанных учеными института принципам позволила начать производство лыж, ружейных лож и других необходимых для фронта изделий. Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Велик вклад в Победу учёных Архангельска. Именно нашими учеными были совершены ряд открытий, имеющих значение для армии:

- создана горючая жидкость для уничтожения танков противника;

- создана специальная паста, предупреждающая обмерзание и запотевание оптических приборов;

- выработан антибиотик - нативный пенициллин;

- создан хвойный витаминный экстракт против цинги.

Но двигаемся дальше. Мы в святая святых города Архангельска - Морской речной порт. Это главное здание вокзала, расположенное на набережной Северной Двины. Сюда приходят, в основном, пассажирские суда. А пристани, куда приходят грузовые суда раскинулись по всему берегу Северной Двины. В годы войны главными пристанями грузовых кораблей служили Бакарица и Фактория.
В годы Великой Отечественной войны Архангельск, будучи по сути, прифронтовым городом, неоднократно подвергающимся бомбёжкам немецкой авиации, смог организовать практическую работу по защите северных рубежей России и обеспечению бесперебойной деятельности тыловых учреждений армии и флота.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

2 августа 1941 года Наркомом ВМФ Н. Г. Кузнецовым принимается решение о создании в Архангельске Беломорской военной флотилии, сыгравшей значительную роль в обороне и охране Беломорского района военных действий.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

За годы войны в зоне флотилии в оба направления прошло более 700 союзных транспортов, перевезено более двух миллионов тонн груза для СССР, отправлено около 0,7 миллиона тонн груза в адрес союзников. Сопровождено более 1800 транспортов на внутренних коммуникациях.

Архангельский морской порт обработал 457897 тонн груза, в том числе 1360 танков, 1300 самолётов, 9800 автомашин, 10000 тонн каучука и другие грузы, имеющие оборонное значение. О знаменитых транспортных Северных конвоях написано много повестей и рассказов, сняты фильмы. Один из тех, кто писал о Северных конвоях, был Юрий Герман. В годы войны он служил на Беломорской военной флотилии в качестве военкора ТАСС и Совинформбюро. Его повесть «Студеное море» рассказывает о старшем лейтенанте Александре Ладынине.

(Для анализа на уроке предлагается глава из повести «Поднять флаг»).

Беседа по повести «Студеное море»:

  1. Расскажите, каким вы представляете себе Александра Ладынина?

(«Ладынин любил отца, любил Бориску, любил Варю, любил старый дом с мезонином - там, в городе, но странное дело: за немногие месяцы корабль сделался куда более подлинным его домом, чем то, что оставалось на берегу. Любовь к семье, любовь к отцу, сильная, верная и преданная любовь к Варе удивительным образом не только не мешала ему считать подлинным своим домом корабль, но и помогала ему в этом», - читаем мы в повести. Эти слова говорят о характере Александра. Это человек, любящий своих родных, девушку Варю, дом, свой корабль, свою службу. Это сильный и смелый военный моряк.).Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

  1. Обратимся к главе «Поднять флаг». Какое настроение царит на военном корабле?

  2. Что чувствует Александр, увидев немецкие эсминцы? Почему не уходит его корабль?

  3. Как ведут себя моряки во время боя?

  4. О чем говорит эпизод поднятия флага?

Вывод делает учитель: настроение команды перед боем приподнятое, бодрое. Ведь это военные моряки, а у них есть свои морские традиции, одна из которых заключается в том, что море не щадит и не любит слабых. Даже в самые опасные минуты моряк ни за что не станет паниковать. Боцман с разъеденными от соленой воды руками просит что-нибудь покрепче, Чижов - помощник капитана - что-то напевает. Увидев немецкие эсминцы, Александр почувствовал особое волнение: «Это было мгновение высшее, необыкновенное, неповторимое и никогда невозвратимое мгновение, которого ждет каждый настоящий военный моряк». Это мгновение, когда решается судьба: честь, победа и слава или трусость и позор? Для командира корабля Александра Ладынина не существовало выбора: уйти или остаться? Там транспорт с людьми и важным грузом, который нужно защитить. И он это сделал ценой своего корабля, ценой жизни своего экипажа, ценой собственной жизни. О величайшем патриотизме говорит и эпизод поднятия флага. Умереть можно, но умереть нужно непокоренным. А для этого надо, чтобы флаг был на месте. «Выстрел дали, флаг на месте, транспорт ушел. Теперь можно и покурить», - говорит Артюхов. Все, задача выполнена.

Поэт из города Северодвинска Александр Ипатов родился после войны в 1952 году, не видел войну, но свои стихи посвящает и Великой Отечественной войне. В одном из них говорится о юнгах Северного флота. Что мы знаем о них?

(на о. Соловки в годы войны действовала Школа юнг, в которой обучались подростки, впоследствии участвовавшие в Северных конвоях).

Давайте прочитаем стихотворение «Юнгам Северного флота».

(стихотворение читает подготовленный ученик)

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Война не щадила никого, даже детей, которые рано взрослели, мужали; война жестока к ним, таким юным еще, любящим сгущенку, но по-взрослому бреющимся, скучающим по мамам, но искусным морякам, которые смотрят в лицо смерти. Война.)

Учитель. Сколько экипажей погибло, сопровождая корабли с военными грузами, такими нужными фронту, точно не сосчитал никто. Архангельск хранит память о Северных конвоях всегда.

В годы войны в результате голода и болезней в Архангельске умер каждый пятый житель города. Перевозя тысячи тонн продовольствия для страны, город голодал. Вот как вспоминает об этом жительница Архангельска Лидия Щукина (в то время ей было 5 -6 лет): «…был страшный голод. Введены карточки на продукты, но нормы были так малы, что люди стали умирать от голода. Гидролизный поселок был тогда очень мал. Люди знали все друг друга. Из уст в уста передавали, кто сегодня умер, где и как. Чаще это

случалось в очереди за хлебом прямо на крылечке магазина. Мы же понимали, что такое смерть. Смерть от голода страшнее всего. Крохотный кусочек хлеба с привкусом сосновой хвои и сейчас стоит перед глазами, а к нему мисочка «супа». Что это был за суп? Закипела вода. В нем мама опускала кусочек с ноготок сыра. Сыр плавился. Получалась вода с привкусом сыворотки… Меня выворачивало наизнанку, если с кухни пахло тюленьим жиром, каким-то капустным силосом, мороженым турнепсом, за которым ходила десятилетняя сестра Тася. Но другого не было ничего. Голод косил людей… Из ясельной группы моего брата к концу войны остались в живых два мальчика, один их них мой брат. Мама сумела его спасти. В 1942 году началась цинга. И мы уехали в деревню к дедушке…»

По смертности мирного населения от голода Архангельск стал вторым после блокадного Ленинграда.
В годы войны школьники Архангельска помогали взрослым всем, чем могли: трудились в колхозах, собирали металлолом, участвовали в заготовке дров, ремонте трамвайных путей, тушили зажигательные бомбы во время бомбежек и пожары. Юные горожане работали в промысловых экспедициях на островах Ледовитого океана, добывая яйца и мясо диких птиц для голодного города. Об этом рассказывает Николай Вурдов в своей повести «Робинзоны студеного острова». Он сам побывал в такой экспедиции в 1942 году. Опасным был путь до Новой Земли: в море пиратствовали фашистские подводные лодки, военные корабли, над морем летали вражеские самолеты. Трудным был и сам промысел. Ледяное море, отвесные скалы. Но юные «робинзоны» понимали, что город ждет их помощи.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Экскурсия наша продолжается. И теперь мы находимся на Площади Мира. Здесь 9 мая 1969 года состоялось торжественное открытие монумента Победы. На памятнике надпись: «Вечная слава героям-северянам, павшим за Родину. 1941-1945 гг.» Вечный огонь зажегся в память о погибших. Именно здесь ежегодно проходят торжества, посвященные годовщине Великой Победы. Благодарные потомки возлагают к Вечному огню цветы, венки и гирлянды, храня память о ратном подвиге своих отцов и дедов. А Родина достойно оценила вклад архангелогородцев в победу. 10 мая 1984 года город Архангельск удостоен высшей награды СССР - Ордена Ленина, а 4 мая 1985 года Архангельский морской торговый порт был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Более 120 северян удостоены звания Героя Советского Союза, 14 человек стали полными кавалерами ордена Славы.

А завершаем мы нашу экскурсию здесь, на уже известной нам Набережной Северной Двины. Пятого декабря 2009 года Указом Президента России Д.А. Медведева Архангельск был удостоен звания «Город воинской славы». И в Архангельске было решено возвести стелу в честь этого события.

Ученик. Было выбрано место - пересечение улицы Свободы и Набережной Северной Двины. В августе 2011 года начались работы по установке памятника. В первую очередь был выполнен вынос коммуникаций, подготовлены бетонные основания для возведения стелы, проведено бетонирование для установки спуска к нижней части набережной, установлен бортовой гранитный камень на пересечении установки монумента. Стела «Город воинской славы» представляет собой 12 метровый гранитный монумент, на постаменте которого закреплена табличка с текстом Указа о присвоении Архангельску почетного звания «Город воинской славы», а также установлено четыре барельефа с изображением основных вех военной истории Архангельска. Вершину стелы украшает позолоченный герб Российской Федерации.Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Уникальной особенностью стелы, установленной в Архангельске, стало наличие на постаменте символических носовых частей кораблей, в знак того, что Архангельск считается «городом морской славы России». Это является основным отличием данной стелы, от других подобных монументов, установленных в других «Городах воинской славы».Урок ОБЖ в 10 классе «Архангельск - город воинской славы»

Открытие стелы-памятника состоялось 31 августа 2011 года в канун празднования 70-й годовщины со дня прибытия первого союзного конвоя «Дервиш».




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот такой он, славный город Архангельск, столица Поморья. Город, который родился по государеву указу, стал первой государевой верфью, давшей начало российскому флоту. Он первым открыл морские ворота в Европу и успешно торговал, наполняя государственную казну полновесной монетой. Город, прошедший интервенцию и видевший вооруженные силы Германии, Англии, Франции. Город с честью выдержал испытания Великой Отечественной войны, помогая фронту, приближая Победу. Порт Архангельска, один из немногих работающих портов в годы войны, через который прошли тонны военных грузов и продовольствия на фронт. Его жители мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Многие писатели, уроженцы Архангельска и Архангельской области, сменили перо на автомат, а потом свои воспоминания о войне перенесли на бумагу. Это и Федор Абрамов, и Николай Жернаков, и Евгений Коковин, и Алексей Коткин и другие. Они писали для нас, для того, чтобы мы никогда не забывали о войне, о тех, кто сражался и кто погиб, и самое главное, чтобы мы могли гордиться своим народом и земляками, выстоявшими и нас защитившими. Давайте всегда помнить об этом.

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель. Что стало новым для вас сегодня на уроке? (учащиеся делятся мнениями)

Спасибо за урок.

Литература:

  1. Летопись города Архангельска. Северо-западное книжное издательство, 1990 г.

  2. Е.И. Овсянкин. Имена Архангельских улиц. Издательство «Принт-Экспресс», 2002 г.

  3. Журнал «Двина», №№ 1-2, 2004, № 3, 2005, № 2, 2008.

  4. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 4, 2010

  5. Произведения писателей, уроженцев Архангельска и Архангельской области.



© 2010-2022