• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Роль семьи в профилактике употребления психоактивных веществ в подростковой среде

Роль семьи в профилактике употребления психоактивных веществ в подростковой среде

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль семьи в профилактике употребления психоактивных веществ в подростковой среде.

Министерство образования и науки Самарской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


Роль семьи в профилактике употребления психоактивных веществ в подростковой среде.

В соавторстве: Гизатуллин Т.Г. ,Саитгалиева Г.Г.

Политические, экономические и социальные преобразования в нашей стране во втором десятилетии 21 века, привели к необходимости выработки новых подходов к решению проблем детского и подросткового неблагополучия, среди которых проблемы их зависимости от ПАВ занимают особое место.

Специалисты во всех областях сегодня все чаще концентрируют свое внимание на проблемах семьи и это неслучайно, поскольку именно семья - это прежде всего, система социального функционирования человека и один из главных социальных институтов современного общества. Семья - это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового обслуживания особенно по отношению к детям. К сожалению, как показывает практика, семья не всегда выполняет возложенные на нее функции и в семье бывают периоды, во время которых происходит обострение тех или иных проблем, в следствии чего возникают различные конфликты между родителями и детьми.

Рост масштабов употребления ПАВ в детской и подростковой среде, к сожалению, стимулируется в первую очередь отсутствием патернализма государственной социальной политики, способствующим размыванию границ ответственности между семьей и обществом за воспитание и полноценное становление детей и подростков.

По мнению ряда исследователей «нежелание и неумение законодательно делегировать семье функции и ресурсы в ответственном воспитании собственных детей, гиперопека государственных органов и служб в решении проблем детства, отсутствие механизмов реальной материальной и социально-педагогической поддержки семьи с детьми противоречат проявлению ответственного их воспитания в семье и обществе, сужают и минимизируют возможности социальной работы, особенно в работе с детьми с девиантным поведением» [1; С.5].

Мы можем констатировать, что сегодня социальная работа в обществе не воспринимается как необходимая сфера жизнедеятельности. Она до сих пор не оформлена как институционализированный, законодательно признанный инструмент социальной политики государства. Однако социальная работа - это содержательная деятельность, способная дать удовлетворение человеку своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение возникающих проблем семьи.

При этом совершенно очевидно, что социальная работа с детьми «группы риска» и в особенности с семьей, в которой проживает ребенок с неблагополучным поведением является частью социальной политики на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И это требует применения инновационных и эффективных технологий в социальной работе с семьей.

На общегосударственном уровне в Указах президента РФ, в Федеральных законах и российских целевых программах разрабатывается и утверждается единый механизм ее функционирования. Реализация правовой нормы социальной работы с девиантными детьми и подростками осуществляется на уровне взаимодействия специалиста и ребенка.

Сегодня в нашей стране создана и функционирует законодательно-нормативная база работы с детьми и подростками с девиантным поведением. Она представлена следующими российскими законами: «Об основах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» определено содержание понятия «индивидуальная профилактическая работа», т.е. деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Статьями 4 и 5 данного законодательного акта определены основания, разработаны принципы организации индивидуальной профилактической работы, а также определены функции и степень ответственности социальных профилакторов, что имеет важное значение, при соотнесении социологических и управленческих подходов в решении проблем детей и подростков с отклонениями в развитии на государственном уровне. В соответствии со ст.2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики…» к ним отнесены:

-законность;

-демократизм;

-гуманное обращение с несовершеннолетними;

-поддержка семьи и взаимодействие с ней;

-индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полеченной информации;

-государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

-обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Таким образом, сегодня в Российской Федерации профилактика употребления ПАВ в детской и подростковой среде имеет статус законодательно утвержденного инструмента профессиональной деятельности специалистов по предупреждению опасных отклонений в поведении детей и подростков, защиты их здоровья и жизни.

В научной литературе выделяют 3 вида профилактики: первичную, вторичную, третичную, которые не являются новыми для специалистов.

Но как показывает анализ разнообразных профилактических программ профилактики распространения ПАВ - зависимости содержание их направлено на проведение мероприятий по вторичной и третичной профилактике. По мнению ряда исследователей «заявляемый и декларируемый в тексах официальных документов, программ и концепций механизм противодействия распространению наркотиков и системный подход чаще всего заменяется набором мер и мероприятий» [2;С.37]. Между тем практика свидетельствует, что междисциплинарный подход в организации любой социальной деятельности является более эффективным, ибо он позволяет установить большее тождество между субъектом и объектом социальной политики.

Системный подход должен учитывать факторы развития зависимости от ПАВ, обеспечивать их нейтрализацию и здоровый образ жизни. Данная задача представляется сложнейшей задачей в развитии профилактической работы.

На этапе первичной профилактики ПАВ - зависимости деятельностью специалистов и специализированных служб становится формирование комплекса мер (физических, психических, социальных, духовных), предупреждающих ориентирующих ребенка и подростка в основных вопросах собственного личностного и социального развития, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ.

Проведение первичной профилактики предполагает 1) научение положительным навыкам здорового образа жизни, а именно: развитие базовых представлений и навыков культуры поведения, физической культуры, культуры питания, культуры гигиены и заботы о себе, сексуальной культуры. Особая роль в этой связи на наш взгляд должна отводиться семье. Ведь именно в семье, возможно заложить эти навыки и развивать их по мере взросления ребенка.

2) формирование антинаркогенного воспитания, что предполагает формирование у детей и подростков особой личностной структуры антинаркогенной направленности, предотвращающей обращение к одурманиванию как способу достижения субъективно положительного состояния и обеспечивающей возможность реализации потребностей в получении удовольствия за счет социально приемлемых, ценных источников;

3) положительная пропаганда возможностей образа жизни, а именно: доступная, адресная, открытая, личностно-ценностная, адекватная возрастным, половым, физиологическим потребностям и особенностям ребенка система его информирования, просвещения, включения в услуги и предложения, реализующие потенциал здорового образа жизни;

4) положительная пропаганда возможностей получения помощи при возникновении проблем, т.е. открытая, очевидная, адресная, личностно-ориентированная, адекватная особенностям детей и подростков с проблемами, система ориентирования и информирования.

Таким образом, специалисты системы первичной профилактики формируют особое информационно-культурное пространство жизнедеятельности детей и подростков, которое обеспечивает:

-прямую постоянную трансляцию в детско-молодежную аудиторию доступной информации о поощряемых обществом способах, формах поведения и возможностях развития молодого человека;

-мотивированное включение детей и подростков в созданное и соответствующее их изменчивым интересам многообразие социальных услуг и открытых предложений развития и самовоплощения;

-сопутствующее обучение детей и подростков способам преодоления личностных и социальных невзгод и трудностей;

-формирование устойчивых общественных представлений о возможностях развития и поддержки детей и подростков, путях получения помощи в случае возникновения трудных жизненных ситуаций.

Социальная работа с семьей должна быть ориентирована на стабилизацию семейных связей и включать в себя нормализацию отношений между членами семьи, на расширение ее собственных внутренних возможностей в преодолении семейных проблем.

Как показывает опыт деятельности существующих в Российской Федерации социальных служб и центров социально-психологической помощи семье в детской и подростковой среде еще не сформировано полное представление о сфере поддержки помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. На наш взгляд это связано с недостаточным уровнем развития социальной рекламы, ее открытости и доступности.

Большую роль при проведении профилактической работы по профилактики употребления психоактивных веществ в детской и подростковой среде также отводиться социальному патронату - как защитной, покровительствующей системе, устанавливаемой социальной службой в отношении детей и подростков и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержке в интересах их адаптации и социализации в условиях современного общества, а также контроля за тем, как эти процессы протекают.

Согласно многочисленным сравнительным исследованиям в различных странах мира, формирование представлений о здоровом образе жизни и полноценном функционировании человека как личности требует десятилетий кропотливой и последовательной пропаганды и подтверждения применяемости ценностей и истин, которые являются для общества приоритетными.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сотрудничество, взаимодействие, сопровождение заключается в совместной с семьей деятельности социальной службы, образовательной организации и других компетентных органов с целью формирования у членов семьи самостоятельности и способности без посторонней помощи справляться с жизненными трудностями. Именно в постоянстве пропаганды и воспроизводстве простых, понятных ценностей человеческой жизни формируется мир основополагающих представлений о нормах и способах жизни в обществе.

Литература:

1.Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска - М., Социальный проект, 2004. 271с.

2.Российский подросток и психоактивные вещества: Технологии педагогической профилактики. Региональный аспект / Под ред. проф. Гиля С.С. - М.: РИТМ, 2004.-204с.

8


© 2010-2022