- Преподавателю
- ОБЖ
- Влияние физминуток
Влияние физминуток
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заборик Л.В. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Влияние физкультминуток на здоровье младших школьников
Заборик Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №10»
Здоровье - не всё,
Но всё без здоровья - ничто.
Сократ
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей (нарушения деятельности опорно - двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), а тем более у детей.
Возраст от 6 до 14 лет - период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.
Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. С учетом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длится не менее 40 минут). На это следует обратить внимание при организации урока, т. к. от уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.
Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико - синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физминутки, является 15-я - 20 -я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физминутки на каждом уроке. Во 2-м - 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1- 5 мин. Каждая физминутка включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Требования к проведению физкультминуток
-
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
-
Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
-
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
-
Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминология нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.
Виды физкультминуток
-
Упражнения для снятия общего или локального утомления.
Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться непосредственно на рабочем месте ученика или с переходом в положение стоя. Чаще всего в практике начальной школы используются физкультминутки под стихотворные тексты.
-
Упражнения для кистей рук.
При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонко - координированных движений кистей рук. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1-ом классе 7-10 минутами (В. М. Зубкова). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса - от 3 минут до 5 минут 20 секунд (Н. Н. Куинджи). В 4-ом классе беспрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут.
-
Гимнастика для глаз.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Эти упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
-
Гимнастика для глаз на офтальмотренажере.
-
Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами.
-
Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками.
-
Гимнастика для улучшения слуха.
Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения.
-
Упражнения для профилактики плоскостопия.
В младшем школьном возрасте плоские и уплощенные стопы встречаются в среднем у 30% мальчиков и 20% девочек, при этом уплощение левых стоп наблюдается чаще, чем правых. Взрослых всегда должны настораживать жалобы ребенка на боли в ногах при относительно небольших нагрузках, при ходьбе или стоянии.
-
Упражнения, корректирующие осанку.
Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях - это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы.
-
Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.
Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.