• Преподавателю
  • ОБЖ
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Противопожарная служба гражданской обороны

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Противопожарная служба гражданской обороны

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики

«Чебоксарский экономико-технологический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Противопожарная служба гражданской обороны


Рабочая ПРОГРАММа


учебной дисциплины

Противопожарная служба гражданской обороны


для специальности

среднего профессионального образования

20.02.04 «Пожарная безопасность»



















Чебоксары 20__ г.

Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 20.02.04 «Пожарная безопасность»



УТВЕРЖДЕНО

Приказом №_______

от "___" __________201_ г.





М.П.

РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертным советом колледжа

Протокол №____ от "___" __________201_ г.

Председатель Экспертного совета __________ ФИО

СОГЛАСОВАНО

ФИО, должность, место работы __________

"___" ____________201_г.

ОДОБРЕНО

на заседании ЦК технологических дисциплин

Протокол №____ от "___" __________201_ г.

Председатель ЦК: __________/ Слободчикова Н.В./

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК технологических дисциплин

Протокол №____ от "___" __________201_ г.

Председатель ЦК: __________/ Слободчикова Н.В./

Разработчики: Кутузов С.И.

преподаватели дисциплин по специальности: 20.02.04 «Пожарная безопасность»

"___" ____________201__ г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

стр.



4

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

9

3. результаты освоения учебной дисциплины

21

4. условия реализации учебной дисциплины

22

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

25




  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины


Противопожарная служба гражданской обороны


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее рабочая программа) - является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 «Пожарная безопасность» части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД): противопожарная служба гражданской обороны и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоги дежурного караула пожарной части.

ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.

ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.

ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно - спасательных работ.

ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.

ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.

ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.

ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения дисциплины должен:

Знать:

- требования Конституции РФ, законов, уставов, наставлений, приказов, рекомендаций, указаний, директив и других руководящих документов, регламентирующих организацию ППС ГО в субъекте, районе, городе, на объекте экономики;

- физико-химические основы развития и тушения пожаров;

- организацию пожаротушения в населенных пунктах и на объектах;

- основы методики расчета сил и средств для тушения пожаров;

- схемы боевого развертывания пожарных подразделений;

- оперативно-тактические особенности района выезда объек­тов в районе выезда;

- основные тактико-технические характеристики и тактические возможно­сти пожарных подразделений:

- основные задачи и функции противопожарной службы гражданской обо­роны.

- основы управления силами и средствами ППС ГО;

- организацию тушения пожаров и проведение связанных с ними первооче­редных аварийно-спасательных работ при возникновении ЧС и в военное время;

- содержание и сущность боевых действий по тушению пожаров, разбора завалов и проведе­ния других первоочередных аварийно-спасательных работ;

- опасные факторы пожара и их воздействие на людей;

- приемы и способы прекращения горения;

- особенности тушения пожаров и проведения связанных с ними первооче­редных аварийно-спасательных работ на объектах различного назначения;

- требования Правил по охране труда при выполнении боевых действий по тушению пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

Уметь:

- применять в практической деятельности положения руководящих документов по вопросам ППС ГО;

- выполнять боевые действия в составе отделения и караула, звена при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

- грамотно проводить разведку пожара в особых условиях;

- выполнять работы по спасанию людей, дегазации и дезактивации техники и имущества.

Иметь навыки:

- планирования и работы с документами ППС ГО;

- работы с дозиметрическими приборами, с приборами радиационной и химической разведки.

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Противопожарная служба гражданской обороны



Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов учебной дисциплины*

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1. - ПК 1.4.

ПК 2.1. - ПК 2.4.

Противопожарная служба гражданской обороны

72

58

10




-

24




-

-

-

Всего:

72

58

10

-

24

-

-

-

2.2. Содержание обучения по учебной дисциплине

Противопожарная служба гражданской обороны


Наименование разделов, тема учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освое

ния

1

2

3

4

Противопожарная служба гражданской обороны


58


Тема 1.

Организационная структура гражданской обороны субъекта, города, района.

Содержание



4

1

Организационная структура гражданской обороны, ее функции и задачи.

2

2

2

Функционирование гражданской обороны на объектах экономики.

2

3

Планы гражданской обороны на военное время. Функциональные обязанности должностных лиц органов управления ППС ГО. Структура и содержание работы территориальных органов гражданской

2

4

Планы гражданской обороны на военное время.

2

2

5

Функциональные обязанности должностных лиц органов управления ППС ГО.

2

6

Структура и содержание работы территориальных органов гражданской

2

Тема 2.

Сигналы оповещения гражданской обороны и действия органов управления и населения при получении сигналов.

Содержание

4


1

Сигналы оповещения гражданской обороны и порядок их подачи.



2

2

2

Действия органов управления и населения по сигналам «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

2

3

Нормы положенности, порядок хранения и выдачи средств защиты и другого имущества гражданской обороны.

2

4

Выезд органов управления в загородную зону.


2

5

Организация мероприятий и постановка задач силам ППС ГО. Зоны опасного, сильного и умеренного радиоактивного заражения.

2

6

Режимы и правила поведения в зоне радиоактивного заражения.



2

2

7

Требования предъявляемые при выполнении работ на зараженной местности.

2

8

Применение средств защиты.

2

9

Правила безопасности при перемещении на зараженной местности.

2

10

Система предупредительных мероприятий по защите от бактериологического заражения.

2

Тема 3.

Подготовка пожарных служб

Содержание

4



1

Организация и несение караульной службы в частях пожарной охраны. Подразделение пожарной охраны и их классификация. Требования руководящих документов ГПС МЧС России по организации и несению караульной службы пожарной охраны.



2

2

2

Роль начальствующего состава пожарной части в организации караульной службы. Разработка функциональных обязанностей должностных лиц караула пожарной части.

2

3

Регламентные документы службы пожарной части: назначение, виды, содержание, требования к составлению и их использование.

2

2

Тема 3. Поражающие факторы современных средств нападения и их влияние на пожарную обстановку в очаге поражения.

Содержание

4


1

Ядерное оружие и боевые зажигательные средства. Разновидности ядерного оружия. Основные поражающие факторы ядерного оружия: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс. Влияние поражающих факторов ядерного взрыва на пожарную обстановку в очаге поражения и ее характеристики. Пожары в очаге ядерного поражения (отдельные, сплошные, массовые пожары, огневые штормы, зоны задымления). Радиоактивное заражение местности. Ослабление доз радиации различными объектами и средствами. Действия радиоактивных веществ на кожу, легкие, желудочно-кишечный тракт. Профилактическое применение препаратов, предупреждающих развитие лучевой болезни. Правила пользования индивидуальной медицинской аптечкой. Оказание первой медицинской помощи в очаге радиационного заражения. Поражающие свойства зажигательных средств (напалма, пирогеля, термита, фосфора и др.).

2

2

2

Химическое оружие. Влияние метеорологических условий и рельефа местности на образование очага химического поражения. Основные способы защиты от химического оружия.

2



2

3

Бактериологическое (биологическое) оружие и очаг бактериологического поражения. Основные поражающие свойства, способы и средства применения бактериологического (биологического) оружия. Правила поведения и порядок выхода из очагов химического и бактериологического поражения. Действия после выхода из очага поражения. Отравляющие вещества. Основные поражающие свойства отравляющих веществ. Характеристики основных отравляющих веществ. Признаки поражения отравляющими веществами. Первая помощь при поражении отравляющими веществами нервно-паралитического действия. Введение противоядия с помощью шприц-тюбика. Использование индивидуального противохимического пакета. Использование медицинской аптечки при бактериологическом заражении. Режимы поведения в зонах заражения.

2

Тема 4. Защитные сооружения гражданской обороны и их оборудование.

Содержание

4


1

Классификация защитных сооружений, их защитные свойства. Оборудование убежищ, порядок заполнения и правила поведения в них.

2

2

2

Противорадиационные укрытия и укрытия простейшего типа, приспособления под укрытия подвалов, погребов и других заглубленных помещений. Приведение защитных сооружений в готовность и правила их эксплуатации. Основные требования по соблюдению светомаскировки зданий, сооружений и транспортных средств ППС ГО.

2

2

Тема 5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля

Содержание

4


1

Назначение и устройство табельных приборов дозиметрического контроля, радиационной и химической разведки. Порядок подготовки приборов к работе и проверка их работоспособности.

2

2

2

Простейшие неисправности приборов и способы их устранения.

2

3

Порядок работы с приборами. Правила измерения уровней радиации на местности и степени зараженности радиоактивными веществами различных поверхностей. Снятие показаний дозиметра и учет дозы облучения. Правила определения наличия, типа и концентрации отравляющих веществ в воздухе, на местности и технике. Особенности определения отравляющих веществ в зимних условиях.

2

2

Тема 6. Противопожарное обеспечение мероприятий гражданской обороны

Содержание

4


1

Локализация и ликвидация пожаров на объектах проведения спасательных работ. Противопожарное обеспечение сил гражданской обороны при вводе их в очаги поражения. Спасение людей из горящих зданий, разрушенных сооружений и убежищ.

2

2

2

Основные этапы работ: ведение пожарной разведки, выдвижение формирований гражданской обороны к объектам ведения спасательных и других неотложных работ (СНДР), распределение сил и средств ППС ГО и определение очередности выполнения работ в очагах поражения. Перегруппировка сил и средств службы по мере выполнения работ, организация смены работающих подразделений, питания, отдыха личного состава. Основы тактики борьбы с массовыми пожарами. Охрана труда при работе на зараженных участках и при выполнении задач в очагах поражения. Организация взаимодействия противопожарной службы с воинскими частями и другими службами гражданской обороны при проведении СНДР.

2

2

Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения

Содержание

4


1

Назначение и задачи пожарной разведки в очаге ядерного поражения. Виды пожарной разведки. Силы и средства противопожарной службы, используемые для разведки. Организация пожарной разведки и порядок ее ведения. Задачи разведывательного подразделения и его оснащение. Приборы, используемые при проведении пожарной разведки.

2

2

2

Основные требования руководства «Организация и ведение пожарной разведки в очагах поражения, в зонах стихийных бедствий и катастроф». Порядок представления донесений о пожарной обстановке.

2

2

Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения

Содержание

4


1

Назначение и задачи пожарной разведки в очаге ядерного поражения. Виды пожарной разведки. Силы и средства противопожарной службы, используемые для разведки. Организация пожарной разведки и порядок ее ведения. Задачи разведывательного подразделения и его оснащение. Приборы, используемые при проведении пожарной разведки.

2

2

2

Основные требования руководства «Организация и ведение пожарной разведки в очагах поражения, в зонах стихийных бедствий и катастроф». Порядок представления донесений о пожарной обстановке.

2

2

Тема 8.

Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники.

Содержание

4


1

Частичная и полная санитарная обработка люде при заражении радиоактивными и отравляющими веществами. Средства и способы санитарной обработки людей.

2

2

2

Санитарная обработка с использованием стационарного обмывочного пункта, бань, санпропускников, дезинфекционно-душевого автомобиля (прицепа) обмывочно-нейтрализационного автомобиля и комплекта санитарной обработки.

2

2

Тема 9. Анатомия и физиология человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях.

Содержание

4


1

Организм как целое. Клетки и ткани, костно-мышечная система, соединения костей.

2

2

2

Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Сердце и его функции. Характеристика сосудов (артерий, вен, капилляров)

2

3

Расположение основных кровеносных сосудов, места прижатия артерий для остановки кровотечения при ранениях, травмах.

2

2

4

Пульс, его характеристика, места прощупывания. Органы пищеварения и выделения. Значения нервной системы в организме. Центральная и перефирийная нервная система. Психологическое состояние людей в экстремальных условиях. Способы снятия нервно-психического напряжения.

2

Тема 10.

Общие требования к оказанию первой медицинской помощи.

Содержание

4


1

Принципы оказания первой медицинской помощи при различных травмах.

2

2

2

Методика обследования пострадавшего, оценка его состояния.

2

3

Последовательность действий при оказании первой медицинской помощи.

2

2

Тема 11.

Первая медицинская помощь при переломах, вывихах,

ушибах, растяжениях связок.

Содержание

4


1

Признаки переломов, вывихов, ушибов, растяжениях связок.

2

2

2

Правила обращения с пострадавшим.

2

2

3

Оказание первой медицинской помощи.

2

Тема 12. Первая медицинская помощь при повреждениях головы и позвоночника

Содержание

4


1

Признаки повреждений головы и позвоночника.

2

2

2

Правила обращения с пострадавшим.

2

3

Первая медицинская помощь при повреждениях головы и позвоночника.

2

2

Практические занятия

10


1

Защитные сооружения гражданской обороны и их оборудование.

2

2

Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.

2

3

Организация пожарной разведки в очагах поражения.

2

4

Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники.

2

5

Общие требования к оказанию первой медицинской помощи.

2

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.


Учебная практика

не предусмотрено

Тематика курсовых работ (проектов)

не предусмотрено

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)

не предусмотрено не предусмотрено

Производственная практика итоговая по модулю

не предусмотрено



  1. результаты освоения

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Пожарная безопасность профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Организовывать несение службы и выезд по тревоги дежурного караула пожарной части.

ПК 1.2.

Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.

ПК 1.3.

Организовывать действия по тушению пожаров.

ПК 1.4.

Организовывать проведение аварийно - спасательных работ.

ПК 2.1.

Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.

ПК 2.2.

Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.

ПК 2.3.

Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений

ПК 2.4.

Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


  1. условия реализации учебной дисциплины

4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Пожарная безопасность».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета включает:

  • комплект инструментов, приспособлений;

  • комплект снаряжения и средств индивидуальной защиты,

  • макеты.

  • комплект бланков документации;

  • комплект учебно - методической документации;

  • наглядные пособия.

  • телевизор

  • видеоматериалы: «По охране труда в профессиональной деятельности»,

  • компьютер

  • сканер, принтер

  • комплект снаряжения и средств индивидуальной защиты

  • приборы для практических работ

  • -мультимедийный учебник

  • пожарные извещатели,

  • пульт пожарной сигнализации, -макеты.






4.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники: Учебники:

1. Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» Екатеринбург, Уралюриздат, 2000.

2.«Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ» М., ГУ ГПС,2003.

3.Демехи, В.Н.Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре./ В.Н. Демехи. -М.: АГПС МЧС РФ,2006.

4.Собурь, С.В.Огнезащита строймат. и конструкций. Справочник. / С.В.Собурь - М.: ЗАО «Спецтехника» ,2007.

5.Румынина, В.В.Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник. / В.В. Румынина. - 4-е изд., стер., - М.: Издательский центр « Академия», 2009, - 192

6.Абросимов, Ю.Г., Иванов , А.И.Гидравлика и противопожарное водоснабжение: учебник./ Ю.Г. Абросимов, А.И. Иванов. -М.:Академия ГПС МЧС РФ, 2006.

7.Собурь,С.В.Пожарная безопасность предприятий. / С.В. Собурь - М.:ЗАО « Спецтехника», 2007.

8.Собурь, С.В.Пожарная безопасность складов./ С.В. Собурь - М.: АГПС МЧС РФ, 2007.

9.Собурь, С.В.Пожарная безопасность общественных и жилых зданий. / С.В. Собурь - М.:АГПС МЧС РФ,2007.

10.Собурь, С.В.Пожарная безопасность сельскохозяйственных предприятий./ С.В. Собурь -М.: АГПС МЧС РФ,2007.

11.Черкасов,В.Н.Пожарная безопасность электроустановок: учебник./ В.Н. Черкасов, Н.П. Костарёв. - М:. Академия ГПС МЧС РФ 2007

12.Собурь, С.В.Установки пожарной сигнализации/ С.В. Собурь - .М.:ЗАО «Спецтехника» 2007.

Справочники:

I. Арустамов, Э.А.Охрана труда. Справочник./ Э.А.Арустамов.- М.: ИТК «Дашков и К», 2008

2.Правила Пожарной Безопасности в РФ Екатеринбург, Уралюриздат, 2000г.

3.Васильев, М.С..Терминологический словарь по пожарной безопасности. / М.С. Васильев.- М.: ФГУ ВНИИПО, 2006.

4.Пожарная безопасность. Общие требования. ГОСТ - 12.1.004-91 5.Пожарная безопасность. Термины и определения. ГОСТ - 12.1.033-81

6. Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы
Мин. ГО и ЧС РФ., М., 2006.

7. Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на
взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах. РД 09-364-00.,М.,ФГУ ВНИИП,2006.

8. Повзик,Я.С.Справочник руководителя тушения пожара. / Я.С. Повзик. - М.:ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2007.

9. Теребнев ,В.В.Управление силами и средствами на пожаре: учебное пособие./ В.В. Теребнев. , А.В.Теребнев .- М.: Академия ГПС МЧС РФ, 2007.

10. Устав Государственной противопожарной службы России. Москва. 1995 г.

Дополнительные источники:

  1. Рекомендации по организации пожаротушения в сельской местности. Москва. ГУ ГПС МВД РФ, 2006.

  2. Тактика действий подразделений ПО в условиях возможного взрыва газовых баллонов в очаге пожара. Москва. ФГУ ВНИИПО МВД РБ ,2006.

3. Грачев, В.А.Организация службы начальника караула пожарной части. / В.А. Грачев. -М.: Издательский дом «Калан» 2007.

4. Величко, В.М.Современный пожарно-прикладной спорт: учебное пособие./ В.М. Величко.-М.: Стройиздат, 2007.

5. Арустамов, Э.А.Охрана труда. Справочник./ Э.А. Арустамов.- М.: ИТК «Дашков и К», 2008 Отечественные журналы.

Интернет-ресурсы:

  1. ЭБС «Znanium. сom.» Жуков, В.И. Защита и безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / В.И. Жуков, Л.Н. Горбунова. - М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013 - 392 с. - Режим доступа: znanium.com/

  2. ЭБС «Znanium. сom.» Суторьма, И.И. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: учебное пособие / И.И.Суторьма, В.В.Загор, В.И.Жукалов - М.: ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 270 с. - Режим доступа: znanium.com/

  3. ЭБС «Znanium. сom.» Гринев, В.П. Законодательство о пожарной безопасности и чрезвычайных ситуациях: словарь-справочник / В.П. Гринев. - М.: ЦПП, 2009. - 56 с. - Режим доступа: znanium.com/

  4. Организация службы пожарной части: учеб. пособие/ В.В. Теребнев и др. - М.: Пожнаука, 2009


  1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность».

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Противопожарная служба гражданской обороны


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1.

Организовывать несение службы и выезд по тревоги дежурного караула пожарной части.


- создание и организация службы дежурного караула; - планирование занятий с личным составом дежурного караула;

- получение вызова и порядок выезда по тревоге;

- обоснование допуска личного состава дежурного караула для работы на пожарах и авариях;

- точность и грамотность оформления руководящей документации.

Оценка практического занятия;.

Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий.

Оценка правильности оформления руководящей документации дежурного караула.

ПК 1.2.

Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.


- демонстрация навыков пожарно -строевой подготовки

- скорость выезда личного состава по тревоге;

- обоснование рекомендаций по повышению безопасности проведения работ по тушению пожаров;

- планирование занятий с личным составом дежурного караула;

Оценка практического занятия.

Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий.

Оценка подготовленности обучающихся к действиям по тушению пожаров.

ПК 1.3.

Организовывать действия по тушению пожаров.

- обеспечение своевременного прибытия к месту пожара;

- выполнение разведки и оценка обстановки на пожарах;

- решение ситуативных задач по вероятному развитию пожаров;

- определение главного направления действии по тушению пожаров;

- решение задач по использованию средств индивидуальной защиты;

- выбор пожарной и инженерной техники и оборудования;

- расчет сил и средств для тушения пожара;

- обоснование приемов и способов по тушению пожаров;

- выполнение действии по тушению пожаров.

Оценка практического занятия.

Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий.

Оценка практической деятельности обучающимися при решении задач по тушению пожаров.

Анализ правильности выбора обучающимися приемов и способов по тушению пожаров

ПК 1.4.

Организовывать проведение аварийно - спасательных работ.

- обеспечение своевременного прибытия к месту аварии;

- выполнение разведки и оценка обстановки на авариях;

- решение ситуативных задач по выявлению причин, последствии и условий возникновения аварий;

- определение главного направления действии по ликвидации аварий;

- решение задач по использованию средств индивидуальной защиты;

- выбор аварийно - спасательной и инженерной техники и оборудования;

- расчет сил и средств для ликвидации аварий;

- обоснование приемов и способов по проведению аварийно -спасательных работ;

- выполнение действии по ликвидации аварий;

- выполнение мер по спасению людей, с использованием современных систем.

Оценка практического занятия;

Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий;

Оценка правильности решения задач при проведение аварийно -спасательных работ. Анализ правильности определения

обучающимися приемов и способов по проведению аварийно - спасательных работ.

Оценка скорости решения обучающимися первоочередных задач при проведении аварийно -спасательных работ.

ПК 2.1.

Осуществление проверки противопо­жарного состояния

про­мышленных, сельскохо­зяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.

- демонстрация навыков проверки противопожарного состояния объек­тов, зданий и сооружений различного назначения;

- качество проверки противопожар­ного состояния объектов, зданий и со­оружений различного назначения;

- качество и грамотность составле­ния документации по проверке;

- выполнение анализа противопо­жарного состояния объектов, зданий и сооружений различного назначения;

- обоснование рекомендаций по ре­зультатам проверки;

Оценка практического занятия;

Анализ действий обучаю­щихся при выполнении практических занятий; Анализ качества проведе­ния обучающимся провер­ки противопожарного со­стояния объектов;

ПК 2.2.

Разрабатывать мероприятия,

обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологи­ческих установок и про­изводств.

- обоснование мероприятий обеспе­чивающих пожарную безопасность -проектирование мероприятий обес­печивающих пожарную безопасность;

-качество рекомендаций по повыше­нию пожарной безопасности зданий, сооружений, технологических устано­вок;

Оценка практического занятия;

Анализ действий обучаю­щихся при выполнении практических занятий;

Анализ правильности оп­ределения обучающимся рекомендаций по повыше­нию пожарной безопасно­сти объектов

ПК 2.3.

Проводить право­применительную дея­тельность по пресече­нию нарушений требо­ваний пожарной безо­пасности при эксплуата­ции объектов, зданий и

сооружений.

- обоснование правоприменительной деятельности по пресечению наруше­ний требований пожарной безопасно­сти;

- выполнение правоприменительной деятельности по пресечению наруше­ний требований пожарной безопасно­сти;

- доказательство нарушений требо­ваний пожарной безопасности;

- грамотность составления актов о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности

Оценка практического занятия;

Анализ действий обучаю­щихся при выполнении практических занятий;

Оценка обоснования обу­чающимся правопримени­тельной деятельности по пресечению нарушений требований пожарной безопасности;

Анализ грамотности со­ставления актов о наруше­ний требований пожарной безопасности

ПК 2.4.

Проводить про­тивопожарную пропа­ганду и обучать граж­дан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.

- качество проведения противопо­жарной пропаганды;

- аргументированность выбора вида противопожарной пропаганды и фор­мы обучения граждан, персонала

- планирование обучения граждан, персонала объектов правилам пожар­ной безопасности;

- полнота проведения противопожар­ной пропаганды и обучения граждан, персонала

Оценка практического занятия;

Анализ действий обучаю­щихся при выполнении практических занятий;

Оценка проведения обу­чающимся противопожар­ной пропаганды;

Анализ полноты проведе­ния обучающимся обуче­ния населения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и практического обучения

Наблюдение

за деятельностью

обучающегося в процессе

теоретического

и практического обучения

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения

профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- самостоятельная оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Анализ действий обучающихся в ходе деловой игры, результатов самостоятельной работы.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области организации службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Наблюдение за действиями обучающегося в ходе учебной и производственной практики, в процессе решения смоделированных задач и ситуаций.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные

Анализ и оценка

Содержательной составляющей

курсовой работы,

результатов самостоятельной работы

ОК5. Использовать

информационно-

коммуникационные

технологии в

профессиональной

деятельности

- применять компьютерные технологии при организации службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Оценка действий обучающихся в ходе выполнения практических работ, оценка в ходе

производственной практики

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, людьми, находящимися в зонах пожара

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Анализ действий обучающихся при решении нестандартных задач и смоделированных ситуаций, в холе деловой игры, производственной практики.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

- осознание степени и готовности брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Наблюдение за действиями обучающегося в процессе

прохождения производственной

практики

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Оценка качественных

достижений

в профессиональной

внеучебной (самостоятельной) деятельности

обучающихся

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- анализ инноваций в области организации службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Оценка уровня ориентированности в современных технологиях профессиональной деятельности в ходе выполнения практических и курсовой работ, прохождения учебной и производственной

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).



Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


© 2010-2022