- Преподавателю
- ОБЖ
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Противопожарная служба гражданской обороны
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Противопожарная служба гражданской обороны
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кутузов С.И. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики
«Чебоксарский экономико-технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
Противопожарная служба гражданской обороны
для специальности
среднего профессионального образования
20.02.04 «Пожарная безопасность»
Чебоксары 20__ г.
Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 20.02.04 «Пожарная безопасность»
| УТВЕРЖДЕНО Приказом №_______ от "___" __________201_ г.
М.П. |
РЕКОМЕНДОВАНО
Экспертным советом колледжа
Протокол №____ от "___" __________201_ г.
Председатель Экспертного совета __________ ФИО
СОГЛАСОВАНО
ФИО, должность, место работы __________
"___" ____________201_г.
ОДОБРЕНО
на заседании ЦК технологических дисциплин
Протокол №____ от "___" __________201_ г.
Председатель ЦК: __________/ Слободчикова Н.В./
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦК технологических дисциплин
Протокол №____ от "___" __________201_ г.
Председатель ЦК: __________/ Слободчикова Н.В./
Разработчики: Кутузов С.И.
преподаватели дисциплин по специальности: 20.02.04 «Пожарная безопасность»
"___" ____________201__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
стр.
4
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
9
3. результаты освоения учебной дисциплины
21
4. условия реализации учебной дисциплины
22
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
25
-
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
Противопожарная служба гражданской обороны
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее рабочая программа) - является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 «Пожарная безопасность» части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД): противопожарная служба гражданской обороны и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоги дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно - спасательных работ.
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения дисциплины должен:
Знать:
- требования Конституции РФ, законов, уставов, наставлений, приказов, рекомендаций, указаний, директив и других руководящих документов, регламентирующих организацию ППС ГО в субъекте, районе, городе, на объекте экономики;
- физико-химические основы развития и тушения пожаров;
- организацию пожаротушения в населенных пунктах и на объектах;
- основы методики расчета сил и средств для тушения пожаров;
- схемы боевого развертывания пожарных подразделений;
- оперативно-тактические особенности района выезда объектов в районе выезда;
- основные тактико-технические характеристики и тактические возможности пожарных подразделений:
- основные задачи и функции противопожарной службы гражданской обороны.
- основы управления силами и средствами ППС ГО;
- организацию тушения пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ при возникновении ЧС и в военное время;
- содержание и сущность боевых действий по тушению пожаров, разбора завалов и проведения других первоочередных аварийно-спасательных работ;
- опасные факторы пожара и их воздействие на людей;
- приемы и способы прекращения горения;
- особенности тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ на объектах различного назначения;
- требования Правил по охране труда при выполнении боевых действий по тушению пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
Уметь:
- применять в практической деятельности положения руководящих документов по вопросам ППС ГО;
- выполнять боевые действия в составе отделения и караула, звена при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
- грамотно проводить разведку пожара в особых условиях;
- выполнять работы по спасанию людей, дегазации и дезактивации техники и имущества.
Иметь навыки:
- планирования и работы с документами ППС ГО;
- работы с дозиметрическими приборами, с приборами радиационной и химической разведки.
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
2.1. Тематический план учебной дисциплины
Противопожарная служба гражданской обороны
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов учебной дисциплины*
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 1.1. - ПК 1.4.
ПК 2.1. - ПК 2.4.
Противопожарная служба гражданской обороны
72
58
10
-
24
-
-
-
Всего:
72
58
10
-
24
-
-
-
2.2. Содержание обучения по учебной дисциплине
Противопожарная служба гражданской обороны
Наименование разделов, тема учебной дисциплины
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освое
ния
1
2
3
4
Противопожарная служба гражданской обороны
58
Тема 1.
Организационная структура гражданской обороны субъекта, города, района.
Содержание
4
1
Организационная структура гражданской обороны, ее функции и задачи.
2
2
2
Функционирование гражданской обороны на объектах экономики.
2
3
Планы гражданской обороны на военное время. Функциональные обязанности должностных лиц органов управления ППС ГО. Структура и содержание работы территориальных органов гражданской
2
4
Планы гражданской обороны на военное время.
2
2
5
Функциональные обязанности должностных лиц органов управления ППС ГО.
2
6
Структура и содержание работы территориальных органов гражданской
2
Тема 2.
Сигналы оповещения гражданской обороны и действия органов управления и населения при получении сигналов.
Содержание
4
1
Сигналы оповещения гражданской обороны и порядок их подачи.
2
2
2
Действия органов управления и населения по сигналам «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».
2
3
Нормы положенности, порядок хранения и выдачи средств защиты и другого имущества гражданской обороны.
2
4
Выезд органов управления в загородную зону.
2
5
Организация мероприятий и постановка задач силам ППС ГО. Зоны опасного, сильного и умеренного радиоактивного заражения.
2
6
Режимы и правила поведения в зоне радиоактивного заражения.
2
2
7
Требования предъявляемые при выполнении работ на зараженной местности.
2
8
Применение средств защиты.
2
9
Правила безопасности при перемещении на зараженной местности.
2
10
Система предупредительных мероприятий по защите от бактериологического заражения.
2
Тема 3.
Подготовка пожарных служб
Содержание
4
1
Организация и несение караульной службы в частях пожарной охраны. Подразделение пожарной охраны и их классификация. Требования руководящих документов ГПС МЧС России по организации и несению караульной службы пожарной охраны.
2
2
2
Роль начальствующего состава пожарной части в организации караульной службы. Разработка функциональных обязанностей должностных лиц караула пожарной части.
2
3
Регламентные документы службы пожарной части: назначение, виды, содержание, требования к составлению и их использование.
2
2
Тема 3. Поражающие факторы современных средств нападения и их влияние на пожарную обстановку в очаге поражения.
Содержание
4
1
Ядерное оружие и боевые зажигательные средства. Разновидности ядерного оружия. Основные поражающие факторы ядерного оружия: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс. Влияние поражающих факторов ядерного взрыва на пожарную обстановку в очаге поражения и ее характеристики. Пожары в очаге ядерного поражения (отдельные, сплошные, массовые пожары, огневые штормы, зоны задымления). Радиоактивное заражение местности. Ослабление доз радиации различными объектами и средствами. Действия радиоактивных веществ на кожу, легкие, желудочно-кишечный тракт. Профилактическое применение препаратов, предупреждающих развитие лучевой болезни. Правила пользования индивидуальной медицинской аптечкой. Оказание первой медицинской помощи в очаге радиационного заражения. Поражающие свойства зажигательных средств (напалма, пирогеля, термита, фосфора и др.).
2
2
2
Химическое оружие. Влияние метеорологических условий и рельефа местности на образование очага химического поражения. Основные способы защиты от химического оружия.
2
2
3
Бактериологическое (биологическое) оружие и очаг бактериологического поражения. Основные поражающие свойства, способы и средства применения бактериологического (биологического) оружия. Правила поведения и порядок выхода из очагов химического и бактериологического поражения. Действия после выхода из очага поражения. Отравляющие вещества. Основные поражающие свойства отравляющих веществ. Характеристики основных отравляющих веществ. Признаки поражения отравляющими веществами. Первая помощь при поражении отравляющими веществами нервно-паралитического действия. Введение противоядия с помощью шприц-тюбика. Использование индивидуального противохимического пакета. Использование медицинской аптечки при бактериологическом заражении. Режимы поведения в зонах заражения.
2
Тема 4. Защитные сооружения гражданской обороны и их оборудование.
Содержание
4
1
Классификация защитных сооружений, их защитные свойства. Оборудование убежищ, порядок заполнения и правила поведения в них.
2
2
2
Противорадиационные укрытия и укрытия простейшего типа, приспособления под укрытия подвалов, погребов и других заглубленных помещений. Приведение защитных сооружений в готовность и правила их эксплуатации. Основные требования по соблюдению светомаскировки зданий, сооружений и транспортных средств ППС ГО.
2
2
Тема 5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля
Содержание
4
1
Назначение и устройство табельных приборов дозиметрического контроля, радиационной и химической разведки. Порядок подготовки приборов к работе и проверка их работоспособности.
2
2
2
Простейшие неисправности приборов и способы их устранения.
2
3
Порядок работы с приборами. Правила измерения уровней радиации на местности и степени зараженности радиоактивными веществами различных поверхностей. Снятие показаний дозиметра и учет дозы облучения. Правила определения наличия, типа и концентрации отравляющих веществ в воздухе, на местности и технике. Особенности определения отравляющих веществ в зимних условиях.
2
2
Тема 6. Противопожарное обеспечение мероприятий гражданской обороны
Содержание
4
1
Локализация и ликвидация пожаров на объектах проведения спасательных работ. Противопожарное обеспечение сил гражданской обороны при вводе их в очаги поражения. Спасение людей из горящих зданий, разрушенных сооружений и убежищ.
2
2
2
Основные этапы работ: ведение пожарной разведки, выдвижение формирований гражданской обороны к объектам ведения спасательных и других неотложных работ (СНДР), распределение сил и средств ППС ГО и определение очередности выполнения работ в очагах поражения. Перегруппировка сил и средств службы по мере выполнения работ, организация смены работающих подразделений, питания, отдыха личного состава. Основы тактики борьбы с массовыми пожарами. Охрана труда при работе на зараженных участках и при выполнении задач в очагах поражения. Организация взаимодействия противопожарной службы с воинскими частями и другими службами гражданской обороны при проведении СНДР.
2
2
Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения
Содержание
4
1
Назначение и задачи пожарной разведки в очаге ядерного поражения. Виды пожарной разведки. Силы и средства противопожарной службы, используемые для разведки. Организация пожарной разведки и порядок ее ведения. Задачи разведывательного подразделения и его оснащение. Приборы, используемые при проведении пожарной разведки.
2
2
2
Основные требования руководства «Организация и ведение пожарной разведки в очагах поражения, в зонах стихийных бедствий и катастроф». Порядок представления донесений о пожарной обстановке.
2
2
Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения
Содержание
4
1
Назначение и задачи пожарной разведки в очаге ядерного поражения. Виды пожарной разведки. Силы и средства противопожарной службы, используемые для разведки. Организация пожарной разведки и порядок ее ведения. Задачи разведывательного подразделения и его оснащение. Приборы, используемые при проведении пожарной разведки.
2
2
2
Основные требования руководства «Организация и ведение пожарной разведки в очагах поражения, в зонах стихийных бедствий и катастроф». Порядок представления донесений о пожарной обстановке.
2
2
Тема 8.
Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники.
Содержание
4
1
Частичная и полная санитарная обработка люде при заражении радиоактивными и отравляющими веществами. Средства и способы санитарной обработки людей.
2
2
2
Санитарная обработка с использованием стационарного обмывочного пункта, бань, санпропускников, дезинфекционно-душевого автомобиля (прицепа) обмывочно-нейтрализационного автомобиля и комплекта санитарной обработки.
2
2
Тема 9. Анатомия и физиология человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях.
Содержание
4
1
Организм как целое. Клетки и ткани, костно-мышечная система, соединения костей.
2
2
2
Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Сердце и его функции. Характеристика сосудов (артерий, вен, капилляров)
2
3
Расположение основных кровеносных сосудов, места прижатия артерий для остановки кровотечения при ранениях, травмах.
2
2
4
Пульс, его характеристика, места прощупывания. Органы пищеварения и выделения. Значения нервной системы в организме. Центральная и перефирийная нервная система. Психологическое состояние людей в экстремальных условиях. Способы снятия нервно-психического напряжения.
2
Тема 10.
Общие требования к оказанию первой медицинской помощи.
Содержание
4
1
Принципы оказания первой медицинской помощи при различных травмах.
2
2
2
Методика обследования пострадавшего, оценка его состояния.
2
3
Последовательность действий при оказании первой медицинской помощи.
2
2
Тема 11.
Первая медицинская помощь при переломах, вывихах,
ушибах, растяжениях связок.
Содержание
4
1
Признаки переломов, вывихов, ушибов, растяжениях связок.
2
2
2
Правила обращения с пострадавшим.
2
2
3
Оказание первой медицинской помощи.
2
Тема 12. Первая медицинская помощь при повреждениях головы и позвоночника
Содержание
4
1
Признаки повреждений головы и позвоночника.
2
2
2
Правила обращения с пострадавшим.
2
3
Первая медицинская помощь при повреждениях головы и позвоночника.
2
2
Практические занятия
10
1
Защитные сооружения гражданской обороны и их оборудование.
2
2
Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
2
3
Организация пожарной разведки в очагах поражения.
2
4
Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники.
2
5
Общие требования к оказанию первой медицинской помощи.
2
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Учебная практика
не предусмотрено
Тематика курсовых работ (проектов)
не предусмотрено
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)
не предусмотрено не предусмотрено
Производственная практика итоговая по модулю
не предусмотрено
-
результаты освоения
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Пожарная безопасность профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Организовывать несение службы и выезд по тревоги дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2.
Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3.
Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4.
Организовывать проведение аварийно - спасательных работ.
ПК 2.1.
Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
ПК 2.2.
Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
ПК 2.3.
Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений
ПК 2.4.
Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
-
условия реализации учебной дисциплины
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Пожарная безопасность».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета включает:
-
комплект инструментов, приспособлений;
-
комплект снаряжения и средств индивидуальной защиты,
-
макеты.
-
комплект бланков документации;
-
комплект учебно - методической документации;
-
наглядные пособия.
-
телевизор
-
видеоматериалы: «По охране труда в профессиональной деятельности»,
-
компьютер
-
сканер, принтер
-
комплект снаряжения и средств индивидуальной защиты
-
приборы для практических работ
-
-мультимедийный учебник
-
пожарные извещатели,
-
пульт пожарной сигнализации, -макеты.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники: Учебники:
1. Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» Екатеринбург, Уралюриздат, 2000.
2.«Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ» М., ГУ ГПС,2003.
3.Демехи, В.Н.Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре./ В.Н. Демехи. -М.: АГПС МЧС РФ,2006.
4.Собурь, С.В.Огнезащита строймат. и конструкций. Справочник. / С.В.Собурь - М.: ЗАО «Спецтехника» ,2007.
5.Румынина, В.В.Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник. / В.В. Румынина. - 4-е изд., стер., - М.: Издательский центр « Академия», 2009, - 192
6.Абросимов, Ю.Г., Иванов , А.И.Гидравлика и противопожарное водоснабжение: учебник./ Ю.Г. Абросимов, А.И. Иванов. -М.:Академия ГПС МЧС РФ, 2006.
7.Собурь,С.В.Пожарная безопасность предприятий. / С.В. Собурь - М.:ЗАО « Спецтехника», 2007.
8.Собурь, С.В.Пожарная безопасность складов./ С.В. Собурь - М.: АГПС МЧС РФ, 2007.
9.Собурь, С.В.Пожарная безопасность общественных и жилых зданий. / С.В. Собурь - М.:АГПС МЧС РФ,2007.
10.Собурь, С.В.Пожарная безопасность сельскохозяйственных предприятий./ С.В. Собурь -М.: АГПС МЧС РФ,2007.
11.Черкасов,В.Н.Пожарная безопасность электроустановок: учебник./ В.Н. Черкасов, Н.П. Костарёв. - М:. Академия ГПС МЧС РФ 2007
12.Собурь, С.В.Установки пожарной сигнализации/ С.В. Собурь - .М.:ЗАО «Спецтехника» 2007.
Справочники:
I. Арустамов, Э.А.Охрана труда. Справочник./ Э.А.Арустамов.- М.: ИТК «Дашков и К», 2008
2.Правила Пожарной Безопасности в РФ Екатеринбург, Уралюриздат, 2000г.
3.Васильев, М.С..Терминологический словарь по пожарной безопасности. / М.С. Васильев.- М.: ФГУ ВНИИПО, 2006.
4.Пожарная безопасность. Общие требования. ГОСТ - 12.1.004-91 5.Пожарная безопасность. Термины и определения. ГОСТ - 12.1.033-81
6. Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы
Мин. ГО и ЧС РФ., М., 2006.
7. Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на
взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах. РД 09-364-00.,М.,ФГУ ВНИИП,2006.
8. Повзик,Я.С.Справочник руководителя тушения пожара. / Я.С. Повзик. - М.:ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2007.
9. Теребнев ,В.В.Управление силами и средствами на пожаре: учебное пособие./ В.В. Теребнев. , А.В.Теребнев .- М.: Академия ГПС МЧС РФ, 2007.
10. Устав Государственной противопожарной службы России. Москва. 1995 г.
Дополнительные источники:
-
Рекомендации по организации пожаротушения в сельской местности. Москва. ГУ ГПС МВД РФ, 2006.
-
Тактика действий подразделений ПО в условиях возможного взрыва газовых баллонов в очаге пожара. Москва. ФГУ ВНИИПО МВД РБ ,2006.
3. Грачев, В.А.Организация службы начальника караула пожарной части. / В.А. Грачев. -М.: Издательский дом «Калан» 2007.
4. Величко, В.М.Современный пожарно-прикладной спорт: учебное пособие./ В.М. Величко.-М.: Стройиздат, 2007.
5. Арустамов, Э.А.Охрана труда. Справочник./ Э.А. Арустамов.- М.: ИТК «Дашков и К», 2008 Отечественные журналы.
Интернет-ресурсы:
-
ЭБС «Znanium. сom.» Жуков, В.И. Защита и безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / В.И. Жуков, Л.Н. Горбунова. - М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013 - 392 с. - Режим доступа: znanium.com/
-
ЭБС «Znanium. сom.» Суторьма, И.И. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: учебное пособие / И.И.Суторьма, В.В.Загор, В.И.Жукалов - М.: ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 270 с. - Режим доступа: znanium.com/
-
ЭБС «Znanium. сom.» Гринев, В.П. Законодательство о пожарной безопасности и чрезвычайных ситуациях: словарь-справочник / В.П. Гринев. - М.: ЦПП, 2009. - 56 с. - Режим доступа: znanium.com/
-
Организация службы пожарной части: учеб. пособие/ В.В. Теребнев и др. - М.: Пожнаука, 2009
-
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность».
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Противопожарная служба гражданской обороны
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1.
Организовывать несение службы и выезд по тревоги дежурного караула пожарной части.
- создание и организация службы дежурного караула; - планирование занятий с личным составом дежурного караула;
- получение вызова и порядок выезда по тревоге;
- обоснование допуска личного состава дежурного караула для работы на пожарах и авариях;
- точность и грамотность оформления руководящей документации.
Оценка практического занятия;.
Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий.
Оценка правильности оформления руководящей документации дежурного караула.
ПК 1.2.
Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
- демонстрация навыков пожарно -строевой подготовки
- скорость выезда личного состава по тревоге;
- обоснование рекомендаций по повышению безопасности проведения работ по тушению пожаров;
- планирование занятий с личным составом дежурного караула;
Оценка практического занятия.
Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий.
Оценка подготовленности обучающихся к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3.
Организовывать действия по тушению пожаров.
- обеспечение своевременного прибытия к месту пожара;
- выполнение разведки и оценка обстановки на пожарах;
- решение ситуативных задач по вероятному развитию пожаров;
- определение главного направления действии по тушению пожаров;
- решение задач по использованию средств индивидуальной защиты;
- выбор пожарной и инженерной техники и оборудования;
- расчет сил и средств для тушения пожара;
- обоснование приемов и способов по тушению пожаров;
- выполнение действии по тушению пожаров.
Оценка практического занятия.
Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий.
Оценка практической деятельности обучающимися при решении задач по тушению пожаров.
Анализ правильности выбора обучающимися приемов и способов по тушению пожаров
ПК 1.4.
Организовывать проведение аварийно - спасательных работ.
- обеспечение своевременного прибытия к месту аварии;
- выполнение разведки и оценка обстановки на авариях;
- решение ситуативных задач по выявлению причин, последствии и условий возникновения аварий;
- определение главного направления действии по ликвидации аварий;
- решение задач по использованию средств индивидуальной защиты;
- выбор аварийно - спасательной и инженерной техники и оборудования;
- расчет сил и средств для ликвидации аварий;
- обоснование приемов и способов по проведению аварийно -спасательных работ;
- выполнение действии по ликвидации аварий;
- выполнение мер по спасению людей, с использованием современных систем.
Оценка практического занятия;
Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий;
Оценка правильности решения задач при проведение аварийно -спасательных работ. Анализ правильности определения
обучающимися приемов и способов по проведению аварийно - спасательных работ.
Оценка скорости решения обучающимися первоочередных задач при проведении аварийно -спасательных работ.
ПК 2.1.
Осуществление проверки противопожарного состояния
промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
- демонстрация навыков проверки противопожарного состояния объектов, зданий и сооружений различного назначения;
- качество проверки противопожарного состояния объектов, зданий и сооружений различного назначения;
- качество и грамотность составления документации по проверке;
- выполнение анализа противопожарного состояния объектов, зданий и сооружений различного назначения;
- обоснование рекомендаций по результатам проверки;
Оценка практического занятия;
Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий; Анализ качества проведения обучающимся проверки противопожарного состояния объектов;
ПК 2.2.
Разрабатывать мероприятия,
обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
- обоснование мероприятий обеспечивающих пожарную безопасность -проектирование мероприятий обеспечивающих пожарную безопасность;
-качество рекомендаций по повышению пожарной безопасности зданий, сооружений, технологических установок;
Оценка практического занятия;
Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий;
Анализ правильности определения обучающимся рекомендаций по повышению пожарной безопасности объектов
ПК 2.3.
Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и
сооружений.
- обоснование правоприменительной деятельности по пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
- выполнение правоприменительной деятельности по пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
- доказательство нарушений требований пожарной безопасности;
- грамотность составления актов о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности
Оценка практического занятия;
Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий;
Оценка обоснования обучающимся правоприменительной деятельности по пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
Анализ грамотности составления актов о нарушений требований пожарной безопасности
ПК 2.4.
Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
- качество проведения противопожарной пропаганды;
- аргументированность выбора вида противопожарной пропаганды и формы обучения граждан, персонала
- планирование обучения граждан, персонала объектов правилам пожарной безопасности;
- полнота проведения противопожарной пропаганды и обучения граждан, персонала
Оценка практического занятия;
Анализ действий обучающихся при выполнении практических занятий;
Оценка проведения обучающимся противопожарной пропаганды;
Анализ полноты проведения обучающимся обучения населения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и практического обучения
Наблюдение
за деятельностью
обучающегося в процессе
теоретического
и практического обучения
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- самостоятельная оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач
Анализ действий обучающихся в ходе деловой игры, результатов самостоятельной работы.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области организации службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Наблюдение за действиями обучающегося в ходе учебной и производственной практики, в процессе решения смоделированных задач и ситуаций.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников, включая электронные
Анализ и оценка
Содержательной составляющей
курсовой работы,
результатов самостоятельной работы
ОК5. Использовать
информационно-
коммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности
- применять компьютерные технологии при организации службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Оценка действий обучающихся в ходе выполнения практических работ, оценка в ходе
производственной практики
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, людьми, находящимися в зонах пожара
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
Анализ действий обучающихся при решении нестандартных задач и смоделированных ситуаций, в холе деловой игры, производственной практики.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
- осознание степени и готовности брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Наблюдение за действиями обучающегося в процессе
прохождения производственной
практики
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
Оценка качественных
достижений
в профессиональной
внеучебной (самостоятельной) деятельности
обучающихся
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
- анализ инноваций в области организации службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Оценка уровня ориентированности в современных технологиях профессиональной деятельности в ходе выполнения практических и курсовой работ, прохождения учебной и производственной
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.