Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человека

Обучение учащихся на уроках ОБЖ и внеклассных  мероприятиях правилам пожарной безопасности проводятся с целью бережного отношения к любому виду собственности, оказания практической помощи взрослым в сохранении жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков предупреждения пожаров и тушения загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Противопожарная пропаганда должна быть действенной и целенаправленной. Работу с детьми следует проводить с учетом их возрастных инт...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Волчье - Дубравская средняя общеобразовательная школа»

Тульской области, Тепло - Огаревского района

Муниципальный конкурс методических разработок по преподаванию предмета основ безопасности жизнедеятельности

Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человека

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

«ОГОНЬ - ДРУГ И ВРАГ ЧЕЛОВЕКА»

Выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ

Березной Вадим Васильевич

2009

СОДЕРЖАНИЕ

1.Вступление _________________________________________________3

2.Работа с учащимися средних классов __________________________ 3

3.Урок-игра в 5 классе __________________________________________ 4

4.Веселая эстафета в 6 - 7 классах ________________________________ 7

5.Внеклассная работа. Турнир эрудитов __________________________10

6.Классный час: «Моя профессия - Пожарный»_____________________15

7.Пожарно-прикладной вид спорта _______________________________ 17

8.Список литературы _________________________________________ 18

9.Приложения

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛАМ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обучение учащихся на уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях правилам пожарной безопасности проводятся с целью бережного отношения к любому виду собственности, оказания практической помощи взрослым в сохранении жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков предупреждения пожаров и тушения загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Противопожарная пропаганда должна быть действенной и целенаправленной. Работу с детьми следует проводить с учетом их возрастных интересов.

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ.

Работая с учащимися 5 класса необходимо познакомить их с основными причинами пожаров, используя примеры возгораний, происшедших по вине их сверстников. Обратить внимание на ответственность за пожары, повлекшие за собой большой материальный ущерб или гибель людей. В ходе занятий учащиеся должны четко освоить правила поведения при пожаре. Формы проведения этой работы самые различные. Одной из них может являться « урок - игра».

Повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, впечатлительность, активность и склонность к подражанию свойственны детям этого возраста. Познавательные игры расширяют объем информации, получаемой детьми в ходе обучения, стимулируя важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки.

В игре дети готовы учиться сколько угодно. В познавательных играх создается благоприятная возможность подготовки сознания к восприятию нового.

УРОК - ИГРА В 5 КЛАССЕ

ТЕМА : Причины возникновения пожара и средства пожаротушения.

1 ЭТАП «ЗАГАДКА»

Учитель читает четверостишия, учащиеся после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это-я, это-я, это- все мои друзья!», а если неправильно, молчат.

Учитель: Кто, задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От огня?

Учащиеся: Это-я, это-я, это-все мои друзья!

Ведущий: Кто поджег траву у дома

Подпалил ненужный сор

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Учащиеся: (молчат)

Учитель: Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Учащиеся: Это-я, это-я, это- все мои друзья!

Учитель: Кто украдкой, в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол-

Еле сам живой ушел!

Учащиеся: (молчат)

Учитель: Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Малышей и октябрят?

Учащиеся: Это-я, это-я, это- все мои друзья!

Учитель: Ну, вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнем шутить

опасно и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.

2 ЭТАП «РИФМА»

Учитель: Я надеюсь, поэты в командах есть? Если нет, не беда, вы просто сами не знаете, что умеете сочинять стихи. Предлагаю вам закончить предложения в рифму. Каждой команде по 5 стихотворных строк и за каждую правильную рифму -1 балл (у каждого учащегося карандаш и лист бумаги).

Для первой команды:

  1. Как появится вода, и костру тогда…(БЕДА)

  2. У пожарных не напрасно цвет машины ярко …(КРАСНЫЙ)

  3. Ох, опасные сестрички, эти маленькие…(СПИЧКИ)

  4. К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество-это…(ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)

5.На пожаре не зевай, огонь водою…(ЗАЛИВАЙ)

А теперь внимание вторая команда:

  1. Дыма столб поднялся вдруг. Кто не выключил…(УТЮГ)

  2. Дым увидел - не зевай и пожарных…(ВЫЗЫВАЙ)

  3. Пожар мы быстро победим, если позвоним по…(01)

  4. Жжется печь - ее не тронь, потому что в ней…(ОГОНЬ)

  5. Не шути с сестричками, тоненькими…(СПИЧКАМИ)

Пока жюри (по одному учащемуся от команды) подводит итоги 2 предыдущих этапов, можно предложить ребятам следующую игру:

3 ЭТАП «СЛОЖИ КАРТИНКУ»

Картинку на пожарную тематику я разрезаю на несколько частей. Играть можно двумя командами. В этом случае интереснее использовать две картинки и при игре части картинок можно перепутать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку. Я предлагаю ребятам одно из средств пожаротушения (учитель должен иметь изображение в данном случае - огнетушитель, на плакате или рисунке, чтобы избежать споров). (приложение № 1).

4 ЭТАП « ИГРА НА ВНИМАНИЕ»

Я показываю учащимся рисунок (приложение № 2) или плакат ( приложение №3 ), на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Называю число нарушений и предлагаю ребятам за 1 минуту назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет все быстро и правильно. По окончании игры я подробно рассказываю учащимся о том, что нарушение любого из этих правил пожарной безопасности может привести к пожару. Желательно привести конкретные примеры из случаев в местах проживания или из материала регионального компонента. Учитель: -

«Ежегодно в Тульской области происходит около 2400 пожаров. Огнем уничтожаются сотни строений, при пожарах гибнут люди. За 2008год жертвами огня стали 207 человек (6 детей), 216 человек травмировано. Ущерб причиненный пожарами, составил более 24 миллионов рублей. Наиболее часто пожары происходят по причине неосторожного обращения с огнем, из-за неисправной электропроводки и печей, несоблюдение мер пожарной безопасности при пользовании электрическими приборами».

Подведем итоги! ( Подсчитываются очки, объявляется команда-победитель) На этом урок закончен. Преимущество таких уроков не только в активной позиции обучающихся, но и в том, что здесь сразу образуется система обратной связи: и преподаватель, и учащийся видят, к чему приводит на практике, то или иное решение, как следует учитывать и предупреждать возможные ошибки.

Если есть возможность подвигаться, то я предлагаю провести эстафету.

ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА в 6 -7 классах

Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человека

В игре принимают участие две команды.

1 - й этап. Пожарный щит. Заранее нарисовать и вырезать предметы для комплектования пожарного щита, дополнительно, чтобы запутать участников, включить в комплекты веник, кастрюлю, грабли и т. д. Из предложенных изображений нужно быстро и правильно укомплектовать пожарный щит (учитель должен иметь изображение щита на плакате или рисунке, чтобы избежать споров, приложение № 4).

Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человека2 - й этап. Пожарная машина. Получив эстафету, второй участник подбегает к стулу, берет в руки катушку и, наматывая на нее веревочку, ведет детскую автомашину, на которой стоит стакан с водой. Задание считается выполненным, когда машина поравняется с передней ножкой стула и в стакане останется не менее половины начального количества воды. Участник получает и передает эстафету.

3 - й этап. Преодоление задымленной зоны. После передачи эстафеты участник третьего этапа с завязанными глазами проходит на корточках (гусиным шагом) по лабиринту из стульев и находит выход из «задымленного помещения». Если лабиринт пройден с нарушениями, участник возвращается на исходные позиции.

4 - й этап. Найти ребенка в горящем доме. Участник с завязанными глазами должен найти куклу и вынести ее из «горящей комнаты». Побеждает тот, кто первым правильно закончит эстафету. Пока жюри подводит итоги четырех этапов, можно предложить командам игру. Она более подвижна и подробнее рассказывает о причинах пожара.

Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человекаЖюри за работой.

Две команды образуют круг. Игру начинает капитан из любой команды. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику. Если участник замедлил или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

Учитель: Этот шар в руках недаром

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар-

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет…

Участник: Злой пожар (передача шара)

Учитель: Раз, два, три, четыре -

У кого пожар в…?

Участник: квартире (передача шара)

Учитель: Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Участник: утюг (передача шара)

Учитель: Красный отблеск побежал.

Кто со спичками…?

Участник: играл (передача шара)

Учитель: Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над…?

Участник: газом (передача шара)

Учитель: Столб огня, чердак объял

Кто там спички…?

Участник: зажигал (передача шара)

Учитель: Побежал пожар во двор.

Это кто там жег…?

Участник: костер (передача шара)

Учитель: Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег…?

Участник: траву (передача шара)

Учитель: Помни каждый гражданин

Этот номер…

Участник: 01 (передача шара)

Учитель: Дым увидел - не зевай

И пожарных…

Участник: вызывай (передача шара)

Учитель: Ребята! Чтобы избежать пожара, необходимо знать и соблюдать

правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, вы должны знать, как себя вести.

Жюри подводит итоги и инспектор ОГПН Тепло - Огаревского района капитан внутренней службы Ананьев Николай Васильевич награждает команду- победительницу.

Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человека

Внеклассная работа

ТУРНИР ЭРУДИТОВ. Участники - 8,9 классы. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС «Роль пожарных в мировой истории».

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с историческим наследием пожарного дела России.

Оборудование: волчок, конверты с вопросами. Учитель: Огонь - один из древнейших чудес природы. Он давал человеку тепло, защищал от диких животных, использовался для приготовления орудий труда и охоты. История сохранила немало свидетельств о том, как в огне пожара погибали целые города, огромное количество людей, культурные ценности. Вот некоторые из них: 1335г. - сгорели, по свидетельству Новгородской летописи, «города Москва, Вологда, Витебск и Юрьев - Немецкий». 1365г. - «Всесвятский» пожар (названный так по церкви Всех Святых, где он вспыхнул), за два часа уничтожил Москву.

1812г. - Отечественная война с Наполеоном.

Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человека

Пожар Москвы.

1837г.,- огнем уничтожен Зимний дворец, едва спасен Эрмитаж.

Пожары на Руси издревле были одним из самых тяжких народных бедствий. Во второй половине ХIХ века произошло около 2 миллионов пожаров (до 40 тысяч в год). Сейчас в России случается пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад; ежегодно гибнет более 8 тысяч человек. Из общего числа погибших около 37% - дети.

Начинаем игру. Крутится волчок, команда получает первый вопрос.

  1. Вопрос: Как в древней Руси называли первых пожарных и почему?

А. «объезжие головы»,

Ответ: Б. «решеточные приказчики»

В. «ярыжные стрелки».

С 1494г. город был поделен на несколько отдельных секторов. Каждая улица в своем конце на ночь запиралась на решеточные ворота, около каждых ворот по ночам дежурили назначенные лица, которые строго следили, чтобы жители без надобности не слонялись с одной улицы на другую, не курили и не занесли случайно или преднамеренно огонь.

2.Вопрос: Откуда пошло выражение «кум пожарный»?

Ответ: До революции пожарные помимо своих прямых обязанностей выполняли работу, не относящуюся к их службе: тушили по городу фонари, отлавливали бешеных собак, подбирали пьяных и даже крестили детей в приютах. Обязанности кума выполняли женщины-служители этих домов, а на роль кума приглашали пожарных из близлежащих пожарных команд.

3.Вопрос: Как назывался первый пожарный журнал?

Ответ: А. « Пожарный»- с 1.03.1893г.

Б. «Голос пожарного»,

В. «Друг пожарного»,

Г. «Пожарное дело»- с 1894г.,

Д. «Пожарная техника».

4. Вопрос: Какое растение может дать эффект горящего, но не сгораемого куста?

Ответ: Кустарник ясенец. Он широко распространен на юге нашей страны и в Средней Азии. Листья и ветки этого кустарника выделяют такое огромное количество эфирного масла, что оно вспыхивает, если к нему поднести горящую спичку. Пары горят, а сам куст нет.

5.О чудотворной силе иконы Неопалимая Купина известно много легенд и рассказов. Но в основе одной такой легенды лежит подлинный исторический факт, описанный в документах и книгах. Вопрос: О каком историческом событии идет речь?

Ответ: Эта история взятия Нарвы в 1557году при царе Иване IV Грозном. Пьяные рыцари немецкого Ливонского ордена, захватившие г.Нарву, в одном из домов, где жили русские купцы, увидели на стене икону Богоматери и бросили ее в огонь. Возник пожар, поднялась настоящая огненная буря, охватившая город. В стане врагов произошло замешательство. Воспользовавшись ею, русские войска переправились через Нарву, завязался бой, и к вечеру город был взят. Семья купца, в доме которого начался пожар, разбирая пепелище, обнаружила икону целой и невредимой. Огонь не причинил ей ни малейшего вреда. Иван Грозный распорядился соорудить в городе церковь и «поставить в ней икону Богоматери, от коей загорелась Нарва, и которую целую в пекле нашли». Так описывает Карамзин в «Истории государства Российского».

6 .Исторические документы рассказывают, что знаменитый датский художник Ханс Христиан Андерсен, отправляясь в любую поездку, в дорожном чемодане всегда возил с собой веревку. В наше время историки и искусствоведы пытаются объяснить этот факт тем, что по своему характеру Андерсен был пессимист и меланхолик, и веревка нужна была ему на случай критического состояния, чтобы покончить счеты с жизнью. Но оказалось, что настоящая причина никакого отношения к этому не имеет.

Вопрос: Зачем Х.К. Андерсен возил с собой веревку?

Ответ: Оказывается, что Дания - одна из тех стран, в которой к пожарному делу относились очень серьезно. Особенно власти заботились о спасении людей во время пожара, особенно в театрах, кинотеатрах, гостиницах. Поэтому в каждом гостиничном номере в подоконник вбивался массивный крюк. Каждому проживающему в гостинице в случае пожара оставалось только закрепить за крюк веревку, чтобы покинуть горящее здание. Именно для этой цели находилась веревка в багаже Андерсена.

7. Объясните значение слов:

«брандмайор» - начальник пожарной охраны города;

«брандмейстер» - начальник пожарной команды в одном районе;

«брандспойт» - самый первый рукав, присоединявшийся к пожарному насосу, изготавливался из натуральной кожи.

8.Вопрос: Каким оригинальным способом с начала 1812 года для пожарной охраны набирались лошади?

Ответ: В те времена действовал не то закон, не то обычай, у всех отбирать лошадей за неосторожную езду по улицам Москвы и отдавать их в пожарную команду без всякого судебного разбирательства.

На обсуждение каждого вопроса командам дается 2-3 минуты. Пока жюри подводит итоги турнира, можно задать несколько вопросов зрителям.

Вопрос: Когда мы празднуем день пожарной охраны?

Ответ: 30 апреля.

Вопрос: Назовите дату образования российской пожарной охраны?

Ответ: 1649 год.

Вопрос: Пожарный и пожарник. Чем они отличаются?

Ответ: Пожарные - это те, кто тушат пожары. А пожарниками в начале 20-го века называли нищих крестьян, которые под видом погорельцев собирали подаяние.

На этом турнир эрудитов можно закончить! В заключении - история пожаров древней Москвы:

Учитель: «Пожар. Старинное русское слово, от которого будто пышет огнем и пахнет горьким дымом. Старая Москва с ее деревянными домами и мостовыми была городом, опасным в пожарном отношении. В первые столетия своего существования Москва 13 раз выгорала дотла, и нередко огонь истреблял город в значительной части. Примитивная техника, недостаточность средств пожаротушения не позволяли успешно бороться с огнем.

Пожары XIX столетия - Большого театра, Московского университета, гостиницы «Метрополь» - приводили к полному уничтожению зданий, приносили огромный материальный ущерб.

Героизм и мужество пожарных не знали границ. Рискуя жизнью, пожарные боролись с огнем, спасали людей, попавших в беду. Тяжела была жизнь пожарного, опасен труд, связанный с каждодневным риском».

Жюри объявляет команду - победительницу.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Моя профессия - ПОЖАРНЫЙ»

Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человека

Воспитательные задачи:

  1. Пополнить знания учащихся в области применения правил пожарной безопасности.

  2. Научить детей правильным действиям в случае возникновения пожара.

Подготовительный период:

  1. Подготовить наглядный материал (плакаты, буклеты на противопожарную тематику) для оформления класса. Желательно использовать набор плакатов Ю. Лейбмана, Г. Шубина, И. Бодрова (М.:; Недра, 1982, 1985г.г.).

  2. За несколько дней до классного часа предложить детям сделать выставку лучших рисунков на тему «Осторожно, огонь!» Приложение № 5.

1.Вступительное слово учителя.

Тысячи лет тому назад люди научились добывать огонь. При соблюдении правил пожарной безопасности он послушен человеку и приносит ему большую пользу. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло. Примерно каждый шестой пожар происходит по вине детей и подростков.

2.Беседа преподавателя с выступлениями учащихся и участием в разборе конкретных ситуаций. Учитель предлагает учащимся рассказать, отчего бывают пожары. Учащиеся приводят примеры пожаров. «Пожаром закончилась игра с огнем у новогодней елки и для десятилетнего Сережи Демкина с улицы Гурьянова,19 в г. Москве. Зажигая спички, Сережа не заметил, что горящая головка одной из них отлетела и попала на бумажные украшения. В результате сгорела елка и часть паркета».

3.Рассказ работников пожарной охраны о профессии пожарного.

Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человекаПредседатель Тепло-Огаревского отделения ВДПО Крылова О. Я.

«Пожарный. Суть этой профессии особенно ярко проявляется в минуты грозной опасности. Ленинград. Январь 1942года. Блокада. Фашистский снаряд попадает в Елагинский дворец - один из великолепных памятников культуры. Измученные голодом, холодом, бесконечными выездами на пожары, бойцы под непрерывным артобстрелом тушат пожар, не дают погибнуть в огне сложному по планировке зданию».

Кто сказал, что в век космонавтики пожарная техника уже не интересует молодежь? Профессия огнеборца не утратила своей привлекательности. Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человека Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человека Начальник ОГПН Тепло- Огаревского района знакомит учащихся со снаряжением пожарной машины и работой огнетушителя.

Да, о пожарных знают пока не очень много. Но популярность профессии растет. Пожарный рассказывает о том, как усложнились сейчас пожары, приводит конкретные примеры пожаров в районе, о причинах их возгорания и рекомендует ребятам, решившим посвятить себя нелегкой профессии, серьезно заняться спортом.

Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человекаПожарно-прикладной спорт получил признание как в нашей стране, так и за рубежом. Он способен увлечь человока любого возраста. В нем есть и накал борьбы и красочность зрелища. Спорт пожарных потому и называют прикладным, что помогает вырабатывать навыки, необходимые в борьбе с огнем.

Наши учащиеся не остаются в стороне от этого вида спорта и гордятся своими успехами. Приложение № 6.

Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человекаАлисин Павел на штурмовой лестнице.

К работе по обучению школьников правилам пожарной безопасности необходимо отнестись со всей серьезностью: если мы не обучим детей, начиная с младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары.

Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение основных гигиенических норм. Помочь им в этом обязаны мы взрослые.



Список литературы:

1.Федеральный закон о пожарной безопасности, введенный в действие от 05.01.95г. ст.25.

2.Попок Е. Чтобы не было пожара- М.Просвещение, 1985г.

3. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, школ-интернатов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППВ-101-89).

4. Рылеева Л., Таборко А. Игра!...Игра! - М. Молодая Гвардия, 1987г.

5. «Моя профессия - пожарный». Москва, изд. «Планета», 1987г.









ПРИЛОЖЕНИЕ № 1









ПРИЛОЖЕНИЕ № 2







ПРИЛОЖЕНИЕ № 3









ПРИЛОЖЕНИЕ № 4







ПРИЛОЖЕНИЕ № 5







ПРИЛОЖЕНИЕ № 6









ПРИЛОЖЕНИЕ № 7





Методическая разработка по теме: Огонь-друг и враг человека

Учащиеся на встрече с работниками пожарной части № 64 Тепло - Огаревского района.



27


© 2010-2022